Программа дополнительного образования Направление: эколого-биологическое Кружок по географии «Юный эколог»
методическая разработка по географии на тему

Целью работы кружка «Юный эколог» состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ekolog_kruzhok.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

Направление: эколого-биологическое

Кружок по географии «Юный эколог»

Возраст: 11 – 14 лет

Срок реализации: 1 год

Педагог: Лихачева О.Л.

Методическое обоснование работы кружка

«Если бы каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что может, как прекрасна была бы Земля наша»

А.П.Чехов

Целью работы кружка «Юный эколог» состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе.

Перед кружком состоят следующие задачи:

  1. Понимание современных проблем окружающей среды
  2. Развитие критического отношения у учащихся к результатам деятельности человека
  3. Умение анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды, т.е. воспитание экологической культуры

В решении этих задач кружковая работа опирается на основные принципы экологического образования:

  1. Принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся единство окружающего мира
  2. Принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира
  3. Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период
  4. Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению учащихся в практикующую деятельности
  5. Принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой

В ГБОУ СОШ №10 учатся дети с девиантным поведением. Причины, по которым школьники были отчислены из предыдущих учебных заведений различные: в основном это частые прогулы занятий, неуспеваемость по двум и более предметам, недисциплинированность, отказ подчиняться требованиям учителя, совершение различного рода правонарушений. Многие из этих ребят воспитываются в неполных (имеют одного родителя) или многодетных семьях. Очень большую трудность в обучении представляют следующие: прежде чем попасть в эту школу, многие из ребят очень часто прогуливали школьные занятия, а некоторые вообще нигде не учились по году и больше. В связи с этим фактом все учащиеся имеют большие проблемы в знаниях по многим темам курса географии, и выявить, устранить эти пробелы очень трудно. Устная и письменная речь этих подростков сформулирована с трудностями оформления высказывания. Наряду с низкой мотивацией к обучению, присутствует постоянное нежелание учиться, а иногда и полный отказ от знаний. Успеваемость и уровень дисциплины в классах слабый.

Вот почему работы кружка по географии – неотъемлемая часть учебного процесса.

Основные формы и методы работы: экскурсии, беседы, диспуты, исследовательская деятельность, чтение художественной литературы, просмотр к/ф, видеофильмов, DVD. В работе кружка применяется деятельность на пришкольном участке, который выступает в качестве экологической площадки.

Результатами работы учащихся в кружке являются:

  1. Оформление стенда «Природа Ростокино» (фотомонтаж)
  2. Участие в региональных мероприятиях, проводимых в Ростокино
  3. В осенне-зимний период проводится акция «Мы кормим птиц»
  4. На занятиях кружка учащиеся пишут рефераты, оформляют альбом «Защитим Ростокино», который является заключительным этапом в работе кружка «Юный эколог»

Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки нашего сознания и отношения к природе жизнь человека на Земле может погибнуть гораздо раньше, чем мы это предполагаем. Вот почему каждому нужно бережно относиться к природе, ее богатствам, во избежание катастрофы на Земле.

Методическое обеспечение

1. Методическая литература:

  1. «Нравственно-экологическое воспитание школьников» Л.С.Литвтнова, О.Е.Жиренко. 5-11  кл.-М:Б за знания, 2005-208 с. – Методическая библиотека).
  2. «Жизнь в окружающей среде» Тайлер Миллер (Программа всеобщего экологического образования). Изд.группа «Прогресс», «Пангея», 1993 г.
  3. «Экология России» Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова, учебник 9-11 кл. общеобр. Школы – М:АО МДС, ЮНИСАМ, 1995 – 232с.
  4. «Экология» А.Т.Зверев, Е.Г.Зверева, учебник для 7-9 кл. общеобр. школы – М:Дом педогогики, 1999 – 336 с.ил.
  5. Природа СССР «По Карелии» Изд.Планета, 1988 г.
  6. «Стихийные бедствия» Г.Райхардт
  7. Красная Книга «Дикая природа в опасности» Д.Фишер, Н.Саймон
  8. Географический калейдоскоп П.А.Кравчук
  9. «Страны и народы» (энцикл.) – ч1 «Земля и человечество» - 2 тома
  10. Информационные ресурсы всемирной сети Интернет

2.Экранно-звуковые средства обучения:

  1. Телевизор (цвет.) JVC – 1
  2. Диапроектор Novamat E-150
  3. Видеомагнитофон
  4. DVD-плейер
  5. Интерактивная доска

3.Демонстрационные материалы:

  1. Комплект лабораторного оборудования «Наблюдение за погодой» 6 кл.
  2. Видеофильмы «Океан и Земля» Ступени познания
  3. Слайд-альбом «География России»

слайд-альбом «Ландшафты Земли»

слайд-альбом «Население Мира»

слайд-альбом «Стихии Земли»

  1. DVD-фильм «Загадки Сибири»

DVD-фильм «Посола»

DVD-фильм «Остров Каннибалов»

(Прил.к журналу GEO) автор Круглов Л.

Учебно-методическое планирование

Разделы курса

№ урока

Темы раздела

I. Экология – наука 21 века

(6 часов)

1

Вводное занятие. Что такое экология? Инструктаж правил поведения на экскурсиях и практических занятиях.

2

Что изучает экология? Зачем нужно изучать экологию? Науки об окружающей среде.

3

Что нужно сделать, чтоб сохранить окружающий нас мир? Экологическая игра «Мир добрых дел» (начало). Составление вопросов к экологическому опросу населения.

