Обобщение опыта педагогической деятельности
статья на тему


 

Обобщение опыта педагогической деятельности

учителя географии ГОБОУ МСКОШИ

Гапенковой Людмилы Петровны

 

 

10682
foto-0018.jpg

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.odt30.83 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта педагогической деятельности

учителя географии ГОБОУ МСКОШИ

Гапенковой Людмилы Петровны

Обеспечиваю реализацию Базисного учебного плана  специальной (коррекционной) образовательной  школы-интерната V вида (I отделение) и  обязательного минимума содержания основного  общего образования  по географии в соответствии с требованиями к  уровню подготовки выпускников основной школы.  Разработала рабочую программу учебного предмета «География»  в 6-10 классах  V вида и 6-9  общеобразовательных классах в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта  на основе примерных программ по географии. Программы для общеобразовательных учреждений: география. 6-11классы./сост. Е.В. Овсянникова. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2009. Программы к линиям  учебников, написанных в соответствии с концепцией модернизации географического образования и новым стандартом: линия под редакцией  О.А. Климановой – А.И. Алексеева. Региональный   компонент реализую на основе программно-методических материалов по географии Мурманской области.  Автор – Возница В.М., 2001 год.  (Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры).

В учебно-воспитательном процессе использую УМК, рекомендованный  и допущенный к преподаванию в основной школе.

Обеспечиваю   выполнение программ, организуя  и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся (познавательную, информационно-коммуникативную, рефлексивную),  ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей.

Имею достаточно высокие профессиональные знания  преподаваемого предмета  и методик  преподавания, позволяющие вести обучение и воспитание на различных  уровнях. Осознано строю  учебно-воспитательный процесс в соответствии с тенденциями и новациями педагогической науки и практики. Владею методикой диагностики и мониторинга освоения обучающимися основных компонентов содержания основного  общего образования.

Преподаю в классах с различным уровнем развития обучающихся. Применяю оптимальное сочетание методов, средств и форм обучения, обеспечивающих высокую результативность, формирую информационные умения (поиск и переработка информации). Для этого использую на уроках приемы дифференцированного обучения с  учетом развития обучающихся, применяю гибкую структуру урока в зависимости от возникающих ситуаций. Учитываю психологические особенности обучающихся при отборе содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса, владею достаточными знаниями и умениями в области коррекционной педагогики, в том числе для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Строю обучение на основе интегрированных образовательных технологий. Создаю условия для реализации учащимися индивидуальных образовательных траекторий, соответствующих основным положениям личностно-ориентированного обучения.

На уроках уделяю внимание развитию творческих, коммуникативных способностей обучающихся, умению мыслить, анализировать, делать выводы, оценивать полученные результаты. Целенаправленно формирую у обучающихся умения и навыки самоконтроля и самооценки, рефлексии,  самовоспитания и саморазвития. С этой целью использую работу с учебником, справочником, дидактическими материалами (в том числе интерактивными), Интернет-ресурсами, разного вида самостоятельные работы, практические и лабораторные работы, контрольные работы уровневого характера, Online–тесты.

В целях повышения эффективности учебного процесса наряду с традиционными формами урока применяю и такие, как: Интернет-урок, урок-соревнование, урок-путешествие, интегрированные уроки. Большое внимание уделяю наглядности к уроку. Учитывая индивидуально-психофизические особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи, использую на уроках опорные схемы, таблицы, тесты, карточки, индивидуальные планы, дифференцированно осуществляю подход к опросу и оценке знаний обучающихся.

На уроках географии уделяю внимание формированию ключевых компетенций:

- социальных (умение работать в группе, в команде);

- коммуникативных (владение устной и письменной «географической» речью);

- информационных (умению добывать и анализировать информацию).  

  1. Продуктивность (результативность) профессиональной деятельности.

