ПРОГРАММА воспитания и развития классного коллектива «Вступая в жизнь»
рабочая программа
В данной работе представлена программа воспитательной работы с классом на три года. Главными целями программы являются: создание в классном коллективе атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки, раскрытие творческой индивидуальности личности старшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya.docx | 283.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
воспитания и развития
классного коллектива
«Вступая в жизнь»
на 2016-2019 г.г.
Аннотация
В данной работе представлена программа воспитательной работы с классом на три года. Главными целями программы являются: создание в классном коллективе атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки, раскрытие творческой индивидуальности личности старшего школьника.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ
В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодёжи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение.
В этом русле особо актуальным представляется развитие и внедрение в теорию и практику современного воспитания и образования основных идей и положений гуманистической педагогики. В центре внимания гуманистического воспитания стоит целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей.
На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования.
Воспитательный процесс, построенный на положениях гуманистической педагогики, опирается на личность учащегося, основывается на конструктивной работе ученика и классного руководителя, в процессе которой учитель старается всемерно развивать инициативу своих подопечных и создать все условия для их личностного и творческого развития.
Одним из приоритетных направлений моей работы как классного руководителя является организация взаимодействия всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей.
Классному руководителю необходимо обладать следующими способностями:
- правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему;
- быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках;
- вызвать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей;
- приспосабливать воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка;
- вселять в человека уверенность, успокаивать его стимулировать к совершенствованию;
- находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания;
- вызывать к себе уважение со стороны воспитанника, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.
Цель программы:
- создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
Задачи:
- формирование личности, обладающей интеллектуальным и нравственным потенциалом, необходимым для любого вида деятельности, умеющей выстроить себя в современных условиях, социально адаптированной к окружающему миру через интеграцию урочной и внеурочной деятельности;
- повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума;
- формирование активной жизненной позиции и общей культуры личности учащихся;
- развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию, к тем качествам личности, которые необходимы для последующего обучения в ВУЗах и работы во всех возможных отраслях хозяйства страны;
- организация учебно-исследовательской деятельности учащихся;
- развитие стремления к ведению здорового образа жизни.
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 3 года (9-11 классы).
Сроки и этапы реализации программы:
1 этап -2016-2017 учебный год.
2 этап -2017-2018 учебный год.
3 этап -2018-2019 учебный год.
Формы реализации задач:
- изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование, мини исследования);
- систематическое посещение уроков с программой наблюдения с последующим анализом на классных и родительских собраниях;
- организация малых педагогических консилиумов;
- дискуссии, диспуты;
- ролевые, деловые, образовательные игры;
- экскурсии, походы;
- «круглые столы», ток-шоу, брейн-ринги;
- соревнования;
- викторины;
- интеллектуальные марафоны;
- проектные игры;
- уроки в музее;
- КВН;
- участие в общешкольных и городских благотворительных акциях.
Приоритет отдается диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности.
В основе воспитательной программы лежат следующие принципы:
При работе с детьми:
- Неразрывность обучения и воспитания. 95% всего воспитательного времени ученик находится на уроке или принимает участие в деятельности, связанной с уроком, с предметом. Таким образом, учителя-предметники и классный руководитель совместно реализуют на практике задачу необходимого для дальнейшей жизни обучения, развития и воспитания.
- Деятельностный подход в воспитании. Школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем. Воспитательный процесс идет через основные виды деятельности: игровую, трудовую, познавательную и творческую.
- Системность, преемственность, непрерывность в развитии и воспитании детей с учетом их особенностей.
- Свобода участия. Ребенку предоставляется возможность выбора задания с учетом его интересов, личных качеств и возможностей.
- Принцип успешности. Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на коллективные успехи класса, но и на собственные достижения. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности, то есть зону ближайшего развития. Классный руководитель должен видеть каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству ее оценить.
- Принцип обратной связи. Каждое внеклассное мероприятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.
- Взаимодействие трех факторов: семьи, школы, общества (социума).
При работе с родителями:
Принципы:
- взаимного уважения и доверия;
- взаимной поддержки и помощи;
- терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Основная перспектива развития класса: образ жизни, достойный человека.
