Особенности развития ребенка при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. Учет индивидуально-типологических свойств личности при переходе ребенка к школе. Рекомендации по воспитанию ребенка в период кризиса 7 лет и организации общения с ним.
консультация по психологии

Королева Наталья Александровна

Предварительный просмотр:

Особенности развития ребёнка при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту.       Учет индивидуально-типологических свойств личности при подготовке ребенка к школе.                       Рекомендации по воспитанию ребенка в период           кризиса 7 лет и организации общения с ним.

Поступление ребёнка в школу совпадает с началом нового возрастного периода в его жизни  - периода младшего школьного возраста. Перешагивая на новую ступень своей жизни, каждый человек обязательно переживает определённый кризисный этап.                   Остановимся на  изменениях в развитии ребёнка при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту , а так же поговорим о кризисе 7 лет.  Каждый новый этап в развитии похож на новый виток спирали. Новые знания, умения и  навыки базируются на основе старых знаний умений и навыков. Вот и начнём с базы, а именно со старшего дошкольного периода (5-7 лет, 5-8 лет).

В это время ребёнок воспринимает мир через эмоции и чувства. Это может выражаться в быстрой смене настроения. Дети непосредственны в общении, часто говорят  то, что думают или слышат от взрослых, копируют в игре и в общении поведение родителей, знакомых, литературных героев и т.д. Все жизненные навыки ребёнок вбирает через сюжетно - ролевую игру.  Это основная деятельность дошкольника.  Только если в дошкольном возрасте ребёнок достаточно наиграется, он сможет вовремя перейти к новой учебной деятельности. Это естественный процесс, заложенный самой природой.  Именно в этом возрасте очень хорошо развивается память. Все знания усваиваются дошкольником с опорой на конкретные ситуации. Нужно также отметить, что ребёнок дошкольного возраста имеет ещё неадекватно завышенную самооценку. Он  не умеет критически оценивать своё поведение, переживать за свои плохие поступки.

И вот вы всё чаще и чаще начинаете замечать, что ваш ребёнок как-то изменился. Причём изменения произошли не только во внешности, но и в поведении. Старайтесь внимательно наблюдать за ребёнком и фиксировать для себя эти перемены:

За короткий период ребёнок сильно и быстро вырастает.

Падает работоспособность.

 У маленького человека начинает появляться свой внутренний мир: ребёнок уже не всегда делится с вами всеми своими переживаниями, открытиями, появляются первые неумелые попытки утаить что-то от родителей, слукавить.

Прежде послушный и спокойный ребёнок вдруг становится манерным, вертлявым. В общественных местах и среди незнакомых людей он начинает паясничать или капризничать.  Вам кажется, что он делает это специально, пытается вас разозлить.

В этот период можно заметить, что ребёнок начинает чаще обычного спорить с вами, старается делать все наоборот. И все чаще и чаще вы говорите: "Он стал неуправляемым. Я не могу справиться с ним". Между вами появляется некая натянутость в отношениях.

Если постепенно вы стали замечать у ребёнка появление тех или иных перемен, описанных выше, то вы должны понять, что ваш ребёнок вступил в новый переходный период своего развития.                                                                                                                                            Психологи называют его "кризисом потери непосредственности" или "кризисом 7 лет". Следует  отметить, что переход от дошкольного к младшему школьному возрасту  может начаться и раньше семи лет, и позже. Всё зависит от условий жизни и развития ребёнка в более ранние периоды.

Такое не совсем адекватное поведение закончится через год, полтора.  Ваш ребёнок взрослеет, поэтому взрослый тоже должен взрослеть вместе с ним. Начинайте вести с ребёнком не как с дошкольником, а как с человеком, который хочет стать школьником. В повседневной жизни давайте ребёнку больше самостоятельности, но ограниченной. Это значит, что вы разрешаете уже больше, но ещё не все. Демократия не должна обернуться анархией. Объясните ребёнку смысл пословицы: "Любишь кататься, люби и саночки возить".  Договоритесь о том, что увеличение количества прав увеличивает и количество обязанностей, и уровень ответственности ребёнка за свои поступки.