Качество знаний обучающихся по географии

(программы основного общего образования специальных коррекционных образовательных учреждений V вида)

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

6 «а»-58%

7 «а»-42%

8 «а»-60%

9 «а»-50%

10 «а»-50%

6 «а»-50%

7 «а»-58%

8 «а»-45%

9 «а»-50%

10 «а»-25%

6 «а»-25%

7 «а»-50%

8 «а»-54%

9 «а»-30%

10 «а»-60%

6 «а»-56%

7 «а»-29%

 

9 «а»-36%

10 «а»-42%

6 «а»-51%

7 «а»-50%

8 «а»-43%

10 «а»-43%

       2010-2011: снижение качества знаний произошло в связи с выбытием  учащихся, успевающих на «4» и «5» в другие образовательные учреждения.

Качество знаний обучающихся по географии

(программы основного общего образования)

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

7 «о»-57%

9 «о»-50%

6 «о»-75%

8 «о»-25%

6 «о»-50%

7 «о»-33%

9 «о»-25%

6 «о»-67%

7 «о»-67%

8 «о»-25%

7 «о»-50%

8 «о»-50%

9 «о»-33%

      Снижение качества знаний произошло в связи с выбытием  учащихся, успевающих на «4» и «5» в другие образовательные учреждения. 2007-2008 г.г. (8 «о» класс – выбыли двое); 2008-2009 г.г. (7 «о» класс – выбыли двое); 2009-2010 г.г. (8 «о» класс – зачислена в класс ученица с низким показателем качества знаний); 2010-2011 г.г. (7 «о» класс — выбыл один ученик).

Качество знаний обучающихся по географии (%)

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Коррекционные классы

52

46

44

41

47

Общеобразовательные

классы

47

50

36

61

44

СОУ по географии (%)

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Коррекционные классы

50

49

45

51

49

Общеобразовательные

классы

51

50

46

51

48

  1.      
  2.       Снижение качества знаний  и СОУ произошло в связи с выбытием  учащихся, успевающих

на «4» и «5» в другие образовательные учреждения. Наличие трудностей у отдельных учащихся; трудности, вызванные изучением новых предметов; снижением мотивации к обучению;  накоплением пробелов знаний у отдельных учеников; снижением престижа активной  познавательной деятельности; слабая взаимосвязь «учитель-ученик – воспитатель — логопед-психолог».

  1. Результаты государственной (итоговой) аттестации по географии выпускников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната за курс основного общего образования (программы основного общего образования специальных коррекционных образовательных учреждений V вида)
  1. Учебный год
  1. Количество сдававших
  1. «5» и «4»
  2. (%)
  1. СОУ
  2. (%)
  1. Успеваемость
  2. (%)
  1. 2006-2007
  1.  -
  1. -
  1. -
  1. -
  1. 2007-2008
  1. 2
  1. 50
  1. 50
  1. 100
  1. 2008-2009
  1. 1
  1. 100
  1. 100
  1. 100
  1. 2009-2010
  1.  -
  1. -
  1. -
  1. -
  1. 2010-2011
  1.  -
  1. -
  1. -
  1. -
  1. Результаты государственной (итоговой) аттестации по географии  выпускников  общеобразовательной школы  за курс основного общего образования
  2. (программы основного общего образования)
  1. Учебный год
  1. Количество сдававших
  1. «5» и «4»
  2. (%)
  1. СОУ
  2. (%)
  1. Успеваемость
  2. (%)
  1. 2006-2007
  1.  -
  1. -
  1. -
  1. -
  1. 2007-2008
  1.  -
  1. -
  1. -
  1. -
  1. 2008-2009
  1. 1
  1. 100
  1. 64
  1. 100
  1. 2009-2010
  1.  -
  1. -
  1. -
  1. -
  1. 2010-2011
  1.  -
  1. -
  1. -
  1. -

Ежегодно принимаю участие в педагогических советах, неделях педагогического мастерства, «круглых столах».  

Положительным результатом своей работы считаю то, что  обучающиеся  проявляют интерес к урокам географии.  С удовольствием принимают участие в предметной географической неделе. Обучающиеся составляют вопросы для викторин, рисуют газеты, читают дополнительную литературу, пишут рефераты, готовят проекты, участвуют в олимпиадах. На факультативных занятиях уделяю внимание   познавательной деятельности, помогаю  детям научиться самостоятельно добывать знания  из источников  научно-популярной, художественной и публицистической литературы, сети Интернет.   С 2010 года обучающиеся участвуют  во Всероссийском конкурсе-игре по естествознанию «Человек и природа».  С 2009 года  в школьной Неделе защиты проектов.

