Главные вкладки

    Игра, как доп.средство в работе педагога
    методическая разработка

    Челышкова Александра Адександровна

    Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостны эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игра - особая реальность, доступная восприятию каждого, существующая на всех ступенях развития культуры при разных формах мировоззрения. Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igra_kak_dopolnitelnoe_sredstvo_v_rabote_pedagoga.docx33.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества Московского района

    Детский образцовый хореографический ансамбль «Калинка»

    Методическая разработка

    «Игра, как дополнительное средство в работе педагогов – хореографов с детьми дошкольного и школьного возрастов»

    Составила:

                                                                          Челышкова А.А.

                                                                         Педагог дополнительного образования

                                                                     Хореографического ансамбля «Калинка»

    Санкт- Петербург

    2019

    2

    Содержание

    1. Пояснительная записка
    2. Классификация игр
    3. Методика организации игр для детей
    4. Возрастные категории
    5. Методические пояснения игровых действий
    1. На развитие внимания
    2. На развитие координации движений и ориентации в пространстве
    3. На развитие актерского мастерства и воображения
    4. На развитие музыкально-ритмических способностей
    5. На воспитание этических норм поведения
    6. Ознакомление с фольклором разных стран
    1. Заключение

     

     

    3

    Игра как вспомогательное средство в работе
    педагогов-хореографов с детьми дошкольного и младшего
    школьного возраста.

    Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостны эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игра - особая реальность, доступная восприятию каждого, существующая на всех ступенях развития культуры при разных формах мировоззрения. Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.

    Сейчас, как никогда, внимание педагогов обращено на творческое развитие ребенка во всех областях его деятельности, на выявление его способностей, индивидуальности. Наша задача - всемерно способствовать творческому началу детей, развивать их фантазию, инициативу. Говоря о творческой активности ребенка, следует помнить мнение основоположника ритмического воспитания Э.Ж. Далькроза о проблемах развития детского творчества. Далькроз считал, что творческие силы таятся в каждом ребенке, "… он неустанно стремится к цели дать этим силам возможность вылиться в действии... Далькроз требовал от учащихся осмысленного, по возможности, образного выражения идей". Действуя в воображаемой ситуации, ребенок как бы переживает рубеж своих возможностей. В играх дети легче и быстрее воспринимают и усваивают моральные и нравственные нормы поведения. С другой стороны, в игровой форме общения с детьми руководителю легче распознать воспитанников, их характеры, привычки, возможности. Различают несколько видов и функций детских игр.

         

    4

          Виды игр:

    1. трудовые
    2. дидактические
    3. музыкально-ритмические
    4. тренировочные
    5. игры - забавы
    6. подвижные, спортивные
    7. сюжетно-ролевые
    8. поисковые
    9. на развитие познавательных процессов (мышление, внимание, память, воображение, речь)

    1 О. на развитие моторики, координации.

    Функции игр:

    1. физиологическая (снятие физического и психического напряжения, повышение эмоционального настроения)
    2. воспитательная
    3. познавательная, или развивающая
    4. гедонистическая.

       В игре активизируются мышцы; чем активнее работа мышц, тем интенсивнее самообладание организма. Игра помогает преодолеть стеснение, скованность. Игра предусматривает определенные правила и решает определенные задачи.

    5

         Задачи игры:

    1. развитие внимания
    2. координация движений
    3. актерское мастерство            
    4. умение отображать в движении   динамические оттенки музыки
    5. тренировка ритмичности исполнения движений
    6. ускорение темпа
    7. развитие воображения
    8. усвоение этических норм поведения
    9. ознакомление с фольклором разных народов

    Методика организации игр для детей.

    При разработке и подборе игрового материала применяются следующие

    принципы:

    1. Сочетание развлекательности и полезности в организации игрового действия.
    2. Правильная дозировка нагрузок.
    3. Четкое и ясное изложение условий игры, правил поведения, задач играющих.
    4. Организация самого игрового действия.
    5. Оценка действий играющих, судейство.
    6. Подведение итогов игры.

    6

    Драматизация игрового действия заключается в игровом конфликте, суть которого - противоборство сил, умений, сноровки, эрудиции. Такой конфликт может развиваться между ведущим и группой или командой играющих, между равными и не равными по численности командами, сторонами, между ведущим и одним игроком, двумя и т.д.

