ПРОГРАММА воспитания и развития классного коллектива «Вступая в жизнь»
рабочая программа

Светлана Викторовна Тимофеева

    В данной работе представлена программа воспитательной работы с классом на три года.  Главными  целями  программы являются: создание в классном коллективе атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки, раскрытие творческой индивидуальности личности старшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitaniya.docx283.41 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

воспитания и развития

классного коллектива

«Вступая в жизнь»

на 2016-2019 г.г.

                                                                     

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Съемный диск (E)\DSC_0781.JPG

Аннотация

    В данной работе представлена программа воспитательной работы с классом на три года.  Главными  целями  программы являются: создание в классном коллективе атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки, раскрытие творческой индивидуальности личности старшего школьника.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ

В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодёжи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение.

В этом русле особо актуальным представляется развитие и внедрение в теорию и практику современного воспитания и образования основных идей и положений гуманистической педагогики. В центре внимания гуманистического воспитания стоит целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей.

На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования.

Воспитательный процесс, построенный на положениях гуманистической педагогики, опирается на личность учащегося, основывается на конструктивной работе ученика и классного руководителя, в процессе которой учитель старается всемерно развивать инициативу своих подопечных и создать все условия для их личностного и творческого развития.

    Одним из приоритетных направлений моей работы как классного руководителя является организация взаимодействия всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей.

Классному руководителю необходимо обладать следующими способностями:

  • правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему;
  • быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках;
  • вызвать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей;
  • приспосабливать воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка;
  • вселять в человека уверенность, успокаивать его стимулировать к совершенствованию;
  • находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания;
  • вызывать к себе уважение со стороны воспитанника, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.

Цель программы:

- создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой  личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.

Задачи:

- формирование личности, обладающей интеллектуальным и нравственным потенциалом, необходимым для любого вида деятельности, умеющей выстроить себя в современных условиях, социально адаптированной к окружающему миру через  интеграцию урочной и внеурочной деятельности;

- повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума;

- формирование активной жизненной позиции и общей культуры личности учащихся;

- развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию, к тем качествам личности, которые необходимы для последующего обучения в ВУЗах и работы во всех возможных отраслях хозяйства страны;

- организация учебно-исследовательской деятельности учащихся;

- развитие стремления к ведению здорового образа жизни.

Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 3 года (9-11 классы).

Сроки и этапы реализации программы:

1 этап -2016-2017 учебный год.

2 этап -2017-2018 учебный год.

3 этап -2018-2019 учебный год.

Формы реализации задач:

- изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование, мини исследования);

- систематическое посещение уроков с программой наблюдения с последующим анализом на классных и родительских собраниях;

- организация  малых педагогических консилиумов;

- дискуссии, диспуты;

- ролевые, деловые, образовательные игры;

- экскурсии, походы;

- «круглые столы», ток-шоу, брейн-ринги;

- соревнования;

- викторины;

- интеллектуальные марафоны;

- проектные игры;

- уроки в музее;

- КВН;

- участие в общешкольных и городских благотворительных акциях.

Приоритет отдается диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности.

       

В основе воспитательной программы лежат следующие принципы:

При работе с детьми:

  1. Неразрывность обучения и воспитания. 95% всего воспитательного времени ученик находится на уроке или принимает участие в деятельности, связанной с уроком, с предметом. Таким образом, учителя-предметники и классный руководитель совместно реализуют на практике задачу необходимого для дальнейшей жизни обучения, развития и воспитания.
  2. Деятельностный подход в воспитании. Школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем. Воспитательный процесс идет через основные виды деятельности: игровую, трудовую, познавательную и творческую.
  3. Системность, преемственность, непрерывность в развитии и воспитании детей с учетом их особенностей.
  4. Свобода участия. Ребенку предоставляется возможность выбора задания с учетом его интересов, личных качеств и возможностей.
  5. Принцип успешности. Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на коллективные успехи класса, но и на собственные достижения. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности, то есть зону ближайшего развития. Классный руководитель должен видеть каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству ее оценить.
  6. Принцип обратной связи. Каждое внеклассное мероприятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.
  7. Взаимодействие трех факторов: семьи, школы, общества (социума).

При работе с родителями:

Принципы:

  • взаимного уважения и доверия;
  • взаимной поддержки и помощи;
  • терпения и терпимости по отношению друг к другу.

    Основная перспектива развития класса: образ жизни, достойный человека.

