Кружок в 6 классе «Математика и шахматы» 2019-2020
методическая разработка (6 класс)

Кузьминых Ирина Геннадьевна

Кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_matematika_i_shahmaty_6_-19.docx36.35 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка

 «Математика и шахматы»

        

Срок реализации – 2019-2020 учебный год

Количество по учебному плану: 34 часа в год, в неделю 1  час

Кружок в 6 классе «Математика и шахматы»

Пояснительная записка

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личности. Программа кружка 5 класса.

Общая характеристика кружка

Кружок «Математика и шахматы» реализует интеллектуальное   направление во  внеурочной деятельности в 6 классе   в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Актуальность данного кружка обусловлена тем, что в начале обучения в основной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Цель:

*создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;

*развитие мышления  школьника во всех его проявлениях — от наглядно образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.

Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени основного  общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка,  а также развитию двигательной способности  учащихся, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи:

  1. развитие математического мышления;
  2. развитие внимания и мотивации школьника;
  3. развитие наглядно-образного мышления;
  4. организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся;
  5. включение учащихся в разностороннюю деятельность;
  6. формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
  7. воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

Ценностные ориентиры содержания

Шахматы способствуют улучшению внимания школьника. Шахматы учат ребёнка предупреждать и контролировать угрозы противника.

Шахматы имеют тесные межпредметные связи почти со всеми предметами, составляющими базовый компонент образования в основной школе. Специфика шахматной игры позволяет понять основы различных наук на шахматном материале.

Объём программы

    Рабочая программа кружка «Математика и шахматы» для 6 класса  составлена  на основе авторской программы  Тимофеева А.А., предусматривающей 34 часа. На реализацию программы отводится 1 час в неделю.  

Ожидаемые  результаты

*овладение навыками игры в шахматы;

*интеллектуальное развитие детей;

*результативное участие в соревнованиях различных уровней.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:

*развитие любознательности и сообразительности;

*развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;

*развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

*развитие наглядно-образного мышления и логики.

Предметные и метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделах «Учащиеся должны знать» и «Учащиеся должны уметь».

К концу года учащиеся должны знать:

*шахматную доску и её структуру;

*обозначение полей линий;

*ходы и взятия всех фигур, рокировку;

*основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);

К концу года учащиеся должны уметь:

*играть партию от начала до конца по шахматным правилам;

*записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;

*находить мат в один ход в любых задачах такого типа;

*оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;

*планировать, контролировать и оценивать действия соперников;

*определять общую цель и пути её достижения;

*решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.

Материально – техническое обеспечение

Методические пособия:

*Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

Технические средства обучения:

*Компьютер

*Шахматы


Содержание работы кружка

Шахматная доска и фигуры. Пропорция. (4 ч)

Шахматная доска. Поля, линии. Шахматные фигуры и их обозначения. Отношения и пропорции. Отношение двух величин.

Ходы и взятия фигур. Делители и кратные. Отрицательные числа. (14 ч)

Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и

подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза,
нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля.

Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись

шахматных позиций. Практическая игра. Делитель, наибольший общий делитель. Кратное, наименьшее общее кратное. Сократимая и несократимая дробь. Деление с остатком

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат. Формулы и уравнения.  (8 ч)

Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство

и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на

мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между

понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный

шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

Решение уравнений и задач.

Запись шахматных ходов. Решение задач. Отрицательные числа. (2 ч)

Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация.

Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен. Действия с отрицательными числами. (2 ч)

Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности

в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и

неравноценный размен. Материальный перевес, качество. Натуральные числа.

Общие принципы разыгрывания дебюта. Решение задач на пропорции. (4 ч)

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и
расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий.
Раннее развитие ферзя. Задачи на применение формул

Календарно-тематическое планирование кружка «Математика и шахматы»


п/п

Тема занятия

Содержание деятельности

Формирование УУД

Шахматная доска и фигуры

1

Шахматная доска.

Чтение  дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской.

Личностные: формирование мотивации и интереса к учению.

Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя.

Познавательные: развитие внимания, наблюдательности.

Коммуникативные: ответы на вопросы учителя, одноклассников.

Читать и записывать отношения и пропорции.

Приводить примеры использования отношений и пропорций в практике. Решать задачи, используя отношения и пропорции.

Приводить примеры прямо пропорциональных и обратно пропорциональных величин.

Решать задачи с пропорциональными величинами

2

Связь между шахматами и математикой 

Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.

3

Шахматная доска. Математика на числовой оси.

Пропорция. Правила чтения отношения чисел и пропорции. Основное свойство пропорции

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль".

4

Шахматная доска. Математика на координатной плоскости.

Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.

Коммуникативные: ответы на вопросы учителя, одноклассников.

Ходы и взятие фигур

5-6

Признаки делимости натуральных чисел

Признаки делимости натуральных чисел на 2, на 5, на 10, на 4, на 3, на 9

Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр фильма "Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?", "Большая и маленькая"

Личностные: формирование интереса к учению.Регулятивные: организация своего рабочего места, Познавательные: развитие внимания, наблюдательности

Коммуникативные: потребность в общении, умение слушать, вступать в диалог

7-8

Начальное положение.

Разложение натурального числа на простые множители. Основная теорема арифметики.

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Просмотр фильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".

Регулятивные: контроль в форме сличения  способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные: построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные: потребность слушать учителя и вступать в диалог.

9

Ладья.

Правило нахождения наибольшего общего делителя

Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

Регулятивные: волевая саморегуляция, анализ объектов.

Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем и партнером по игре.

10

Ладья.