         При подборе игрового материала необходимо учитывать возрастные особенности аудитории, соответствие выбранного материала уровню развития детей, их эрудиции. Следует учитывать условия, в которых будет проводиться игра, следить за соответствием художественного и музыкального оформления, декораций и реквизита.

               Возрастные категории:

    3-5лет

    5-6лет 7-10лет

    10-12 лет  

    Далее по тексту приведены примеры и методические пояснения игровых действий, непосредственно направленных на развитие определенных качеств ребенка.

    1. На развитие внимания.

    «Камешки, трава, деревья...»

    Играют все дети. Педагог дает команду: «Камешки», дети при этом должны сделать Grand P1ie, ладони зажать в кулачки. При команде «Трава» дети исполняют Demi P1ie, ладони раскыть, все пальцы собраны. «Деревья»: Р.е1еуе по второй ПОЗИЦИИ, руки вытянуты в локтях, пальцы раскрыты.

    Необходимо следить за правильностью исполнения P1ie и за своевременным реагированием детей на команду педагога. По мере усвоения можно увеличивать темп.

    7

    1. На развитие координации движений и ориентации в пространстве.

    «Пузырь»

          Дети становятся в маленький круг плечом к плечу, берутся за руки и на слова «Раздувайся, пузырь!

    Раздувайся, большой!

    Оставайся такой

    Да не лопайся!»

    Начинают увеличивать круг, отходя с правой ноги назад.

    «Фигуры»

    Звучит веселая музыка, под которую дети исполняют различные танцевальные движения. Музыка останавливается, педагог называет фигуру, которую необходимо построить. Фигуры: круг, конверт, ромб, колонка, линия, круг в круге, две колонки и т.д.

    «Ищи вожатого»

    Цель -осуществлять смену действий по частям и фразам, учить ориентироваться в пространстве, развивать внимание. Дети встают в три - четыре небольших круга. Каждый круг выбирает себе вожатого, который становится в центре круга с бубном в руках, к бубну прикреплена лента определенного цвета (на каждом бубне - разный цвет ленты).

        Фигура 1. Часть 1. Дети идут по кругу (четвертями) в правую сторону. С окончанием музыкальной фразы руки опускают вниз и делают небольшой шаг назад. Часть 2. Все негромко хлопают в ладоши, а вожатые танцуют, исполняя любые плясовые движения, меняя их на каждую фразу.

    8

         Фигура 2. Часть 1. Вожатые остаются на месте, а дети идут врассыпную по залу. Часть 2. Вожатые играют в бубны, дети танцуют, исполняя также плясовые движения. С окончанием музыки приседают, закрывая глаза.

       Фигура 3. Часть 1. Вожатые тихо идут по залу, меняясь местами. Часть 2. Вожатые подняв бубен вверх звенят в него. Дети открывают глаза, находят своего вожатого, бегут к нему и встают в круг.

    Выигрывают те круги, которые успели построиться до окончания музыки. На занятии игра проводится обычно 3 раза: в первый раз педагог по ходу игры объясняет ее.

    Музыкальное оформление - русская народная песня «Ах, ты, береза!».

    «Правая, левая»

       Под определенные слова:

    «Правая и левая Строят города, Правая и левая Водят поезда! Правая и левая

    Могут шить и штопать,

    Правая и левая

    Могут громко хлопать!»

    III. На развитие актерского мастерства, воображения.

    «Паровоз: лес, поляна, зоопарк»

          Дети становятся друг за другом, кладут руки друг другу на плечи, двигаются, высоко поднимая колени, изображая паровоз и вагоны. По команде педагога останавливаются и фантазируют на заданную тему (лес, поляна, зоопарк), изображая различны животных, растения и т.д.

    «Зеркало»

       Дети становятся парами лицом друг к другу, под заданный музыкальный материал один из пары копирует движения другого, изображая его зеркальное отражение.

    9

    «Козочки и волки»

           Цель - развивать творческое начало у детей; смена действий по частям. Дети изображают козочек. Один из них волк.

      Часть 1. Козочки весело бегают,скачут, используя удобные и разнообразные движения. Часть 2. Козочки «бодаются», группируются по двое (касаться друг друга нельзя). Часть 3. Козочки снова весело скачут. С окончанием музыки приседают на корточки. «Волк» бежит большими шагами. С окнчанием музыки козочки бегут в «дом», волк их ловит. Музыкальное оформление - Витлин В. «Козочки и волки».