    Системообразующим видом деятельности, способствующим формированию воспитательной системы класса и индивидуальности классного коллектива, является познание и общение. Для овладения культурой общения в классе ежегодно проводятся праздники, игры, тренинги, организуются поездки, экскурсии, походы, посещение выставок и театров.

    В работе с ребятами стараюсь использовать либеральный стиль взаимоотношений. Наиболее важными характеристиками моих отношений с классом являются: взаимодоверие, честность, ответственность и самостоятельность.

    Реализация поставленных задач ведется через работу классного руководителя со всеми участниками образовательного процесса по следующим направлениям:

  1.  «Интеллект».  Учебно–познавательное направление.

 Цель: развитие познавательной активности.

 Задачи:

  • формирование потребности к самообразованию;
  • развитие умений и навыков учебной деятельности;
  • выявление индивидуальных способностей;

 

Формы реализации:

  • олимпиады по предметам;
  • тематические КВНы;
  • викторины;
  • брейн – ринги,
  • ителлектуальные игры

2. «Патриот». Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством.

Задачи:

  • формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом:
  • формированию гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
  • воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств.

Формы реализации:

  • тематические классные часы, спецкурсы;
  • встречи с представителями  правовых структур, органов правопорядка;
  • конкурсы, викторины по правовой тематике;
  • праздники;
  • встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами;
  • операции «Милосердие», «Ветеран».

3.«Здоровый подросток». Цели: формировать потребности в здоровом образе жизни.

 Задачи: 

  • формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
  • формировать стремление к здоровому образу жизни.

Формы работы:

  • спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами;
  • лекции, беседы;
  • конкурсы плакатов по здоровому образу жизни.

4.«Мир прекрасного» направление соответствует эстетическому, нравственно-этическому и духовному воспитанию.

 Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи: формировать у учащихся:

  • нравственную культуру миропонимания;
  • осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего и своей роли в нем;
  • умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
  • развитие желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Формы реализации:

  • тематические классные часы;
  • дискуссии по нравственной тематике;
  • поисковая работа;
  • организация циклов бесед «Уроки нравственности»;
  • праздники, сюрпризы, конкурсы;
  • изучение нравственного наследия, имеющего общественный характер: золотое правило нравственности, заповеди и проповеди.

5. « Семья» Цель: максимальное сближение интересов родителей и классного руководителя по формированию развитой личности.

Задачи:

  • организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и бесед;
  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
  • обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Формы реализации:

  • анкетирование;
  • диагностика;
  • индивидуальные беседы;
  • консультации;
  • родительские собрания;
  • посещение семей;
  • проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей.

6.« Профориентация» 

Цели: Проведение просветительской профориентационной работы среди учащихся и родителей по ознакомлению с возможностями профессионального самоопределения на основе совместной деятельности социальной и психологической служб школы, классных руководителей.

Задачи:

- сформировать мотивацию к профессиональному самоопределению;

- сформировать у учащихся знания и практические умения по самоанализу, самоопределению, умению соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями профессии к человеку;

предоставить информацию о возможностях обучения в учреждениях профессионального образования.

Формы реализации:

- тематические классные часы;

- тренинги;

- экскурсии на производство.

7. «Коллектив».

 Цели: создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе.

 Задачи:

  • развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
  • повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы;
  • обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов.

 Формы реализации:

  • тренинги общения;
  • тематические классные часы;
  • праздники, конкурсы, ролевые игры;
  • вечера отдыха;
  • экскурсии, походы,  совместный отдых на природе;
  • КТД;
  • КВН;
  • акции и проекты;
  • посещение театров, музеев, выставок.

Планируемые результаты.

Модель выпускника школы:

Ожидаемые результаты как конечный результат, воспитание личности:

• мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;

• творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;

• духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;

• гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию, доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;

• любящей свою малую и большую Родину;

• знающей и хранящей традиции;

• ведущей здоровый образ жизни;

• свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности.

Участники программы

    Участники программы: учащиеся, классный руководитель, педагоги, работающие в классе, школьный психолог, социолог, родители.

Связи, устанавливаемые для реализации программы

  1. Внутренние: классный руководитель, педагоги, работающие в классе, школьный психолог, социолог.
  2. Внешние:
  • Школа искусств (цель: развитие творческих способностей, приобщение к миру прекрасного).
  • Библиотека (цель: развитие потребности к духовным ценностям, к чтению книг как источниках дополнительной информации)
  • Музей (цель: формирование интереса к прошлому и необходимости его сохранения).
  • Правоохранительные органы (цель: профилактика правонарушений, соблюдение гражданских прав и обязанностей).
  • Спортивный комплекс (цель: физическое развитие, укрепление здоровья).
  • Дом культуры (цель: организация полезного досуга детей).
  • ДДТ (цель: развитие творческих способностей, организация полезного досуга).

