Рабочая программа дополнительного образования "Экология человека"
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Степичева Надежда Викторовна

Данная программа рассчитана на учащихся 8 класса и углубляет содержание школьного курса биологии 8 класса «Человек и его здоровье». Курс формирует у старшеклассников оптимальные для здоровья модели и стратегии поведения, обеспечивающие наилучшую адаптацию во взрослой жизни. Ключевым в содержании курса является фундаментальное понятие экологии человека – понятие здоровья. Вторым центральным понятием является понятие факторов здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx30.67 КБ

Предварительный просмотр:

Иловский филиал

МОУ «Чердатская средняя общеобразовательная школа»

Зырянского района

Межрегиональный конкурс методических материалов

«Экологическое образование во внеурочной деятельности

в условиях реализации ФГОС»

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Экология человека»

разработала учитель экологии

Иловского филиала

МОУ «Чердатская СОШ»

Степичева Надежда Викторовна

с.Иловка – 2017

Пояснительная записка

Последнее время люди всё чаще задумываются о своём будущем и о будущем нашей планеты, о том, как сохранить здоровье и увеличить продолжительность жизни.

Люди изменяют окружающую среду, казалось бы, для своего благополучия. Но возникающие в природе изменения прямо или косвенно влияют на человека.

Загрязнение среды обитания ведёт к увеличению числа известных и появлению новых заболеваний. Автоматизация разных видов деятельности влечёт за собой уменьшение двигательной активности человека, оказывающей отрицательное влияние на его организм. Новые способы обработки, хранения и приготовления продуктов питания не всегда благоприятно действует на здоровье.

В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его деятельность и гигиену необходимо изучать в неразрывной связи с экологическими сведениями.

Нарастание экологического кризиса придаёт особую актуальность формированию у учащихся знаний, которые являются научной основой сохранения здоровья людей и охраны окружающей среды.

Данная программа рассчитана на учащихся 8 класса и углубляет содержание школьного курса биологии 8 класса «Человек и его здоровье». Курс формирует у старшеклассников оптимальные для здоровья модели и стратегии поведения, обеспечивающие наилучшую адаптацию во взрослой жизни.

Ключевым в содержании курса является фундаментальное понятие экологии человека – понятие здоровья. Вторым центральным понятием является понятие факторов здоровья.

Лучшему усвоению курса способствует сочетание теоретического материала и практических работ. Программа предусматривает чтение лекций и  проведение практических занятий.

Программа построена из расчёта 17 часов (1 час в неделю в первом или втором полугодии учебного года).

Цели и задачи курса

Цель: Создать у учащихся целостное представление об экологии человека, как области знаний и выработать у них стратегию грамотного экологического поведения и функциональной грамотности

Задачи:

Обучающие:

  • сформировать метапредметные экологические элементы (представления);
  • ориентировать учащихся на прикладные аспекты экологических знаний (в области экологии человека);
  • развивать функциональную грамотность учащихся;
  • способствовать созданию в сознании учащихся здоровых моделей поведения;
  • развитие ключевых компетентностей учащихся (аналитико - деятельностная, информационная, коммуникативная, прогностическая, рефлексивная).

Развивающие:

  • через экологическое образование создать зону актуального развития каждого учащегося;
  • способствовать развитию формально – операциональных структур интеллекта (логическое мышление);
  • формирование метапредметных связей и через них целостного мировоззрения и определение своего  места в этом мире;
  • развитие духовно – ценностного потенциала учащихся.

Воспитательные:

  • формирование культуры здоровья и ценностного к нему отношения;
  • воспитание алгоритмизации прогноза собственного поведения;
  • формирование модели социально - одобряемой стратегии деятельности и поведения;
  • воспитание модели здорового пищевого поведения;
  • воспитание экологических и толерантных установок личности.

