Районное обобщение опыта педагогической работы "Современные приёмы работы с архивными источниками на уроках истории и во внеурочной деятельности" 2020 год
учебно-методический материал по истории (8, 9, 10 класс)

Антонова Ольга Николаевна

Данный материал отражает приёмы работы с использованием архивных источников. В качестве последних были взяты копии документов Кольчугинского архива из фондов артели инвалидов им. Воровского за период 1939-1954 гг. Были показаны возможности анализа статических данных, текстов из периодических изданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №6»

Методическая разработка

Современные приёмы работы с архивными источниками

на уроках истории и во внеурочной деятельности

(8-10 класс)

Автор: Антонова Ольга Николаевна,

учитель истории  и обществознания

Кольчугино – 2020

Пояснительная записка

Современный подход к образованию делает упор на самостоятельную работу учащихся, развитие умений и навыков взамен накапливанию знаний, а также на выработку собственной аргументированной точки зрения. В связи с этим целесообразно сместить акценты с традиционного, объяснительно-репродуктивного, обучения, при котором исторический источник рассматривается как вспомогательное средство при работе с учебником, на предметную деятельность - самостоятельное добывание фактов из текста источника

Работа с историческим источником является одним из эффективных и интересных способов организации внеурочной деятельности. Данный вид работы позволяет не только сформировать у детей умение критически переработать информацию, но и приобщить их к познанию истории через практику, на настоящем материале, который к тому же основан на событиях родного края. Ещё в 19 веке профессор Стасюлевич М.М.  высказал идею, что непосредственное знакомство учащихся с источниками имеет гораздо большее значение,  чем работа по учебнику, поэтому он предложил вести занятия по реальному методу, основанному на работе с первоисточниками. С  помощью источника реализуется принцип наглядности – внешний вид документа способствует погружению в эпоху. Также активизируется процесс мышления и воображения: чтение, анализ, извлечение необходимой информации, рассуждение, оценивание -  всё это является важнейшим элементом реализации деятельностного подхода.

Интересную методику работы с источниками предлагает Н.И. Дорожкина, автор книги «Современный урок истории. 5-11 классы».

Во-первых, к источникам предъявляются определённые требования:

  1. Соответствие целям и задачам занятия
  2. Отражение событий эпохи
  3. Мотивация учащихся через систему вопросов и заданий
  4. Доступность для восприятия

Во-вторых, в каждой возрастной группе учащихся методика занятий должна соответствовать их учебно-познавательным умениям: в 5-6 классах источники повествовательного характера и вопросы к ним элементарны: выписать понятия, выделить главную идею; в 7-8 классах задания требуют большей самостоятельности – заполнение таблиц, составление плана, формулирование своих вопросов к тексту; в 9-11 классах вводится критическая оценка документа, анализ аргументации автора, выявление причинно-следственных связей и логических суждений, чтение контекста.

Главная цель учителя -  помочь ученику сориентироваться в тексте источника и понять заложенную информацию.

Работа с источниками включает базовые условные этапы:

  1. Атрибуция документа:

А) автор

Б) дата создания документа

В) локализация событий, отражённых в тексте

  1. Анализ документа:

А) интересующие факты

Б) выводы

В) позиция автора

     3.  Сравнение групп документов:

          А) противоречия в предлагаемых документах

          Б) объяснение противоречий

          В) новые сведения об изучаемых событиях

          Г) соотнесение текста документа с учебником

    4. Личное отношение к документу.

О.Н. Хохлова предложила  выделить следующие этапы работы с источником:

1. Работа с отдельными терминами и понятиями, встречающимися в источнике, самостоятельное составление их определений.

2. Умение отвечать на поставленные к источнику вопросы различных типов и уровней сложности.

3. Самостоятельная формулировка учащимся вопросов по содержанию документа.

4. Показ на основе вопросов информативных возможностей источника.

Стрелова О.Ю. предложила еще более развернутую схему анализа исторических документов, в основе которой лежит многоуровневый подход. К вопросам первого уровня она относит вопросы, которые помогают установить вид документа, личность автора, время, место и обстоятельства его создания (условно этот уровень можно назвать «паспортизацией документа»). Вопросы второго уровня направлены на логический анализ содержания документа и работают с информацией, лежащей на поверхности текста, охватывают факты, описанные автором. Вопросы третьего уровня направлены на критический анализ источника: учащиеся пытаются определить его достоверность и мотивы манипуляции автора историческими фактами. Вопросы четвертого уровня выводят на аксиологический анализ документа. Они связаны с реконструкцией и анализом ценностных установок социальных слоев, политических организаций, отдельных исторических деятелей или автора документа. Вопросы пятого уровня ориентированы на праксиологический анализ источника: проясняют его ценность в изучении конкретной темы или проблемы. Порядок работы по данной схеме следующий:

1. Пишется название документа и время его создания, ставится проблема;

2. К документу формулируются вопросы;

3. Даются ответы на поставленные вопросы;

4. Выявляется причина(ы), приведшая к появлению данного документа;

5. Определяются ближайшие последствия события, затронутого в источнике;

6. Определяются его перспективные, отдаленные последствия.