С другой стороны, сейчас, как никогда, вашему ребёнку нужна  поддержка и понимание взрослого. Старайтесь меньше применять авторитарные способы наказания : "Встань в угол", "Нет, и всё. Я так решила. ", "Ты должен делать так, как я сказала"...  Попробуйте обсудить с ребёнком дома его плохое поведение в магазине. Пусть он выслушает  ваши доводы. Дайте ему возможность оправдать своё поведение. Задайте ему вопрос: "А как ты считаешь, ты хорошо вел себя в магазине? Почему ты так думаешь?" А как надо было себя вести?" "Попробуй нарисовать свои правила поведения».

Новая модель поведения родителей поможет легче пережить ребёнку кризис, стать более спокойным, почувствовать защищённость.

Рекомендации по воспитанию ребенка в период кризиса 7 лет

и организации общения с ним.

  • Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно.
    Постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не «запретителя». Помогайте ребенку в сложных ситуациях.                                                                                                                          Полезными будут задания, направленные на формирование самостоятельности, умений принимать решения, самоконтроля.
  • Привлекайте ребенка к обсуждению различных «взрослых» проблем.
    Поинтересуйтесь его мнением по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать.
    Возможно, в том, что говорит ребенок, есть рациональное зерно.
    Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается.
  • Будьте готовы принять точку зрения малыша и согласиться с ним.
    Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.
  • Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи.
    Покажите ребенку способ достижения желаемого и не забудьте похвалить его в случае успеха.
  • Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели.
    Это поможет ему укрепить веру в себя, почувствовать себя сильным и самостоятельным.
  • Отвечайте на вопросы ребенка.
    Не отмахивайтесь от вопросов малыша, даже если вы неоднократно отвечали на них.
    Ведь 6—7-летний возраст — это возраст почемучек, ребенку интересно буквально все, его любознательность не знает границ.
    Возможность получить ответы на все возникающие вопросы дает сильный толчок для интеллектуального и социального развития малыша.
  • Будьте последовательны в своих требованиях.
    Если вы что-то не разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца.
    В противном случае слезы и истерики станут для него удобным способом настоять на своем мнении.
    Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребенку одинаковые требования.
    Иначе то, что не разрешают папа с мамой, будет очень легко выпросить у бабушки — и тогда все усилия пойдут насмарку.
  • Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком.
    Соблюдайте культуру диалога. Помните, что ваш малыш в общении во всем подражает вам, и в его поведении вы можете увидеть зеркальное отражение своих привычек и способов общения.
  • Старайтесь всегда позитивно оценивать своего ребенка – и его самого как личность, и его поступки. Если Вы указываете на ошибки ребенка, проанализируйте вместе причины этих ошибок и обсудите способы по их исправлению и выразите уверенность, что у него всё получится.
  • Придумывайте для детей специальные задания, игры-задания, различные поручения, «свои» дела. Занимайте их продуктивными видами деятельности - делайте с ними различные поделки, оценивайте результаты, хвалите их. Во время занятий делайте больше пауз, направленных на смену видов деятельности: например, физкультминутка, музыкальный перерыв.
  • Давайте ребенку больше заданий, связанных с развитием творческой инициативы, воображения и фантазии. Это будет стимулировать знаковую функцию – важнейшую предпосылку перехода к учебной деятельности.
  • В общении с ребенком не забывайте о тихих беседах перед сном, вечерних разговорах, обсуждениях дневных событий. Старайтесь проявлять внимание к внутреннему миру ребенка, разговаривать с ним, как со взрослым.
  • Если ребенок капризничает, не надо вступать с ним в пререкания, навязывать своё мнение, угрожать наказаниями. Лучше взять тайм-аут и на время прекратить общение, а потом просто не вспоминать о произошедшем. Полезно создавать такие ситуации, где хорошее поведение было бы самоцелью (устроить «день послушания» и провести его без единого замечания, «день добрых дел», «день вежливости» и др.). Можно завести «тетрадь по поведению», где в 2 колонки разным цветом записывались бы плохие и хорошие поступки за неделю, а в конце недели подводить итоги. Но эту тетрадь ни в коем случае нельзя использовать, чтобы шантажировать ребенка.

