Главные вкладки

    Упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
    методическая разработка по теме

    Тагунова Екатерина Валерьевна

    Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и т.д. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины - кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов - ножниц, иголки, лопатки др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты не достаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка. Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями рук - начальный этап, предшествующий развитию тонкой моторики.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Упражнения для развития тонкой моторики у детей дошкольного возраста

    Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны.

    В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук.

    Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и т.д. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины - кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук.

    Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов - ножниц, иголки, лопатки др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты не достаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.

    Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями рук - начальный этап, предшествующий развитию тонкой моторики.

    Гимнастика для пальчиков для дошкольного возраста:

    1. Посчитать пальчики. Выпрямлять пальчики по одному и считать их. С момента рождения рекомендуется слегка отводить их и массировать поглаживающими движениями.

    2. Ладони на столе. Ребенок сидит за столом. Руки лежат на столе ладошками вверх. На счет "раз" - пальцы врозь, "два" - вместе.

    3. "Пальчики здороваются". Малыш сидит, руки перед собой. На счет "раз" - соединяются большие пальцы обеих рук, "два" - указательные пальцы, "три" - средние, "четыре" - безымянные, "пять" - мизинцы.

    4. "Человечек". Сидя за столом - изображать человечка. Сначала бегают указательный и средний пальцы правой руки по столу, затем - левой руки.

    5. "Наперегонки". Обе руки выполняют предыдущее движение одновременно.

    6. "Коза". Вытянув указательный палец и мизинец одной, затем второй руки, изображаем козу.

    7. "Козлята". Эти движения выполняются одновременно двумя руками.

    8. "Очки". Изобразить очки, образовав 2 кружка из большого и указательного пальцев обеих рук. Соединить их.

    9. "Зайчик". Вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, безымянный и мизинец, соединить.

    10. "Деревья". Поднять обе руки ладонями к себе - "деревья стоят", широко развести пальцы - "ветки раскинулись".

    11. "Флажок". Большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.

    12. "Гнездо". Соединить обе руки в виде гнезда, пальцы плотно сжать.

    13. "Корни растения". Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз.

    14. "Солнечные лучи". Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы.

    15. "Паук". Согнуть пальцы и медленно передвигаться по столу.

    16. "Стол". Правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить левую руку.

    17. "Ворота". Соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх и согнуть внутрь.

    18. "Мост". Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединив кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук. (Упражнение сложное для ребенка, поэтому покажите ему несколько раз, как правильно его выполнить!)

    19. "Ромашка". Соединить обе руки и прямые пальцы развести в стороны.

    20. "Ежик". Ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх (колючки у ежика).

    21. "Бочонок с водой". Слегка согнуть пальцы левой руки в кулак и оставить сверху отверстие.

    Выполнение этих упражнений требует от вашего ребенка усидчивости, что не каждому ребенку доступно в младшем возрасте. Поэтому попробуйте обратить занятия в игру.

    На основе длительных наблюдений за детьми специалисты рекомендуют давать малышам, начиная с 10-месячного возраста, возможность катать шарики из пластилина, давать рвать бумагу, давать перебирать деревянные бусы и пуговицы. С полутора лет - застегивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы.

    Бусинки-горошки

    Покатаю я в руках
    Бусинки, горошки
    Станьте ловкими скорей,
    Пальчики, ладошки.
    ( В.И.Мирясова)
    Игра с горошком

    Дома я одна скучала,
    Горсть горошинок достала.
    Прежде чем игру начать,
    Надо пальчику сказать-
    - Пальчик, пальчик, мой хороший,
    Ты прижми к столу горошек,
    Покрути и покатай
    И другому передай.
    (В.И.Мирясова)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР)

    План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР), на 2013 по 2016 год....

    Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

    " Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли." В.А. Сухомлинский...

    Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

    консультация для родителей, где описаны различные игры с пальчиками....

    Консультация: «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

    Степень развития мелкой моторики у ребёнка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие ...

    Упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

    Материал предназначен для родителей, воспитателей. В статье рассказывается, что такое мелкая моторика, для чего нужно развивать мелкую моторику, в каком возрасте и какие упражнения способствуют развит...

    Коррекционные упражнения для развития мелкой моторики рук детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    Развитие устной и письменной речи детей дошкольного и младшего школьного возраста начинается  с работы по развитию неречевых процессов , общей и специальной моторики, постановки грамотного звукоп...