РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
методическая разработка на тему

Шушукина Людмила Александровна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razv.motoriki_cherez_tehniki_ris._1.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная   бюджетная организация  дополнительного образования детей

 «Центр детского творчества»

    (МБОДО «ЦДТ»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

                                                                   Подготовила: Шушукина Людмила Александровна

                                                                                            методист по ВР

п. Ленинский

2014г.

Список источников:

1.        Пальчиковая гимнастика для детей в стихах. http://dadandmom.ru/razvitie/palchikovaya-gimnastika-dlya-detej-v-stixax.html

2.        Чем полезна пальчиковая гимнастика + 10 новых пальчиковых игр (видео)  http://ot1do3.ru/chem-polezna-palchikovaya-gimnastika-10-novyh-palchikovyh-igr-video

3.        Использованы материалы из книги «Уроки логопеда. Игры для развития речи»: Москва, Эксмо, 2007

4.        Пальчиковая гимнастика для младших школьников  http://moy-shkolnik.ru/?p=138

5.        Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования http://www.maaam.ru/detskijsad/razvitie-melkoi-motoriki-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-po-sredstvam-netradicionyh-tehnik-risovanija.html

6.        Значение развития мелкой моторики руки как подготовка детей к письму через использование нетрадиционных техник рисования. http://nsportal.ru/detskii-sad/risovanie/znachenie-razvitiya-melkoy-motoriki-ruki-kak-podgotovka-detey-k-pismu-cherez

Комментарии: данная методическая разработка адресована педагогам МОБУДОД «ЦДТ», организующим работу с детьми дошкольного возраста по развитию у обучающихся мелкой моторики средствами нетрадиционного рисования.

Цель  методической разработки: оказание помощи педагогам в планомерном и последовательном использовании предложенного материала для развития мелкой моторики обучающихся (детей 4-7 лет),  через нетрадиционные техники рисования.

Содержание методической разработки рассчитано на педагогов центра с различным опытом и стажем работы. Данным материалом может воспользоваться методист, руководитель структурного подразделения. Она может быть полезна воспитателям дошкольных образовательных учреждений.  

Составитель: Шушукина Людмила Александровна, методист по ВР  МБОДО «ЦДТ» п. Ленинский, I квалификационная категория, тел. 8 (4876) 72-51-85

                                           

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

Актуальность выбранной темы:

Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открываются большие возможности для  решения широкого спектра задач воспитательно-образовательного характера.

Работа по образовательному направлению предназначена для того, чтобы развить у детей пятого, шестого, седьмого года жизни двигательную координацию кистей и пальцев рук; научить изображать предметы, явления природы используя средства нетрадиционных художественных техник рисования. Именно совершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук дает ребенку овладеть письмом. От степени развития моторики руки, овладения детьми нетрадиционными техниками рисования (рисование пальчиками, ладонью, при помощи круглой, широкой и малой флейцевой кисти, валика, деревянной палочкой, оттисками и печатками из картофеля, поролоновым тампоном, шерстяными нитками, пластиковых бутылок  и др.) зависит степень успешности обучения ребенка в начальной школе, готовность руки к письму.

В настоящее время  при подготовке детей к письму акцентируется внимание на проблеме подготовки руки к письму. Это связано с тем, что обычными стали ситуации, когда ребенок уже учится в первом классе, а рука его не подготовлена или недостаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объемом письменных заданий учителя. Здесь следует выделить несколько взаимосвязанных проблем:

• У детей слабо развита мелкая моторика пальцев рук и тонкая двигательная координация кистей рук.

• Слабо развито умение ориентироваться на плоскости.

• Недостаточный уровень речевой активности.

• Дети плохо выполняют задания по образцу, слабо развита зрительно-моторная координация.

Исходя из этих проблем, данная методическая разработка, составленная и апробированная, имеет углубленную работу по развитию мелкой моторики как подготовки руки дошкольника к письму через использование нетрадиционных техник рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Их использование способствует:

• Развитию специальных умений и навыков, подготавливающих руку ребёнка к письму.

• Развитию у детей пятого, шестого, седьмого года жизни двигательную координацию кистей и пальцев рук, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия.

• Эффективному развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей.

• Эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования.

• Самовыражению, как личности, то есть отображения своего эмоционального и фантазийного мира.

Цель: развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

1. Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.

2. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками.

3. Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

4. Развивать творчество, фантазию.

Исходя из поставленной цели, я считаю, что выбранная мною тема «Развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования», в настоящее время очень актуальна и даёт педагогу возможность для творчества. Представленная вашему вниманию методическая разработка поможет педагогам планомерно и последовательно использовать предложенный материал для развития мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования у детей 4-7 лет. Она может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования.

Организация непосредственной образовательной деятельности:

Программа рассчитана на совместную образовательную деятельность детей дошкольников и педагога во вторую половину дня. Проводиться в течение 3 лет. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа составляет 20-35 минут. Занятия проводятся 2 раз в месяц по подгруппам 5-6 человек. Деятельность носит развивающий творческий характер и, как правило, проходит в игровой форме.

Методы и приёмы обучения техникам нетрадиционного рисования:

1. Создание игровой ситуации, сюрпризные моменты.

2. Проговаривание последовательности работы.

3. Показ педагога,  использование мультимедийной презентации с поэтапным изображением правильного положения рук при знакомстве с новыми техниками нетрадиционного рисования.

4. Пальчиковые гимнастики и массажи, специальные тренировочные упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.

5. Рассматривание картин и книжных иллюстраций.

6. Музыкальное сопровождение.

7. Оформление выставок.

8. Самостоятельная продуктивная деятельность детей.

Ожидаемый результат:

• Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

• Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

• Повышение уровня развития творческих способностей.

• Расширение и обогащение художественного опыта. Способность к активному усвоению художественного опыта.

• Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.

Результативность освоения программы отслеживается в начале и в конце работы в ходе диагностики. Все результаты заносятся в сводную таблицу. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала в ходе реализации программы.

Интеграция образовательных областей:

1. Образовательная область «Коммуникация»: развитие коммуникативных навыков в процессе свободного общения педагога с обучающимися, пополнение словарного запаса детей.

2. Образовательная область «Чтение художественной литературы»: чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в ходе предварительной работы.

3. Образовательная область «Художественное творчество»: участие в создании индивидуальных и коллективных рисунков, сюжетных композиций, использование различных материалов и способов для создания изображения. Развитие продуктивной деятельности обучающихся.

4. Образовательная область «Познание»: расширение кругозора обучающихся, сенсорное развитие.

5. Образовательная область «Социализация»: приобщение к общепринятым нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, объективное оценивание своих возможностей и способность преодолевать трудности.

6. Образовательная область «Безопасность»: соблюдение правил безопасности во время работы с различными материалами.

7. Образовательная область «Музыка»: приобщение к звукам природы и музыки через аудиозаписи.

8. Образовательная область «Труд»: воспитание уважительного, ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.

9. Образовательная область «Здоровье»: формирование правильной осанки при выполнении работы, формирование желания заботиться о своём здоровье, выполнение разминок и физкультминуток.

Методические рекомендации.

1. При  организации занятий по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения дошкольниками умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

2. При выборе техник по нетрадиционному рисованию учитывались возрастные особенности детей, с возрастом ребёнка постепенно расширяется содержание работы, усложняются формируемые умения и навыки, элементы, выделяются новые средства выразительности.