Обобщение опыта профессиональной деятельности
статья

Павлова Оксана Семеновна

Педагогический опыт  по теме:

«Организация методической работы в целях развития профессионального мастерства педагогов дополнительного образования»

по модулям

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_na_sayt.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Районный центр дополнительного образования детей»  

МБОУ «Устьвашская средняя общеобразовательная школа»



в рамках аттестации

 

Педагогический опыт  по теме:

«Организация методической работы в целях развития профессионального мастерства педагогов дополнительного образования»

Павлова Оксана Семёновна,

методист

структурного подразделения «Районный центр дополнительного образования детей» МБОУ «Устьвашская средняя общеобразовательная школа»,

1 квалификационная категория

образование- высшее педагогическое (закончила Архангельское педагогическое училище по специальности «Преподавание в начальных классах», квалификация «учитель начальных классов» в 1994 году и Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова по специальности «Педагогика и методика начального образования», квалификация «учитель начальных классов» в 2001 году

Педстаж – 24 года, стаж работы в занимаемой должности – 16 лет.

с. Лешуконское

2019

Содержание

 I.

Теоретическая интерпретация

3-4

II.

Технология опыта. Система методической работы в СП «РЦДОД» МБОУ «УСОШ»

5-6

ИПМ – 1.

Обобщение опыта педагогов

 7

ИПМ – 2.

Аттестации кадров  

 7

ИПМ – 3.

Повышение квалификации  

 8

ИПМ – 4.

Применение педагогических технологий в образовательном процессе

 8

ИПМ – 5.

Мониторинг интересов детей и подростков. Изучение удовлетворенности организацией УВП

 8

ИПМ – 6.

Организация НМО педагогов дополнительного образования и педагогических советов

9

ИПМ – 7.

Организация конкурсов для обучающихся

10

ИПМ – 8.

Организация районных мероприятий для педагогов

10

ИПМ – 9.

Организация мероприятий для родителей обучающихся и включение педагогов в методическую работу

11

III.

Результативность опыта. Выводы

12

 I. Теоретическая интерпретация

Условия возникновения опыта.

  Над проблемой «Организация методической работы в целях развития профессионального мастерства педагогов дополнительного образования» работаю межаттестационный период. На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы: изучение методической литературы, изучение опыта коллег, курсы повышения квалификации.

Проблема и актуальность

        Приоритетной задачей Национальной образовательной инициативы  

«Наша новая школа» от 2010 года является  развитие потенциала педагога.

Вопросы профессионального развития отражены в Концепции развития дополнительного образования детей (2014-2020 годы). Одно из направлений Концепции - развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей, которое  предполагает:

  формирование современной системы сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров сферы дополнительного образования детей;

внедрение системы оценки достижений педагогов дополнительного образования как инструмента оценки качества профессиональной деятельности и средства самооценки личности педагога, прочее.

         В связи с повышением требований к качеству дополнительного образования меняется и методическая работа с кадрами.

         Качество образовательного процесса складывается из следующих  составляющих:

- качества дополнительных общеобразовательных программ; 

- качества потенциала педагогического состава;

- качества средств образовательного процесса и  применения образовательных технологий.

 Поэтому основная цель методической методической работы  -   содействие развитию педагогического потенциала педагогических работников и повышению качества образовательного процесса.

 Задачи.

-Способствовать развитию профессиональной компетентности педагогических кадров.

-Продолжить работу по включению педагогов в инновационную деятельность.

- Совершенствовать учебно-воспитательную деятельность.  

  Планируемый результат:

Изменение позиции педагога.

Повышение  квалификации педагога.

Повышение качества организации воспитательного процесса: форм, методов, подходов в работе педагога с детьми.

 Адресность опыта

 Данный опыт может использоваться другими участниками образовательного процесса:

-   начинающими методистами, заместителями директора по учебной работе, старшими воспитателями в дошкольных учреждениях.

Трудоёмкость опыта. Как методисту приходится идти в ногу со временем, самообразовываться, изучать информацию по актуальным проблемам и вопросам  дополнительного образования. Много приходится работать над повышением мотивации педагогов к осуществлению методической работы, в том числе участия в конкурсах, прохождение курсов  дистанционно. Не все педагоги в совершенстве владеют информационно-коммуникационными технологиями и имеют глубокие навыки работы с документацией.

 

Контингент, уровень образования педсостава.

