Программа дополнительного образования детей "Культура поведения делового человека"
рабочая программа по теме

Соина Светлана Александровна

Предполагаемый курс восполнит в определенной мере тот огромный пробел школьного и семейного воспитания, который касается речевой культуры молодого человека, подготовит его к дальнейшему деловому общению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_do_soina.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования детей

«Культура поведения делового человека»

Педагог ДО: Соина С.А., МОУ «Мамоновская ООШ»

Пронского района Рязанской области

Пояснительная записка

      В поведении и общении с другими людьми неизбежно появляется внутренний мир человека. Богатому и красивому внутреннему миру, как правило, соответствует высокая культура поведения и общения.

    У каждого народа существуют свои нормы и представления, как о правилах этикета, так и о правилах общения. Хороший тон нигде так наглядно проявляется, как в речи. Речь говорящего – его интеллект и культура.

  Культура речи – это «живое» образное слово. В нем имеют значение три составные: кто говорит, что говорит. Доказано: никакая другая способность, которой может обладать человек, не делает ему такого авторитета и возможность с такой быстротой сделать карьеру, как умение хорошо говорить.

     Однако произнести речь – искусство немалое. Оно требует от оратора мобилизации мышления, памяти, богатого словарного запаса,  всей духовной сферы, психологической устойчивости.

  Предполагаемый курс восполнит в определенной мере тот огромный пробел школьного и семейного воспитания, который касается речевой культуры молодого человека, подготовит его к дальнейшему деловому общению.

 

Цель программы: формирование представлений о том, что такое культура речи, культура поведения, культура общения, в том числе и делового.

Задачи:

  • познакомить учащихся с истоками возрождения культуры в народных традициях;
  • дать основные навыки правил хорошего тона;
  • познакомить с такими качествами как доброта, уважение, достоинство и т.п.;
  • создание условий для дальнейшего усвоения норм устной речи;
  • формировать навыки и приемы обучающихся правильно говорить, общаться, слушать собеседника.

Продолжительность программы: данная программа рассчитана на 1 год обучения. Объем программы – 72 часа (один раз в неделю по два часа).

Методы, применяемы при обучении

  1. Объяснительно-иллюстративный.
  2. Репродуктивный.
  3. Экспериментальный.

Основные формы организации учебных занятий: 

  • беседы;
  • лекции;
  • мини-интервью;  
  • часы общения;
  • миниатюры;
  • мини-сценки;
  •  семинары;
  • деловые игры;
  • практикумы;
  • тестирование.

Формы деятельности учащихся:

- фронтальные;

-индивидуальные;

-групповые.

Формы контроля достижений учащихся: выполнение и защита творческих работ: сценарии, участие в мини-сценках, миниатюрах, семинарах, деловых играх.

Виды контроля:

  1. вводный;  
  2. промежуточный;
  3.  итоговый;
  4. коллективный анализ творческих работ.

Возраст обучающихся – 13-16 лет.

Наполняемость групп – 4-6 человек. Она обусловлена тем, что на занятиях обучающиеся организуются в рабочие группы. Задания содержат различный по содержанию материал и требуют индивидуальных способностей учащихся в той или иной области.

Учебно-тематический план

п/п

 Тема

Количество часов

Из них:

типовых занятий

практических занятий

   

                   2

3

4

5

                                       1. История делового общения (4 часа)

1.1

Введение. Этикет – кодекс хороших манер. Основные направления этикета

2

2

-

1.2

Исторические корни делового общения. Дипломатический, придворный, воинский, деловой, повседневный этикеты

2

2

-

2. Правила общения (16 часов)

2.1

Приветствие

2

1

1

2.2

Обращение

2

1

1

2.3

Извинение

2

1

1

2.4

Умение вести беседу

6

2

4

2.5

Разговор по телефону

4

1

3

                                                    3. Деловой этикет (14 часов)

3.1

Деловые бумаги

3

1

2

3.2

Подготовка к переговорам

3

1

2

3.3

Проведение делового совещания

2

1

1

3.4

Подготовка у выступлению

2

1

1

3.5

Этикет работы в компьютерных сетях и в дисплейном классе

2

1

1

3.6

Юмор в речевом этикете

2

1

1

                                                    4. Словарный запас ( 6 часов)

4.1

Крылатые слова

2

1

1

4.2

Пословицы и поговорки

2

1

1

4.3

Иностранные слова

2

1

1

                                                     5. Нормы устной речи (12 часов)

5.1

Построение фраз. Произношение слов

6

2

4

5.2

Повторяемость слова в фразе. Произношение  Э и Е. «Оба» - «Обе». Класть – «ложить»

2

1

1

5.3

Недопустимость в официальной речи жаргонизмов, грубых просторечий. Ударение

4

2

2

6.

