Использование современных технических средств в работе педагога - хореографа
методическая разработка по теме

Медведева Лариса Григорьевна

Методическая разработка Медведевой Л.Г. "Использование современных технических средств в работе педагога - хореографа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Педагога дополнительного образования Лихославльского районного Дома детского творчества Медведевой Л.Г.

Использование современных технических средств в работе педагога- хореографа

Технический прогресс предоставляет обширные возможности для людей, занимающихся практически любым видом деятельности. В том числе и для хореографов.

 В начале моей деятельности как хореографа техническое оснащение состояло из кассетного (а ещё раньше из катушечного) магнитофона. А приобщиться к миру танца с помощью техники можно было только уловив что-то более  - менее подходящее по телевизору. Ещё (при удачном стечении обстоятельств) можно было исхитриться и записать это на видеомагнитофон.

В настоящее же время  мои технические  как возможности педагога – хореографа расширились многократно

  1. Воспроизведение фонограмм

Для воспроизведения фонограмм на занятиях и выступлениях теперь используется  магнитофон не с кассетами, и даже не с дисками. Носителем информации теперь является флэшка. Что имеет целый ряд серьёзных преимуществ:

  1. Отличное качества звучания, которое ограничивается только возможностями звуковоспроизводящей аппаратуры
  2. Перезаписывать фонограммы можно многократно и при этом качество записей не ухудшается. Экономится значительное количество средств и времени. Сами записи производятся почти мгновенно.

При воспроизведении не заедает и не рвётся плёнка (как в кассетном магнитофоне), не портится по непонятным причинам  запись, что часто бывает на диске.  

Можно этот же носитель использовать не только для воспроизведения звука, но, при необходимости, и видеозаписей, и изображений, если подключить его к компьютеру, ноутбуку или современному телевизору.

  1. Музыка

Раньше, чтобы обеспечить себя фонограммами для занятий и постановки танцев, нужно было приобретать кассеты с аудиозаписями. Эти кассеты (а позже – диски), во - первых, стоили немалых денег, во – вторых, купить именно то, что тебе нужно было крайне затруднительно, в – третьих, со всей кассеты (или диска) для работы ,чаще всего годились лишь одна – две песни или музыкальных композиции.

В настоящее же время интернет открыл доступ к любым аудиозаписям в неограниченном количестве и , практически , бесплатно.

  1. Видео

В начале моей педагогической деятельности видеомагнитофон был настоящей экзотикой. И о нём можно было лишь мечтать. Но со временем он у меня всё – таки появился и очень облегчил мою трудовую деятельность. Так как позволил записывать с телевизора нужные передачи. А это сильно облегчило постановку танцев.

Теперь же наличие компьютера и умение им владеть предоставили неограниченный доступ через интернет к видеозаписям выступлений любых коллективов, видеоурокам и мастер - классам. А это является неоценимой помощью в работе педагога.

  1. Фотоаппарат и видеокамера

Использование на занятиях и выступлениях фотоаппарата и видеокамеры предоставляет серьёзные возможности для увеличения эффективности своей работы:

