Главные вкладки

    Коррекционные упражнения для развития мелкой моторики рук детей дошкольного и младшего школьного возраста.
    статья

    Развитие устной и письменной речи детей дошкольного и младшего школьного возраста начинается  с работы по развитию неречевых процессов , общей и специальной моторики, постановки грамотного звукопроизношения. Видные отечественные психологи Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Н. Жинкин связывали нарушение структуры речи с нарушением восприятия пространства собственного тела, пространственно – тактильной чувствительности, мышечно-суставных и органических(внутренних) ощущений. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Коррекционные упражнения для развития мелкой моторики рук детей дошкольного и младшего школьного возраста.

                                                              Учитель –логопед Соколова О.Г. г. Москва, 2019 г.

    Развитие устной и письменной речи детей дошкольного и младшего школьного возраста начинается  с работы по развитию неречевых процессов , общей и специальной моторики, постановки грамотного звукопроизношения. Видные отечественные психологи Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Н. Жинкин связывали нарушение структуры речи с нарушением восприятия пространства собственного тела, пространственно – тактильной чувствительности, мышечно-суставных и органических(внутренних) ощущений. Формирование  действий руки происходит благодаря расширяению произвольных движений тела, рук и ног. Целостное восприятие схемы тела начинает складываться постепенно по мере включения пирамидального пути  в глубине головного мозга. Поначалу ребенок не обращает внимания на движения руки, затем активное осязание и зрение стимулирует развитие ведущего глаза и ведущей руки. Когда доминантным становится правое (у левшей)  или левое ( у правшей), полушарие головного мозга, ребенок начинает пользоваться правой или левой рукой, ведущим становится правое или левое ухо, правый или левый глаз.

         Предрасположенность к нарушениям устной речи проявляется и при формировании письменной речи. В период овладения письмом для детей необходимо проводить ряд невербальных игровых  упражнений для формирования мелкой моторики рук, координации движений, ориентировки на листе бумаги и на строке.

                                              Игра№1. 

                                            «Гуси-гуси»:

     -Гуси –гуси, (Все 5 пальцев сложены в виде гуся)

    -Га-га-га! (пальцы раскрываются в виде клюва)

    Надо нам размять бока.(Кисть руки раскачивается вправо –влево)

    Гуси по небу летали,(Плавные взмахи кистью руки вперед –назад)

    Гуси травку пощипали, (Складываем пальцы вместе, делая клюв. Разжимаем его)

    Полетели-полетели, (Взмахи раскрытой ладонью)

    И на травку тихо сели.(Опустить руки)

                                             Игра№2.

                                               «Гусь».

    усь выходит из  пруда: Га-га-га, га-га-га.

    Поставить локти на стол. Сложить указательный, средний и большой пальцы вместе. Двигать сложенными щепоткой пальцами вверх –вниз. Хорошо укрепляет мышцы предплечья, кисти и пальцев.

                                                  Игра№3.

                                                 «Пианино».

    - С музыкальным инструментом

    Очень весело живем:

    Поиграем, потанцуем,

    Много песенок споем.

    Спокойно положить пальцы на стол. Отталкиваемся от поверхности стола всеми пятью пальцами.

                                                       Игра№4.

                                                     «Тигренок».

    -Эй, не стойте слишком близко!

    Я тигренок, а не киска!

    (Развести с силой пальцы рук, сделать подобие коготков, расслабить руки. Напрячь пальчики несколько раз).

                                                   

                                                     Игра№5.

                                                  «Держи ручку».

    -Ручку я держу, как надо:

    Палец средний, большой рядом.

    Указательным я сверху

    Четко линию веду.

    (Взять ручку или карандаш большим и средним пальцами, прикрыть сверху указательным пальцем. Подвигать указательным пальцем вверх – вниз, накрывая ручку. Вырабатываем умение правильно и крепко держать ручку).

                                                                                                

                                                   Игра№6

                                               «Наденем перчатку»

    -Пять мальчиков, пять чуланчиков.

    Разошлись все мальчики в темные чуланчики.

    Каждый мальчик –в свой чуланчик.

    (Взять перчатку. Надевать перчатку с этими словами).

                                                   Игра№7

                                           «Человечек ходит».

    -Я хожу по столу, тренирую пальчики,

    Чтобы грамотно писать девочкам и  мальчикам.

    (Поставить на стол указательный и средний пальцы, отталкиваться

    Пальчиками от стола, передвигая их. Имитируем ходьбу).