Множество, элемент множества, конечное, бесконечное и пустое множество.

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), "Ограничение подвижности".

Регулятивные: организация своего рабочего места  для игры.

Познавательные: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные: участие в диалоге, умение слушать и понимать партнера по игре.

11

Слон. Выигрышная стратегия игры.

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие.

12

Слон.

Определение центральной симметрии. Центр симметрии, симметричные фигуры

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), "Ограничение подвижности".

Находить в окружающем мире центрально симметричные фигуры.

Изображать центрально симметричные фигуры.

Разрабатывать выигрышные стратегии в играх

13

Ладья против слона.

Отрицательные числа и их изображение на координатной прямой.

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Термин "стоять под боем". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля".

Личностные: целостное восприятие происходящего.

Регулятивные: организация своего рабочего места.

Познавательные: развитие внимания, наблюдательности у детей.

14 -15

Симметрия в шахматах

Понятие симметрии. Построение симметричных фигур.

Коммуникативные: умение отвечать на вопросы учителя.

16

Ферзь.

Положительные, отрицательные, неположительные, неотрицательные числа. Координатная прямая.

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь– тяжелая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Просмотр диафильма "Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат".

Регулятивные: определение цели учебной деятельности самостоятельно и с помощью учителя.

Познавательные: наблюдение, умение самостоятельно делать выводы.

Коммуникативные: умение выполнять различные роли в шахматной игре.

17

Ферзь против ладьи и слона. Конь.

Правило знаков при умножении. Подобные слагаемые. Приведение подобных слагаемых. Раскрытие скобок

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура

Личностные: освоение смысла учения.

Регулятивные:  умение определять цель учебной деятельности.

Познавательные: развитие интереса к занятиям, внимания, наблюдательности.

18

Конь против ферзя, ладьи, слона.

Взаимно обратные числа. Свойства деления. Свойства делимости целых чисел.

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".

Личностные: умение оценивать жизненные ситуации и поступки окружающих.

Регулятивные: использование при выполнении заданий ранее полученных знаний.

Познавательные: наблюдение, сравнение.

Коммуникативные: умение работать в паре.

Цель и результат шахматных партий. Шах, мат и пат

19

Пешка.

Процентное содержание вещества в сплаве. Концентрация раствора. Задачи на сплавы и смеси

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".

Личностные: целостное восприятие окружающего мира.

Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом.

Познавательные: наблюдение.

Коммуникативные:  умение сотрудничать с партнером  в совместном решении проблемы.

20

Пешка против  ферзя, ладьи, коня, слона.

Число π. Формула длины окружности. Многоугольник, вписанный в окружность. Правильный многоугольник. Формула площади круга.

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), "Ограничение подвижности".

Личностные: целостное восприятие окружающего мира.

Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом.

Познавательные: наблюдение.

Коммуникативные:  умение сотрудничать с партнером  в совместном решении проблемы.

21

Король. Король против других фигур.

Центральный угол. Круговой сектор.

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

Личностные: целостное восприятие окружающего мира.

Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом.

Познавательные: наблюдение, развитие внимания.

Коммуникативные:  умение сотрудничать с партнером  в совместном решении проблемы.

22-23

Система координат.

Симметричные точки и фигуры. Ось симметрии

Построение точек по координатам.

Личностные: целостное восприятие окружающего мира.

Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом.

24

Шах.

Координаты точки. Декартова система координат. Ось абсцисс, ось ординат

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха".

Личностные: целостное восприятие окружающего мира.

Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом.

Познавательные: наблюдение.

25

Шах.

Многогранник. Прямая призма. Пирамида. Тела вращения: сфера,  шар, цилиндр, конус.

Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах".

Коммуникативные:  умение сотрудничать с партнером  в совместном решении проблемы.

26

Мат.

Развертки. Формулы объема шара и площади сферы

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат".

Коммуникативные:  умение сотрудничать с партнером  в совместном решении проблемы.

Запись шахматных ходов

27

Условные обозначения перемещения, взятия.

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание "Дай мат в один ход".

Распознавать и называть прямую призму, пирамиду, шар, цилиндр, конус.

28

Рокировка.

Развертка фигур.

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат".

Изготавливать пространственные фигуры из разверток; распознавать развертки куба, параллелепипеда, пирамиды, цилиндра и конуса.

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен

29

Ценность фигур.
Единица измерения ценности.

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание "Рокировка".

Извлекать информацию из  таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным, сравнивать величины, находить наибольшие и наименьшие значения.

30

Размен. Равноценный и неравноценный размен.

Таблицы, круговые и столбчатые диаграммы.

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода".

Выполнять сбор информации в несложных случаях, организовывать информацию в виде таблиц и диаграмм.

Общие принципы разыгрывания дебюта

31

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте.

Числа и уравнения

Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

32

Классификация дебютов.

Натуральные числа.

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

33-34

Задачи на применение формул


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 6 – 7 классов «Математика и шахматы»

Программа курса внеурочной деятельности "Математика и шахматы" позволит во внеурочной деятельности научить ребят игре в шахматы, разработке стратегий, развитию аналитического мышления....

Рабочая программа для 9-х вечерних классов по обществознанию на 2019 - 2020 учебный год

Рабочая программа для 9-х вечерних классов по обществознанию на 2019 - 2020 учебный год...

Рабочая программа по математике для учащихся 8 класса (домашнее обучение) на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)

Рабочая программа по математике для учащихся  8 класса  (домашнее обучение) на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)...

Рабочие программы по математике, физике, информатике. 2019-2020

Рабочие программы по математике, физике, информатике. 2019-2020...