  1. Производится видеозапись всего танца, когда он уже более менее отрепетирован. Это даёт возможность тем , кто записан, посмотреть на себя со стороны и разобрать свои ошибки.
  2. Для тех, кто ещё недостаточно хорошо выучил движения или схему передвижения по сцене ,- даёт возможность изучить всё это дома в спокойной обстановке. В результате скорость разучивания танцев увеличивается, а качество исполнении улучшается. Кроме того, возможность заниматься танцами ещё и дома позволяет стать детям более уверенными в себе и ещё больше полюбить дело, которым они занимаются. Немаловажное значение имеет и возможность продемонстрировать родным и друзьям видеозаписи выступлений, получить их поддержку, почувствовать свою значительность и правильность выбранного пути.
  3. Кроме того, есть танцы, которые уже не разучиваются на занятиях, но используются в концертных программах и очень нравятся детям (так сказать, танцы прошлых лет). Видеозаписи этих танцев предоставляют возможность всем желающим разучить эти танцы самостоятельно. А со стороны педагога затем требуется лишь небольшая корректировка. Таким образом ребёнок получает возможность не только расширить свой репертуар, но и ещё больше приобщиться к миру танца.
  4. Значительно улучшить качество исполнения танцев позволяет использование видеоаппаратуры для записи ребёнка , ещё только разучивающего  движения какого-либо танца, в паре с тем , кто танцует этот танец уже очень хорошо. Такой приём воздействует гораздо убедительнее, просто объяснение педагога, что и где ребёнок делает не так.
  5. В процессе сочинения танцев видеозаписи предоставляют просто изумительные возможности для педагога. Происходит это таким образом: разбирается совместно с лидерами группы фрагмент нового танца. Я записываю его исполнение на видео. А затем делаю его корректировку. Если нужно ,вношу какие-то изменения. Такая совместная творческая работа очень благотворно влияет на детей и многократно увеличивает их интерес к танцам.
  6. Также прекрасный результат при постановке танца даёт использование видеозаписей выступлений понравившихся коллективов. Есть возможность найти новые движения, разобрать их…. Можно даже вырезать из видеозаписи понравившиеся движения, наложить на них понравившуюся музыку и посмотреть (ещё даже не разучивая с детьми) как эти движения будут смотреться в новом танце. Если что-то не понравиться,- можно тут же или придумать (подобрать новый вариант) или подкорректировать этот. Но, конечно, для такой работы  кроме видеозаписывающей аппаратуры необходим компьютер и умение производить на нём вышеописанные действия. Но, нужно сказать, что время и усилия , потраченные на освоение этих технологий, окупятся быстро и многократно.
  7. В дальнейшем, когда танец уже поставлен, я записываю на видео репетиции, а затем изучаю как сам танец, так и то, как его исполняют дети. Выясняю, кто какие делает ошибки, чтобы потом объяснить каждому, что и где он делает не так. Или напротив, похвалить за удачное исполнение. Или подчеркнуть пред другими детьми, разницу в стиле исполнения и всё это подкрепить кадрами видеозаписей.
  8. Ну и , конечно, просто создание фонда видеозаписей выступлений самого танцевального коллектива тоже имеет немаловажное значение. Впоследствии из этих видеозаписей отбираются лучшие. Из них можно сделать видеофильм, разместить в интернете для всеобщего просмотра (детям это очень нравиться) или выложить ВКонтакте на собственной страничке, которая называется так же, как и танцевальная группа, которой я руковожу – «Фристайл»
  1. Электронная почта

Позволяет постоянно находиться на связи с руководством и коллегами. При необходимости быстро и просто решать различные рабочие и организационные моменты, пересылать необходимые документы как в текстовом, так и видео, и в аудиоформатах.

  1. Социальные сети

Оказалось, что постоянное общение детей между собой в социальных сетях можно замечательно использовать на благо моей работе. Вконтакте я создала постоянно действующую так называемую «Беседу». В ней принимают участие члены танцевального коллектива «Фристайл» .В «Беседе» обсуждаются прошедшие и будущие выступления. Даются ценные указания, строятся планы, выдвигаются различные предложения. Печатается очерёдность выступления на мероприятиях, даются списки костюмов для каждого танца. Это даёт возможность чётко представлять себе ещё до концерта свои действия в перерывах между номерами. В мероприятиях у нас номеров много, времени на переодевание мало. Чёткость и слаженность действий очень важны для того, чтобы всё прошло успешно.

Создана так же  отдельная страничка «ВКонтакте» группы «Фристайл». Кружковцы заливают туда понравившееся видео с записями выступлений различных танцевальных коллективов, понравившуюся музыку. А так же видеозаписи  и фотографии выступлений группы «Фристайл» и обсуждают их между собой и педагогом. Мне как педагогу большую помощь оказывают аудиозаписи, которые заливаются детьми на страничку. Так как эти записи уже прошли как бы первичный отбор. Каждый хореограф знает, что найти подходящую музыку для танца очень сложно. Приходится прослушивать огромное количество никуда негодной музыки, чтобы найти хотя бы одну подходящую. На это уходит очень много времени и сил. А дети, получается, производят как бы первичный отбор.