На сегодняшний день  педагогический коллектив составляет 12 педагогов, из которых 3 человека (25%) имеют высшую квалификационную категорию (Рудный, Парфенова, Мигалкина), 3 педагога  (25%) первую квалификационную категорию (Заозерский, Аксенова, Павлова), и без категории на сегодняшний день – 5 педагогов, что составляет (42%) – 2 чел (Семёновых, Максимова) отработали 1 год, вновь принят 1 чел (Михашин),  1 чел. будет проходить  аттестацию на 1 кв. категорию (Ливищенко), 1 чел пенсионер с глубоким стажем (Попова);  заместитель директора допобразования -1 чел. (Мякушина)

Высшее образование имеют 10 чел (83%), среднее специальное 2 чел (17%) (Мигалкина, Михашин). Педагогическое образование – 7 чел (58%), 1 чел. учится заочно и получает педагогическое образование.  

       Для работы имеется кабинет, конференц-зал и необходимое оборудование (персональный компьютер,   принтер и мультимедиа), литература, выход в Интернет, стенды.

II.Технология опыта

Для  педагогов СП «Районный центр дополнительного образования детей» МБОУ «Устьвашская средняя общеобразовательная школа» созданы условия, позволяющие активно  осуществлять методическую работу.  

Пройдя через все формы методической работы,  выстроенные в определённой системе, педагоги не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнавать что-то новое, выработать собственный стиль повседневной педагогической деятельности.

Методическая работа, проводимая в  УДОД, призвана помочь  педагогу овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению актуальных задач допобразования, совершенствовать педагогическое мастерство.

         При планировании содержания методической работы особое внимание уделяется результатам деятельности педагогов, качественному составу педагогического коллектива, особенностям кадровой ситуации в ОО, а также сложившимся в нем традициям и формам методической работы.

Сущность опыта

В основу данного педагогического опыта положена система методических мероприятий, направленных на  совершенствование профессионального мастерства педагогов дополнительного образования.

Система методической работы в СП «РЦДОД» МБОУ «УСОШ»

Этапы реализации

Содержание работы на этапах

Деятельность педагогов

Деятельность методиста

1. Подготовительный

выявление проблемы, профессиональных затруднений педагогов;

планирование методической работы

планирование работы

разрабатывает план на текущий учебный год

2. Реализация опыта

аттестация работников;

повышение квалификации;

организация НМО и педсоветов, семинаров;

обобщение опыта:

- выступления,

-участие в конкурсах,

- публикации,

- вебинары,

-открытые занятия, мастер-классы

самоанализ по критериям, предъявляемым к 1 ( высшей) кв. категории;

прохождение курсов переподготовки и повышения квалификации;

обобщают опыт профессиональной деятельности;

самообразование;

разработка  дополнительных общеобразовательных программ

организует и координирует методическую работу, наблюдает, направляет, выдвигает предложения;

рецензирует программы объединений

3. Заключительный

систематизация и анализ результатов

отчеты, оценка эффективности (самоанализ)

анализирует методическую работу;

проводит сравнительную характеристику данных

ИПМ-1 Обобщение опыта педагогов

   Работаю над повышением профессионального мастерства педагогов РЦДОД через такие формы как:

- обобщение  опыта на муниципальном, региональном, всероссийском уровне, выступления,

- участие в конкурсах, публикации, индивидуальны и групповые консультации,  семинары и вебинары,

- открытые занятия и мастер-классы,

- работу над темами по самообразованию,

- мониторинг результатов педагогической деятельности,

- совершенствованием методики проведения учебных занятий.

       

    Как методист принимаю меры по распространению наиболее результативного опыта специалистов учреждения.

    Педагоги ОО и обучающиеся – неоднократные участники и победители районных, областных, всероссийских конкурсов.  Большинство объединений имеют стабильные результаты на муниципальном, региональном уровне.  

ИПМ-2 Аттестация кадров

Оказываю помощь педагогам РЦДОД в подготовке аттестации.  

Являюсь членом регионального банка экспертов:

- март 2015 г. руководитель экспертной группы по всестороннему анализу результатов профессиональной деятельности   Аксеновой Н.А.- педагога-организатора РЦДОД,   апрель 2017 г- Митюшова С.Н.- тренера-преподавателя РЦДОД; март 2015 г. член экспертной группы  при аттестации Гольчиковой Т.Г., педагога-организатора  МБОУ «Лешуконская СОШ».

- член аттестационной комиссии при аттестации на соответствие занимаемой должности педагогов дополнительного образования: февраль 2015г. А.В. Ливищенко, Д.Ю.Пахомова, декабрь 2016 г. Поцюс В.А, март 2016 г. Митюшова С.Н., декабрь 2017 г. Поповой П.И.

ИПМ-3 Повышение квалификации

Принимаю участие в прогнозировании и планировании подготовки, переподготовки и повышению квалификации педагогов.  

Повышению педмастерства педагогов дополнительного образования, росту его профессионализма способствуют курсы повышения квалификации.