Системообразующим видом деятельности, способствующим формированию воспитательной системы класса и индивидуальности классного коллектива, является познание и общение. Для овладения культурой общения в классе ежегодно проводятся праздники, игры, тренинги, организуются поездки, экскурсии, походы, посещение выставок и театров.
В работе с ребятами стараюсь использовать либеральный стиль взаимоотношений. Наиболее важными характеристиками моих отношений с классом являются: взаимодоверие, честность, ответственность и самостоятельность.
Реализация поставленных задач ведется через работу классного руководителя со всеми участниками образовательного процесса по следующим направлениям:
- «Интеллект». Учебно–познавательное направление.
Цель: развитие познавательной активности.
Задачи:
- формирование потребности к самообразованию;
- развитие умений и навыков учебной деятельности;
- выявление индивидуальных способностей;
Формы реализации:
- олимпиады по предметам;
- тематические КВНы;
- викторины;
- брейн – ринги,
- ителлектуальные игры
2. «Патриот». Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством.
Задачи:
- формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом:
- формированию гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
- воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств.
Формы реализации:
- тематические классные часы, спецкурсы;
- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
- конкурсы, викторины по правовой тематике;
- праздники;
- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами;
- операции «Милосердие», «Ветеран».
3.«Здоровый подросток». Цели: формировать потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- формировать стремление к здоровому образу жизни.
Формы работы:
- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами;
- лекции, беседы;
- конкурсы плакатов по здоровому образу жизни.
4.«Мир прекрасного» направление соответствует эстетическому, нравственно-этическому и духовному воспитанию.
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи: формировать у учащихся:
- нравственную культуру миропонимания;
- осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего и своей роли в нем;
- умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
- развитие желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Формы реализации:
- тематические классные часы;
- дискуссии по нравственной тематике;
- поисковая работа;
- организация циклов бесед «Уроки нравственности»;
- праздники, сюрпризы, конкурсы;
- изучение нравственного наследия, имеющего общественный характер: золотое правило нравственности, заповеди и проповеди.
5. « Семья» Цель: максимальное сближение интересов родителей и классного руководителя по формированию развитой личности.
Задачи:
- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и бесед;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
- обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Формы реализации:
- анкетирование;
- диагностика;
- индивидуальные беседы;
- консультации;
- родительские собрания;
- посещение семей;
- проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей.
6.« Профориентация»
Цели: Проведение просветительской профориентационной работы среди учащихся и родителей по ознакомлению с возможностями профессионального самоопределения на основе совместной деятельности социальной и психологической служб школы, классных руководителей.
Задачи:
- сформировать мотивацию к профессиональному самоопределению;
- сформировать у учащихся знания и практические умения по самоанализу, самоопределению, умению соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями профессии к человеку;
предоставить информацию о возможностях обучения в учреждениях профессионального образования.
Формы реализации:
- тематические классные часы;
- тренинги;
- экскурсии на производство.
7. «Коллектив».
Цели: создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе.
Задачи:
- развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
- повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы;
- обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов.
Формы реализации:
- тренинги общения;
- тематические классные часы;
- праздники, конкурсы, ролевые игры;
- вечера отдыха;
- экскурсии, походы, совместный отдых на природе;
- КТД;
- КВН;
- акции и проекты;
- посещение театров, музеев, выставок.
Планируемые результаты.
Модель выпускника школы:
Ожидаемые результаты как конечный результат, воспитание личности:
• мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;
• творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;
• духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;
• гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию, доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;
• любящей свою малую и большую Родину;
• знающей и хранящей традиции;
• ведущей здоровый образ жизни;
• свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности.
Участники программы
Участники программы: учащиеся, классный руководитель, педагоги, работающие в классе, школьный психолог, социолог, родители.
Связи, устанавливаемые для реализации программы
- Внутренние: классный руководитель, педагоги, работающие в классе, школьный психолог, социолог.
- Внешние:
- Школа искусств (цель: развитие творческих способностей, приобщение к миру прекрасного).
- Библиотека (цель: развитие потребности к духовным ценностям, к чтению книг как источниках дополнительной информации)
- Музей (цель: формирование интереса к прошлому и необходимости его сохранения).
- Правоохранительные органы (цель: профилактика правонарушений, соблюдение гражданских прав и обязанностей).
- Спортивный комплекс (цель: физическое развитие, укрепление здоровья).