То же самое и с видеозаписями. Они находят интересные танцы, а я смотрю, набираюсь опыта и идей.

В «Одноклассниках» я общаюсь с членами младшей танцевальной группы под названием «Искорки». А так же с их родителями.  Очень важно, чтобы родители были в курсе жизни своих детей, относились положительно к деятельности своего ребёнка и  хорошо понимали, что нужно сделать для того , чтобы их дети были успешны. Дети же в силу своего возраста не всегда могут чётко объяснить родителям, что и когда нужно, и уж тем более отстоять свои права . Ведь довольно часто  случается так, что родители за какую-то провинность или по другой причине не отпускают детей на репетицию или выступление. Тут уж педагогу приходится очень постараться, чтобы разрулить ситуацию. И «Одноклассники» прекрасно этому способствуют. Большим удобством является то, что и в «Одноклассниках» можно создавать «Беседы» (конференции) и обсуждать организационные моменты сразу с несколькими родителями или детьми. Ну а с теми, кого нет в сетях приходится общаться по телефону. Правда, таких мало. И телефон, в основном, используется как срочное средство связи.

Такое насыщенное общение с кружковцами в соцсетях имеет очень мощный положительный эффект. Так как дети ,постоянно общаясь между собой и с педагогом в удобной и привычной им форме ,всё время ощущают свою принадлежность к группе людей, которая занята интересным и важным (причём не только для них самих )делом. Это всё возбуждает азарт, желание достичь успеха. Те, кто ещё не выступает, проникаются желанием научиться танцевать так, чтобы и их  включили в концертный номер. В результате стало уже традицией в дополнение к занятиям разучивать и старые, и новые танцы ещё и дома (и в одиночку , и с друзьями)

  1. Видеоплеер

Замечательный помощник в работе хореографа. Благодаря своей компактности даёт возможность в любое время прослушивать аудиозаписи или просматривать видео, не будучи привязанным к какому-то определённому месту .Слушать музыку, отбирать её и  сочинять танцы возможно даже на прогулке.

  1. Компьютер

Переоценить его значение в работе хореографа просто невозможно. Это именно благодаря компьютеру появилась возможность пользоваться почти всеми вышеперечисленными возможностями.

На нём же производится вся работа с текстовыми документами (программы, планы, уроки, методические разработки ит.д.) Быстро, красиво, удобно, качественно.

Компьютер даёт возможность своими руками сделать то, о чём раньше можно было только мечтать. А именно: подстроить музыкальную композицию «под себя»,-вырезать ненужный фрагмент, обрезать музыку, перетасовать фрагменты по собственному усмотрению, ускорить или замедлить запись и т.д.

С таким помощником можно чувствовать себя просто волшебником. Но это, конечно, при условии, что вы не будете жалеть времени и сил на его освоение. Оно того стоит!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы МЦ педагогов-хореографов.

Анализ работы МЦ педагогов-хореографов за 2006-2007 учебный год....

Опыт работы педагога - хореографа Мачаловой Н.В. по теме "Развитие двигательной моторики детей младшего школьного возраста средствами танца".

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, ...

Опыт работы педагога - хореографа Мачаловой Н.В. по теме "Развитие двигательной моторики детей младшего школьного возраста средствами танца".

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, ...

Типичные проблемы и способы их решения в работе педагога-хореографа в ОУ

Типичные проблемы и способы их решения в работе педагога-хореографа в образовательном учреждении...

Игра, как доп.средство в работе педагога

Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостны эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игра - особая реальность, доступная восприятию каждого, существующая на всех ступенях разв...

Использование Интернет-ресурсов в работе педагога-хореографа

В данной работе рассмотрена тема «Использование Интернет-ресурсов в работе педагога-хореографа». Показано, что сетевые коммуникации играют в обществе значительную роль и могут развивать кр...

Отчет по работе педагога по теме самообразования «Lego-конструирование в дошкольном возрасте, как средство развития технического творчества детей».

Конструирование на этапе дошкольного возраста связано с игрой ведущим видом деятельности дошкольников.Знакомство дошкольников с конструктором начинаю постепенно в процессе занимательной игры. На начал...