По окончании курса учащиеся должны:

знать:

  • место человека в системе живой природы
  • факторы здоровья, что такое здоровье
  • влияние факторов окружающей среды на организм человека
  • способы снижения негативного влияния окружающей среды

уметь:

  • работать с различными источниками информации
  • давать оценку подготовленности организма к изменениям факторов окружающей среды
  • анализировать состав пищевых продуктов
  • составлять рекомендации по правильному питанию
  • отслеживать биометрические показатели своего организма с помощью измерительных приборов
  • оценивать санитарно – гигиеническое состояние учебного помещения
  • использовать полученные знания в своей реальной  общественной и практической деятельности
  • развивать  творческие (исследовательские) взаимосвязи с товарищами

Используемые технологии:

  • личностно ориентированное обучение
  • проблемное обучение
  • технология критического мышления
  • здоровьесберегающие
  • ИКТ

Используемые методы:

  • частично – поисковый и исследовательский
  • словесно – наглядный
  • проблемное изложение

Контроль достижений учащихся осуществляется через наблюдение активности на занятиях, анализ результатов выполнения практических заданий, беседы с учащимися и т.д.

Содержание программы

  1. Окружающая среда и здоровье человека – 3 часа

Что изучает экология человека. Экология человека: биологическая, социальная, прикладная. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные (социальные, физические, химические, биологические). Человек – биосоциальное существо. Природная и социальная среда. Здоровье. Образ жизни. Режим дня. Климат и здоровье. Природа и здоровье. Биометеорология. Экстремальные факторы: перегрузки, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация. Практикум: Оценка состояния физического здоровья.

  1. Влияние факторов среды на системы органов – 12 часов

Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркогенных веществ. Условия правильного формирования опорно – двигательной системы. Гиподинамия. Активный образ жизни. Практикум: Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой. Условия полноценного развития системы кровообращения. Ударный объём. Частота сердечных сокращений. Юношеская гипертония. Практикум: Реакция сердечно – сосудистой системы на физическую нагрузку. Профилактика нарушений деятельности сердечно – сосудистой системы. Практикум: Определение стрессоустойчивости сердечно – сосудистой системы. Правильное дыхание. Носовое дыхание. Канцерогены. Практикум: Влияние холода на частоту дыхательных движений. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные соли. Природные пищевые компоненты: растительные волокна, молочно – кислые бактерии, дрожжи. Вкусовые компоненты. Чужеродные примеси пищи: нитраты, пестициды, болезнетворные организмы.  Практикум: О чём может рассказать упаковка. Рациональное питание. Культура питания. Диета. Воздействие солнечных лучей на кожу.  Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце. Терморегуляция организма. Закаливание. Практикум: Реакция организма на изменения температуры окружающей среды. Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы, утомление, переутомление. Практикум: Развитие утомления. Внешние воздействия на анализаторы: работа на компьютере, звук, шум, укачивание. Практикум: Воздействие шума на остроту слуха. Стресс – негативный биосоциальный фактор. Практикум: Оценка температурного режима учебных помещений. Темпераменты. Стрессоустойчивость. Практикум: Определение некоторых свойств нервных процессов, лежащих в основе деления на типы высшей нервной деятельности. Биоритмы. Биологические часы. Практикум: Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей.

  1. Репродуктивное здоровье – 2 часа

Половые железы. Половые гормоны. Период полового созревания. Вторичные половые признаки. Половая жизнь. Беременность. Естественное и искусственное прерывание беременности. Внутриутробное развитие. Факторы риска: физические, биологические, химические. Болезни, передающиеся половым путём. Ответственное поведение.

Тематическое планирование

дата

№ занятия

тема занятия

форма проведения

Окружающая среда и здоровье человека 3 ч.

1/1

Что изучает экология человека.

лекция

2/2

Здоровье и образ жизни. Практикум: Оценка состояния физического здоровья.

лекция, практическая работа

3/3

Влияние климатических факторов на здоровье. Экстремальные факторы окружающей среды.

