Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Экология для дошколят"
рабочая программа

Пономарева Яна Юрьевна

                   Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, поэтому необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное казенное учреждение

«Центр социальной помощи семье и детям Асиновского района»

Принята на заседании                                                               Утверждаю:

педагогического совета                                                             Директор ОГКУ «ЦСПСиД

от «___» _______ 20___ г.                                                        Асиновского района»  

Протокол № ____                                                                     _______________________

                                                                                                    «___» ________ 20_____ г.

                                                                                                    Приказ № _________

Дополнительная общеобразовательная программа

естественнонаучной направленности

«Экология для дошколят»

Возраст обучающихся: 3-6 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                         

 Авторы-составители:

                                                        Пономарева Яна Юрьевна, методист

                                   

г. Асино, 2020.

Пояснительная записка

 За основу была взята программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой, направлена на формирование начал и решения вопросов экологической культуры у детей трех - шести лет.

Разработана Программа в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в РФ»;
  2. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 № 09-3242
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

          Программа имеет естественнонаучную направленность.

          Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, поэтому необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

        Программа включает теоретические знания, практические работы, экскурсии, наблюдения в природе, моделирование. Программа содержит занимательные сведения о живой и неживой природе, о растительном и животном мире, о сезонных изменениях в природе, о взаимосвязи жизни растений и животных с сезонными изменениями в природе. Работа по программе дает детям не только определенную сумму знаний, умений и навыков, но и позволяет сформировать у них познавательный интерес к миру природы, бережное и заботливое отношение к природе, нетерпимость к случаям нарушения правил общения с природой.

     Большинство занятий проходит с игровым действием. Проведение занятий в игровой форме, включение подвижных игр повышает интерес детей к занятиям, развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению восприятия учебного материала.

Новизна программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей, но и желание развития умений у детей оказывать помощь нашей природе. Программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников, теплицы. Благодаря включению детей в освоение данной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе. 

      Актуальность этой программы состоит в том, что она позволяет каждому ребенку познакомиться с миром окружающей его природы, её красотой и неповторимостью. Природа дает возможность понять многообразие ценностей природы, экологических взаимодействий между животными, растениями и человеком. Важнейшей функцией образовательной деятельности является формирования интереса к явлениям природы, экологическим взаимодействиям в природе, отношению человека к природе. Именно в этом и заключается актуальность настоящей программы: через знакомство и приобщение детей к миру природы открывается простор для последующего совершенствования знаний о взаимодействиях в окружающем мире.  

         Отличительные особенности Программы в том, что не делается привязки задач и содержания экологического воспитания к тому или иному возрасту, что позволяет начать её реализацию в любой возрастной группе. Отсутствие жёсткой регламентации позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям, регулируя на каждом этапе объём и глубину решения поставленных задач, что позволяет «нагружать» новыми знаниями быстро развивающихся ребят и не торопить с обязательным усвоением материала дошкольников, развивающихся в медленном темпе.

        Для более успешного освоения материала в программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины. А также прохождение специально разработанного экологического маршрута – экологической тропы.

Цель программы - воспитание бережного отношения к окружающей природе

Реализация цели программы будет осуществляться через решение следующих задач:

  1. развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы;
  2. формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливать простейшие связи между ними;
  3. воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому (растениям, животным);
  4. развивать эстетическое восприятие природных явлений;
  5. упражнять в определении состояния погоды (солнечная, пасмурная, дождливая, снежная, ветреная, облачная);
  6. воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру;
  7. закреплять представление о сезонных изменениях, поведении животных и птиц;
  8. приобщать детей к выращиванию растений в теплице, клумбе.

         Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 академическому часу (30 минут). Общее количество часов в год -75. Занятия проводятся на базе учреждения его территории.

        Целевая группа - основными участниками реализации программы дополнительного образования «Экология для дошколят» являются дети дошкольного возраста 3-6 лет из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

      Режим работы по программе определен с учетом требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, занятия ведутся с сентября по май включительно.

    Форма занятий - групповая. Весь материал дается в доступной и привлекательной для детей форме.

Группа формируется по разновозрастному принципу с переменным составом.

Срок реализации программы - 1 год.