Показатели  результативности

  1. Оптимальный уровень обученности  и воспитанности учащихся.
  2. Активное участие школьников в районных, областных, Всероссийских интеллектуальных конкурсах.
  3. Активное участие во внеклассной работе.
  4. Рост числа учащихся, занимающихся в факультативах, клубах, кружках по интересам.
  5. Высокий уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.
  6. Высокий уровень сплоченности детского коллектива.

Диагностика

      Изучение особенностей ребенка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что делает воспитательную работу более рациональной и экономной.

Направления диагностики:

  1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
  • общие сведения;
  • способности;
  • тип личности в общении;
  • самооценка;
  • успешность в деятельности;
  • уровень воспитанности.
  1. Изучение межличностных отношений:
  • социометрия;
  • социально-психологический климат в классе.

Формы диагностики:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдения;
  • беседы с учениками, родителями;
  • изучение высказываний на уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях;
  • изучение отношений к проводимым мероприятиям, урокам.

Структура плана работы

В плане воспитательной работы отражаются следующие разделы:

  • общие сведения о классе;
  • план-сетка;
  • самоуправление;
  • работа с родителями;
  • работа с учителями-предметниками;
  • работа с учащимися группы риска;
  • диагностика;
  • наши достижения.

   В общих сведениях о классе представляется характеристика класса, список учащихся с домашними адресами, телефонами, занятость во внеурочное время; место работы и рабочие телефоны родителей; данные о состоянии здоровья; социальный паспорт класса.

   План-сетка отражает все мероприятия, проводимые в классе в течение учебного года.

   В разделе самоуправление представлена схема самоуправления, список детей с их должностными обязанностями.

   В работе с родителями показан список родительского комитета, представлены темы, сроки проведения и протоколы родительских собраний, индивидуальная работа с родителями.

   В работе с учащимися группы риска  представляется краткая  психолого-педагогическая характеристика на трудного учащегося, направления работы по предупреждению и преодолению запущенности в учебе и воспитании.

   В разделе диагностика  находятся все виды анкетирования учащихся и их родителей, анализ анкет, рекомендации психолога.

   В разделе наши достижения собираются грамоты и благодарности за участие в школьных, районных и областных мероприятиях.

Перечень дел, систематически проводимых с классом в течение года:

1.Участие в общешкольных мероприятиях (по общешкольному плану).

2.Тематический классный час (1 раз в неделю).

3.Занятия в кружках, секциях.

4.Организационный классный час (1 раз в неделю).

5.Участие в районных, региональных конкурсах, акциях.

6.Выпуск классной газеты (ежемесячно).

7.Обновление классного уголка (Постоянно).

8.Анализ успеваемости (1 раз в месяц).

Текущая работа в классе за неделю:

  1. Классный час.
  2. Проверка дневников, учет успеваемости.
  3. Дежурство по классу.
  4. Уход за цветами.
  5. Учет посещаемости (ежедневно).
  6. Учет опозданий (ежедневно).
  7. Состояние внешнего вида детей (ежедневно).
  8. Заседание совета класса.

Самоуправление в классе

Задачи:

  • Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классного руководителя.
  • Формирование классного актива, анализ результативности работы актива.
  • Воспитание ответственности за порученное дело.
  • Формирование здорового общественного мнения ребят.
  • Сплочение классного коллектива.

Структура самоуправления:

     Высшим органом ученического самоуправления является классное собрание. На нем избирается совет  класса, утверждается план работы, организуется деятельность ответственных за какое – либо поручение, заслушивает отчеты о выполнении поручений. Текущей работой руководит совет класса.

В совет класса входят:

Староста:

- координирует работу органов ученического самоуправления в классе;

- совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся); 

- формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий.

Учебный сектор:

- Контроль за наличием школьной формы у учеников, учёт пропусков уроков, выпуск экранов успеваемости и посещаемости;

  - контроль  за ведением дневников;

        - организация класса на субботники, генеральные уборки.

       Сектор спорта и здоровья:  

       - помощь классному руководителю в организации спортивных мероприятий;

       - организация участия класса в школьных, районных спортивных соревнованиях;

       -    организация проведения физкультминуток на уроках. 

Культмассовый сектор:

     -     помощь классному руководителю в организации досуга учащихся;

     -     организация участия класса в школьных конкурсах и мероприятиях;

     -     участие в акциях, лицейских праздниках и т.д.