Формы прохождения курсовой подтотовки педагоги выбирают самые различные: дистанционные курсы в АО ИОО, на сайте «Инфоурок», «Открытое образование», очно-заочные курсы, семинары, вебинары.

 2 чел. (Аксёнова, Ливищенко) прошли переподготовку «Педагогика ДОД и взрослых», 2 чел. (Мякушина, Семёновых) проходят дистанционно.

ИПМ-4 Применение педагогических технологий в образовательном процессе

В организации УВП педагоги применяют современные педагогические технологии.  

Педагоги  осваивают методику написания проектов. Разработанные проекты реализуются в организации и участвуют в конкурсах проектов.

Активно применяются информационно-коммуникационные технологии. Педагоги - опытные пользователи ПК. В работе используют мультимедиа-оборудование.

Методист  наполняет портал «Навигатор дополнительного образования» в рамках приоритетного проекта  «Доступное дополнительное образование для детей».

Обобщаю и распространяю информацию о технологиях обучения и воспитания, передовом и мировом опыте в сфере образования.  

ИПМ-5 Мониторинг интересов детей и подростков. Изучение удовлетворенности организацией УВП.

Организую анкетирование родителей  (законных представителей) и детей, занимающихся в РЦДОД, для проведения независимой оценки качества образования и установления удовлетворенности качеством оказания услуг, осуществляю мониторинг спроса населения на дополнительные образовательные услуги совместно с социальными педагогами и классными руководителями школ района.  

Также работаю над выявлением удовлетворенности воспитанников образовательным процессов в учреждении, педагогических затруднений работников дополнительного образования. С результатами диагностик знакомлю участников образовательного процесса на заседаниях педагогического совета, родительских собраниях.

ИПМ-6 Организация НМО педагогов допобразования и педагогических советов.

Высшей формой коллективной методической работы остается педсовет.  Организую и координирую работу научно-методического объединения педагогов дополнительного образования. Рассматриваемые вопросы актуальны.

Педагогам предоставляется возможность обобщить опыт педагогической деятельности и продемонстрировать опыт своей работы.

Педсоветы и НМО проводятся систематически и педагоги д/о принимают активное участие.

В ноябре 2016 года в интересно прошел педагогический совет по теме: «Организация работы с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации». В работе приняли участие педагоги дополнительного образования и тренеры-преподаватели Районного центра дополнительного образования детей, приглашенные лица:  

Булатова Юлиана Александровна, инспектор по делам несовершеннолетних Отдела полиции по Лешуконскому району,  

Саукова Ирина Владимировна, начальник Отдела по семейной и молодежной политике Администрации МО «Лешуконский муниципальный район», член КДН,

Исаенкова Дарья Вениаминовна, ведущий специалист Отдела по семейной и молодежной политике Администрации МО «Лешуконский муниципальный район»,

 Листова Анна Александровна, главный специалист Отдела опеки и попечительства Управления образованием,

Фатьянова Светлана Васильевна, ведущий специалист Управления образования.

 

ИПМ-7 Организация конкурсов для обучающихся

Поддерживаю социально-значимые инициативы обучающихся.  Ежегодно организую учебно-исследовательскую конференцию «Юный исследователь» для учащихся 4-7 классов, районный конкурс детского авторского литературного творчества на противопожарную тематику, районный конкурс детского творчества  по пожарной безопасности.

Делаю отбор на районном уровне и направляем работы на областной. Разрабатываю необходимую документацию по проведению конкурсов.

В 2018 году в рамках конференции также были проведены мастер-классы педагогами дополнительного образования РЦДОД: Поповой П.И. (по легоконструированию), Мигалкиной С.А. (по бисероплетению «Изготовление валентинки»), Некрасовой Т.Г. (по изготовлению 3-D открытки – валентинки) для обучающихся Вожгорской и Койнасской школ.

ИПМ-8 Организация районных мероприятий для педагогов

Организовала и провела районные мероприятия для педагогов:

Март 2015 г. районный конкурс-выставку на лучшее изделие художественного и технического творчества специалистов сферы образования «Почерк мастера», который предоставляет возможность участникам реализовать свои творческие способности.

Выявлены победители в различных номинациях: «Ткачество и плетение поясов», «Вышивка в интерьере», «Вышивка наволочек», «Вязание спицами», «Вязание крючком», «Лоскутная техника», «Выпиливание лобзиком и роспись по дереву», «Скрапбукинг», «Живопись шерстью - фелтинг», «Пошив одежды», «Рисованный витраж», «Квиллинг и вытынанка», «Букет из конфет», «Тряпичная кукла».