лекция

Влияние факторов среды на системы органов 12 ч

1/4

Вредные привычки

2/5

Условия правильного формирования опорно – двигательной системы. Практикум: Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой.

лекция, практическая работа

3/6

Условия полноценного развития системы кровообращения.

лекция

4/7

Практикум: Реакция сердечно – сосудистой системы на физическую нагрузку. Практикум: Определение стрессоустойчивости сердечно – сосудистой системы

практическая работа

5/8

Правильное дыхание. Практикум: Влияние холода на частоту дыхательных движений.

лекция, практическая работа

6/9

Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важный экологический фактор. Рациональное питание. Практикум: О чём может рассказать упаковка.

лекция, практическая работа

7/10

Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции. Закаливание. Практикум: Реакция организма на изменения температуры окружающей среды

лекция, практическая работа

8/11

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Практикум: Развитие утомления

лекция, практическая работа

9/12

Условия нормального функционирования анализаторов. Практикум: Воздействие шума на остроту слуха

лекция, практическая работа

10/13

Стресс – негативный биосоциальный фактор. Практикум: Оценка температурного режима учебных помещений.

лекция, практическая работа

11/14

Темпераменты. Стрессоустойчивость. Практикум: Определение некоторых свойств нервных процессов, лежащих в основе деления на типы высшей нервной деятельности

лекция, практическая работа

12/15

Биоритмы и причины их нарушения. Домашний практикум: Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей

лекция, практическая работа

Репродуктивное здоровье 2 ч.

1/16

Особенности развития организма девушки и юноши под действием биосоциальных факторов. Проблемы взросления и культура здоровья

лекция

2/17

Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путём. Ответственное поведение как социальный фактор

лекция

Источники информации

  1. Арский  Ю. М. и др. Экологические проблемы. Что происходит, кто виноват и что делать. – М.: МНЭПУ, 1997г.
  2. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В, Экология. Информационно-развивающие дидактические задания. 9-11 класс. СПб СМИО Пресс, 1999
  3. Биология. 9 класс: предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов. Составитель Чередниченко И.П. Волгоград, Учитель, 2007.
  4. Брагина С.В., Игнатович И.В., Сарьян А.В. Взаимоотношения общества и природы. – М.: НИА-природа, 1999.
  5. Голубев В.С., Козлова О.Н. Экологическая культура. – М..: Горизонт, 1997.
  6. Димитриев А.Д. Экология и здоровье человека. М. Просвещение – 2003г.
  7. Кондратьев И.Я., Крапивин В.Ф., Савиных В.П. Перспективы развития цивилизации. Многомерный анализ. – М.: Логос, 2003.
  8. Неплох Я.М. Человек, познай себя! – СПб.: Наука, 1991.
  9. Тейяр де Шарден. Феномен человека. – М.:АСТ, 2002.
  10.  Тель Л.З. Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. – М.: Астрель, 2001.
  11.  Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Гигиена и экология человека. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
  12. Фёдорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека: культура здоровья. Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. М., Вентана – Граф, 2004.
  13.  Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах. – М.: Дрофа, 2001.
  14. Экология для школьников: атлас/под ред. А.Т. Зверева. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
  15. www. ecolife.ru/index.shtml/ - журнал «Экология и жизнь»
  16. www/edu.nsu.ru/noos/ecology/ - экологический раздел
  17. www.ecoguild.narod.ru/ - сайты Гильдия экологов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.

Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность.       Индивидуальное обу...

Программа дополнительного образования "Человек и общество"

Данная программа рассчитана для подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по обществознанию. Материал содержит основные вопросы, встречаемые на экзамене....

Рабочая программа дополнительного образования «Экологические аспекты здоровья человека » для обучающихся 14-15 лет, 2019 г.

Направленность данной программы – естественно-научная.Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время на современном этапе развития общества очевидна необходимость всесторонне...

Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)

Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...