Предпрофессиональная дополнительная программа по боксу для ДЮСШ
рабочая программа

Данная предпрофессиональная дополнительная программа по боксу предназначена для  тренеров-преподавателей по боксу , методистов ДЮСШ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детско-юношеская спортивная школа»

Рассмотрена

на Педагогическом совете

протокол от 03.09.2018 г. № 1

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора

МБОУ ДО ДЮСШ  № 103-од

от 03.09.2018 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«БОКС»

разработана на основании Федерального стандарта

спортивной подготовки по виду спорта бокс

(приказ Минспорта РФ от 20.03.2013г. N123)

Срок реализации: 8 лет

Разработчики программы:

зам. директора по УВР Фомичева И.В.

методист Горнова Л.Б.

тренер-преподаватель Попов А.Н.

тренер-преподаватель Дьячков В.Н.

г.Уварово

2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Бокс (от англ. - boxing, т.е. - удар) — контактный вид спорта, единоборство, в котором спортсмены наносят друг другу удары кулаками в специальных перчатках. Рефери контролирует бой, который длится от 3 до 12 раундов. Победа присваивается в случае, если соперник сбит с ног и не может подняться в течение десяти секунд (нокаут) или если он получил травму, не позволяющую продолжать бой (технический нокаут). Если после установленного количества раундов поединок не был прекращён, то победитель определяется оценками судей.

Бокс относится к спортивным контактным единоборствам, основная цель участников поединка – нанести удар своему противнику и, в свою очередь, не пропустить от него ответный удар. А если он все-таки его пропускает, должен выстоять и продолжить бой дальше. Поэтому от боксеров требуется не только физическая подготовка, но и психологическая устойчивость.

Все удары наносятся в боксерских перчатках, одетых на руки боксеров. Удары в боксе должны наноситься по определенным правилам. При боксировании они наносятся только в область лица и по передней части туловища. Удары ниже пояса, по затылку, спине запрещены, а на проводимых соревнованиях карается снятием очков, вплоть до дисквалификации.

Формула боя в соревнованиях

Возраст

Новички

III разряд и выше

Юноши и девочки младшего возраста 12 лет

3 раунда по 1 минуте

3 раунда по 1 минуте

Юноши и девочки среднего возраста 13-14 лет

3 раунда по 1 минуте

3 раунда по 1 минуте

Юноши и девочки старшего возраста 15-16 лет

3 раунда по 2 минуты

3 раунда по 2 минуты

Юниорки 17-18 лет, женщины 19-34 года

4 раунда по 1,5 минуты

4 раунда по 1,5 минуты

Юниоры 17-18 лет, 19-22 года, мужчины 19-34 года

3 раунда по 2 минуты

3 раунда по 3 минуты

Дополнительная предпрофессиональная программ «Бокс»  разработана в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», приказом Минспорта России от 12.09.2013 №730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам», приказом Минспорта России от 27.12.2013 №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».

        Программа конкретизирует объем, содержание, планируемые результаты образовательной деятельности, характеризует организационно-педагогические условия и формы промежуточной  аттестации.  

В основу отбора и систематизации материала программы положены принципы комплексности, преемственности и вариативности.

Принцип комплексности выражен в теснейшей взаимосвязи всех сторон  тренировочной деятельности: теоретической, физической, технической, тактической и психологической подготовки, педагогического и медицинского контроля, восстановительных мероприятий.

Принцип преемственности прослеживается в последовательности изложения теоретического и практического материала, в постепенном усложнении содержания тренировок, в единстве задач, средств и методов подготовки.

Принцип вариативности дает определенную свободу выбора средств и методов.

Цель программы - физическое, нравственное и интеллектуальное развитие личности ребенка средствами бокса, укрепление здоровья, мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Основные задачи многолетней подготовки:

на этапе начальной подготовки

  • вовлечение максимального числа детей и подростков в систему занятий физической культурой и спортом;
  • формирование потребности к занятиям спортом и ведения здорового образа жизни;
  • общая физическая подготовка детей и подростков;
  • изучение базовой техники бокса;
  • выявление и поддержка детей, проявивших особые способности в боксе;
  • воспитание волевых и морально-этических качеств личности;
  • формирование навыков адаптации к жизни в обществе.

Возраст детей, участвующих в реализации программы, - 10-14 лет.

Срок реализации программы – 8 лет.

Для детей, планирующих поступление в образовательные организации профессионального образования, реализующих основные профессиональные программы в области физической культуры и спорта, срок освоения программы может быть увеличен на 1 год.

Структура системы многолетней подготовки

Этапы подготовки

Год обучения

Кол-во часов в неделю

Наполняемость (мин/макс)

Минимальный

возраст зачисления

Объем учебной нагрузки

Требования по спортивной подготовке на конец учебного года

Этап

начальной подготовки

1

6

14/25

10 лет

312

Выполнение требований промежуточной (итоговой) аттестации

2-3

8

12/20

416

Продолжительность одного занятия не должна превышать:

на этапе начальной подготовки – 2 академических часов;

При проведении  более одного тренировочного занятия в день суммарная продолжительность занятия не может составлять более 8 академических часов.

Комплектование учебных групп.

Прием в группы начальной подготовки 1 года обучения по дополнительной предпрофессиональной программе «Бокс» производится по письменному заявлению одного из родителей (законного представителя) лица, не достигшего 14-летнего возраста, или по письменному заявлению лица, достигшего 14-летнего возраста, при наличии справки от врача о состоянии здоровья лица, поступающего на обучение, с заключением о возможности заниматься избранным видом спорта.

Основанием для зачисления является успешное прохождение поступающим на обучение индивидуального отбора.

В группы начальной подготовки 2 и 3-го года обучения переводятся учащиеся, освоившие программный материал предшествующего года обучения и успешно пошедшие промежуточную аттестацию.

В группы указанных выше годов обучения при наличии в учреждении вакансии  могут быть зачислены, в том числе в течение учебного года, дети,  успешно прошедшие индивидуальный отбор,  имеющие спортивный разряд в данном виде спорта и опыт соревновательной деятельности.

Формы организации образовательной деятельности: индивидуальная и групповая работа в рамках тренировочного занятия, выполнение домашних заданий по теоретической и физической подготовке, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика, промежуточная и итоговая аттестация.

Виды и формы контроля: педагогический (промежуточная и итоговая аттестация в форме контрольно-переводных испытаний) и врачебный.

Педагогический контроль используется для оценки степени достижения цели и решения задач, определенных образовательной программой. Он должен быть комплексным, проводиться регулярно и своевременно, основываться на объективных критериях.

Контроль за уровнем общей и специальной физической подготовки проводится с помощью специальных контрольных (контрольно-переводных) нормативов по годам обучения, которые представлены тестами, позволяющими оценить уровень развития физических и технических качеств. Результаты контрольных испытаний фиксируются в протоколах сдачи контрольно-переводных нормативов.

Врачебный контроль предусматривает:

1) углубленное медицинское обследование педиатром (2 раза в год);

2) медицинское обследование перед соревнованиями;

3) врачебно-педагогические наблюдения в процессе тренировочных занятий;

4) санитарно-гигиенический контроль за режимом дня, местами тренировок и соревнований, одеждой и обувью;

5) контроль за выполнением учащимися рекомендаций врача по состоянию здоровья, режиму тренировок и отдыха.

Результаты врачебного контроля отмечаются в личных картах спортсмена.

Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности воспитанников являются: овладение теоретическим знаниями и практическими умениями и навыками в соответствии с годом (этапом) подготовки, выполнение контрольных нормативов по общей физической и специальной подготовке.

Учебный план

Учебный план рассчитан на 52 недели: 46 недель занятий непосредственно в условиях ДЮСШ и 6 недель в спортивно-оздоровительном лагере и (или) по индивидуальным планам учащихся на период их активного отдыха.

В соответствии с п. 14 Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, к условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программа (далее - Требования), утвержденных приказом Минспорта РФ от 12.09.2013 г. № 730 в учебном плане данной программы отведено не менее 10% на самостоятельную работу учащихся с целью непрерывности освоения данной программы в каникулярный период, праздничные дни и на период отпуска тренера-преподавателя (п.45 Требований).  