4

Что нас ждет, если мы ничего не сделаем для сохранения окружающего мира? Игра «Мир добрых дел» (продолжение). Экологический опрос населения.

5

Экология человека: какие у нас перспективы?

6

Экологические проблемы России.

II.Биоэкология

(12 часов)

7

Что изучает биоэкология?

8

Понятие экосистемы. Игровое занятие «Из чего производят мороженое?»

9

Биологическое разнообразие – разнообразие жизни.

10

Факторы, формирующие экосистемы.

11

Пищевые цепи.

12

Круговорот веществ в экосистемах. Пр.р. «Определение степени токсичных веществ в почве в результате изменения состояния растений».

13

Населенный пункт как экосистема.

14

Экологические пирамиды.

15

Устойчивость экосистемы.

16

Экологическая ниша.

17

Экологическая сукцессия.

18

Учение о биосфере. Проблемы сохранения растительного и животного мира.

III.Охрана животных и растений

(7 часов)

19

Значение живой природы: биологическая, нравственная, экономическая, эстетическая. Пр.р. «Изучение животного мира Ростокино».

20

Почему необходимо охранять дикие виды животных и растений? Пр.р. «Экологическое путешествие в Африку и Австралию».

21

Причины исчезновения животных и растений. Разрушение природной среды обитания.

22

Загрязнение окружающей среды. Пр.р. «Определение степени загрязнения воздуха в помещениях».

23

Браконьерство. Борьба с хищниками. Коллекционирование.

24

Красная книга. Зачем она нужна?

25

Охрана мест обитания животных и растений. Заповедники, заказники, национальные парки.

IV.Сельско-хозяйственная экология

(6 часов)

26

с/х деятельность и окружающая среда. Сохраним Землю чистой.

27

Основные компоненты агроэкосистемы. Пр.р. «Определение плодородия почвы различными методами».

28

Почвенная эрозия. Добыча полезных ископаемых.

29

Деятельность человека: использование удобрение, пестицидов. Биологическая защита растений.

30

Отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на агросистемы. Засоление почв, кислотные дожди, отходы, вытаптывание почв скотом.

31

Мероприятия по сохранению плодородия почвы. Экологически грамотное ведение сельского хозяйства.

V.Лесохозяйственная экология

(11 часов)

32

Лес – наше богатство. Экскурсия в лесопарковую зону «Лосиный остров». Изучение лесного фитоциноза.

33

Истребление лесов на Земле – экологическая трагедия.

34

Состав леса. Пр.р. «Оценка состояния лесопарка Ростокино».

35

Влияние среды обитания на рост деревьев и лесов. Пр.р. «Определение состояния древесных растений в разных зонах Ростокино».

36

Вредите и болезни леса. Борьба с ними.

37

Насекомые-вредители. Борьба с ними.

38

Лесные пожары. Инструктаж правил поведения при пожарах.

39

Мероприятия по защите леса от пожара. Сохраним лес для потомков.

40

Промышленные выбросы в атмосферу. Пр.р. «Оценка загрязненности лесопарка Ростокино».

41

Экскурсия в Российский Музей Леса.

42

Правила поведения в лесу.

VI.Водо-хозяйственная экология

(11 часов)

43

Рациональное использование воды. Пр.р. «Описание водных объектов Ростокино».

44

Вода – удивительное вещество. Водные экосистемы.

45

Экологическое состояние водоемов.

46

Подземные грунтовые воды – источники питьевой воды.

47

Пр.р. «Определение качества воды».

48

Источники загрязнения воды.

49

Водохранилища и их воздействия на окружающую среду.

50

Водоохранные мероприятия.

51

Охрана малых рек.

52

Правила поведения на воде.

53

Экскурсия в Музей Воды.

VII.Промышленная экология

(8 часов)

54

Научно-технический прогресс и экология. Значение атмосферы для биосферы Земли.

55

Промышленное загрязнение атмосферы. Последствия загрязнения атмосферы.

56

Источники загрязнения атмосферы. Пр.р. «Оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузке».

57

Промышленное загрязнение воды. Источники загрязнения. Сточные воды.

58

Промышленные и бытовые отходы. Их утилизация.

59

Экологически чистые источники энергии.

60

Проблемы крупных городов мира.

61

Город и человек.

VIII. Экологические катастрофы

(5 часов)

62

Природные экологические катастрофы.

63

Антропогенные экологические катастрофы: опустынивание, увеличение эрозий.

64

Техногенные катастрофы. Испытание ядерного оружия.

65

Что может привести к глобальным экологическим катастрофам?

66

Можно ли предотвратить глобальную экологическую катастрофу?

IX. Экология человека

(2 часа)

67

Окружающая среда и человек. Здоровый образ жизни.

68

Подведение итогов. Оформление стенда «Природа Ростокино»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования направление «Профессиональная подготовка» курс «Путь к профессии»

Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей....

Кружок по географии "Юный эколог"

Программа дополнительного образования кружок по географии "Юный эколог", расчитана на детей возраста 11-14 лет. Срок реализации - 1 год.Целью работы кружка «Юный эколог» состоит в развитии экологическ...

Программа дополнительного образования направление «Прикладное творчество» кружок «Рукоделие»

В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с ограниченными возможностями здоровья с природой и культурой, трудом и искусством. Это своеобра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Кружок «Занимательный английский»

Рабочая программа по английскому языку предназначена для работы с младшими школьниками. Рабочая программа рассчитана на 68 часов школьного учебного плана при нагрузке 1 часа в неделю. Срок реализации ...