Редколлегия:

- сбор информации и выпуск газет, плакатов;

-  оформление классного альбома;

- оформление классного уголка;

  Совет класса собирается один раз в две недели. Он обсуждает план работы и пути его выполнения, подводит итоги выполненных дел.

Работа с учителями-предметниками

Цель: скоординировать работу учителей-предметников, направленную на создание оптимальных условий для развития ценностно-творческого и интеллектуально-познавательного потенциала учащихся.

Виды работы:

- посещение уроков;

- консультации;

- педагогические консилиумы.

Работа с учащимися группы риска

1 этап: Диагностический.

Цель: Вскрыть причины трудновоспитуемости ребенка.

  • изучить положение ребенка в окружающей социальной микросфере (семья, класс, уличная группа);
  • выявить положительные качества личности ребенка, его склонности, способности;
  • выявить отрицательные качества личности;
  • установить отрицательные качества духовной потребности:
  • -в общении;
  • -в самооценке;
  • -в самоутверждении;
  • -в эмоциональных впечатлениях;
  • -в положительной деятельности.
  • изучить основные ценностные ориентации школьника.

2 этап: Установление контактов.

Цель: Установить контакты с ребенком; снять недоверие; завоевать авторитет.

  • контролировать и организовывать помощь в учении;
  • организовывать целесообразные отношения ребенка с коллективом в различных видах деятельности;
  • привлекать к занятиям в кружках и секциях;
  • знакомить с примерами самовоспитания.

3 этап: Переориентация.

Цель: Добиться, чтобы положительные нормы поведения стали привычкой ребенка.

  • вовлекать ученика в полезную (интересную для него) деятельность;
  • возбуждать интерес;
  • формировать перспективы;
  • приобщать к организационной деятельности.

4 этап: Закрепление.

Цель: Закрепить определенные успехи в поведении и учебной деятельности.

  • Контролировать и оказывать помощь в выполнении режима (особенно в проведении досуга);
  • включать в многообразную коллективную деятельность;
  • создавать воспитательные ситуации;
  • оказывать доверие, сохранять атмосферу сердечности.

Педагогическое сопровождение программы

Анахина Т., Крылова Н. Педагогическая поддержка – иная культура воспитания. – М.: Народное образование, 1997

Булгакова О.М.Самоуправление в классном коллективе. // Справочник классного руководителя. – 2007. - № 4. – С. 31-36

Дубич С.А. Организация самоконтроля.// Завуч. – 2002. - № 1. – С. 10-12

Караковский В.А. Как быть с воспитанием? – М.: Открытая школа, 1997

Классному руководителю о воспитательной системе класса/ Под. ред. Е.Н. Степанова. М., 2000

Коновалова О.Б., Культяпова Ж.В. Основы ученического самоуправления // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2006. - № 6. – С. 77–84.

Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М.: Народное образование, 2001.

Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2002. – С. 37–45

Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе / М.: Педагогический поиск, 2000.

Степанов Е.Н. 8-я Лекция. Самоуправление в классном коллективе// Классный руководитель. – 2006. - № 8. – С. 14–20.

Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя (Методические рекомендации). – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – С. 47–65

Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. – М.: Педагогическое общество России, 1997.

                     

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитанность, общение и его роль в жизни человека.

План-конспект  воспитательного  мероприятия   Тема: « Воспитанность, общение и его роль в жизни человека?»....

«Школа - это маленькая жизнь» Программа воспитания и социализации на 2012-2017 годы

Основными направлениями реализации Программы являются:Духовно-нравственноеГражданско- патриотическоеЗдоровьесберегающееЭкологическоеПрофориентационноеХудожественно-эстетическоеСпортивно-оздоровительно...

Программа воспитания здорового образа жизни в условиях школы-интерната для 7-9 классов

Программа воспитания здорового образа жизни в условиях школы-интерната для 7-9 классов...

Программа «Воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни»

Проект «Воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни» предполагает воспитание  культуры здоровья и здорового образа жизни у школьников . Проект предполагает проведение многоч...

Программа воспитания здорового образа жизни школьника " Здоровье каждого - богатство нации"

В программе представлены возможности школы для формирования психически здорового, социально-адаптивного, физически развитого выпускника...

Программа воспитания школьников в 6 классе "Здоровый образ жизни и безопасность"

Программа воспитания школьников в 6 классе «Здоровый образ жизни и безопасность» призвана сформировать у учащихся культуру здорового образа жизни, обучить правилам безопасности в различных...