  1. Участие  обучающихся в проектной деятельности в  рамках школьной декады

«Ученический проект»

  1. Год
  1. Тема проекта
  1. Количество участников  
  1. Результат
  1. 2009
  1. «Камни земли Кольской».
  1. 2

Нарубин Т.,

Вязников Н. 6 кл.

  1. 2 место.  Грамота
  1. 2010
  1.  «Сам себе синоптик».  
  1. 1
  2. Симаков Никита 6 кл.
  1. 1 место.   Грамота  
  1. 2011
  1. «Географическая
  2. азбука Кольского
  3. полуострова».
  1. 4
  2. Пихотский А.,
  3. Панин С., Пыхов В., Лаконен С. 7 кл
  1. 1 место.   Грамота
  1. 2012

«Экологический маршрут

  1. «Минькинские тропы».
  1. 2
  2. Савельев Ю., КупкоД.
  3. 6 кл
  1. Диплом

  1. Результативность участия обучающихся (воспитанников)
  2. в олимпиадах, конкурсах, конференциях и т. д.
  1. Месяц, год
  1. Название мероприятия
  1. Результат
  1. Уровень
  1. 2006-2007

Октябрь 2006 года. Олимпиада по краеведению  «90 лет столице Заполярья». 6-10 классы

Победители:

1 место – Хусаинова Лилия.7 «о» класс

2 место – Камардинова Алина, 7 «о» класс

  1. 3место – Приданников Максим. 8 «а» класс
  1. школьный
  1. 2007-2008

Май 2008 года. Олимпиада по краеведению. «70 лет Мурманской области». 6-10 классы

Победители:

1 место – Третьякова Татьяна.9 «а» класс

2 место – Приданников Максим. 9 «а» класс

3 место – Вязников Николай. 6 «о» класс

  1. школьный
  1. 2008-2009

Сентябрь 2008 года. Всероссийский  конкурс «Кто много читает, тот много знает». Журнал «Детская энциклопедия».  

  1. Вязников Николай – 7 «о» класс. Участие.
  1. всероссийский
  1. 2009-2010

Январь 2010 года. Олимпиада по географии. 6-10 классы: «Страна знаний!».

  1. 1 место – Симаков Никита.
  2. 6 «о» класс
  3. 2 место – Ершова Анастасия. 7 «о» класс
  4. 3 место – Савицкий Иван.
  5. 6 «о» класс
  1. школьный

Апрель 2010 года. Всероссийский игровой  конкурс по естествознанию  «ЧиП». 83 участника. 1-6 классы

(являюсь организатором конкурса в ГОБОУ МСКОШИ)

Первые места в школе:

1 класс–Суринова Кристина

3 класс–Митёнкова Алёна

4 класс–Овсянников Владислав

5 класс–Воробьёв Роман

  1. 6 класс–Симаков Никита
  1. всероссийский
  1. 2010-2011

Апрель 2011 года.

  1. Всероссийский игровой  конкурс
  2. по естествознанию  «ЧиП».
  3. 70 участников. 1-8 классы

(являюсь организатором конкурса в ГОБОУ МСКОШИ)

Первые места в школе:

3 класс–Вячиславова Анастасия

4 класс– Попов Дмитрий

5 класс–Овсянников Влад

6 класс–Громов Павел

  1. 7 класс–Савицкий Иван
  1. всероссийский
  1. 2011-2012
  1. Март 20I2 года. 
  2.  Всероссийская дистанционная
  3. олимпиада по географии для 6-7
  4. классов. Участники: Панин
  5. Сергей, Пихотский Анатолий,

Громов Павел, Безбуганов Андрей.

  1. Результаты в мае 2012г

  1. всероссийский

В 2008-2009 учебном году входила в группу по разработке  программы по географии для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов V вида. Разработала рабочие учебные программы для всех классов, в которых веду преподавание.