Образ в слове

4 часа

1

3

7.

Эмоция в слове

4 часа

1

3

8.

Логика в слове

4 часа

1

3

9.

Русский глагол

4 часа

1

3

10.

Зачетное занятие

4

1

3

                                                                         Итого:

72

29

43

Содержание программы

 

  1. История делового общения (4 часа)

 Этикет- кодекс хороших манер. Поведение и общение как проявление внутреннего мира человека. Исторические корни делового общества. Дипломатический, придворной, воинский, деловой, повседневный этикеты. Основные направления этикета.

  1. Правила общения (16 часов)
  1. Приветствие.

Приветствие как обычай. Варианты приветствия. Правила приветствия. Национальная особенность приветствия.

2.2. Обращение.

Виды обращения. Особенности обращения в русском речевом этикете.

2.3. Извинение.

Извинение как проявление вежливости, искренности. «Извините» - «извиняюсь». Извинение – не оправдание. Афронт.

  1.  Умение вести беседу.

Беседа как обмен мыслями. Постановка голоса – решение речевых проблем. Пауза речи. Акцент. Комплимент. Выразительность речи. Умение вести дискуссию.

  1.  Разговор по телефону.

Правила разговора по телефону. Особенности передачи информации в использовании других средств  связи (пейджер, мобильная  связь).

      3. Деловой этикет (14 часов)

      3.1. Деловые бумаги.

      Бланк. Визитная карточка. Личное письмо. Благодарственное письмо.    

      Поздравительное письмо. Письмо с выражением соболезнования. Открытка.

      Телеграмма. Факс и электронная почта.

      3.2. Подготовка к переговорам.

      Этапы изложения позиции. Стратегия ведения переговоров. Тактические приемы.

      3.3. Проведение делового совещания.

      Стиль проведения деловых встреч. Правила проведения делового совещания. Повестка  

Дня. Письменный протокол.

      3.4. Подготовка к  выступлению.

      Тема выступления. Главные мысли речи. Логика и последовательность изложения.  

Аргументы. Запись собственного ведения проблемы. План речи.

      3.5. Этикет работы в компьютерных сетях и дисплейном классе.

      Автономный компьютер в учебном классе или лаборатории. Компьютер в локальной сети. Компьютер в сети Интернет. ВВВ (WWW- world wide web) – всемирная паутина. Правила использования электронной почты.

       3.6. Юмор в речевой этике.

       Сила юмора. Юмор как компромисс. Чувство юмора как проявление таланта.

       4. Словарный запас (6 часов)

       4.1. Крылатые слова.

       «Строительный материал» речи. Толкование крылатых слов и выражений.

       4.2. Пословицы и поговорки.

       Сердцевина пословиц и поговорок. Поговорка как оборот речи. Пословица как завершенная мысль с поучительным смыслом.

       4.3. Иностранные слова.

       Слово чужое и слово чуждое. Если бы русское слово не сменилось иностранным. Необходимость заимствования. Опасность или небрежность.

       5. Нормы устной речи (12 часов)

       5.1. Построение фраз. Произношение слов.

5.2. Повторяемость слова в фразе. Произнесение Э и Е. класть вместо «ложить». Речевые ошибки при склонении числительных «оба» и «обе».

5.3.  Недопустимость в официальной речи жаргонизмов, грубых просторечий.

      6. Образ в слове ( 4 часа)

      Жалованье и зарплата. Служба, должность, работа. Заштатный и захолустный. Делец и делаш. Беседовать, говорить, общаться. Эмоция и образ в действии. Речь молодежи. «Мурло мещанина» и русская речь.

      7. Эмоция в слове (4 часа)

      Вопить и кушать. «Ужас страшно!» волнительно и волнующе. Шикарное и пикантное. Чепуха и вздор. Бесподобно! Немыслимо! Небывало!

      8. Логика в слове (4 часа)

      Логика термина. Довольно, вполне, достаточно. Конструктивный, позитивный, негативный. Недочеты, проблемы, недостатки.

      9. Русский глагол (4 часа)

      Глагол и речь. Стать и встать. Одеть и надеть. Занимать и одолжить. Сказать и подсказать. Протестовать против. «Оплачивайте проезд!», «Гасите свет!».

     10. Зачетный урок (4 часа).

Требования к уровню подготовки воспитанников

По окончании курса   учащиеся должны знать:

- исторические корни делового общения;

- правила общения;

- деловой этикет, его виды;

- этикет общения в компьютерных сетях и в дисплейном классе;

- нормы устной речи;

- основные виды эмоционального воздействия на слушателя.