                                          Игра№8

                                         «Кулачки»

    -Наши пальчики устали, распрямили их и сжали.

    Поработаем руками, пальчиками и кулаками.

    (Спокойно положить ладони на стол, пальчики напрячь и

    затем сжать в кулачок).

                                             Игра№9

                                        «Здороваемся»

    -Поздороваемся дружно, пальчиками мы нажмем.

    От мизинчиков к большим пальцам перейдем.

    Большой-указательный-

    Средний-безымянный-

    И мизинчик тоже

    Пальчик очень важный.

    (Соединять поочередно мизинец с мизинцем, безымянный с безымянным, и т.д. пальцы обеих рук, подержать вместе пальцы, поздороваться, затем разомкнуть пальцы в обратной последовательности, начиная уже с больших пальцев)

                                               Игра№10

                                     «Собираем мозаику»

    Взять несложный образец мозаики: контурное изображение домика, кораблика, цветка, треугольника, квадрата, кружка. И предложить детям сложить эту фигуру из мозаики.

                 В том случае, если есть пластмассовый конструктор, то нужно давать его детям чаще, потому что игры с конструктором и мозаикой не только развивают моторику и пространственное мышление, но и формируют системное планирование своей деятельности.

                  Помимо этих игр можно провести упражнения более сложные, способствующие укреплению и развитию силы пальцев. Данные упражнения помогают не только развивать несовершенную моторику пальцев рук, но и помогают приобрести скоординированные движения пальцев  детям, занимающимся игрой  на музыкальных инструментах.

                                               Упражнение №1.

                                                 «Ножницы»

    Соединить вместе указательный и средний пальцы, а также одновременно соединить безымянный палец и мизинец. Соединять –разъединять пары пальцев, имитируя движение стригущих ножниц.

                                                 Упражнение №2.

                                                   «Буква Г»

    Поднять вверх указательный палец и попытаться согнуть верхнюю фалангу, держа другую фалангу абсолютно прямо. Палец должен принять форму буквы Г. То же поочередно проделать с другими пальцами руки, переключиться на сгибание пальцев на другой руке.  Наиболее высокое мастерство при выполнении этого упражнения проявят те дети, которые смогут одновременно согнуть буквой Г все десять пальцев.

                                                 Упражнение №3.

                                                   «Угол»

    Выпрямите указательный палец. Согните его уголком-угол сгиба около 90 градусов, оставив ногтевую фалангу и среднюю в горизонтальном положении, а первую фалангу, идущую от пястно –фалангового сустава, - в вертикальном. Ладонь в этом положении непроизвольно напряжена, а кости пясти максимально расправлены.

                                                       Упражнение №4.

                                                       «Волны».

    Расслабить кисти рук. Локти прижать к туловищу. Сделать волнообразные движения пальцами обеих рук. Освободить локти. То же упражнение производить при двигающихся локтях.

                                     

                                                   Упражнение №5.

                                                     «Гимнасты».

    Выпрямить ладони. Большие пальцы отвести от остальных пальцев. Наклонять большие пальцы обеих рук так, чтобы они были параллельны предплечью. У детей часто получается дотронуться кончиками пальцев до руки в области предплечья. Развивает гибкость руки.

    Все приведенные упражнения помогают детям как самостоятельно, так и под руководством взрослых обращать внимание на движения своих рук, координировать их деятельность, что служит не только пропедевтикой к процессу овладения грамотой, но и  помогают детям физически укрепить свои руки, сделать более точными произвольные движения. 

                                             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развитие гибкости и координации детей дошкольного и младшего школьного возраста через игровой стретчинг. Релаксационные упражнения». (Из опыта работы).

    СОДЕРЖАНИЕ:    1. Особенности художественной гимнастики как вида спорта…....22. Что такое игровой стретчинг?...........................................................5...

    Упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

    Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развит...

    Рекомендации для родителей по улучшению мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    В рекомендациях подобраны упражнения и различные виды работ по улучшению мелкой моторики у учащихся младшего школьного возраста и дошкольников, готовящихся  к школе. Это своеобразное «домаш...

    Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста

    Основные направления в работе педагога по формированию графомоторных навыков...

    Упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

    Материал предназначен для родителей, воспитателей. В статье рассказывается, что такое мелкая моторика, для чего нужно развивать мелкую моторику, в каком возрасте и какие упражнения способствуют развит...