Воспитание ребенка туризмом
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)

Белых Павел Валерьевич

Современные дети, к сожалению, крайне избалованны возможностями, которые представляет  им цивилизация. Родители пытаются всячески сделать жизнь своих детей легче, предоставляя им в избытке все жизненные блага, не задумываясь о том, к чему приведет подобное облегчение жизни. Они не дают ему делать домашнюю работу, всячески ограждают от «черной» работы, часто сетуя на то, что в школе он сильно перегружен занятиями. Отправившись в поход, ребенок лишается многих бытовых удобств, в которых он вырос и привык к которым с детства. Уже на третий день походных условий, находясь на расстоянии от дома,  ребенок осознает значимость семьи, дома, очага, лишившись собственного привычного родительского окружения. Контраст помог осознать ценности жизни,  которые ребенок воспринимал как должное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_rebenka_turizmom.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА ТУРИЗМОМ

Белых П.В.

педагог

дополнительного образования

МАУ ДО г. Хабаровска

 «Дворец детского творчества

 «Маленький принц»

Развитие ребенка, уважение к развитию его личности влечет за собой желание взрослого уважать его мнения, желания, чувства, взгляды на жизнь.

Прежде всего это понимание и умение ценить его мысли, свободное высказывание собственного мнения.

 Несомненно,  желания бывают опасные, как и мысли.  Однако, все имеют право на ошибку. Необходимо с любовью и терпеливо уважать интеллектуальный, человеческий потенциал ребенка. Ж.Ж. Руссо как-то высказался относительно свободы слова детей: «Вам никогда не удастся создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов».

    В случае, если дети поймут, что их воспитывают, свобода слова и поступков (всяких) закончится одномоментно. Не лекции и насильственные вербальные нравоучения необходимы подрастающему поколению, но жизненные советы старших из собственного опыта. Воспитывать не лекциями и наставлениями, а собственным детским  опытом, сравнением жизненных примеров, жизненных обстоятельств.

 Хочется подчеркнуть, что современные дети, к сожалению, крайне избалованны возможностями, которые представляет  им цивилизация.  Очень метко выразилась атаманша лесных разбойников из сказки Е. Шварца «Снежная королева»: «детей надо баловать, тогда из них вырастают настоящие разбойники?». Семьи, которые понимают, что детей нельзя много баловать ее благами можно пересчитать по пальцам.

Родители пытаются всячески сделать жизнь своих детей легче, предоставляя им в избытке все жизненные блага, не задумываясь о том, к чему приведет подобное облегчение жизни. Они не дают ему делать домашнюю работу, всячески ограждают от «черной» работы, часто сетуя на то, что в школе он сильно перегружен занятиями.

Ребенок упал и набил себе шишку, стукнулся и получил синяк, жизнь привыкла учить, как ни странно, очень эффективно и действенно именно подобным путем. Подобный метод несогласуется с правилами научной педагогикой. Думаю, что педагогике стоит поучиться у жизни некоторым методикам воспитания. Перед родителями возникают вопросы: Как сделать так, чтобы обстоятельства жизни помогли ребенку закалить характер? Необходимо ли резко изменять ситуацию, отказавшись от комфорта современной цивилизации и вернуться к первобытной жизни в лесу? Необходима золотая середина- временная и внезапная смена среды обитания детей, когда дети временно теряются, находятся далеко от родителей, их придирок, нравоучений, нотаций. Дети уходят в многодневный туристический поход, когда действует принцип «здесь и сейчас», когда есть возможность наконец-то сравнить настоящее с тем, что было.

Ребенок поставлен в условия, когда необходимо действие и оно физически ощущается, оно объективно, условия заставляют, но без принуждения творить собственную жизнь в измененных обстоятельствах. Смена обстоятельств является самым прекрасным средством от избалованности и изнеженности современных детей. Оказавшись, подобно пересаженному в другую почву цветку, ребенок, попав в другую среду обитания вынужден приспособиться к ней, возмужать, понять многие истины. Отправившись в поход, ребенок лишается многих бытовых удобств, в которых он вырос и привык к которым с детства. Уже на третий день походных условий, находясь на расстоянии от дома,  ребенок осознает значимость семьи, дома, очага, лишившись собственного привычного родительского окружения. Контраст помог осознать ценности жизни,  которые ребенок воспринимал как должное. Стремление ребят к путешествиям и приключениям частично продиктовано желанием вырваться из круга опеки взрослых, быть самостоятельным и ощутить «ветер странствий». В походе бывает все: и жара и дождь и крутой подъем и зыбкое болото и комары и натертые от рюкзаков плечи. Однако, нельзя показать слабость, подвести своих друзей, которые надеются на тебя и твою помощь в походе. Педагогам дополнительного образования, ведущим туристско-краеведческое направление необходимо активно привлекать на свою сторону родителей воспитанников. Педагог получает самых активных помощников  в организации мероприятий именно в лице родителей. Хотелось бы немного поразмышлять о родительской помощи и месте родителей в туристско-краеведческом объединении. Несомненно, результаты деятельности объединения не могут привлечь родителей явными практическими результатами, поскольку они не видны так явно как, допустим в студии моделирования одежды или изостудии.