Поступило 97 работ из 7 ОО, Отделения социальной реабилитации несовершеннолетних, Ветеранской организации работников образования Лешуконского района и г. Архангельска    

07.04.2015 г. районный семинар «Развитие декоративно-прикладного направления в системе дополнительного образования детей. Выставочная деятельность учреждений» для педагогов дополнительного образования, воспитателей, заместителей директора по воспитательной работе, педагогов-организаторов ОУ Лешуконского района, заинтересованных лиц, учителей начальных классов.

Поташева О.Г., заведующая Лешуконским историко-краеведческим  музеем МБУК «Лешуконский межпоселенческий культурно-досуговый центр», выступила с докладом «Выставка творческих работ «Спасибо тебе, ветеран!» как средство воспитания патриотизма детей и подростков»,

Авдеева С.В.,  учитель технологии МБОУ «Лешуконская средняя общеобразовательная школа», представила ученический творческий проект «Фартук».

Ернина О.И., представитель АОО «Всероссийское добровольное пожарное общество» по Лешуконскому району, дала рекламу конкурсу детско-юношеского творчества по пожарной безопасности как средству  гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи.  

Аксенова Н.А., педагог- организатор  СП «Районный центр дополнительного образования детей»  МБОУ «Устьвашская СОШ», дала информацию по организации районных конкурсов декоративно- прикладного направления для детей в Районном центре дополнительного образования детей.

ИПМ-9 Организация мероприятий для родителей обучающихся и включение педагогов в методическую работу

Участвую совместно с Отделом опеки и попечительства Управления образования в организации районных семинаров для родителей в рамках клуба приёмных родителей «Тепло семьи».

27.02.2017 г. Районный семинар «Особенности воспитательного потенциала приемной семьи», где дали открытые мастер-классы Мигалкина С.А., Попова П.И., Ливищенко А.В.

14.03.2018 г.  Районный семинар для приемных родителей по теме: «Здоровье ребенка в наших руках» выступила с вопросом:  «Развитие  творческих способностей детей и подростков в условиях дополнительного образования» для  родителей приемных семей и заинтересованных лиц. Провел открытое мероприятие «Веселые старты» и мастер-класс по игре в баскетбол для родителей и детей.  

        

III. Результативность опыта

                Осуществляю методический контроль хода и результатов образовательного процесса. Анализирую состояние учебно-методической работы в учреждении и разрабатываю предложения по повышению ее эффективности.

Для того чтобы выяснить эффективность методической работы, в течение ряда лет был проведён сравнительный анализ показателей, который был отражён в презентации.

 

Анализируя показатели в графичной форме, можно отметить, что за  последние годы методическая работа   улучшилась по  нескольким показателям.

 

Анализируя методическую работу, нужно отметить, что данная работа влияет на повышение уровня учебно-воспитательного процесса УДОД и способствует росту профессионализма педагогов.

Выводы

Методическая работа  осуществляется в системе. Все  педагогические работники повышают уровень профессиональной компетентности.  

В опыте используются разнообразные формы.  В коллективе создаётся атмосфера сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.     Совместная работа и сотрудничество с другими органами профилактики   также помогает в решении поставленной цели.

Проведённая работа по реализации данной  работы, сравнительная характеристика работы  педагогов РЦДОД, проведённый мониторинг   позволяет сделать следующий вывод: данный опыт   помогает решить проблему  профессионального повышения педмастерства педагогов (имеется положительная динамика). Считаю необходимым продолжить работу с  педсоставом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагогической деятельности

   Обобщение опыта педагогической деятельностиучителя географии ГОБОУ МСКОШИГапенковой Людмилы Петровны   foto-0018.jpg...

Обобщение опыта внеурочной деятельности

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся,  по своей структуре соответствующая научной деятельности, характериз...

Обобщение опыта педагогической деятельности по теме: «Формирование творческих способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Данный методический материал – это обобщение моего педагогического опыта, можно использовать педагогам, психологам для написания реферата, курсовой работы или для раскрытия темы самообразования.Цель д...

Обобщение опыта педагогической деятельности по теме: «Формирование творческих способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Данный методический материал – это обобщение моего педагогического опыта, можно использовать педагогам, психологам для написания реферата, курсовой работы или для раскрытия темы самообразования.Цель д...

Самоанализ обобщенного опыта педагогической деятельности

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"4959273","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"103","width":"145"}}]]Мои публикации по физике[[{"type":"media","view_mode":"media...

Приказ прохождении производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности 2022-2023

О прохождении производственнойпрактики по получениюпрофессиональных умений иопыта профессиональной деятельности(в том числе педагогической практики)(стационарной) студентами институтагуманитарного обр...