10% самостоятельной работы входят в общее количество часов каждой предметной области.

Учебный план распределения часов на учебный год

п/п

Предметные области

Этап начальной подготовки

Год обучения

 

 

1-ый

2-ой

3-ий

I.

Теория и методика физической культуры и спорта

16

22

22

II.

 Общая и специальная физическая подготовка

68

84

84

III.

 Избранный вид спорта  (бокс)

166

228

228

Основы техники и тактики

158

216

212

Участие в соревнованиях

2

6

10

Медицинское обследование

4

4

4

Промежуточная и итоговая аттестация в форме контрольных испытаний

2

2

2

IV.

 Технико-тактическая и психологическая подготовка

47

62

62

V.

Другие виды спорта и подвижные игры.

15

20

20

Всего часов

312

416

416

В том числе 10% самостоятельной работы

31

42

42

Соотношение объемов тренировочного процесса

ГНП 1 год обучения

Предметная область

Объем в %

Кол-во

уч. часов

I.

Теория и методика физической культуры и спорта

5 %

16 ч.

II.

 Общая и специальная физическая подготовка

25%

78 ч.

III.

 Избранный вид спорта  (бокс)

50%

156 ч.

IV.

 Технико-тактическая и психологическая подготовка

15%

47ч.

V.

Другие виды спорта и подвижные игры.

5%

15 ч.

Всего:

312 ч.

ГНП  2 и 3 год обучения

Предметная область

Объем в %

Кол-во

уч. часов

I.

Теория и методика физической культуры и спорта

5 %

22 ч.

II.

 Общая и специальная физическая подготовка

25%

104 ч.

III.

 Избранный вид спорта  (бокс)

50%

208 ч.

IV.

 Технико-тактическая и психологическая подготовка

15%

62 ч.

V.

Другие виды спорта и подвижные игры.

5%

20 ч.

Всего:

416 ч.

Организационно-методические особенности спортивной тренировки

   Многолетнюю спортивную подготовку от новичка до мастера спорта целесообразно рассматривать как единый процесс, подчиняющийся определенным закономерностям, как сложную специфическую систему со свойственными ей особенностями с учетом возрастных возможностей юных спортсменов.

   Спортивная тренировка детей и подростков, в отличие от тренировки взрослых, имеет ряд методических и организационных особенностей.

1. Тренировочные занятия с юными спортсменами не должны быть ориентированы на достижения в первые годы занятий высокого спортивного результата (на этапах начальной подготовки и начальной спортивной специализации).

2. Тренировочные и соревновательные нагрузки должны соответствовать функциональным способностям растущего организма.

3.  В процессе всех лет занятий необходимо соблюдать рациональный режим, обеспечить гигиену быта, хорошую организацию врачебно-педагогического контроля за состоянием здоровья, подготовленности занимающихся и их физическим развитием.

4. Надежной основой успеха юных спортсменов в избранном виде спорта является приобретенный фонд умений и навыков, всестороннее развитие физических качеств, решение функциональных возможностей организма.

5. С возрастом и подготовленностью юных спортсменов постепенно уменьшается удельный вес общей физической подготовки и возрастает вес специальной подготовки. Из года в год неуклонно увеличивается рост общего объема тренировочной нагрузки.

6. Необходимо учитывать особенности построения школьного учебного процесса в планировании спортивной тренировки.

   Система спортивной подготовки представляет собой организацию регулярных тренировочных занятий  и соревнований. На протяжении многих лет тренировок юные спортсмены должны овладеть техникой и тактикой, приобрести опыт и специальные знания, улучшить моральные  и волевые качества.

Объёмы максимальных тренировочных нагрузок

Этапный норматив

Этап и год

подготовки

Количество часов в неделю

Количество тренировок в неделю

Общее количество часов в год

Общее количество тренировок в год

Этап начальной подготовки 1 года обучения

6

3

312

156

Этап начальной подготовки 2 и 3 года обучения

8

4

416

208

Этап начальной подготовки  

Основная цель тренировки: утверждение в выборе спортивной специализации бокс и овладение основами техники.

Основные задачи:

  • укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие учащихся;
  • формирование устойчивого интереса к занятием спортом;
  • освоение основ техники бокса;
  • всестороннее развитие физических качеств;
  • отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий боксом.

Факторы, ограничивающие нагрузку:

  • недостаточная адаптация к физическим нагрузкам;
  • возрастные особенности физического развития;
  • недостаточный общий объем двигательных умений.

Основные средства:

  • подвижные игры и игровые упражнения;
  • общеразвивающие упражнения;
  • элементы акробатики и самостраховки (кувырки, кульбиты, повороты и др.)
  • всевозможные прыжки и прыжковые упражнения;
  • метание (легкоатлетических снарядов, набивных, теннисных мечей и др.);
  • скоростно-силовые упражнения (отдельные в виде комплексов);
  • гимнастические упражнения для силовой и скоростно-силовой подготовки;
  • введение в школу техники бокса;
  • комплексы упражнений для индивидуальных тренировок (задание на дом).

  Основные методы выполнения упражнений: игровой; повторный; равномерный; круговой; контрольный; соревновательный.

     Этап начальной подготовки (НП) является очень важным и ответственным, т.к. здесь закладывается основа для дальнейшего овладения спортивным мастерством в боксе. Здесь ни в коем случае нельзя физически перегружать детей. Основной упор надо сделать на подвижные игры, различные эстафеты, элементы акробатики. Постепенно познакомить и обучить всем необходимым боксерским специальным упражнениям. Из физических качеств необходимо сделать упор на развитие быстроты и ловкости, как самых важных в боксе.

    Необходимо учесть, что боксом идут заниматься трудные подростки с определенной психикой (например: любители острых ощущений,   часто обижаемые в классе и на улице). Поэтому тренер должен на этом этапе особенно  внимательно  подойти к каждому ребенку. На протяжении  этого  этапа,  необходимо проводить соревновательную подготовку, но в легком  игровом режиме, «возбуждая», но ни в коем случае не унижая  самолюбие занимающихся. За этот период надо повысить уровень уверенности в себе у занимающихся, стремиться сохранить контингент (70-80 %).

    На этапе начальных занятий боксом целесообразно выдвигать на первый план разностороннюю физическую подготовку и целенаправленно развивать физические качества путем специально подобранных комплексов упражнений и игр (в виде тренировочных заданий) с учетом подготовки спортсмена. Тем самым достигается единство общей и специальной подготовки.

   Одной из задач занятий на этапе начальной подготовки является обучение основам техники бокса. При этом образовательная деятельность  должна проходить консервативно, без больших пауз, т.е. перерыв между занятиями не должен превышать трех дней. Всего на обучение каждому техническому действию или их комплексу нужно отдавать 15-20 занятий (30-35 мин. в каждом). Двигательные навыки у юных спортсменов должны формироваться параллельно с развитием физических качеств, необходимых для достижения успеха в избранном виде спорта. С самого начала занятий необходимо юным боксерам овладевать основами техники целостного упражнения, а не отдельных его частей. Обучение основам техники  целесообразно проводить в облегченных условиях.

Участие в соревнованиях.

 Особое преимущество отдается игровым соревновательным методам. Так как учащиеся не выступают в официальных соревнованиях, первый опыт соревновательной практики формируется в процессе тренировок и тренировочных соревнований - «Открытых рингов». Подготовка боксеров на первом этапе предусматривает участие в 4-5 боях в год. Соревнования должны носить классификационный характер. Цель данных соревнований – определение степени усвоения техники бокса и волевая подготовка занимающихся.        

        Юных спортсменов в соревнованиях нужно нацеливать на демонстрацию социально-ценностных качеств личности, мужества, смелости, стойкости в поединке с противником, коллективизма, дружелюбия по отношению к товарищам и уважения к ним.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

  1. Теория и методика физической культуры и спорта

     Наряду с практической частью  в процессе спортивной подготовки предусматривается теоретическая подготовка.