На  творческом уровне учащийся должен научиться давать оценку историческому источнику и вписать его в общий массив документов по теме исследования: определять уровень его достоверности и объективности, объяснять позицию автора источника, аргументировать свою точку зрения. На этом уровне предлагается охарактеризовать источник по следующему плану:

1. Репрезентативность и полнота источника (насколько в нем отражены наиболее значимые исторические факты);

2. Цели создания документа;

3. Позиция автора (-ов): личная, политическая, социальная;

4. Достоверность источника (насколько точно в нем отражены исторические факты и явления);

5. Точность информации, представленной в документе (т.е. степень отражения деталей в нем).

В процессе изучения исторических источников формируется опыт, который, по мнению американского педагога Дж. Дьюи, связан с выполнением действий, запускающих цепную реакцию мыслительной активности. Вследствие этого у учащегося появится желание к дальнейшему самообразованию, формированию определенного свойства характера, дающего ему возможность контролировать происходящее вокруг и приспосабливать к своим целям.

Технологическая карта занятия

1. тема занятия - «Современные приёмы работы с архивными источниками на уроках истории и во внеурочной деятельности»

2. данное  занятие проводится в курсе «История России» в разделе «История советского государства» (урок в старшем звене – 10 класс), в рамках внеурочной деятельности по краеведению среди учащихся 8-11 классов. Играет важную роль в изучении регионального компонента на основе изучения местного архивного материала;

3. занятие целесообразно проводить среди учащихся 8-11 классов, у которых уже сформированы базовые знания истории России, основные навыки и умения работы с текстовыми материалами и Интернет-ресурсами; а также взаимодействовать в группе;

4. пропедевтика формирования  и развития навыков работы с историческими источниками, умение  анализировать, сравнивать, делать выводы осуществлялось в рамках использования технологии критического мышления, компьютерных технологий с 5-го класса;

5. список используемой литературы: 

Дорожкина Н.И. Современный урок истории. 5-11 классы

Дьюи Дж. Studbooks.net/1933556/pedagogika/osnovnye_pedagogicheskie_idei_dzhona_duui

Озеров А.Г. История и методика краеведения. – М. ООО «Юный краевед», 2015. – С. 110

6.копии документов «Архива Кольчугинского района»- Годовые отчёты о деятельности артели инвалидов им. Воровского за 1939, 1941-1942, 1947 гг.

7. копии публикаций из архива редакции газеты «Голос кольчугинца» за 1954 год, статьи «Агенты».

6. оборудование: ПК, слайды, калькуляторы, учебные принадлежности.

ФИО: Антонова Ольга Николаевна, учитель истории и обществознания.

2019-2020 учебный год.

Тип занятия: открытие нового знания, заседание экспертного совета

Форма организации образовательного процесса: практическое исследование исторических источников.

Форма организации деятельности учащихся: групповая работа – «Заседание экспертного совета».

Цель занятия: развитие и совершенствование навыков работы с историческими источниками в группе

Задачи занятия:

Образовательные – изучение, обобщение и систематизация  знаний об истории родного края в советский период на примере изучения артельного движения в г. Кольчугино.

Развивающие – совершенствование опыта работы с историческими источниками через использование конкретно-исторического метода, ретроспективного, сравнительно-математического методов.

Воспитательные – воспитание чувства патриотизма и уважения к истории малой Родине

Универсальные учебные действия:
Личностные:

-формирование исторического и социального образа родного края;

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к краеведению, ориентации на содержательные моменты практической исследовательской работы;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям

 конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителя и товарищей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Предметные:

- формирование научного типа мышления, умение объективно анализировать информацию;

- преобразование и применение нового знания о родном крае;


Метапредметные:

познавательные:

-развитие устной и письменной речи;

-умение выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
регулятивные:

-принимать и сохранять задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
коммуникативные:

-формулировать собственное мнение и позицию;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Этапы занятия

Врем.

Содержание

Действия педагога

Действия

уч-ся

Формы и методы

Материалы и оборудование

Диагн. задания

Орг. момент

1 мин

приветствие

Предлагает учащимся разделиться на 4 группы и занять свои места

Уч-ся делятся на 4 группы

Фронтальная беседа

4 парты,

учебные принадлежности

Подготовка к активной познавател.

деятельнос.

1 мин.