    Ожидаемые результаты. В результате освоения программы дети:

- будут развивать наблюдательность и любознательность  в процессе ознакомления с явлениями природы;

- узнают о признаках природных объектов и явлений, научатся устанавливать простейшие связи между ними;

- будут развивать чуткое отношение ко всему живому (растениям, животным);

- будут развивать эстетическое восприятие природных явлений;

- научаться определять состояния погоды (солнечная, пасмурная, дождливая, снежная, ветреная, облачная);

- будут заботливо относиться к растительному и животному миру;

- узнают о сезонных изменениях, поведении животных и птиц;

- будут выращивать растения, рассаду для теплицы, клумб.

Способы отслеживания и контроля результатов обучения. Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляется в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разных форм работы:

- контрольные формы работы: игры, конкурсы, практические работы;

- открытые занятия

Учебный план

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение. Экология и мы

2

1

1

Опрос

2

Многообразие растений

11

6

5

Практическое задание

3

Живая и неживая природа

8

4

4

Викторина

4

Сезоны

9

4

5

Викторина

5

Мир животных

13

7

6

Конкурс рисунков

6

Пернатые друзья

11

4

7

Практическое задание

7

Мир насекомых

12

7

5

Практическое задание

8

Взаимодействие человека и природы

9

6

3

Коллаж

Итого

75

39

36

Содержание программы

        В программе выделены основные темы, с которыми знакомятся дошкольники:

  1. Введение. Экология и мы – раздел направлен на формирование осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы.

Теория (1 час): Что нас окружает? Правила поведения в лесу. Через добрые дела можно стать экологом (1ч)

Практика (1час): Знакомство с экологической тропой (1ч)

2. Многообразие растений - дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений, произрастающих в группе, узнают их названия, характерные особенности. Узнают, что растения – живые существа, и им необходимы определённые условия: питательная почва (земля), свет, вода, тепло, воздух. Эти условия им создаёт человек. Комнатные растения имеют определённое строение: у них есть корень, стебель, листья, иногда цветы. Комнатные растения человек специально разводит для эстетического наслаждения, для красоты. Комнатные растения имеют неодинаковые потребности (влаголюбивые,        засухоустойчивые,        светолюбивые, теневыносливые).

      Дети знакомятся с конкретными видами деревьев, кустарников, культурными и дикорастущими травянистыми растениями, знают их названия, характерные признаки, особенности строения и назначение всех органов. Узнают, что растения живые существа, что для жизни, роста, созревания семян им нужны определённые условия: тепло, свет, влага, питательная почва, воздух. Эти условия имеются на участке детского сада, поэтому растения там растут. Погодные условия там не постоянны – в течение года они меняются по сезонам. Растения приспособились к жизни в меняющихся условиях. Летом самые хорошие условия для растений, зимой условия неблагоприятные. Люди в течение года (трудные минуты) помогают растениям на участке.

     Дети узнают, что новое растение можно вырастить из семени, что от одного семени можно получить много семян; получают представление о стадиях роста и развития однолетних культур. В разные периоды роста растению нужны различные условия. Молодое растение – слабое, хрупкое, с ним надо обращаться бережно и осторожно, чтобы не повредить его. Новые растения можно вырастить из черенка, листа, луковицы, делением куста. Для вновь посаженного растения можно создать тепличные условия.

Теория (6 часов): Наш цветник (1ч), Растения на нашем участке (1ч), Растения осенью (1ч), Комнатные растения (1ч), Овощи и фрукты (1ч), Целебные травы экологической тропы (1ч)

Практика (5 часов): Аппликация «Цветочный коврик» (2ч), Сбор семян (1ч), Уход за растениями (1ч), Витамины в корзинке (лепка) (1ч).

3. Живая и неживая природа – дети узнают, что такое живая и неживая природа, отличать живые объекты от созданных человеком. Вода – это жидкое вещество, она льётся, течёт. Вода не имеет формы, цвета, запаха и вкуса. Поэтому: она принимает форму сосуда, в которой налита; становится цветной, если в неё добавить краску; приобретают соответствующий вкус и запах, если в неё добавить соль, сахар, лимон и т.д. Вода может быть чистой и грязной: чистая – прозрачная, грязная – мутная. Вода может быть разной температуры: холодной, комнатной, горячей, кипяток. Вода может менять своё состояние: на морозе она превращается в лёд, при нагревании – в пар. Лёд бывает твёрдый, хрупкий,  прозрачный, холодный, от тепла тает и становится водой. Сильный пар можно заметить – он бывает, когда вода кипит. Пар лёгкий, беловатый, клубами поднимается вверх, при охлаждении становится каплями воды. Белые облака – это большое скопление пара. При сильном охлаждении пар превращается в снег, иней. Снег падает снежинками, он белый, мягкий, холодный, тает от тепла.

      Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам – растениям, животным, людям. Воздух есть везде: вокруг нас, в земле, в воде. Он прозрачный, лёгкий, незаметный. Воздух можно почувствовать, когда он движется – дует ветер. Большинство птиц и некоторые насекомые могут летать. Человек летать не может, он придумал разные приспособления для полёта по воздуху. Воздух нужен для дыхания всем животным существам: растениям, животным, человеку.

     Дети знакомятся с почвами – землёй, песком, глиной и их свойствами. Земля - тёмная, рассыпчатая, пропускает воду и становится мокрой и липкой. Глина – жёлтая (иногда красная или белая), плохо пропускает воду. Из глины можно лепить разные фигуры. Песок – жёлтый, рассыпчатый, легко и быстро пропускает сквозь себя воду. Земля нужна всем растениям, в ней есть питательные вещества, необходимые для них.

Теория (4 часа): Живая и неживая природа (2ч), Воздух – невидимка (1ч), Земля, песок и глина (1ч).

Практика (4 часа): Разное состояние воды (2ч), Исследовательская лаборатория Земля, песок и глина (1ч), Викторина «Живая и неживая природа» (1ч),

4. Сезоны - Дети знакомятся с характерными явлениями неживой природы и сезонными изменениями.  Осень: день постепенно становится короче, а ночь длинней; уменьшается количество света и тепла, нарастает прохлада и холод; часто бывает низкая облачность и моросящие дожди. Такие условия влияют на растения и животных, они меняют своё состояние и образ жизни.  Зима: ночь длинная, а день короткий, солнце на небе высоко не поднимается, даёт мало тепла. Холодно, мороз, небо часто серое, облачное, идёт снег, иногда бывает вьюга, метель. Растения и животные приспособились к суровым условиям зимы.  Весна: заметно увеличивается день и укорачивается ночь. Солнце светит ярко, поднимается на небе всё выше, с каждым днём даёт больше света и тепла. Тает снег, лёд бегут ручьи, реки выходят из берегов. Условия для жизни растений и животных становятся с каждым днём лучше.  Лето: день длинный, ночь короткая, много света и тепла, солнце в полдень поднимается высоко над головой, идут тёплые дожди, бывают ливни с грозами, иногда после дождя появляется радуга. Летом прекрасные условия для жизни растений и животных.

Теория (4 часа): Осень (1ч), Зима (1ч), Весна (1ч), Лето (1ч)

Практика (5 часов): Поделки из природных материалов (1ч), Нетрадиционные техники рисования «Зимушка - зима» (1ч), Коллективная работа «Весна пришла!» (1ч), Рисунки «Скоро лето!» (1ч) Викторина «Времена года» (1ч)

5. Мир животных - дети получают представления о кошке, собаке, корове, овце, лошади, свинье, козе и других домашних животных, узнают их названия, особенности внешнего облика, поведения. Знакомятся с их детёнышами, понимают, что жизнь этих животных тесно связана с человеком: он создаёт для них необходимые условия, использует в хозяйстве, они не боятся человека, при хорошем обращении привязаны к нему. Эти животные не приспособлены самостоятельно жить в естественных природных условиях, без заботы человека они могут погибнуть. Получат и закрепят знания о диких животных наших лесов, особенности внешнего вида, название детенышей. Эти животные проживают в естественных условиях. Есть люди, которые помогают диким животным.

Теория (7 часов): Братья наши меньшие (1ч), Кто живет в лесу? (1ч), Чтение художественной литературы (2ч), Что такое Красная книга? (1ч), Презентация  о диких экзотических животных (1ч), Мы в ответе за тех, кого приручили (1ч)

Практика (6 часов): Раскрашивание домашних животных (1ч), Игра «Домашние и дикие животные» (1ч), Экологическая игра «Дикие животные» (1ч), Игра «Домашние животные и их детеныши» (1ч), Коллаж в защиту животных (1ч), Конкурс рисунков «Домашний любимец» (1ч)