Цель и основное содержание теоретического раздела программы спортивной подготовки определяются получением спортсменами минимума знаний, необходимых для понимания образовательной деятельности и безопасности её осуществления.

Теоретические знания даются непосредственно в образовательной деятельности, а также в форме лекционных занятий, дискуссий, бесед.  Эти занятия органически связаны с физической, технической, тактической, психологической и волевой подготовкой.

Теоретическая подготовка является одним из компонентов мастерства боксера и требует большой и длительной работы. Современный спортсмен должен не просто выполнять задания, которые дает ему тренер, а давать всем своим действиям если не научное, то теоретическое обоснование, анализировать свои индивидуальные особенности и возможности их развития, делать правильные выводы. Тренеру-преподавателю нужно научить занимающихся самостоятельно повышать свой интеллектуально-теоретический уровень, наиболее объективно давать оценку своим действиям при различных ситуациях. Чем выше уровень теоретической подготовки боксера, тем активнее он применяет полученные знания в практике своей спортивной тренировки, тем больше у него возможностей для достижения стабильных результатов.

Теоретическая подготовка в  группах начальной подготовки проводится в виде коротких сообщений, объяснений, рассказов и бесед в начале тренировочного занятия или в форме объяснений во время отдыха. На тренировочном этапе проводятся специальные занятия по теоретической подготовке в форме непродолжительных лекций, семинаров или методических занятий. Эффективность усвоения теоретико-методических знаний существенно повышается за счет использования учебных кино- и видеофильмов, мультимедийных пособий, рисунков, плакатов и других наглядных пособий.

При проведении теоретической подготовки следует учитывать возраст учащихся и излагать материал в доступной им форме. В ходе теоретических занятий и бесед следует рекомендовать литературу для чтения об истории развития вида спорта, воспоминания известных спортсменов, учебные пособия по обучению и начальной тренировке по боксу, спортивные журналы и энциклопедии для детей и т.п. Весьма полезен коллективный просмотр и обсуждение телевизионных передач и статей в периодических изданиях на спортивную тематику, а также получение спортивной информации с помощью современных мультимедийных пособий и источников в Интернете.

Учебный план по теоретической подготовке (час.)

№ п/п

Разделы

Этапы подготовки

НП

1 г.

2-3 г.

1.

Вводное занятие.

1

1

2.

Физическая культура и спорт в РФ.

6

3.

История развития бокса  в России и за рубежом

6

6

4.

Техника безопасности при занятиях боксом

1

1

5.

Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм человека.

4

4

6.

Здоровый образ жизни. Режим дня, гигиена, закаливание и питание спортсменов

2

2

7.

Врачебный контроль и самоконтроль спортсмена

2

2

Всего

16

22

Тема 1. Вводное занятие

    История спортивной школы, достижения и традиции. Бокс как вид спорта. Права и обязанности учащегося спортивной школы. Школьные традиции. Лучшие достижения учащихся отделения бокса. Традиции  бокса в городе и области. Правила поведения в спортивной школе. Правила поведения на тренировочном занятии. Правила поведения в спортивном зале. Инструктаж по технике безопасности при занятии боксом.

Тема 2.  Физическая культура и спорт в РФ

   Понятие о физической культуре и спорте. Спорт как средство воспитания характера, укрепление здоровья человека.  Спорт и его роль в обществе, развитие современного спорта. Спорт как средство воспитания характера, укрепление здоровья человека. Органы управления физкультурным движением, организация работы федерации бокса. Конкретные примеры улучшения показателей быстроты, силы, ловкости у юных боксеров, приступивших к тренировкам в прошлом году. Перспективы роста этих показателей у новичков через год занятий.

Тема 3. История развития бокса  в России и за рубежом

 История развития бокса и России и за рубежом. Выдающиеся боксеры прошлого и настоящего. Успехи российского бокса на международной арене,  традиции  бокса в городе и области. Участие советских и российских боксеров на  Олимпийских играх и первенствах мира. Чемпионы и призеры первенств мира, Европы. Всероссийские соревнования по боксу.

Тема 4. Техника безопасности при занятиях боксом

Причины, вызывающие травматизм при занятиях спортом и боксом.

   Профилактика травматизма: требования к местам проведения занятий, инвентарю, одежде, обуви.  Требования техники безопасности на тренировочном занятии. Меры обеспечения безопасности во время соревнований.

Тема 5. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм человека.

Общее представление о строении тела человека, его тканях, органах и физиологических системах.

  Основные сведения об опорно-двигательной, пищеварительной, нервной, кровеносной, дыхательной, выделительной, эндокринной, иммунной системах. Возрастные изменения показатели развития (рост, вес, окружности головы, туловища). Влияние физических упражнений на организм. Понятия об утомлении и переутомлении.  Субъективные и объективные признаки утомления. Восстановительные мероприятия в спорте. Активный отдых.

Тема 6. Здоровый образ жизни. Режим дня, гигиена, закаливание и питание спортсменов

   Составляющие здорового образа жизни.  Понятие о гигиене и санитарии при спортивных занятиях. Общие гигиенические требования к режиму дня, питанию, отдыху, одежде и обуви, сну. Режим дня школьников, занимающихся спортом. Гигиенические основы закаливания. Средства закаливания и методика их применения. Питание. Понятие об основном обмене и энергетических тратах при физических нагрузках. Питьевой режим. Контроль за весом тела.  Основы профилактики инфекционных заболеваний. Вредные привычки и их профилактика. Режим дня в период соревнований.

Тема 7. Врачебный контроль и самоконтроль спортсмена

  Основные понятия о врачебном контроле. Медицинский допуск к занятиям спортом, Медицинские осмотры: необходимость, периодичность. Временное ограничение спортивных нагрузок после перенесенных заболеваний. Профилактика травм и заболеваний. Физические упражнения как средство профилактики нарушения осанки. Основные способы контроля и самоконтроля за физической нагрузкой.  Показатели самоконтроля: сон, аппетит,  вес. Дневник самоконтроля Понятие об утомлении и переутомлении. Условия допуска к соревнованиям.

      

  1. ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Общая физическая подготовка (ОФП) – это система занятий физическими упражнениями, которая обеспечивает всестороннее и гармоничное физическое развитие человека, направлена на развитие всех физических качеств в их гармоничном сочетании. Задачами общей физической подготовки являются:

1.Всестороннее развитие организма учащегося, воспитание физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости.

2.Создание условий для активного отдыха в период снижения тренировочных нагрузок (активизация и ускорение восстановительных процессов).

3 Улучшение морально-волевой подготовки, «закалка боевых качеств».

4.Устранение недостатков в физическом развитии, мешающих овладению правильной техникой упражнений.

Общая физическая подготовка создает базу для специальной физической подготовки в конкретном виде спорта. Главное избежать узкой специализации и гипертрофированного развития только одного физического качества за счет и в ущерб остальных.  При подборе упражнений следует учитывать, что наивысшие показатели в одном из физических качеств могут быть достигнуты лишь при достаточном уровне развития остальных

  Для общей физической подготовки следует выбирать из других видов спорта упражнения, наиболее отвечающие характеру действий боксера и способствующие развитию физических качеств.

Программный материал по ОФП (для всех этапов подготовки)

     Основными средствами ОФП являются:

  • общеразвивающие  и гимнастические упражнения,
  • ходьба,
  • кроссовый бег,
  • упражнения с отягощениями,
  • элементы лыжного спорта,
  • упражнения легкой атлетики,
  • спортивные игры,
  • подвижные игры,
  • эстафеты.

Общеразвивающие  и гимнастические упражнения. Эти  упражнениям, направлены преимущественно на совершенствование двигательных способностей занимающихся, развитие физических качеств.  Упражнения на координацию, гибкость, силу, быстроту и смелость являются обязательными для боксеров во всех занятиях. Гимнастические упражнения применяются в разминке, а также во второй половине специализированных занятий для развития силы или гибкости отдельных групп мышц.

