Позитивная «энергия преображения» у детей в ОВЗ
статья (7 класс)

    Используя искусство перевоплощения, ребёнок ищет самостоятельно или при помощи руководителя индивидуальные средства выразительности (пластической, мимической, речевой). Он раскрывает внутренние ресурсы своей личности и растёт духовно.   Причастность к театрально - игровой деятельности приводит ученика к осознанию идеи УНИКАЛЬНОСТИ каждого человека, в числе и своей собственной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Позитивная энергия преображения24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Позитивная «энергия преображения» у детей в ОВЗ

                                «Всё то, что чувствует наша душа в виде смутных,                            неясных ощущений, театр преподносит нам в громких словах и ярких образах, сила которых поражает нас».   И.Ф.Шиллер.

Театр – это загадка, театр – это чудо, как можно не любить его, как можно не попробовать свои силы в сотворении чуда, создать этот яркий образ, то есть выйти на сцену и поразить сидящего в зрительном зале, заставить его испытать сильные чувства и заодно и показать себя?!  

 У искусства есть важнейшая особенность: оно способно ответить человеку на один из самых главных вопросов, ЗАЧЕМ живёт человек на земле и КАК ему жить?  

        Первооткрывателем великих истин становится каждый из нас, а также любой ученик, который создаёт художественный образ, занимаясь театрально-игровой деятельностью. В процессе этой деятельности происходит очень важное для ребенка художественное освоение мира.

 Наша школьная театральная студия родилась на ковре обычного кабинета группы продленного дня, где мы играли в «Театральные ассоциации», пополняя свой словарный запас или разыгрывая диалоги.

    Используя искусство перевоплощения, ребёнок ищет самостоятельно или при помощи руководителя индивидуальные средства выразительности (пластической, мимической, речевой). Он раскрывает внутренние ресурсы своей личности и растёт духовно.   Причастность к театрально - игровой деятельности приводит ученика к осознанию идеи УНИКАЛЬНОСТИ каждого человека, в числе и своей собственной. Он получает радость от переживания, собственной активности, открытости, взаимодействия с другими учащимися. Таким образом, у ребенка, который посещает нашу студию, есть все возможности для формирования образа позитивного будущего. 

          Учебно-тематический план «Театральной гостиной» строится в зависимости от знаменательных дат, которые отмечаются школой, то есть являются частью годового плана внеклассных мероприятий.  В годовщину гибели Пушкина мы провели большой праздник «Все ученые коты знают Пушкина, а ты?»   В чтение сказок и стихов великого поэта был введен элемент театрализации: каждый класс должен был прочесть наизусть отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», сопровождая текст мимикой и жестом, одновременно передавая по кругу «волшебное зеркало».  Не все классы блистали артистизмом, но навык публичного выступления получил каждый из участников. Стоит отметить выдумку и оригинальность, которую проявили родители при изготовлении костюмов.

     В день 200-летия со дня битвы при Бородино наши студийцы тоже не остались в стороне, они надели золотые эполеты, кивера, вооружились и встали в строй, то есть вышли на сцену.  

Но настоящие поединки разразились при отмечании годовщины Царскосельского Лицея, под барабанную дробь дрались на шпагах Пушкин и Кюхельбекер, оправдать их можно только тем, что, фехтуя, они читали отрывок из «Воспоминания в Царском Селе».  

За годы существования нашей студии сложились несколько традиций, одна из них, в основе которой лежит воспитание культуры исторической памяти, небольшая театральная постановка ко Дню снятия блокады, в которой у каждого участника есть своя роль. Пятерка и Плюсик, современные школьники, попадают на урок в одну из ленинградских школ в декабре 1941 года. Им предстоит услышать страшный вой сирены, зовущий в бомбоубежище, пробовать хлеб, а точнее – кусочек Бадаевской земли, добытый одним из учеников, писать в тетрадях, сшитых их газет, стараясь попасть в «межстрочечное» пространство». Им предстоит понять, почему одна из парт стоит пустующей: ученица не смогла дойти до школы. Кстати, в тетрадях из газет пишут многие зрители, это один из интерактивных приемов в нашей работе.  

 Но во время блокады замерзали насосные шланги, качающие воду из Невы. Что делать? Ведь хлеба без воды не испечешь. И здесь детям предлагается игровой момент: надо вручную, по цепочке, передать ведро соседу, не разлив не капли (это уже другое мероприятие, оно называется «Мука, вода и бесстрашные дети»). Если прольешь — можешь вмерзнуть в лед. Тяжело самому последнему в цепочке. Надо приподняться и наполнить большую емкость, которая будет отправлена на хлебозавод. Именно так «выживал» хлеб в блокаду, благодаря мужеству вчерашних школьников. Именно так, добросовестно стараясь не уронить ни капли (конечно, ведро у нас было пустое) передавали наши школьники эту благословенную воду, чтобы хлебозавод работал, чтобы хотя и крохотные, но нормы хлеба выдавались людям.    