 Родителям страшны потенциальные опасности туристических походов, которые страшат своей непредсказуемостью. Думаю, что походные трудности нужны и необходимы, так как они требуют постоянного преодоления себя, огромных физических и душевных затрат, которые не будут напрасными. Результат не будет виден сразу, но, уверяю вас он будет.

 В последнее время школа выполняет лишь обучающую функцию, семье, как ячейке общества необходимо разностороннее развитие ребенка, необходимо наравне с получением хорошего образования создать семью, стать патриотом и полноценным гражданином своей страны.

 Однако каким бы глубоким и разносторонним не было общее и профессиональное образование молодого человека, ему нелегко будет найти свое место в жизни, если он ленив, безответственен, неисполнителен, не умеет работать в коллективе, не готов к сотрудничеству.

В далекие 70-е года подрастающим поколением, кроме школы занимались общественные организации, и, несмотря на царившую в то время идеологию, справлялись с воспитанием молодежи неплохо. Они развивали чувство коллективизма, ответственности за собственные дела и поступки, давали ориентиры, будили стремление к общественно- полезной деятельности..

Опуская финансовую составляющую (вернее, ее отсутствие, когда кружки и секции были бесплатными для всех школьников), пионеры и комсомольцы обучались полезным навыкам и умениям в школьных кружках, спортивных секциях, сдавали нормативы ГТО, сдавали металлолом и макулатуру, трудились на субботниках, шефствовали над ветеранами.

Нынешнее поколение растет в воспитательном вакууме, многие родители из поколения 90-х гг. не могут или не умеют найти общего языка с собственными детьми, поскольку заняты работой, поисками своего места в жизни. Традиции народного семейного воспитания утрачены, ведь современная семья не содержит в массе своей представителей всех поколений. Уже нет того непререкаемого авторитета старших, заботы о младших братьях и сестрах, не существует распределения домашних обязанностей среди детей, редко проводится семейный досуг в кругу семьи. Родители мало осведомлены о  том, с кем и как дружит их ребенок, что думает по тому или иному поводу, о чем он мечтает.

Ушли в прошлое коллективные детские игры с четкими правилами и распределением ролей. Не получив навыков коллективной работы, молодежь, выйдя во взрослую жизнь с трудом входит в трудовые коллективы. Им на смену пришли индивидуальные развлечения: компьютеры, гаджеты, электронные игры.

К негативным последствиям цивилизованного современного быта я бы отнес также потерю тех трудовых универсальных навыков и умений членами семьи, которыми до недавнего времени были необходимы и естественны. Девочке и девушке нет необходимости самой шить, вышивать, вязать, творить собственные модели одежды, ведь магазины и шкафы набиты ширпотребом. Мальчики и юноши не умеют работать с инструментами, потому, что существуют мастера-профессионалы, готовые отремонтировать, наладить и сделать любую работу по дому. В современных детях отсутствует желание творить и делать что-либо созидающее своими руками, превалирует пассивное потребление.  

 Создание условий, где дети имеют общие интересы, сближает их и позволяет узнать лучше друг друга, узнать достоинства и недостатки своих товарищей.

 Не  будет секретом и тот факт, что туризм является основой для создания семей в будущем, где нет деления на «мужские и женские» обязанности. Совместные походы, незабываемые впечатления способствуют сплочению семьи, установлению неформальных, дружеских отношений между родителями и детьми.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

роль родителей в воспитании ребенка

тема для родительского собрания...

Роль семейного воспитания. Роль отца и матери в воспитании ребенка.

Семья начинается с детей.Семья как естественная среда воспитания ребенка.Материнская любовь. Чтобы любить и быть любимым.Отец – опора и защита.Если нет отца.Сын и дочь. Образ мужского и женского повед...

Физическое воспитание и туризм в летних лагерях, Головнёва Г.С., Ковалёв Д.А., 2011.

Физическое воспитание и туризм в летних лагерях, Головнёва Г.С., Ковалёв Д.А., 2011....

Физическое воспитание и туризм в летнем лагере

Физическая культура в нашей республике направлена на совершенствование физического развития человека и укрепление его здоровья.Студенческие годы ответственный период роста и закаливания организма, раз...