 Упражнения с отягощениями (штангой, гантелями и предметами) — занимают большое место в физической подготовке боксеров.  Всевозможные упражнения с небольшими отягощениями для отдельных групп мышц являются эффективным средством развития силовой выносливости и быстроты. Эти упражнения необходимо сочетать с упражнениями на развитие быстроты без отягощений (например, наклоны, приседания или повороты туловища выполняют сначала без отягощений, потом с отягощениями и снова без отягощений). По количеству упражнения с отягощениями составляют третью часть упражнений без отягощений.

 Упражнения с набивными мячами (медицинболами).

Перебрасывание набивного мяча является неотъемлемой частью тренировки боксера. Мяч перебрасывают с разных положений (стоя, сидя, лежа) одной и двумя руками; наиболее эффективными упражнениями является перебрасывание мяча в передвижении назад, вперед, в стороны и по кругу. Эти упражнения развивают скоростно-силовые качества (в том числе скоростную выносливость), ориентировку, способность к кратковременным большим силовым напряжениям и расслаблениям мышц.

    Ходьба быстрая. При длительной и ритмичной ходьбе в работу вовлекается большинство мышечных групп тела, усиливается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, повышается обмен веществ, укрепляются внутренние органы, улучшаются их функции. Ходьба положительно влияет на развитие выносливости, воспитывает волевые качества.

   Бег — наиболее распространенный вид физических упражнений, составная часть многих видов спорта. Изменяя длину дистанции и скорость бега, можно дозировать нагрузку, влиять на развитие выносливости, быстроты и других качеств, необходимых боксеру. Длительный медленный бег, особенно в лесу, парке, имеет большое гигиеническое и психологическое значение. Быстрый бег положительно влияет на развитие выносливости и быстроты. Во время бега воспитываются также волевые качества, умение рассчитывать свои силы. В тренировке боксера бег занимает значительное место.

Другие виды спорта и подвижные игры

  Бег с препятствиями. В беге на 500-1000 м боксер преодолевает препятствия с целью повышения ловкости, силы и быстроты, равновесия, способности к кратковременным напряжениям большинства мышечных групп и развития общей выносливости.  

  Ходьба на лыжах хорошо развивают все группы мышц, положительно влияют на системы и органы организма, вырабатывают общую выносливость (скоростную и силовую). Особо следует выделить бег на лыжах по пересеченной местности, при котором активно работают все группы мышц с рациональным чередованием напряжений и расслаблений. Ходьба на лыжах положительно влияет на психическое состояние спортсмена, является прекрасным средством активного отдыха.

 Упражнения из легкой атлетики,  такие как толкание ядра, метание гранаты, прыжки в длину и высоту с разбега, развивают скорость, силу отдельных групп мышц и быстроту. Эти упражнения популярны среди боксеров, входят в систему общей физической подготовки..

  Спортивные и подвижные игры являются неотъемлемой частью подготовки боксеров. Игры (особенно гандбол, баскетбол, футбол,  эстафеты на быстроту и ловкость) по характеру действий, быстроте и выносливости во многом сходны с боксом (быстрые передвижения, остановки, повороты, активное сопротивление противника). Игры развивают скорость, ловкость, выносливость. Спортивные и подвижные игры служат также хорошим средством активного отдыха.

Специальная физическая подготовка

 Специальная физическая подготовка является специализированным развитием общей физической подготовленности. Задачи ее более узки и более специфичны:

1.Совершенствование физических качеств (скоростно-силовых, силовых, координационных и выносливости), наиболее необходимых и характерных для бокса.

2. Преимущественное развитие тех двигательных навыков, которые наиболее необходимы для успешного технико-тактического совершенствования в боксе.

3.Избирательное развитие отдельных мышц и групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении соревновательных нагрузок.

     Основными средствами СФП являются:

  • Упражнения с отягощениями,
  • Упражнения для боксеров со специальными снарядами,
  • Бой с тенью

  Упражнения с отягощениями используются во всех периодах подготовки боксеров в зависимости от задач периода и каждого занятия в отдельности. Следует выделить  специально-подготовительные, способствующие развитию силовой и скоростной выносливости у боксеров упражнения с небольшими гантелями (0,5—2 кг). С гантелями проводят бой с тенью, отрабатывают действия, связанные с защитами.

    Упражнения для боксеров со специальными снарядами

Неотъемлемой частью образовательной деятельности являются упражнения со специальными боксерскими снарядами, развивающие необходимые физические качества и совершенствующие технические навыки.

   Упражнения со скакалкой. Длительные подскоки и прыжки через скакалку укрепляют мышцы ног, развивают координацию, легкость движений. В каждой тренировке, в особенности специализированной, упражнениям со скакалкой уделяется 5-15 мин.

   Упражнения с мешком вырабатывают навык правильно держать кулак при ударе, рационально использовать мышечные усилия в ударах на разных дистанциях, рассчитывать силу удара, особенно если наносятся быстро несколько ударов. Мешок служит хорошим снарядом также для развития силовой и скоростной выносливости. Стремление нанести как можно больше сильных ударов в определенный промежуток времени способствует развитию специальной выносливости. Для занятий используются мешки различной формы. Продолговатый небольшого диаметра мешок удобен для нанесения ударов прямых и сбоку, более короткие мешки — прямых и снизу. В большинстве залов имеется универсальный мешок. Мешки подвижные, на них боксер совершенствует навыки в нанесении ударов при поступательном движении вперед и назад, развивает чувство дистанции. Обычно начинают с одиночных ударов, потом—два последовательных в разном сочетании и, наконец, серии с отдельными акцентированными ударами. На мешке, который движется по кругу, совершенствуются удары при движении боксера вперед и по кругу. Удары по мешку наносятся прямые, боковые и снизу, длительные и короткие (как при боковом положении боксера, так и при фронтальном).

   Упражнения с грушей. По характеру применяемых упражнений насыпные груши имеют много общего с мешками. Груши с песком и опилками—тяжелые и жесткие; наполненные горохом — легче и мягче, подвижные, с большей амплитудой движений, по ним можно наносить более сильные одиночные, двойные и серии ударов, развивают чувство дистанции. Удары по грушам боксер наносит со всех боевых положений.

  Упражнения с настенной подушкой. Используются в занятиях чаще всего с группой начинающих боксеров. На этом снаряде наносятся преимущественно прямые удары. Неподвижность и плоская поверхность снаряда облегчают расчет длины ударов. По настенной подушке наносят удары с места и с шагом вперед.

  Упражнения с пневматической грушей.  Упражнения с пневматической грушей развивают у боксера умение наносить точно и быстро следующие один за другим удары, а также развивают чувство внимания и ритма движений. Длительные ритмические удары по груше являются хорошим средством для развития скоростной выносливости пояса верхней конечности и умения расслабить мышцы в момент взмаха для последующего удара.

  Упражнения с мячом на резинах (пинчбол).  Развивается чувство дистанции, точность и быстрота нанесения удара, ориентировка и координация. Мяч можно использовать и для развития быстроты выполнения уклонов назад и в стороны (например, ударами по мячу придать ему достаточную амплитуду движений, сделать уклон туловищем, после чего снова ударить по мячу).  

   Упражнения с малым подвесным мячом (пунктбол). Теннисный мяч подвешивается к горизонтальной платформе (или на кронштейне у стены) на уровне головы и по нему наносят одиночные удары — прямые, сбоку и снизу. Нужно попадать головками пястных костей указательного и среднего пальцев. Упражнения на этом снаряде помогают выработать точность попадания.

  Упражнения с боксерскими лапами. При помощи боксерских лал совершенствуют удары, развивают быстроту реакции, точность и ориентировку. Лапы применяются на всех этапах подготовки боксера.  Комбинации совершенствуют до автоматизма с акцентированием какого-нибудь удара. Тренер может предложить занимающимся выполнить несколько комбинаций в определенной последовательности.