Определение мест для 4 групп уч-ся

Помогает в распределении групп

Уч-ся занимают свои места

Фронтальная беседа

Учебные принадлежности

Установка познавательной задачи

2 мин.

Вводная беседа и постановка проблемы

Группы получают блок документов, план работы, вопросы:

Вопрос: Кто знает это здание? Что это и где находится?

Вопрос: что такое архив?

Я не случайно показала фотографию архива, сегодня его фонды нам пригодятся в работе. В архиве мы можем получить не только необходимую нам справку, но и ценную информацию об истории Кольчугинского района. Например, в Кольчугине работали разные артели. Материалы о них оригинальны, интересны, не изучены. Сегодня все вы – участники экспертного учёного совета. Ваша задача – проанализировать предоставленные документы и выбрать как можно больше полезной информации об артели.

Ожидаемый ответ: Это здание архива на ул. 50 лет СССР

Ожидаемый ответ: архив – это хранилище документов.

В группах выбирают руководителя

Фронтальная беседа

Проектор

Слайд с фото архива Кольчугинского района.

Копии архивных документов

Бланки ответов

калькулятор

интернет

Показ слайда

Приложение 1

Усвоение новых знаний

15 мин

Работа с документами: анализ, сопоставление, поиск ответов, выдвижение гипотез

Сотрудничает в процессе

Помогает и направляет

Анализируют источники

Записывают результаты в бланки ответов

Исследование

Анализ

Синтез

Сравнение

Дедуктивный и индуктивные методы

Копии архивных документов

Бланки ответов

Калькулятор

интернет

*ссылка 1

под таблицей

Проверка понимания

15 мин

Отчёт руководителей групп

Помогает и направляет, задаёт необходимые вопросы

Заслушивают отчёты групп

Делают выводы

Индивидуальная беседа

Монолог руководителей групп

Закрепление знаний

3 мин

Общие выводы

Завершение занятия

Таким образом, на примере артели инвалидов мы узнали о деятельности организации, её составе, выпускаемой продукции, выявили проблемы артели, попытались выяснить их причины, увидели вклад работников артели в общее дело в годы ВОВ, сделали вывод, что история нашего города является неотъемлемой частью истории всей страны, испытали чувство глубоко уважения к труду и жизни земляков.

Сбор материалов

Монологическая речь учителя

*ссылка 1

Задания для 1-й группы:

- выберите всю возможную информацию из источника (возможно использование Интернет-ресурсов):

1) выпишите название документа;

2) какова цель создания документа?

3) что такое артель? ВСЕКООПИНСОЮЗ?

4) адреса организации, год создания, сфера деятельности;

5) предположите, почему артель называлась в память о Воровском, свяжите эту информацию с годом создания организации;

6) укажите на карте города условные обозначения помещений;

7) достоверны ли сведения в документе?

8) сведения документа могут быть полезными в изучении истории родного края?

Задания для 2-й группы:

- проанализируйте документы  и сделайте выводы о социальной структуре работающих в артели кольчугинцев (возможно использование Интернет-ресурсов):

1) выпишите название документа;

2) какова цель создания документа?

3) что такое артель? ВСЕКООПИНСОЮЗ?

4) все ли работающие были членами артели?

5) кто такие наёмные, и какую функцию они выполняли?

6) каким было соотношение инвалидов и здоровых работающих в артели?

7) какие ещё категории работников учтены в документах?

8) достоверны ли сведения в документе?

9) сведения документа могут быть полезными в изучении истории родного края?

Задания для 3-й группы:

- проанализируйте  документы и выясните (возможно использование Интернет-ресурсов):

1) выпишите название документа;

2) какова цель создания документа?

3) что такое артель?

4) как артель помогала фронту?

5) какие изделия производились в артели и для каких целей?

6) на какие работы привлекались артельщики?

Задание для 4-й группы: - проанализируйте источники:

  1. выпишите название документов;
  2. установите даты документов

3) какова цель создания документа?

4) что такое артель?

5) выявите характер проблем артели;

6) какова позиция автора?

7) на основе статей предположите, почему руководство артели не решало проблему своевременно?

8) какие дополнительные сведения о жизни советских людей можно получить из статей?

Предположения

???

Выводы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Работа с историческими источниками на уроках истории

В работе представлен теоретический и практический материал по работе с историческими источниками на уроках истории. Разработанные памятки, инструкции, тексты исторических источников помог...

Работа с историческим источником на уроках истории. Лабораторные работы.

Статья рассказывает о развитии учебных специальных навыков при работе с истороическим источником на уроках. Описываются формы и методы работы с печатным историческим источником. Поступательное развити...

Доклад на МО учителей истории и обществознания "Опыт работы с историческими источниками на уроках истории"

Материал предназначен для учителей истории, активно работающих на уроке с истрорическими истрчниками....