С чем же связаны такие перемены в поведении ребёнка? Какие новые черты младшего школьного возраста должны образоваться?

Итак, вернёмся к игре дошкольника. Именно сюжетно- ролевые игры в семью, больницу, школу и т.п., подражание поведению литературных героев является фундаментом для развития новой формы познания и общения – воображения. Используя воображение, ребёнок начинает не только задавать вопросы, но и находить на них ответы, используя рассуждения.

Доктор психологических наук Л.Ф.Обухова так описывает свои наблюдения "маленьких философов":                                                                                                                                                            Гоша С (6 лет 5 месяцев) "Откуда звезды на небе?" -- "Из золотых  бумаг. Их туда космонавты бросили"…                                                                                                                                                           Андрей О (6 лет 9  месяцев) "Откуда приходят сны?" -- "Это трудный  вопрос.  В голове появляется какое-то существо, и там тебе показывает сны, как бы мультфильмы, и они всю ночь снятся"...

 Но что сразу бросается в глаза?  Ребёнок пытается рассуждать и найти ответ на вопрос старым и привычным для него способом (используя игру). Но старый способ не даёт желаемого результата.  

Иными словами, желания увеличиваются, а умения остаются пока на том же уровне.

 Чтобы удовлетворить свои желания, ребёнок начинает искать новые способы получить знания. К вопросу "почему?" добавляется вопрос "как узнать?". Но не всё получается с первого раза, не сразу удаётся найти новый способ познания.  В душе ребёнка возникает тревога, страх и неопределённость.

Это и есть первая причина психологического дискомфорта и непонятного поведения  ребёнка (первая причина изменений в развитии ребенка при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту).  Это противоречие между потребностью и умениями.   А отправной точкой этих изменений является появление у старшего дошкольника воображения.   Ребёнок фантазирует, рассуждает и:

- учится переходить от конкретных ситуаций к объединению   их в общие правила ;                        - учится выделять существенное;                                                                                                                        - ребёнок учится смотреть на себя со стороны;                                                                                             - учится планировать свои действия.

Все эти навыки у дошкольника особенно эффективно помогают сформировать настольные игры с правилами и командные соревнования, например, "Весёлые старты", "Весёлые конкурсы"и т.п. Именно в таких формах общения ребёнок начинает сравнивать свои возможности и знания, своё поведение с поведением и навыками взрослых и других детей.

Имея завышенную пока самооценку дошкольника, ребёнок начинает осознавать, что он не самый замечательный и не самый умный.

Это вторая причина психологического дискомфорта и непонятного поведения  ребёнка. Постепенно самооценка начинает снижаться. Ребёнок уже может чётко оценивать, что он делает хорошо, а что ещё не очень. Конечно,  дети, которые ежеминутно слышали хвалебные оды в свой адрес, будут переживать это разочарование сложнее. И "кнута", и "пряника" должно быть в меру. Так в поведение ребёнка появляется новая форма.

Ребёнок  начинает по-разному оценивать своё поведение, свои знания и умения:   "Это я делаю хорошо, а это не очень. Это я умею, а это нет".

Изменив своё отношение к игре, ребёнок начинает понимать, что игровые правила не всегда действуют в обычных жизненных отношениях в семье, с друзьями, со взрослыми. Их нельзя менять по собственному желанию. В жизни нужно знать и уметь пользоваться  правилами общества. Именно эти правила могут теперь помочь получить новые знания, а значит  быть значимым не только для себя, но и для других (родителей, воспитателей, учителей, сверстников).

Так у ребёнка появляется самый важный признак возрастных изменений - произвольность. Это умение управлять собственными психическими функциями (памятью, вниманием, восприятием, теоретическим мышлением), желаниями; критически оценивать себя.

Психологами доказано, что если воображение может сформироваться и к 6 годам, то  произвольность формируется только к семи годам, а у некоторых детей и позже.