Программный материал по СФП  для этапа начальной подготовки

  • Упражнения  в ударах по боксерским снарядам.
  • Упражнения со скакалкой.
  • Упражнения с набивными мячами.
  • Удары с отягощением.
  • Бой с тенью.
  • Имитация боксерской техники

III. ИЗБРАННЫЙ ВИД СПОРТА

3.1. Основы техники и тактики

Этап начальной подготовки

1. Положение кулака

2. Боевая стойка

3. Передвижения в боевой  стойке

4. Прямые удары левой и правой в голову

5. Прямые удары в туловище (одиночные, двойные и серии)

6. Боковые удары в голову и защита от них

5. Защита от прямых ударов

6.  Защита подставкой

7.  Защита сведением рук

8.   Защита отбивами

9.   Защита уклонами

10. Боевые дистанции

11 . Комбинации из 3-4 прямых ударов.

12. Контратаки одиночными ударами.  

     При изучении  материала технической подготовки  основное внимание уделяется стабильности и правильности боевой стойки, а также правильности нанесения прямых ударов в голову, туловище, причем удары должны выполняться как на месте, так и в движении одиночными и слитными шагами в различных направлениях. Применение и совершенствование изучаемого материала в условных и вольных боях.

  Изучение тактики на этом ограничивается маскировкой начала удара, нанесением обманных ударов в голову, а также неожиданными чередованиями атак, уходов и контратак. Изучая тактику ведения боя прямыми ударами в голову и в туловище, следует особое внимание обратить на то обстоятельство, что обманные удары в голову дают возможность наносить неожиданные удары в туловище и наоборот. Кроме того, необходимо научить боксеров пользоваться такими тактическими приемами, как смена цели при нанесении серии ударов (серия начинается ударами в голову и заканчивается ударов в туловище и наоборот), рекомендуется принять такой тактический прием, как чередование последнего удара, т.е. боксер, атакуя или контратакуя, сериями ударов должен заканчивать серию каждый раз другим ударом.

 В конце первого года обучения боксеры принимают участие в первых боях. Учащиеся групп начальной подготовки участвуют в   классификационных соревнованиях, где проводят 1—2 боя.  

3.2. Участие в соревнованиях

Соревнования могут носить отборочный или контрольный характер, решать разнообразные технико-тактические задачи, задачи приобретения соревновательного опыта. Поэтому в системе спортивной подготовки выделяют: 1) контрольные соревнования; 2) подготовительные; 3) отборочные; 4) подводящие; 5)главные соревнования.

  1.Контрольные соревнования - проводятся с целью контроля за уровнем подготовленности спортсмена.

  2.Отборочные соревнования. По результатам этих соревнований комплектуют команды, отбирают участников главных соревнований.

  3.Основные соревнования. В них учащийся ориентируется на достижение максимально высоких результатов, полную мобилизацию и проявление физических, технических, тактических и психических возможностей. Целью участия в главных соревнованиях является достижение победы или завоевание возможно более высокого места.

Планируя соревнования, тренеры-преподаватели должны учитывать ряд положений:

• привлекать учащегося к участию в соревнованиях следует лишь в том случае, он по своим физическим, технико-тактическим и психическим возможностям способен к решению поставленных задач;

• соревнования должны подбираться таким образом, чтобы по направленности и степени трудности они строго соответствовали задачам и особенностям построения многолетней подготовки;

• необходимо так планировать соотношение соревновательной и тренировочной практики, чтобы наиболее эффективно осуществлялся процесс спортивной подготовки, и чтобы наиболее полно раскрывались возможности учащегося в отборочных и главных соревнованиях.

3.3. Медицинское обследование

В начале и в конце учебного года все учащиеся проходят углубленное медицинское обследование. Основными задачами медицинского обследования в группах начального этапа обучения является контроль за состоянием здоровья, привитие гигиенических навыков и привычки неукоснительно выполнять рекомендации врача.

В общем случае углубленное медицинское обследование юных боксеров позволяет установить исходный уровень состояния здоровья, физического развития и функциональной подготовленности. В процессе многолетней подготовки углубленное медицинское обследование должно выявить динамику состояния основных систем организма спортсменов, определить основные компенсаторные факторы и потенциальные возможности их развития средствами тренировочных нагрузок. Таким образом, цель углубленного медицинского обследования – всесторонняя диагностика и оценка уровня здоровья и функционального состояния спортсменов, назначение необходимых лечебно-профилактических, восстановительных и реабилитационных мероприятий.

Программа углубленного медицинского обследования:

1. Комплексная клиническая диагностика.

2. Оценка уровня здоровья.

3. Оценка сердечно-сосудистой системы.

4. Оценка систем внешнего дыхания и газообмена.

5. Контроль состояния центральной нервной системы.

6. Уровень функционирования периферической нервной системы.

7. Оценка состояния органов чувств.

8. Состояние вегетативной нервной системы

9. контроль за состоянием нервно-мышечного аппарата спортсменов.

3.4. Промежуточная и итоговая аттестация в форме контрольных испытаний

Промежуточная аттестация для перевода на следующий этап  (год) обучения осуществляется один раз в год. Срок проведения - апрель-май. Форма промежуточной аттестации — сдача контрольных нормативов. Учащиеся выполняют конкретно установленные для перевода на следующий этап (год) подготовки нормативы, утвержденные приказом ДЮСШ.

Освоение дополнительной общеобразовательной программы завершается обязательной итоговой аттестацией. Итоговая аттестация проводится по завершении тренировочного этапа.

В ДЮСШ устанавливаются следующие формы итоговой аттестации:

  • Общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка - сдача контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке (зачет/не зачет).
  • Избранный вид спорта – спортивная квалификация учащегося. Спортивная квалификация учащегося определяется по требованиям по виду спорта Единой Всероссийской спортивной классификации.

Нормативы по ОФП, СФП и технической подготовке

для зачисления на этапы подготовки

            С целью определения уровня общей и специальной физической подготовленности детей и обучающихся отделения бокса за основу контрольно переводных нормативов по ОФП и СФП принимаются  упражнения и нормативы  на основе федеральных стандартов спортивной подготовки.

           Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для  зачисления в группы на   этапе начальной подготовки

          Учащимся ДЮСШ, проходящим спортивную подготовку, не выполнившим предъявляемые настоящей Программой требования, предоставляется возможность продолжить спортивную подготовку на том же этапе, но не более 1 года.

Нормативы по ОФП И СФП

для зачисления в  группы на этапе начальной подготовки

Развиваемое физическое качество

Контрольные упражнения (тесты)

Быстрота

Бег на 30 м (не более 5,4 с)

Бег 100 м (не более 16,0 с)

Выносливость

Бег 3000 м (не более 15 мин 00 с)

Сила

Подтягивание на перекладине (не менее 6 раз)

Поднос ног к перекладине (не менее 6 раз)

Жим штанги лежа (весом не менее веса собственного тела) кг

Силовая выносливость

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 35 раз)

Скоростно-силовые качества

Прыжок в длину с места (не менее 180 см)

Толчок ядра 4 кг (сильнейшей рукой не менее 6 м, слабейшей рукой не менее 4 м)

Контрольные нормативы промежуточной аттестации по ОФП и СФП

для групп начальной подготовки

п/п

Контрольные упражнения

и единицы измерения

Весовые категории и оценка в баллах

36-48 кг

50-64 кг

66-св.  80 кг

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

Подтягивание на перекладине (кол. раз)

4

5

6

7

8

4

6

8

9

10

2

3

4

5

6

2

Сгибание рук в упоре лежа (кол. раз)

30

32

35

38

40

30

35

38

40

43

15

20

25

30

35

3

Поднос ног к перекладине (кол. раз)

4

5

6

7

8

4

6

8

9

10

2

3

4

5

6

4

Прыжок в длину с места (см)

150

160

170

180

183

150

160

170

180

190

150

160

170

180

195

5

Бег 30 м (сек.)

6,3

6,1

5,9

5,6

5,3

6,3

6,0

5,8

5,5

5,2

6,5

6,2

6,0

5,7

5,4

        

IV. ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Совершенствование технико-тактических действий на дальней дистанции

Изучение различных вариантов нанесения ударов (свинг, в голову и туловище, «кросс» в голову, «хуки», апперкоты и т. п.) и защиты от них.

Совершенствование ранее изучаемых технико-тактических действий на дальней дистанции:

  • передвижения, одиночные, двойные, повторные удары, защиты от них и контрудары;
  • серии приёмных ударов, защиты от них и контрудары;
  • одиночные, двойные и повторные боковые удары, защиты от них и контрудары;
  • серии прямых и боковых ударов, защиты от них и контрудары.