    «Лицо из пластилина»

         Педагог дает задание: «Представьте, что наше лицо сделано из пластилина. Давайте его слепим.» Затем дети «лепят» уши, нос, щеки и т.д. После чего выполняют различные мимические упражнения (поднимают брови, надувают щеки, вытягивают губы трубочкой и т.д.). Далее педагог предлагает отобразить различные состояния: грусть, радость, злость, удивление... В завершение можно предложить построить различные гримасы. Эта игра в равной степени любима детьми равных возрастных категорий, снимает усталость, раскрепощает, провоцирует на проявление творческой активности.

    IV. На развитие музыкально-ритмических способностей.

    «Пруд»

        Цель - уметь удерживать заданный темп. Дети идут по кругу, говорят: «По дорожке, вдоль пруда

    Мы гуляем иногда

    Но подальше от воды,

    Чтобы не было беды.»

    10

         Это упражнение дается в начале года, оно приучает детей идти ритмично, четвертями, не сужая круг и соблюдая интервалы.

    «Дядя Степа»

    Цель - ознакомление с понятием длительности нот, в частности «четверть», «восьмая».  Выбираются двое детей высокого и маленького роста: первый - дядя Степа, второй - мальчик-с-пальчик. Он становится за дядю Степу на расстоянии двух шагов. Остальные дети говорят:«Дядя Степа длинноногий по дороге зашагал»

         Под этот текст дядя Степа идет с правой ноги широким шагом и на последний слог останавливается, не приставляя правую ногу.

    На слова детей:

    «Мальчик-с-пальчик по дороге

    Вслед за дядей побежал»

    Мальчик-с-пальчик бежит с правой ноги небольшими шагами и на последний слог останавливается позади дядми Степы, не приставляя правую ногу.

    Дети:

    «Дядя Степа оглянулся,

    Но ни слова не сказал»

    Дядя Степа идет с левой ноги и на коду оглядывается.

    Дети:«Мальчик-с-пальчик усмехнулся-

    11

        Дядю Степу он догнал»

    Мальчик-с-пальчик догоняет дядю Степу и берет его за руку.

    Можно предложить детям определить размер («а если написать на эти стихи песенку - какой будет размер?») и пройти четвертями и восьмыми с дережированием, т.к. это упражнение дети любят, то можно одновременно ставить несколько пар на большом расстоянии друг от друга.

    «Дедушки и внуки»

    Цель - учить передавать в движении характерные черты образа (творческая передача художественного образа в движении).                                                  Вступление. Движений нет. Затем двигаться всем одновременно, разделив детей на две группы: «дедушки» и «внуки». Внимание детей обратить на то, что музыка звучит то тише и медленнее, то громче и быстрее. Дети определяют, где в музыке идет дедушка, а где бежит и прыгает внук. Не обязательно делить детей на равные группы, лучше - по их желанию.                                                          Музыкальное оформление - Арсеев И. «Дедушка и внук».

    «Петушок»

           Цель - знакомство с понятием «затакт». Для проведения игры прослушивается первая часть музыки. Педагог предлагает детям прислушаться к сильной доле и хлопнуть на нее в ладоши. Внимание фиксируется на том, что пьеса не начинается с сильной доли, объясняется слово «затакт». После этого дети прослушивают вторую часть музыки, и педагог предлагает игру: «петушок» раскрывает «крылья» на затакт и «хлопает» ими на сильную долю.

    12

    «Эхо»

          Цель подобных игр - развить ритмическую память.

    Педагог задает хлопками определенный ритмический рисунок. Дети должны повторить его, не допуская ритмических ошибок. По мере усвоения следует усложнять задания, включать элемент игры в этюды, композиционные построения.

    «Паровоз»

         Цель - ознакомление с понятием длительности нот. Дети выстраиваются друг за другом, образуя несколько «паровозов». Педагог дает задание каждому

    паровозу, с какой скоростью он должен двигаться. Скорость зависит от

    длительности нот. Так самый быстрый паровоз двигается «восьмыми», самый медленный - «целыми». По ходу игры можно менять скорость паровозов V. На воспитание этических норм поведения.

    «Сплетня»

         Эту игру хорошо использовать в совместны поездках, концертах, когда присутствует фактор ожидания.