- Дом культуры (цель: организация полезного досуга детей).
- ДДТ (цель: развитие творческих способностей, организация полезного досуга).
Показатели результативности
- Оптимальный уровень обученности и воспитанности учащихся.
- Активное участие школьников в районных, областных, Всероссийских интеллектуальных конкурсах.
- Активное участие во внеклассной работе.
- Рост числа учащихся, занимающихся в факультативах, клубах, кружках по интересам.
- Высокий уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.
- Высокий уровень сплоченности детского коллектива.
Диагностика
Изучение особенностей ребенка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что делает воспитательную работу более рациональной и экономной.
Направления диагностики:
- Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
- общие сведения;
- способности;
- тип личности в общении;
- самооценка;
- успешность в деятельности;
- уровень воспитанности.
- Изучение межличностных отношений:
- социометрия;
- социально-психологический климат в классе.
Формы диагностики:
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдения;
- беседы с учениками, родителями;
- изучение высказываний на уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях;
- изучение отношений к проводимым мероприятиям, урокам.
Структура плана работы
В плане воспитательной работы отражаются следующие разделы:
- общие сведения о классе;
- план-сетка;
- самоуправление;
- работа с родителями;
- работа с учителями-предметниками;
- работа с учащимися группы риска;
- диагностика;
- наши достижения.
В общих сведениях о классе представляется характеристика класса, список учащихся с домашними адресами, телефонами, занятость во внеурочное время; место работы и рабочие телефоны родителей; данные о состоянии здоровья; социальный паспорт класса.
План-сетка отражает все мероприятия, проводимые в классе в течение учебного года.
В разделе самоуправление представлена схема самоуправления, список детей с их должностными обязанностями.
В работе с родителями показан список родительского комитета, представлены темы, сроки проведения и протоколы родительских собраний, индивидуальная работа с родителями.
В работе с учащимися группы риска представляется краткая психолого-педагогическая характеристика на трудного учащегося, направления работы по предупреждению и преодолению запущенности в учебе и воспитании.
В разделе диагностика находятся все виды анкетирования учащихся и их родителей, анализ анкет, рекомендации психолога.
В разделе наши достижения собираются грамоты и благодарности за участие в школьных, районных и областных мероприятиях.
Перечень дел, систематически проводимых с классом в течение года:
1.Участие в общешкольных мероприятиях (по общешкольному плану).
2.Тематический классный час (1 раз в неделю).
3.Занятия в кружках, секциях.
4.Организационный классный час (1 раз в неделю).
5.Участие в районных, региональных конкурсах, акциях.
6.Выпуск классной газеты (ежемесячно).
7.Обновление классного уголка (Постоянно).
8.Анализ успеваемости (1 раз в месяц).
Текущая работа в классе за неделю:
- Классный час.
- Проверка дневников, учет успеваемости.
- Дежурство по классу.
- Уход за цветами.
- Учет посещаемости (ежедневно).
- Учет опозданий (ежедневно).
- Состояние внешнего вида детей (ежедневно).
- Заседание совета класса.
Самоуправление в классе
Задачи:
- Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классного руководителя.
- Формирование классного актива, анализ результативности работы актива.
- Воспитание ответственности за порученное дело.
- Формирование здорового общественного мнения ребят.
- Сплочение классного коллектива.
Структура самоуправления:
Высшим органом ученического самоуправления является классное собрание. На нем избирается совет класса, утверждается план работы, организуется деятельность ответственных за какое – либо поручение, заслушивает отчеты о выполнении поручений. Текущей работой руководит совет класса.
В совет класса входят:
Староста:
- координирует работу органов ученического самоуправления в классе;
- совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся);
- формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий.
Учебный сектор:
- Контроль за наличием школьной формы у учеников, учёт пропусков уроков, выпуск экранов успеваемости и посещаемости;
- контроль за ведением дневников;
- организация класса на субботники, генеральные уборки.
Сектор спорта и здоровья:
- помощь классному руководителю в организации спортивных мероприятий;
- организация участия класса в школьных, районных спортивных соревнованиях;
- организация проведения физкультминуток на уроках.
Культмассовый сектор:
- помощь классному руководителю в организации досуга учащихся;
- организация участия класса в школьных конкурсах и мероприятиях;
- участие в акциях, лицейских праздниках и т.д.