6. Пернатые друзья - дети знакомятся с конкретными видами птиц своей местности, узнают их названия, характерные особенности внешнего облика, поведения. Выясняют, чем питаются, как приспособлены к наземно - воздушному образу жизни, к сезонно меняющимся условиям неживой природы. Узнают, что зима очень сложный период для птиц (пример). Разные птицы по – разному приспосабливаются к жизни в зимнее время: одни, которые кормятся насекомыми, улетают в тёплые края, это перелётные птицы; другие на юг не улетают, кормятся семенами растений, остатками пищи человека, это зимующие птицы. Человек может помочь зимующим птицам, подкармливая их крошками хлеба, семенами различных растений. Дети узнают, что птицы размножаются, откладывая яйца: самка откладывает яйца в гнезде и насиживает их. Сначала птенцы растут и развиваются в яйце, им нужно тепло, самка сидит на яйцах и согревает их. Затем птенцы вылупляются, родители создают все необходимые условия для их роста: кормят, обогревают, охраняют и защищают. Птенцы растут и становятся взрослыми: могут самостоятельно находить корм, строить гнёзда, откладывать яйца и выращивать потомство. Дошкольники узнают, что у зверей, у самочек, родятся живые детёныши. Сначала они маленькие и слабые, о них заботится мать: кормит их своим молоком, согревает, защищает. Детёныши растут, выходят из гнезда, играют, мать учит их отыскивать корм, по – прежнему охраняет и защищает. Довольно быстро малыши вырастают, становятся взрослыми, могут сами добывать корм, защищаться от врагов, выводить потомство. Человек заботится о детёнышах домашних животных.

Теория (4 часа): Обитатели воздушного пространства (1ч), Птицы нашей местности (1ч), Перелетные и зимующие птицы (1ч), Не поется птицам без небес (1ч)

Практика (7 часов): Экологическая операция «Птичья столовая» (1ч), Чтение художественной литературы о птицах (2ч), Игра «Кто не птица?» (1ч), Игра «Птицы прилетели» (1ч), Аппликация «Птицы нашего края» (2ч)

  7. Мир насекомых - дети должны знать и называть насекомых (пчелы, осы, мухи и т.д.), иметь представление о некоторых особенностях внешнего вида, способах передвижения, издаваемых звуках, где и как зимуют, знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям насекомые, находить сходства и различия, бережно относится к насекомым.

Теория (7 часов): В мире насекомых (1ч), Ползает – летает (1ч), Чудесное превращение бабочки (1ч), Пчела (1ч), Чтение художественной литературы/просмотр мультфильмов (2 ч), Интересные факты из жизни насекомых для дошкольников (1ч).

Практика (5 часа): Аппликация «Пчела» (2ч), Игры «Чья тень?» и «Четвертый лишний» (1ч), Рисунок «Клумба для бабочки» (1ч), «Бабочка-красавица (1ч).»

8. Взаимодействие человека и природы - дети получают представления о том, что чистый воздух, чистые реки, озёра, моря, чистая земля, леса – это богатство страны, всех людей. Человек использует природное богатство для хозяйства. Из высушенных стволов деревьев делают доски, фанеру, изготавливают мебель, деревянные дома, игрушки и многое другое. Из дерева делают бумагу, которая идёт на книги, тетради, газеты. На всё это надо много леса. Лес растёт долго, поэтому надо беречь мебель, игрушки, чистую бумагу, делать посадки молодых деревьев. Чистая вода реки (озёра) нужна растениям, животным, заводам, фабрикам. Человеку такая вода не подходит, ему нужна водопроводная вода, которую берут из реки и специально очищают. От грязной воды люди болеют. В чистой воде моют руки, тело, вещи, стирают бельё. Из чистой воды готовят чай, кофе, компот, кисель, суп. Чистую воду надо беречь, зря не тратить. Чистая вода, пригодная для человека, бывает в колодцах, родниках, её можно пить, не очищая. Колодцы и родники надо охранять от мусора и загрязнения. Дети узнают, что человек охраняет природу. За лесом следят специальные люди (лесники), которые очищает лес от сухих деревьев, бурелома, подкармливают зимой копытных животных, птиц. На вырубках сажают молодые деревья, которые специально выращиваются в лесопитомниках. Лес нужно оберегать от пожара, поэтому там не следует разводить костры.

Теория (6 часов): Как человек должен дружить с природой? (1 ч), Кто следит за лесом? (1ч), Как уберечь природу от загрязнения? (1ч), Красная книга (1ч), Беседа «Береги воду, тепло» (1ч), Любите землю Матушку! (1ч)

Практика (3 часа): Конкурс рисунков «Не жгите траву!» (1ч), Коллаж «Берегите природу!»(2 ч).