 По окончании курса учащиеся должны уметь:

- правильно приветствовать собеседника и обращаться к нему;

- вести беседу, говорить по телефону;

- подготовиться к переговорам, к выступлению, проведению делового совещания;

- работать в компьютерных сетях и дисплейном классе;

- правильно произносить слова, ставить ударение, не допускать в своей речи грубых просторечий, диалектных слов, жаргонизмов;

- использовать основные виды эмоционального воздействия на слушателя.

 

       

Учебно-методическое обеспечение и техническое оснащение

Оборудование: столы, стулья, доска настенная, шкафы.

Инструменты: карандаши, ручки.

Материалы: тетради, чертежная бумага, раздаточный материал.

Наглядные пособия: таблицы, тексты.

Техническое оснащение: компьютер, CD – диски, телефон.

Литература для обучающихся

  1. Барашков, В.Ф. А как у вас говорят? – М.,1986.
  2. Гольдин, В.Е. Речь и этикет.- М., 1983.
  3. Коровина В.Я. На доступах к риторике /пособие для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учебных заведений/. – М.: Мнемозина, 1996.
  4. Розенталь, Д.Э., Голуб, И.Б. Секрет стилистики: правила хорошей речи.- М.: Рольф, 1996.

 

Литература для педагога

  1. Акишина, А.А. и др. Жесты и мимика в русской речи.- М.,1991.
  2. Богданов, В.В. Речевое общение.- Л.,1990.
  3. Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г. Культура  и искусство речи. Современная риторика.- Ростов/ НД, 1998.
  4. Головин, Б.Н. Основы культуры речи.- М., 1988.
  5. Головин, Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи.- М., 1988.
  6. Канн-Калик, В.А. Грамматика общения. – М., 1995.
  7. Колесов, В.В. Культура речи. - Л.: Ленинград, 1988.
  8. Леонтьев, Ю. А. Психология общения.- М.: 1997.
  9. Максименко, О.И. Энциклопедия этикета. – М.: Астрель, 2003.
  10. Макаренков, С.М. Энциклопедия этикета. – М.: «Рипол классик», 2003.
  11. Гольдин, В.Е. Речь и этикет.- М., 1983.
  12. Оганесян, С.С. Культура речевого общения// Русский язык в школе. -1998. -№5.
  13. Скворцов, Л.И. Язык, общения, Культура// Русский язык в школе.- 1994.- №1.
  14. Формановская, Н.И. Культура речи и речевой этикет// Русский язык в школе.- 1993.-№5.
  15. Чиненный, А.И. Этикет на все случаи жизни.- М.: Акалис, 1996.
  16. Соколова, В.В. Культура речи и культура общения.- М.: Просвещение, 1995.
  17. Москвин, В.П. Стилистика русского языка: Приемы и средства выразительной и образной речи (общая классификация). – Волгоград: Учитель, 2000.
  18. Камышева, С.Ю. Культура речи педагога в заданиях и упражнениях. -Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2003.
  19. Культура русской речи и эффективность общения.- М., 1996.
  20. Культура устной и письменной речи делового человека. – М., 1997.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по немецкому языку "Деловой немецкий"

Данная программа разработана для старшего звена (10-11 классы). Представляется возможным введение этого элективного курса в качестве дополнения к школьному курсу, т.к. уровень знаний, полученных ранее...

Программа Дополнительного Образования по Курсу «ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА» для 9-х классов

Программа курса построена с учетом положения экологии человека как интегрированной области знания. Экология человека на основе познания многообразных факторов взаимодействия человека с окружающей сред...

Рабочая программа дополнительного образования "Экология человека"

Данная программа рассчитана на учащихся 8 класса и углубляет содержание школьного курса биологии 8 класса «Человек и его здоровье». Курс формирует у старшеклассников оптимальные для здоров...

Программа дополнительного образования. Эколого-биологическое направление. "Экология человека и окружающей его среды"

Оригинальность данной работы заключается в том ,что она позволяет изучить экологию человека, его значение и место в окружающей среде.Знание основ микробиологии, паразитологии , экологии человека и ибщ...

Программа дополнительного образования "Человек и общество"

Данная программа рассчитана для подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по обществознанию. Материал содержит основные вопросы, встречаемые на экзамене....

Для учителей литературы. Программы для дополнительного образования в ЧОУ "Деловая Волна"

Изучение зарубежной литературы расширяет кругозор учащихся и позволяет расматривать произведения русских писателей в сравнении с мностранными авторами.  Ребята могут  писать сочинения,...

Рабочая программа дополнительного образования «Экологические аспекты здоровья человека » для обучающихся 14-15 лет, 2019 г.

Направленность данной программы – естественно-научная.Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время на современном этапе развития общества очевидна необходимость всесторонне...