С 2006 года активно работаю в составе школьных творческих групп: «Исследование проблемы повышения качества знаний  через внедрение личностно-ориентированных технологий», «Формирование ключевых компетенций у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната V вида».

Участвую в педагогическом общении, делюсь опытом работы с коллегами, выступаю на педагогических советах, областных семинарах.

  1. Обобщение  и распространение опыта работы (за пять лет)

Год

Уровень представления

школьный

региональный

2007-2008

Апрель 2008 года. Неделя педагогического мастерства. Открытый  Интернет-урок в

7 «а» классе. Обобщение знаний по теме «Австралия».

Октябрь 2007 года.    Семинар «Формирование речемыслительной деятельности – главное условие личностно-ориентированного обучения и воспитания на основе применения информациионно-коммуникационных технологий»  для  учителей-предметников  специальных (коррекционных)  ОУ Мурманской области, обучающихся на курсах повышения квалификации в МОИПКРОиК. Открытый урок

«Европейский Север» в 10 кл.

2008-2009

Январь 2009 года. «Круглый стол». «Учитель – организатор учебно-познавательной деятельности учащихся». Тема выступления: «Актуальные возможности обучения на уроках географии».

Февраль 2009 года.     Семинар «Современная модель организации коррекционно-образовательного процесса в специальном (коррекционном) ОУ V вида».

Открытый урок «Дальние походы в «полунощные страны». Интегрированный урок география + математика. 7 а класс.  

Ноябрь 2008 года. Педагогический совет «Дидактические модели проведения уроков с применением Интернет-технологий и мультимедиа средств». Тема выступления: «Использование Интернета на уроках географии».

Февраль 2009 года. МО учителей географии, истории и биологии.

«Технология тьюторского сопровождения в рамках образовательных экспедиций».

2009-2010

Май 2010 года. Неделя педагогического мастерства. Открытое внеклассное мероприятие. «Мир вокруг нас». Интеллектуальная игра.5 класс.  Неделя географии. «Страна знаний».

Март 2010 года. Педагогический совет. «Современные образовательные технологии как фактор совершенствования форм и методов учебно-воспитательного процесса и компетентности педагога». Тема выступления: «Информационно-коммуникативные технологии в работе учителя географии и их вклад в совершенствование учебно-воспитательного процесса».

Март 2010 года. МО учителей географии, истории и биологии. Тема выступления:  «Развитие качества преподавания на основе ГИА обучающихся основной школы».

Декабрь 2010 года. Педагогический совет. «Создание условий для развития и поддержания высокой учебной деятельности на уроках и ИЛЗ в процессе личностно-ориентированного обучения». Тема выступления: «Создание ситуации успеха на уроке географии – один из способов формирования и повышения учебной мотивации».  

Январь 2010 года.

Внеклассное открытое мероприятие.

  1. Интеллектуальная игра  «Мир на

ладони». 5 «а», 5 «б» классы.    

2010-2011

Февраль 2011 года.  МО учителей географии, истории и биологии. Тема выступления: «Использование современных инновационных технологий на уроках географии».

Апрель 2011 года.  Региональный семинар   «Современные подходы к проектированию образовательного процесса в СКОШИ  V вида».  Открытый урок по природоведению в 5 а классе на тему «Как человек изменил Землю».  

2011-2012

Март 2012 года.  Педагогический совет

«Управление качеством образования на основе внедрения информационных технологий и образовательного мониторинга в учебно-образовательный процесс». Обобщение методической темы:  «Использование современных инновационных технологий на уроках географии и во внеурочное время в классах V  вида».

Апрель 2012 года.

Выездное тематическое занятие  на тему: «Опыт организации социально-психолого-педагогической реабилитации обучающихся с ТНР» для учителей дефектологов общеобразовательных и специальных (коррекционных) ОУ обучающихся на курсах в     МОИПКРОиК «Развитие специального (коррекционного образования».  Открытый урок дистанционного обучения    по географии в 6 классе: «Ледники, охрана вод».