Редколлегия:
- сбор информации и выпуск газет, плакатов;
- оформление классного альбома;
- оформление классного уголка;
Совет класса собирается один раз в две недели. Он обсуждает план работы и пути его выполнения, подводит итоги выполненных дел.
Работа с учителями-предметниками
Цель: скоординировать работу учителей-предметников, направленную на создание оптимальных условий для развития ценностно-творческого и интеллектуально-познавательного потенциала учащихся.
Виды работы:
- посещение уроков;
- консультации;
- педагогические консилиумы.
Работа с учащимися группы риска
1 этап: Диагностический.
Цель: Вскрыть причины трудновоспитуемости ребенка.
- изучить положение ребенка в окружающей социальной микросфере (семья, класс, уличная группа);
- выявить положительные качества личности ребенка, его склонности, способности;
- выявить отрицательные качества личности;
- установить отрицательные качества духовной потребности:
- -в общении;
- -в самооценке;
- -в самоутверждении;
- -в эмоциональных впечатлениях;
- -в положительной деятельности.
- изучить основные ценностные ориентации школьника.
2 этап: Установление контактов.
Цель: Установить контакты с ребенком; снять недоверие; завоевать авторитет.
- контролировать и организовывать помощь в учении;
- организовывать целесообразные отношения ребенка с коллективом в различных видах деятельности;
- привлекать к занятиям в кружках и секциях;
- знакомить с примерами самовоспитания.
3 этап: Переориентация.
Цель: Добиться, чтобы положительные нормы поведения стали привычкой ребенка.
- вовлекать ученика в полезную (интересную для него) деятельность;
- возбуждать интерес;
- формировать перспективы;
- приобщать к организационной деятельности.
4 этап: Закрепление.
Цель: Закрепить определенные успехи в поведении и учебной деятельности.
- Контролировать и оказывать помощь в выполнении режима (особенно в проведении досуга);
- включать в многообразную коллективную деятельность;
- создавать воспитательные ситуации;
- оказывать доверие, сохранять атмосферу сердечности.
Педагогическое сопровождение программы
Анахина Т., Крылова Н. Педагогическая поддержка – иная культура воспитания. – М.: Народное образование, 1997
Булгакова О.М.Самоуправление в классном коллективе. // Справочник классного руководителя. – 2007. - № 4. – С. 31-36
Дубич С.А. Организация самоконтроля.// Завуч. – 2002. - № 1. – С. 10-12
Караковский В.А. Как быть с воспитанием? – М.: Открытая школа, 1997
Классному руководителю о воспитательной системе класса/ Под. ред. Е.Н. Степанова. М., 2000
Коновалова О.Б., Культяпова Ж.В. Основы ученического самоуправления // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2006. - № 6. – С. 77–84.
Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М.: Народное образование, 2001.
Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2002. – С. 37–45
Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе / М.: Педагогический поиск, 2000.
Степанов Е.Н. 8-я Лекция. Самоуправление в классном коллективе// Классный руководитель. – 2006. - № 8. – С. 14–20.
Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя (Методические рекомендации). – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – С. 47–65
Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. – М.: Педагогическое общество России, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитанность, общение и его роль в жизни человека.
План-конспект воспитательного мероприятия Тема: « Воспитанность, общение и его роль в жизни человека?»....
«Школа - это маленькая жизнь» Программа воспитания и социализации на 2012-2017 годы
Основными направлениями реализации Программы являются:Духовно-нравственноеГражданско- патриотическоеЗдоровьесберегающееЭкологическоеПрофориентационноеХудожественно-эстетическоеСпортивно-оздоровительно...
Программа воспитания здорового образа жизни в условиях школы-интерната для 7-9 классов
Программа воспитания здорового образа жизни в условиях школы-интерната для 7-9 классов...
Программа «Воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни»
Проект «Воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни» предполагает воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни у школьников . Проект предполагает проведение многоч...
Программа воспитания здорового образа жизни школьника " Здоровье каждого - богатство нации"
В программе представлены возможности школы для формирования психически здорового, социально-адаптивного, физически развитого выпускника...
Программа воспитания школьников в 6 классе "Здоровый образ жизни и безопасность"
Программа воспитания школьников в 6 классе «Здоровый образ жизни и безопасность» призвана сформировать у учащихся культуру здорового образа жизни, обучить правилам безопасности в различных...