Готовя ребенка к школе, родители и педагоги должны учитывать его индивидуальные особенности, в том числе индивидуально-типологические свойства личности, а именно – темперамент.

Выполним упражнение, в ходе которого:

1) определим тип темперамента своего ребенка;

2) выясним, как же влияют черты темперамента на готовность ребенка к школе.

Работа с раздаточным материалом.

На круге Айзенка отмечаем, к какому типу личности по шкале «экстраверт-интроверт» относится ваш ребенок (на горизонтальных радиусах ставим «V»), какой тип нервной системы ему соответствует «стабильный тип нервной системы - нестабильный тип нервной системы» (на вертикальных радиусах ставим «V»). Совмещаем отмеченные «V» в определенном секторе круга Айзенка и определяем тип темперамента своего ребенка. Далее даются рекомендации, как следует учитывать индивидуально-типологические свойства личности ребенка при его подготовке к школе.

                                           Т И П Ы   Л И Ч Н О С Т И

                                                  Нестабильный тип

                                                    нервной системы

                                                        Стабильный тип

                                                       нервной системы

Экстраверт – общительный, испытывает необходимость в контактах, вспыльчив, добродушен, оптимистичен, весел, предпочитает движение и действия.                  

Интроверт – спокойный, застенчивый, сдержанный, планирует и обдумывает свои действия заранее, любит во всем порядок.                                                                                  

Эмоциональная устойчивость (стабильность) – организованное поведение, целенаправленность, склонность к лидерству, общительность.                                                

Эмоциональная неустойчивость (нестабильность, повыш. чувствительность) –  склонность к быстрой смене настроения, беспокойство, эмоциональность, впечатлительность.        

Дети – меланхолики

Дети с проявлениями меланхолического темперамента заслуживают особого внимания. Они отличаются повышенной чувствительностью и обидчивостью, настороженностью по отношению к новым людям и событиям. Они обычно дольше других адаптируются к школе, с трудом входят в новые условия.  В обстановке жесткой требовательности, категоричности, строгости такие дети теряются, проявляют скованность, активность их затормаживается. Они быстро утомляются, трудности заставляют их опускать руки. Главная задача при подготовке таких детей к школе – вселить в них уверенность в своих силах, вызвать стремление к активным действиям. Это достигается с помощью положительной оценки их поведения, создания установок на проявление воли, настойчивости, выражения уверенности в их возможностях хорошо выполнить новое дело («Я знаю, у тебя должно получиться. В прошлый раз, помнишь, как хорошо получилось?»). Ребенку целесообразно поручать такие дела, с которыми он справится, и результат увидят сверстники (можно попросить его сделать подарок малышу или другу). Успех окрыляет ребенка, пробуждает уверенность в своих силах при решении более сложных задач. Большое значение для таких детей имеют контакты с родителями, задушевные беседы, обсуждение предстоящих дел. Они помогают ребенку стать более коммуникабельным, развивают способность к взаимодействию.

Дети – флегматики

Известно, что дети-флегматики медлительны и усидчивы, у них низкий темп деятельности. Они не могут быстро ответить на вопрос, переключиться с одного дела на другое.. Зная эти особенности своего ребенка, родители не должны торопить его, так как это нервирует малыша и может привести к еще большей скованности и потере инициативы. Задача взрослых при подготовке таких детей к школе – способствовать развитию их уверенности в своих силах, создавать условия, облегчающие выполнение задания в более быстром темпе.. В этом помогут своевременно сформированные умения и навыки самостоятельной работы.                                                                                                                                                                Полезно использовать приемы опережающего воздействия, то есть заблаговременно напоминать ребенку о необходимости подготовиться к занятиям, о приближении сроков завершения работы, о предстоящей деятельности и т.п.                                                                                                     Такие указания помогают ему вовремя мобилизоваться и переключиться на новое дело.                                                                                                                Родители должны использовать разнообразные положительные оценки, стимулируя ребенка к более активным и целенаправленным действиям.