Совершенствование технико-тактических действий на средней дистанции

  • одиночные, двойные и серии прямых ударов, защиты от них и контрудары;
  • одиночные, двойные и серии ударов снизу, защиты от них и контрудары;
  • удары левой снизу в голову и туловище на месте одиночным и двойным шагом, удар снизу в голову и туловище с переносом веса тела на правую ногу и с переносом веса тела на левую ногу;
  • защиты от ударов левой снизу в голову и туловище накладкой одноимённой и разноимённой ладонью на сгиб локтевого сустава, отклоном и отходом;
  • удар снизу правой в голову и туловище с переносом веса тела на левую ногу и переносом на правую;
  • трёх и четырёх ударные серии снизу левой и правой в туловище и голову, защиты от них подставками локтей и предплечий;
  • боковой удар левой в голову с переносом веса тела на правую ногу и без переноса, защита подставкой правого предплечья «нырком» вправо или отходом;
  • боковой удар правой в голову и перенос веса тела на левую ногу и без переноса, защита подставкой левого предплечья «нырком» влево или отходом;
  • трёх- и четырёхударные серии боковых ударов и защита от них подставками предплечий или «нырками».

Сочетание боковых ударов и ударов снизу и защит от них:

  • удар левой снизу в туловище, правой в туловище и боковой левой в голову, защита подставками предплечий;
  • удар правой снизу в туловище, боковой левой в голову и боковой правой в голову, защита подставками предплечий;
  • разнотипные сочетания боковых ударов и ударов снизу в голову и туловище и защита от них.

Совершенствование технико-тактических действий на ближней дистанции

  • активно-защитная, наступательная и защитная позиция;
  • удары левой снизу в голову и туловище с распределением веса тела на правую ногу и с переносом веса тела на левую;
  • удары правой снизу в голову и туловище с распределением веса тела на обе ноги, с переносом веса тела на левую ногу и с переносом веса тела на правую;
  • удар правой снизу в туловище с шагом вправо, вперёд, назад;
  • удар левой снизу в туловище с шагом влево, вправо, вперёд и назад;
  • боковой удар левой в голову с распределением веса тела на обе ноги, с переносом веса тела на правую ногу, на левую;
  • боковой удар правой в голову с распределением веса тела на обе ноги, с переносом веса тела на левую ногу, на правую;
  • короткие прямые удары левой и правой в голову;
  • защита от ударов снизу подставками локтей и предплечий, остановкой - наложением предплечий и ладоней;
  • защита от боковых уларов голову подставкой предплечья, остановкой - наложением предплечья, «нырком», приседанием, комбинированная защита;
  • комбинация из двух ударов - в туловище, в голову, в голову и туловище, защиты от них;
  • трёх- и четырёхударные разнотипные серии в туловище и голову, защита от них;
  • введение рук внутрь позиции противника;
  • выход из ближнего боя (5 способов);
  • вхождение в ближний бой во время собственной атаки, в момент атаки противника.

Совершенствование тактических действий

Подготовительные действия (разведка): маневр (выбор положения для атаки), обманные действия, обманные удары, лёгкие удары, финты, движения туловища и глаз на дальней и средних дистанциях.

Наступательные движения - атака, встречная и ответная контратака, нанесение ударов при отходе.

Оборонительные действия - обеспечение надёжности и активности обороны и переход к атакующим действиям.

Ведение условного боя со сменой дистанции: овладение тактикой боя против боксёров различных стилей (нокаутёра, темповика, игровика и боксёра-левши), планирование соревновательных боёв и изменение тактики ведения боя.

Психологическая подготовка

        Спорт – это такое поле деятельности, где открываются большие возможности для осуществления всестороннего воспитания спортсменов.

Главной задачей в занятии с юными спортсменами является воспитание моральных качеств, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия.  Важную роль в нравственном воспитании играет непосредственная спортивная деятельность. Формирование чувства ответственности перед товарищами, обществом и нравственных качеств личности должно осуществляться одновременно с развитием волевых качеств.

В процессе воспитания формируются убеждения и установки личности, которые в значительной мере влияют на поступки и действия. Они формируются на базе знаний и опыта и в то же время становятся мотивами действий, правилами поведения и основой для суждения и оценки.

Психологическая подготовка - воспитательный процесс, направленный на развитие и совершенствование значимых свойств личности. Она  включает мероприятия, которые обеспечивают формирование у спортсменов таких психологических качеств, которые необходимы для успешного решения задач тренировки и участия в соревнованиях.

Психическая подготовка к продолжительной образовательной деятельности осуществляется за счет непрерывного развития мотивов спортивной деятельности и за счет благоприятных отношений к ее различным сторонам.

Психологическая подготовка юных спортсменов к соревнованиям направлена на формирование свойств личности, позволяющих выступать за счет адаптации к конкретным условиям вообще и к специфическим экстремальным условиям соревнований в частности. Психологическая подготовка вступает здесь как воспитательный и самовоспитательный процесс.

Этап начальной подготовки Воспитание дисциплинированности следует начинать с первых занятий. Строгое соблюдение правил тренировки и участия в соревнованиях, четкое исполнение указаний тренера, хорошее поведение в школе и дома - на все это   обращать внимание тренер. Большое воспитательное значение имеет личный пример и авторитет тренера-преподавателя. Тренер, работающий с юными спортсменами, должен быть особенно принципиальным и честным, требовательными и добрым, любить свою работу, всегда доводить начатое дело до конца, постоянно учиться, чтобы сегодня дать своим воспитанниками больше, чем вчера, а завтра  - больше чем сегодня.

         На этапах начальной подготовки и начальной спортивной специализации важнейшей задачей общей психологической подготовки является формирование спортивного интереса, дисциплины, самооценки. Важно с самого начала спортивных занятий воспитывать спортивное трудолюбие и способность преодолевать специфические трудности, что достигается, прежде всего, систематическим выполнением тренировочных занятий. На конкретных примерах нужно убеждать юных спортсменов, что успех в современном спорте во многом зависит от трудолюбия. Психологическая подготовка в группах начальной подготовки направлена на преодоление чувства страха перед соперником, на воспитание умения проявлять волю, терпеть усталость и превозмогать боль.

Развитие волевых качеств боксера Волевые качества единоборца – настойчивость, инициативность, целеустремленность, выдержка, уверенность в своих силах, смелость и решительность – в основном развиваются непосредственно в учебно-тренировочном процессе, при выполнении различных требований данной спортивной деятельности.

Настойчивость. Одно из важнейших качеств, обеспечивающих достижение намеченной боксером цели, это настойчивость. Для развития этого качества необходимо применять в тренировке упражнения с большой  интенсивностью, использовать дополнительные раунду в вольных боях, и в упражнении со снарядами, продлевать время раундов, применять «рывки» во время боя с тенью и «спрутовую» работу на снарядах.

Инициативность. Для развития инициативности в условном бою рекомендуется требовать, чтобы боксеры вели атакующий бой, прибегали к вызовам на удары и к контратакам и т.д. Полезно использовать вольные бои с партнерами, разными по манерам боя. Во время выполнения упражнений боксеры должны быть активными, применять множество ложных действий, развивать атаки, контратаки, не переходя к грубому обмену ударами и др.

Целеустремленность. Целеустремленность можно воспитывать при условии, что спортсмен проявляет глубокий интерес к боксу как к искусству и личную заинтересованность в спортивных достижениях. Надо добиваться того, чтобы боксер относился к тренировочным заданиям не как к обязанностям, а рассматривал их как источник творческих действий. Он не должен ждать напоминаний тренера, а самостоятельно заниматься подготовкой.

Выдержка. Для развития волевого качества выдержки надо постоянно вырабатывать у боксеров умение стойко переносить в боях болевые ощущения, преодолевать неприятные чувства, проявляющиеся при максимальных нагрузках и утомлении и сгонке веса.