    Пять человек ведущий отводит в сторону на расстояние нескольких метров. Вызывает первого из них и в присутствии всех остальных детей зачитывает определенный текст (размер и сложность текста зависит от возраста играющих). Затем ведущий дает задание первому игроку точно передать прослушанный только что текст следующему из отсутствующих. Приглашают следующего игрока. Так повторяется до последнего участника. Последний передает текст всем присутствующим, после чего ведущий зачитывает

    13

    первоначальный вариант. Обычно эта игра проходит очень весело, т.к. первоначальный и конечный варианты сильно различаются.

    VI. Ознакомление с фольклором разных стран.

    «Лавата» (Польша)

         Танцующие становятся в круг лицом к центру. В середину круга выходит ведущий, который показывает различные движения: например, указывает стоящим в кругу, что им нужно двигаться простым шагом или галопом, положить руки на плечи впереди стоящего или взяться за руки, вертеться, держась за уши, голову, одежду и т.п. Показ новых движений должен совпадать с началом песни.

    «Садовник» (Чехия)

           Взявшись за руки дети стоят парами по кругу боком к центру. Один, водящий - «садовник» выходит в центр круга. Пары двигаются подскоками по кругу против часовой стрелки. К концу музыкальной фразы пары разъединяются и перестраиваются в два круга - внешний и внутренний. «Садовник» в это время делает различные движения: поливает цветы, полет грядки и т.д. Затем стоящие во внешнем круге подскоками двигаются против часовой стрелки, внутренний круг движется по часовой стрелке, «садовник» присоединяется к внутреннему кругу. К концу музыкальной фразы каждый выбирает себе нового партнера, с которым становится в пару. Тот, кто не успел подобрать себе пару, становится «садовником» и выходит на середину круга. Игра повторяется сначала.

    «Продаем горшки» (Республика Татарстан)

          Играющие разделяются на две группы. Дети - «горшки» садятся на колени, образуя круг. За каждым «горшком» стоит игрок - «хозяин горшка», руки у

    14

    него за спиной. Водящий стоит за кругом, затем он подходит к одному из «хозяев горшка» и начинает разговор:

    - Эй, дружок! Продай горшок!

    - Покупай!

    - Сколько дать тебе рублей?

    - Три отдай !

          Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать «горшок» его хозяин) касается рукой хозяина горшка и они начинают бег по кругу навстречу друг другу. «Горшок» становится на место хозяина, а один из тех, кто бегает, должен занять свободное место, отставший становится водящим. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не должны задевать других игроков.

         Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, то есть дети приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

    15

    1. Руднева С., Фиш Э.

    Ритмика. Музыкальное движение. М., «Просвещение» - 1972.

    1. Барышникова Т.

    Азбука хореографии. СПб., « РЕС11ЕКС», «ЛЮКСИ» - 1996.

    1. Кенеман А.В.

    Детские подвижные игры народов СССР. М., «Просвещение» - 1989.

    1. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. М., «Музыка» - 1979.
    2. Франео Г.С. Ритмика. М. - 1989.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тренинг: «Азбука общения. Вербальные средства общения в работе педагога».

    Цель: 1.     Познакомить педагогов с эффективными техниками речевого общения.2.     Дать информацию о типах людей в НЛП, предложить  тактически...

    Опыт работы педагога - хореографа Мачаловой Н.В. по теме "Развитие двигательной моторики детей младшего школьного возраста средствами танца".

    Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, ...

    Опыт работы педагога - хореографа Мачаловой Н.В. по теме "Развитие двигательной моторики детей младшего школьного возраста средствами танца".

    Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, ...

    Использование современных технических средств в работе педагога - хореографа

    Методическая разработка Медведевой Л.Г. "Использование современных технических средств в работе педагога - хореографа"...

    «Организация образовательной среды, как средство формирования социальной адаптированности пятиклассников». (из опыта работы педагога-психолога)

    На протяжении всей своей жизни мы тем или иным образом сталкиваемся с проблемой адаптации. Ребенок идет в детский сад, дошкольник начинает обучение в школе, младший школьник переходит в среднее звено ...

    Мониторинг как средство управления качеством образовательных результатов (из опыта работы педагогов МБОУ СОШ№3 г. Азова Ростовской области)

    Статья посвящена мониторингу качества обученности учащихся, осваивающих учебные программы по стандартам второго поколения в основной школе. В статье описаны все виды мониторинга в МБОУ СОШ№3 города Аз...