  1. В сентябре 2009 года наша школа подключилась к Всероссийской школьной образовательной сети Дневник.ру, где я начала активно работать, открывая для себя новые возможности использования Интернет-технологий, повышая компетентность при использовании современных технологий в педагогической деятельности: ведение электронного журнала, дистанционное обучение, обмен документами с учителями, родителями, учениками. Являюсь администратором группы «Интегрированные уроки».
  2. В сети Дневник.ру мною опубликованы Online-тесты:
  3. - «Жизнь в морях и океанах» -5 класс (самостоятельная работа);
  4. - «Хозяйство России: машиностроение» -9 класс (срезовая контрольная работа);
  5. - «Вселенная» -5 класс (итоговая контрольная работа).

В программной оболочке Hot Potatoes, это универсальная программа-оболочка, позволяющая преподавателям самостоятельно, не прибегая к помощи программистов, создавать интерактивные тренировочно-контролирующие упражнения в формате HTML, подготовила  дидактические материалы по географии,   тренажёры по теме «Как человек изменил Землю», 6 класс, задания к курсу «География Мурманской области».  

С октября 2011 года  руковожу  исследовательской работой  команды  «Землеведы» (6 класс V вида) в Международном  сетевом естественно-научном проекте ГлобалЛаб.   Команда  заняла второе место в конкурсе  на определение лидеров проекта «Глобальная школьная лаборатория» по итогам первого учебного полугодия 2011-12 учебного года.

Владею методическими аспектами преподавания  географии с использованием информационных технологий  в дистанционном обучении.  Веду  обучение в дистанционном  режиме   6  детей-инвалидов.   При проведении уроков особое внимание уделяю   личностно-ориентированному подходу   обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Активно работаю в сетевых сообществах   учителей Российской Федерации по актуальным вопросам совершенствования образования. Создала мини-сайт учителя географии (социальная сеть работников образования (nsportal.ru), сертификат о создании сайта). На сайте разместила  портфолио. Опубликовала  следующие материалы: учебный материал по теме «Создание ситуации успеха на уроках географии» – свидетельство о публикации;   проекты  обучающихся: «Камни земли Кольской», «Сам себе синоптик»,  «Экологический маршрут. Минькинские тропы», «Географическая азбука».

Систематически участвую  в профессиональных конкурсах:

2011 г. Школьный этап регионального конкурса  «Лучший ИКТ-урок», номинация «Лучший ИКТ-урок естественно-математического цикла». 6 кл. «Гидрологические памятники природы», II место в школе.  

2012 г. Школьный этап конкурса «Лучший электронный образовательный ресурс», номинация «Лучший ЭОР учебно-воспитательного назначения», разработка урока природоведения в 5 кл.   «Как человек изменил Землю», II место в школе.    

Представляла опыт работы на уровне школы-интерната,  региональном уровне, Всероссийском уровне.

В сборнике «Актуальные вопросы обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи»: сборник методических статей. – М.: Издательство «Спутник +», 2011 г. опубликована  статья «Интегрированный  урок в системе личностно ориентированного подхода при обучении в специальной (коррекционной) школе-интернате  для детей с ТНР».

Методическая разработка по географии «Создание ситуации успеха на уроке географии» помещена в  Социальной  сети работниковобразования nsportal.ru.

В 2008 учебном году мною разработана программа факультативных занятий  коррекционной направленности «Мурманская область на карте Родины»  для 6 класса V вида.  Программа утверждена    на Методическом  совете школы-интерната и успешно апробирована в 2008-2009 гг.  Программа факультатива   формирует  системное представление о Мурманской области как целостном географическом регионе и одновременно о субъекте РФ, в котором локализуются и развиваются как общие, так и специфические процессы и явления. Факультативный курс развивает  представление о регионе как сложном, динамически развивающемся географическом пространстве и  определяет профессиональное самоопределение личности. Внеклассные занятия способствуют  развитию творческой личности, самостоятельно оценивающей происходящие в природе и общественной жизни края события и явления с позиций общечеловеческих ценностей и географических закономерностей.

Росту успешности обучения способствует оборудованный кабинет географии,  где сосредоточен и систематизирован материал, необходимый для выполнения программ, демонстрационный и раздаточный материалы,  тесты, проверочные  и самостоятельные работы, карточки, разноуровневые задания,  дополнительная литература, справочники, стенды, настенные карты.