       Уверенность в силах появляется в результате формирования совершенной техники, тактики и высокого уровня физической подготовленности. Поражение не должно вызвать у спортсмена большого разочарования, его нужно убедить в том, что если бы он не допустил некоторых ошибок в бою, то, несомненно, победил бы.  После поражения следует боксера встречаться в тренировочных боях с партнерами, обладающими примерно теми же особенностями, что и противник, которому он проиграл бой.

Самообладание. В данном случае речь идет о способностях не теряться в трудных и неожиданных обстоятельствах, управлять своим поведением, контролировать ситуацию в условиях помех. Проявление данной способности помогает наличие плана действий, знание закономерностей спорта. Стойкость боксера проявляется в том, насколько он способен выдерживать  трудности в ходе занятий данным видом спорта (отрицательные эмоциональные состояния, боль, сильное утомление и др.) не сдаваясь, продолжать следовать избранным путем. Для этого практикуются варианты тренировок с «неудобным» противником, в утяжеленных перчатках, спарринги с большим количеством зрителей и др.

Специальная психологическая подготовка Участие боксера в состязаниях, ответственность за них перед коллективом связаны с большим нервным напряжением. Во избежание нервных перенапряжений необходима соответствующая психологическая подготовка спортсмена.

Психологическую подготовку боксера к состязаниям можно подразделить на три этапа: 1) психологическая подготовка в процессе тренировки, 2) психологическая настройка к бою с определенным противником, 3) воздействие на психику боксера во время секундирования.

В период тренировки очень важно воспитать у боксера постоянное стремление совершенствоваться. Только при этих условиях возможен непрерывный рост его спортивных достижений.

Боксер должен психологически осознать, что мастерство строится на искусных действиях и что это единственно правильный путь к высшим достижениям.

Психологическая настройка боксера на спортивную борьбу осуществляется всей тренировкой, в которой последовательно решаются конкретные задачи психологической подготовки. Чтобы психологическая подготовка боксера к состязаниям была успешной, тренер должен хорошо знать особенности его характера, темперамента и другие психические свойства. Только тогда его воздействие на боксера будет действенным.

Во взаимоотношениях с учеником тренер не должен ставить себя в положение няньки и заниматься мелочной опекой. Волевой и инициативный боксер меньше всего нуждается в моральной поддержке. Такой боксер не растеряется ни в какой обстановке состязаний.

Психологическая настройка к бою с определенным противником Анализируя особенности будущего противника, тренер должен помочь боксеру правильно оценить свои возможности. Учитывая соотношение сил, тренер указывает боксеру пути для достижения победы. При этом он должен благотворно повлиять на психику боксера, внушив ему уверенность в успехе предстоящей борьбы. Для этого тренер сам должен быть достаточно тонким психологом.

Психологическая подготовка боксера к встрече с неизвестным противником сложнее, так как ничего конкретного посоветовать тренер бывает не в состоянии. Здесь он должен полагаться только на секундирование, а пока подбодрить боксера, напомнить ему о необходимости быть осторожным с незнакомым противником, не забывать о защите и набирании очков. Разведка боем придаст боксеру уверенность в тактике ведения борьбы на ринге.

Вопрос о специальной психологической настройке боксера к бою с определенным противником возник в связи с рядом отрицательных случаев в практике соревнований.   Бывали случаи, когда боксер, как будто во всех отношениях подготовленный к состязаниям, проявлял необъяснимую слабость, вызванную боязнью противника. Это состояние спортсмена, известное в спортивной психологии под названием отрицательной эмоции, относится к его эмоциональной памяти.   Бывает, что спортсмен, проигравший в прошлых состязаниях какому-то противнику, снова по жребию встречается с ним. При этом боксер испытывает неуверенность в себе, связанную с боязнью проиграть снова.

Тренеры подчас не знают переживаний спортсмена, который из-за ложного самолюбия не признается в своей слабости. В результате они бывают удивлены беспомощностью боксера, которого «просто нельзя узнать на ринге».  В подобном случае тренер должен открыть боксеру пути победы, убедить его в возможности успеха. При встрече с противником, имеющим громкое имя, у молодого боксера может возникнуть состояние неуверенности в победе. Сознание того, что боксер должен встретиться со знаменитым противником, сковывает его волю, и он выходит на ринг морально побежденным. Предусматривая возможность такой психологической подавленности своего боксера, тренер должен прийти ему на помощь, поднять его боевой дух.

Психологическая подготовка боксера непосредственно перед выходом на ринг заключается в том, чтобы создать ему нужное боевое настроение для состязания. Эта подготовка проходит в органической связи с разминкой, в которой тренер напоминает боксеру об основных средствах борьбы, о его выигрышных приемах в атаках и защите. Опробуя их в практической разминке, боксер приобретает необходимую уверенность в своих действиях, сосредоточивается на своих тактических задачах и выходит на ринг в состоянии боевой готовности. В ходе боя тренер подмечает достоинства и недостатки у обоих противников и в минутные перерывы боя дает боксеру советы. При этом тренер должен внушать боксеру уверенность. При успешном окончании боя тренер должен похвалой поддержать боевое настроение своего питомца для будущей борьбы в турнире. При неудачном исходе боя тренер должен успокоить боксера, а затем откровенно рассказать ему о замеченных недостатках в бою.

V. ДРУГИЕ ВИДЫ СПОРТА И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Для подготовки боксёров в образовательной деятельности используются навыки  видов спорта, таких как: легкая атлетика, акробатика, спортивные, подвижные игры и эстафеты. При включении в подготовку этих видов спорта у боксёров развиваются быстрота, ловкость, гибкость, выносливость, сила.

Грамотно и планомерно подобранные тренером-преподавателем спортивные и  подвижные игры, комплексы упражнений на развитие физических качеств, присущих другим видам спорта,  позволяют учащимся вырабатывать навыки сохранения собственной физической формы и совершенствовать функциональные возможности организма.

Результатом освоения дополнительной предпрофессиональной программы в области других видов спорта и подвижных игр является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

  • умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с обязательными для всех в подвижных играх правилами,
  • умение развивать профессионально необходимые в спортивной борьбе физические качества средствами других видов спорта и подвижных игр,
  • умение соблюдать требования техники безопасности  при самостоятельном выполнении упражнений,
  •   навыки сохранения собственной физической формы.

  Бег с препятствиями. В беге на 500-1000 м боксер преодолевает препятствия с целью повышения ловкости, силы и быстроты, равновесия, способности к кратковременным напряжениям большинства мышечных групп и развития общей выносливости.  

  Ходьба на лыжах хорошо развивают все группы мышц, положительно влияют на системы и органы организма, вырабатывают общую выносливость (скоростную и силовую). Особо следует выделить бег на лыжах по пересеченной местности, при котором активно работают все группы мышц с рациональным чередованием напряжений и расслаблений. Ходьба на лыжах положительно влияет на психическое состояние спортсмена, является прекрасным средством активного отдыха.

 Упражнения из легкой атлетики,  такие как толкание ядра, метание гранаты, прыжки в длину и высоту с разбега, развивают скорость, силу отдельных групп мышц и быстроту. Эти упражнения популярны среди боксеров, входят в систему общей физической подготовки..

  Спортивные и подвижные игры являются неотъемлемой частью подготовки боксеров. Игры (особенно гандбол, баскетбол, футбол,  эстафеты на быстроту и ловкость) по характеру действий, быстроте и выносливости во многом сходны с боксом (быстрые передвижения, остановки, повороты, активное сопротивление противника). Игры развивают скорость, ловкость, выносливость. Спортивные и подвижные игры служат также хорошим средством активного отдыха.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Результатом освоения Программы по боксу является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области теории и методики физической культуры и спорта:

- история развития избранного вида спорта;

- основы философии и психологии спортивных единоборств;

- место и роль физической культуры и спорта в современном обществе;

- основы спортивной подготовки и тренировочного процесса;

- гигиенические знания, умения и навыки;

- режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни;

- основы спортивного питания;

- требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке;

- требования техники безопасности при занятиях избранным видом спорта.