Методическое обеспечение

В учреждении имеется художественная и познавательная литература о природе (Л. Толстой, М. Пришвин, Н. Сладков, Е. Чарушин, В. Бианки), классические русские народные сказки с красочными иллюстрациями, цветные иллюстрации, глобус, картины с изображением времён года, трудовой деятельности человека в природе, диких и домашних животных.

 

Условия реализации программы

В помещении и на участке воспитанники окружены растениями, вокруг которых воспитатели организуют различную деятельность.

В  группе находятся живые цветы, календарь природы, календарь погоды, дневник наблюдений, библиотека познавательной природоведческой литературы, муляжи овощей и фруктов, инвентарь для ухода за растениями, иллюстрации, плакаты), организован «огород на окне» где выращивают лук, огурцы, помидоры, цветы.

На участке много клумб с цветами (настурция, бархатцы, астры,  георгины, лилии, и т.д.). Цветущие растения создают прекрасную визуальную среду: развивают восприятие, благотворно действуют на психику, улучшают настроение, вызывают положительные эмоции.

На территории учреждения организована экологическая тропа где размещены деревенский дворик, зеленая аптека, пасека, кормушки для птиц, цветник, лавочки, теплица, рябиновая аллея. Это поможет детям в усвоении программы, а воспитателям в приобщения дошкольников к труду по уходу за растениями и животными и т.д.

Летние месяцы.

  1. Сбор листьев с деревьев и кустарников,        сбор семян.
  2. Посильная помощь на клумбах и в теплице.
  3. Экскурсии и походы в лес.
  4. Наблюдения.

Источники, использованные для написания программы

  1. https://cdt-tmr.edu.yar.ru/docs/igrovaya_ekologiya_baskova_eg.pdf - дополнительная программа «Игровая экология»;
  2. С.Н. Николаева «Юный эколог» Программа экологического воспитания в детском саду.  
  3.  https://www.maam.ru/detskijsad/nasekomye-602417.html - о насекомых
  4. http://www.detskiysad.ru/priroda/detyam10.html - детям о диких животных
  5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/06/25/zhivaya-i-nezhivaya-priroda - живая и неживая природа
  6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/10/07/eksperimentalnaya-deyatelnost-0 - опыты с землей, песком и глиной;
  7. https://сезоны--года-рф.turbopages.org/s/xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/занятия%20времена%20года.html –  времена года
  8. http://cs3.a5.ru/media/0e/3c/d0/0e3cd0e997d9f3fa89ca7a45a6328764.pdf - насекомые.

Литература.

Для педагога:

  1. Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец “Естествознание” Пробный учеб.-М.:Просвещение, 2002
  2. Молодова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми”
  3. Николаева С.Н. методика экологического воспитания в детском саду. Книга для воспитателей дтского сада – М.:Просвещение,2001.
  4. Рыжова Н.А “Не просто сказки”(экологические рассказы, сказки, праздники)

Для воспитанников:

  1. Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин “100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО “Росмэн”, 2006.
  2. Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.
  3. Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001.
  4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения.
  5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной напрвленности "Такая разная биология"

Работа учащихся с декоративными  растениями помогает им расширить знания по многим вопросам школьного курса ботаники, узнать о комнатном и рекреационном цветоводстве, лучше понять связь растения ...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной напрвленности "Основы медицинской грамотности"

Данная программа составлена для проведения занятий с обучающимися  13 – 16 лет.Цель программы: содействие формированию у обучающихся медицинской  грамотности, воспитанию медицинской  и ...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Такая разная биология"

Работа учащихся с декоративными  растениями помогает им расширить знания по многим вопросам школьного курса ботаники, узнать о комнатном и рекреационном цветоводстве, лучше понять связь растения ...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Основы медицинской грамотности"

Данная программа составлена для проведения занятий с обучающимися  13 – 16 лет.Цель программы: содействие формированию у обучающихся медицинской  грамотности, воспитанию медицинской...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Занимательная ботаника"

Программа "Занимательная ботаника" преднаначена для педагогов дополнительного образования и преподавателей биологии, позволяющая расширить представление у учащихся о мире растений....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Естественнонаучной направленности «За страницами учебника математики» Возраст учащихся:11-13лет Срок реализации: 1год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Естественнонаучной   направленности  «За страницами учебника математики»Возраст  учащихся:11-13лет Срок реализации: 1годА...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Софизмы и парадоксы в математике» для обучающихся 14-16 лет

Дополнительное образование становится неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы по математике в школе. Оно способствует углублению знаний обучающихся, развитию их дарований, логического мышлени...