        Столетие ленинградского писателя, поэта Вадима Шефнера наша студия встретила двумя новыми театральными постановками: на встрече с ветеранами мы показали две инсценировки по произведениям любимого нами писателя: «Счастливый неудачник» и «Сестра печали».    Судьба двух молодых людей в «Сестре печали», роли которых исполняют подростки, не оставляет равнодушными никого в зрительном зале. Сама литература, ее высокий уровень, создание сценических образов молодых людей, судьбы которых искорежены войной, участвуют в формировании духовно-нравственного развития и воспитания юных актеров.

Другой традицией стало поздравление мам и бабушек с праздником весны. Несколько лет мы показывали кукольные спектакли.  Главной трудностью в работе было совмещение слов, произносимых от имени героя с вождением куклы, находящейся на ширме; сложно было   и разместить всех «артистов» за ширмой, которая была специально изготовлена нами.

Возможности для инновационной деятельности иногда предоставляют нам профессиональные театральные коллективы.  Благодаря проекту Ахматовского музея, мы познакомились с новым для себя видом театра – теневым, зрелищным, ярким, необычным и получили в подарок техническое оборудование для осуществления задуманных идей.  

Инновационным по форме подачи сценического материала можно считать постановку «Конька-Горбунка» по одноименной сказке П. Ершова.   Во время представления на экране происходит показ слайдов, которые «говорят» детскими голосами. Рисунки дети готовили на занятиях кружка «Компьютер для юного художника» под руководством учителя информатики. «Говорящий слайд» стал ролью ребенка, который по каким – либо причинам не мог выйти на сцену. Эта работа стала победителем Первого Санкт-Петербургского фестиваля «Мы вместе».

Театральная деятельность необходима не только детям, но и взрослым, она дает возможность преображения, раскрытия новых, неизвестных   даже самому человеку возможностей. Практически со дня основания школы утвердилась традиция театрализованного новогоднего представления, которое сотрудники школы дарят ребятам. Творческий коллектив школы создает и спектакли для взрослых, среди которых «Сказ про Федота-стрельца», а сейчас готовится к постановке спектакль «Камни Демосфена».  

Дети в нашей школе ограничены в своих физических возможностях. К сожалению, их эмоциональная сфера тоже обеднена, тут-то и наступает время театральной постановки, где ребенок может пережить самые различные чувства, ключевым из которых является способность к сопереживанию. В театральной студии у каждого участника есть возможность приобрести «энергию преображения», подарить зрителю радость узнавания себя в прообразе, что, очевидно и служит основанием для создания позитивного фона в театральном творчестве. Наши воспитанники открыты миру и не боятся его, а яркие образы, появляющиеся из смутных ощущений, помогают им приобрести уверенность в себе, а зрителю получить радость от просмотра.   Театр объединяет, воспитывает и дарит нам удовольствие!

             

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Позитивные и негативные установки для детей

Уважаемые родители, как можно чаще говорите ласковые слова детям, поддерживайте их, проявляйте интерес....

Формирование позитивного образа семьи у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Проект содержит размышления по теме :"Формирование позитивного образа семьи у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"...

Социально-позитивная деятельность организация дополнительного образования детей с детьми с ОВЗ.

О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

«Позитивный подход педагога- психолога в социальной профилактики девиантного поведения детей и подростков».

Профилактика девиантного поведения является неотъемлемо важным этапом работы педагога- психолога с детьми. Чем быстрее развивается социальная среда, тем больше требований предъявляет она к ребенку, ко...

Проект " Коррекционно - развивающая работа с сиблингами в услових государственного казенного общеобразовательного учреждения для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , "Преображение"

Проект демонстрирует систему работы по формированию и укреплению родственных связей воспитанников -сиблингов , с учетом психофизических и возрастных особенностей в условиях организации для детей-сирот...

Тематическое родительское собрание-практикум «Проблемное поведение детей и подростков: как реагировать и что делать?» (или « Позитивная переориентация поведения детей »)

Тематическое родительское собрание-практикум«Проблемное поведение детей и подростков: как реагировать и что делать?»(или « Позитивная переориентация поведения детей »)...

Доклад «Позитивная динамика уровня воспитанности детей в процессе реализации программ художественного образования»

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках направлений воспитательной работы школы. Реализация «модели выпускника» гармонично соотносится с целями и задачами д...