в области общей и специальной физической подготовки:

- освоение комплексов физических упражнений;

- развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости) и базирующихся на них способностях и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий избранным видом спорта;

- укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию, воспитанию личностных качеств и нравственных чувств (коллективизм, взаимопомощь).

в области избранного вида спорта:

- повышение уровня специальной физической и функциональной подготовленности;

- овладение основами техники и тактики в избранном виде спорта, дисциплине вида спорта (при наличии);

- приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях;

- развитие специальных физических (двигательных) и психологических качеств;

- повышение уровня функциональной подготовленности;

- освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся тренировочных и соревновательных нагрузок;

- выполнение требований, норм и условий их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранному виду спорта.

в области освоения других видов спорта и подвижных игр:

- умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с требованиями вида спорта и правилами подвижных игр;

- умение развивать специфические физические качества в избранном виде спорта, дисциплине вида спорта (при наличии) средствами других видов спорта и подвижных игр;

- умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении упражнений;

- навыки сохранения собственной физической формы.

в области технико-тактической и психологической подготовки:

- освоение основ технических и тактических действий по избранному виду спорта;

- овладение необходимым уровнем автоматизированного реагирования на действия соперника;

- освоение различных алгоритмов технико-тактических действий;

- умение адаптироваться к тренировочной (в том числе соревновательной) деятельности;

Ожидаемые результаты реализации Программы: 

  • положительная динамика показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся
  • в группах начальной подготовки: формирование устойчивого интереса к занятиям боксом, формирование широкого круга двигательных умений и навыков, освоение основ техники и тактики, всестороннее и гармоничное развитие физических качеств, укрепление здоровья спортсмена, отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ БОКСОМ

1. Общие требования безопасности

1.1. К занятиям  боком допускаются дети прошедшие инструктаж по технике безопасности, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. При осуществлении образовательной деятельности необходимо  соблюдать правила поведения в спортивном зале, время тренировок в соответствии с расписанием учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.

1.3. На боксёрском ринге не должно быть посторонних предметов, поверхность ринга должна быть сухой, ринг не должен иметь повреждений.

1.4. При проведении занятий по боксу возможно воздействие на учащихся следующих опасных факторов

- травмы при падении на скользком полу;

- травмы в связи с неиспользованием средств защиты;

- травмы при выполнении упражнений без разминки.

1.5. В спортивном зале должна быть медицинская аптечка, с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

1.6. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить тренеру-преподавателю, который сообщает об этом руководству школы. При неисправности спортивного инвентаря, оборудования, прекратить занятия и сообщить об этом тренеру-преподавателю.

1.7. В процессе занятий учащиеся должны соблюдать порядок проведения учебных занятий и правила личной гигиены.

1.9. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящей инструкции по охране труда, привлекаются к внеплановому инструктажу по охране труда.                    

                      2. Требования безопасности перед началом занятий

2.1. К занятиям допускаются учащиеся только в спортивной форме и обуви.

2.2. Проверить готовность учебного места к занятиям.

2.3. Провести разминку.

2.4. Надеть необходимые средства защиты.

2.5. Провести инструктаж по мерам безопасности.

                 

           3. Требования безопасности во время занятий

3.1. Тренироваться в спортивном зале разрешаются только в присутствии тренера-преподавателя.
3.2. Во избежание столкновений с занимающимися соблюдать безопасную дистанцию.
3.3. Не выполнять упражнения на неровном, скользком покрытии, не приземляться при падении на руки.

3.4. Перед выполнением упражнений посмотреть, нет ли посторонних людей в секторе действий.

3.5. К мешкам, грушам, лапам, снарядам, тренажерам без разрешения тренера преподавателя не подходить.

3.6. Не покидать место занятий без разрешения тренера-преподавателя.

                       4. Требования безопасности по окончании занятий

4.1.Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.

4.2. Снять спортивную форму. Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

    5.Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях

5.1.При резком ухудшении состоянии здоровья или травмировании учащегося тренер-преподаватель должен немедленно прекратить занятия и приступить к оказанию ему первой доврачебной помощи.

4.2.Одновременно нужно вызвать  медицинского работника и скорую помощь.

4.3.При обнаружении признаков пожара преподаватель должен обеспечить эвакуацию учащихся из опасной зоны согласно схеме эвакуации при условии их полной безопасности. Все учащиеся проверяются в месте сбора по имеющимся у преподавателя поименным спискам.

4.4..При обнаружении пожара действия работников образовательного учреждения должны соответствовать требованиям инструкции по пожарной безопасности, действующей в учреждении.

4.5.Поведение и действие всех лиц в условиях чрезвычайной ситуации должны быть объективными, без провокации паники, быстрыми и эффективными.  Руководство действиями в чрезвычайной ситуации осуществляет руководитель образовательного учреждения или назначенный им представитель администрации.            

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

1. Бокс: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных  школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского  резерва / Акопян А.О., Калмыков Е.В., Кургузов Г.В.  -   Издательство : Советский спорт , 2012г.

2. В.Г. Никитушкин Теория и методика юношеского спорта - М.:Физическая культура, 2010.

3.В.Г. Никитушкин Многолетняя подготовка юных спортсменов - М.:Физическая культура, 2010.

4.Ю.В. Менхен Физическое воспитание: теория, методика, практика -М.:СпортАкадемПресс, ФиС,2006.

5. Бокс. Энциклопедия // Составитель Н.Н. Тараторин. - М.: Терра спорт, 1998.

6. Никифоров Ю.Б. Эффективность тренировки  боксеров. М.: ФиС,1987.

  1. 7.Бокс.под ред. И.П.Дегтярев, М.,Изд-во Физкультура и спорт, 1979, 288с.
  2. 8.Булычев А. И. Бокс. М., Физкультура и спорт, 1965.
  3. 9.Градопалов К.В. Бокс: Учебное пособие для институтов физической культуры. Изд. четвертое. - М.:ФиС,1965.-338 с.
  4. 10.Попенченко В. В. Некоторые особенности психологической и тактической подготовки боксеров к соревнованиям.— В сб.: На ринге. М., Физкультура и спорт, 1966.
  5. 11.Романенко М.И., "БОКС", Киев, изд. объединение "Вища школа", 1978 г., 296 с
  6. 12.Худадов Н.А., И.В. Циргиладзе; под ред.Л.Н. Сальникова. - М., 1995.-212 с. «Все о боксе»
  7. 13.Ширяев А.Г. Бокс учителю и ученику. Изд. 2-е перераб. и доп. -СПб.: Изд-во «Шатон», 2002.-190 с.
  8. 14.Шулика Ю.А., Лавров А.А. Ахметов С.М. Таймазов В.А. Бокс.Теория и методика. Учебник для образовательных учреждений высшего профессионального образования., Изд-во «Советский спорт»,2009.-767с.
  9. 15.Филимонов В.И. Бокс. педагогические основы обучения и совершенствования. - М.:ИНСАН, 2001.-400 с

  Аудиовизуальные средства

1. Видеозаписи с соревнований различного уровня

Интернет ресурсы:

Министерство спорта РФ

www.minsport.gov.ru

Министерство образования и науки РФ

Федерация бокса РФ

http://www.boxing-fbr.ru/

Управление по физической культуре и спорту Тамбовской области

http://sport.tmbreg.ru/

Управление образования и науки Тамбовской области

http://obraz.tmbreg.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», 8 лет обучения

Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», 8...

БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ.ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ.Программы учебных предметов дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись»

Программы учебных предметов "Беседы об искусстве", «История изобразительного искусства»   разработаны на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофес...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Фортепиано".Программа по учебному предмету ПО.01.УП.03 "Концертмейстерский класс"

программа по учебному предмету "Концертмейстерский класс" разработана для учащихся фортепианного отделения ДШИ и ДМШ с учетом федеральных государственных требований....

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Программа по учебному предмету ПО.01.УП.04. ХОРОВОЙ КЛАСС

Программа учебного предмета «Хоровой класс» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыка...

Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по боксу

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Детско-юношеская спортивная школа...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области физической культуры и спорта по спортивному единоборству «БОКС»

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области физической культуры и спорта по спортивному единоборству «БОКС»...