 

Дети – холерики

Своеобразный подход к детям с чертами холерического темперамента, для которых характерны непоседливость, подвижность, потребность в шумных играх. Они часто приступают к выполнению работы, не дослушав объяснения до конца. Работают быстро, но небрежно, не замечают допущенных неточностей и ошибок. Эти черты поведения, закрепившись, могут стать серьезным препятствием для успешного школьного обучения. Находясь в атмосфере повышенного внимания взрослых, постоянного одергивания, сдерживания желаний, ребенок становится нервным, конфликтным, перестает реагировать на замечания и указания взрослого. Главное в подходе к таким детям – дать полезное направление детской энергии. Достигнуть этого можно, приобщая ребенка к интересным и полезным делам, играм, поручениям, в которых находит выход их природная активность. Можно попросить ребенка проверить, правильно ли выполняется та или иная работа, дать ей оценку. Необходимо помочь малышу осознать связь между излишней торопливостью и низким результатом труда («Поспешишь – людей насмешишь»), поощрять старательность и терпение, организовать спокойную деятельность для укрепления процессов торможения (конструирование, рисование, ручной труд), использовать приемы сдерживания активности («Подожди начинать, сначала подумай еще раз», «Не спеши дальше рисовать, подожди, когда подсохнет краска»). Полезным оказывается прием, который ставит ребенка в позицию обучающего: «Расскажи и покажи мне, как склеить домик. Научи меня строить мост, у тебя это хорошо получается». Ребенок-холерик легко перевозбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. С ним необходимо говорить спокойно, но требовательно, внушительно, без уговоров и упрашивания. Главное – не корить ребенка за чрезмерное возбуждение, а помочь преодолеть его. Важно показывать холерику красоту культурных поступков, внушать необходимость проявления сдержанности, внимания к другим людям.

Дети – сангвиники

Ребенок сангвинического темперамента отличается живостью, жизнерадостностью, активностью, любознательностью.  Он – работоспособный, энергичный, легко сходится с людьми, быстро привыкает к новой обстановке. Процесс адаптации к школьному режиму, коллективу, требованиям учителей протекает у таких детей довольно быстро и благополучно. Ребенок-сангвиник быстро устает от однообразия. Как только деятельность теряет для него привлекательность, он стремится к ее прекращению.  Он может не закончить начатое дело, сделать его небрежно, «забыть» поручение взрослого и предпочесть более интересное занятие. При подготовке таких детей к школе необходимо формировать у них умение доводить начатое дело до конца, не допускать появления привычки поверхностно и небрежно выполнять задания, развивать самоконтроль. Важно настойчиво формировать такие черты характера, как собранность, аккуратность, ответственность. К ребенку-сангвинику можно предъявлять повышенные требования, а небрежно выполненную работу полезно предложить выполнить заново и самому оценить полученный результат. Родителям нужно попытаться углубить у него интерес к какому-нибудь занятию, показывать новые, привлекательные стороны каждого дела, направлять активность на усвоение более сложных умений и навыков. В таких детях важно поощрять настойчивость, старательность и целеустремленность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учет возрастных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях по хореографии.

Соотношение форм и методов обучения хореографии с особенностями детей определенного возраста. Принципы работы педагога по хореографии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста....

«Развитие гибкости и координации детей дошкольного и младшего школьного возраста через игровой стретчинг. Релаксационные упражнения». (Из опыта работы).

СОДЕРЖАНИЕ:    1. Особенности художественной гимнастики как вида спорта…....22. Что такое игровой стретчинг?...........................................................5...

Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Основные направления в работе педагога по формированию графомоторных навыков...

Коррекционные упражнения для развития мелкой моторики рук детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Развитие устной и письменной речи детей дошкольного и младшего школьного возраста начинается  с работы по развитию неречевых процессов , общей и специальной моторики, постановки грамотного звукоп...

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста через театрализованную деятельность и игры драматизации.

Театр дарит каждому ребенку радость, незабываемые впечатления, развивает его художественный вкус, воображение и фантазию.Первый в мире постоянный театр для детей открылся в Москве 6 ноября 1918...