С 2004 года являюсь руководителем Методического объединения учителей географии, истории и биологии. Вся деятельность МО осуществлялась в рамках работы над единой методической темой «Личностно-ориентированное обучение», которая содержательно связана с   методической  темой школы-интерната «Творческое развитие личности в процессе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании с использованием информационных технологий» и нашла отражение в индивидуальных планах самообразования всех членов МО.  

        Сообщаю  о себе следующие сведения:

  1. образование – высшее, в 1993 году окончила Карельский ордена «Знак Почёта»

государственный педагогический институт по специальности география, присвоена квалификация учитель географии и воспитатель учреждений интернатного типа,

стаж педагогической работы (по специальности) – 19 лет,

в данной должности – 17 лет,  

стаж работы в данном учреждении – 17 лет.

  1. Имею следующие награды:
  2. 1. Награждена  Почётной грамотой комитета по образованию Мурманской области, за
  3. многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм, творчество и успехи в
  4. организации и совершенствовании учебно-воспитательного процесса (приказ №956, от
  5. 29.09.06).
  6. 2. Диплом ГОБОУ МСКОШИ. Награждена за 2 место в школьном этапе регионального
  7. конкурса «Лучший электронный образовательный ресурс» в номинации «Лучший ЭОР
  8. учебно-воспитательного назначения» (февраль, 2012г)
  9. 3. Грамота ГОБОУ МСКОШИ. Награждена за 2 место в конкурсе на определение лидеров
  10. проекта «ГлобалЛаб» по итогам 1-учебного полугодия 2011-2012 учебного года как
  11. руководитель команды «Землеведы» (февраль, 2012г)
  12. Сведения о повышении квалификации:

 1.Обучение на семинаре «Дистанционные технологии, методики, способы  их использования в условиях организации обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому» в объёме 24 часа,    декабрь  2009 года.   НП «Телешкола»  г. Москва.

2. Краткосрочное повышении квалификации в Московском институте открытого образования по теме: «Обучение детей с ограниченными возможностями с использованием   Интернет-технологий», в объёме 72 часов,  декабрь 2010 г.                          

 3.Обучение на дистанционных курсах по теме: «Основы работы      технического редактора учителя-предметника дистанционной формы обучения», в объёме 36 часов,  май 2011 г.

 4.  Курсы учителей и преподавателей географии по программе «Развитие качества преподавания географии» с модулем «Введение ФГОС ОО» в объеме 180 часов, март-апрель 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагогической деятельности по теме: «Формирование творческих способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Данный методический материал – это обобщение моего педагогического опыта, можно использовать педагогам, психологам для написания реферата, курсовой работы или для раскрытия темы самообразования.Цель д...

Обобщение опыта педагогической деятельности по теме: «Формирование творческих способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Данный методический материал – это обобщение моего педагогического опыта, можно использовать педагогам, психологам для написания реферата, курсовой работы или для раскрытия темы самообразования.Цель д...

Самоанализ обобщенного опыта педагогической деятельности

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"4959273","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"103","width":"145"}}]]Мои публикации по физике[[{"type":"media","view_mode":"media...

"Обобщение собственного опыта педагогической деятельности в области дополнительного образования на основе новых требований в условиях введения ФГОС"

Данный материал поможет педагогам дополнительного образования дать школе для реализации новых стандартов возможность интеграции, как более мобильной части системы образования, обеспечивающей дополните...

Обобщение опыта педагогической деятельности по теме: «Использование технологии проблемного обучения на уроках математики »

Огромное значение для активизации познавательной деятельности имеют познавательные задачи. Если ученик воспринимает задачу как проблему и самостоятельно ее решает, то это есть главнейшее условие разви...

Районное обобщение опыта педагогической работы "Современные приёмы работы с архивными источниками на уроках истории и во внеурочной деятельности" 2020 год

Данный материал отражает приёмы работы с использованием архивных источников. В качестве последних были взяты копии документов Кольчугинского архива из фондов артели инвалидов им. Воровского за период ...