Статья на тему "Современный школьный музей: каков он?"
статья

Сероштан Александра Андреевна

Статья, посвященная актуальным проблема школьного музееведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_shkolnyy_muzey_kakov_on.docx11.76 КБ

Предварительный просмотр:

Современный школьный музей: каков он?


В современном мире происходят существенные трансформации в получении, восприятии и использовании информации. Люди все больше обращаются, не к текстам книг и учебников, а к другим видам источников новых знаний. Среди таких источников всю большую роль начинают играть музеи, где люди имеют возможность получать новую информацию из разнообразных музейных экспонатов.

Новые тенденции в развитии информационного общества, безусловно, отразились и в развитии современной системы образования. В настоящее время в школах РФ идет переход на обучение в соответствии с параметрами нового федерального стандарта второго поколения. Стандарт уделяет особое внимание достижению запланированных результатов обучения на основе системно-деятельностного подхода. Это способствует использовании. в учебном процессе разнообразных форм и видов организации учебной деятельности школьников. Особую роль играют такие формы обучения, где учащиеся могут выступать активными субъектами образовательного процесса, самостоятельно получать знания по средству использования различных вспомогательных элементов и приобретать опыт исследовательской деятельности. В данном контексте школьный музей обладает значительным образовательным потенциалом. Однако потенциал школьного музея в области обучения истории далеко не в полной мере оценен и востребован, что делает актуальным его изучение на современном этапе.

Сейчас в сфере школьного накоплен значительный теоретический и практический опыт. Однако зачастую школьные музеи существуют автономно от процесса обучения, не реализуя свой образовательный потенциал.

В рамках данной работы будет предпринята попытка осмысления и обоснования образовательного потенциала школьного музея, а также возможности его интеграции с учебным процессом.

Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов системы образования. На сегодняшний день в Санкт-Петербурга функционирует более 200  школьных музеев, но практически вся их деятельность носит внеурочный характер. Это показал анализ сайтов школьных музеев, а также анкетирование их руководителей, по результатам которого выяснилось, что более 60% учителей не используют школьный музей в образовательном процессе. При этом большинство руководителей считает, что школьные музеи должны использоваться во время уроков истории.

Анализируя современное состояние школьных музеев, мы можем выделить ряд проблем, среди которых:

- Узкая направленность большинства школьных музеев, материалы которых сосредоточены вокруг конкретной темы;

- Отсутствие поддержки со стороны администрации школ;

- Отсутствие единой государственной концепции развития школьных музеев;

Одной из самых насущных проблем остается отсутствие методических рекомендации по использованию школьных музеев в процессе обучения.

Несмотря на все существующие проблемы, школьный музей, как средство обучения, может способствовать достижению ряда предметных результатов по истории России, среди которых формирование основ гражданской, этнонациональной, культурной самоидентификации личности формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, воспитание уважения к историческому наследию народов России и т.д.

Также школьные музеи способствуют развитию следующих умений: мыслительные умения, умения работать с текстовыми историческими источниками, умения работать с вещественными и изобразительными источниками, картографические умения, развитие оценочных суждений, речевые умения.

Важно отметить, что особенностью школьного музея является использование подлинных первоисточников, что открывает перед учащимися ряд новых возможностей. Например, на музейных экспонатах учащиеся могут практиковаться не только давать внутреннюю критику источника, но и внешнюю (определение времени создания источника и его автора, подлинности источника, установление обстоятельств и мотивов создания источника, выявление особенностей внешнего вида и т.д.)

Одним из преимуществ использования школьного музея является возможность работать с разнообразной предметной наглядностью, К сожалению, в настоящий момент практически в методической литературе практически отсутствуют труды, посвященные методике работы с предметной наглядностью. В своей работе я постараюсь сформулировать ряд методических рекомендаций по использованию предметной наглядности.

Повышение интереса учащихся к процессу обучения определяется еще и возможностью проведения в школьном музее новых, нестандартных форм урока, при которых учащиеся являются полноценными субъектами образовательного процесса. Можно сказать, что школьный музей является эффективным средством формирования учебных умений, коммуникативных компетенций, опыта исследовательской деятельности, развитию творческого потенциала, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.

Не смотря на существующий кризис школьного музееведения,  при условии создания нормативно-правовой базы, реорганизации ряда музеев, поддержки со стороны государства и местных администраций, а также создания сборников методических рекомендаций.

Школьные музеи — особый феномен системы отечественного образования, который имеет полное право занять соответствующую нишу в современном образовательном процессе, а вопрос о роли и деятельности школьных музеев все еще остается открытым актуальным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Школьный музей истории русской поэзии. (Поэтический салон)"

Статья о создании и работе школьного музея....

статья "Школьный музей как средство реализации метапредметных линий"

статья " Школьный музей как средство реализации метапредметных линий" была представлена на педагогической конференции Вязниковсккого района в 2018 году...

Статья Школьный музей в помощь учителю истории (из опыта работы)

Статья Школьный музей в помощь учителю истории (из опыта работы)...

Статья "Школьный музей как центр патриотического воспитания в образовательном пространстве"

Роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодёжи. Целью создания и деятельности школьного ...

Статья "Школьный музей как пример проектной деятельности

В последние годы в нашей стране резко возрос интерес к проблеме изучения родного края. Это продиктовано потребностями российского общества и необходимостью формирования личности гражданина, бережно от...

Статья о школьном музее

Статья о школьном музее...