«Основы формирования музыкально – исполнительской техники»
учебно-методический материал

Михайлова Гульнора Митиновна

Методический доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Гитара.23.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры

дополнительного образования г. Нягань

«Детская школа искусств »

преподаватель по классу гитары Михайлова Гульнора Митиновна

«Основы формирования музыкально – исполнительской техники»

         В истории исполнительского мастерства существовало много школ и направлений, пытавшихся найти и определить наиболее рациональные приёмы игры на том или ином музыкальном инструменте. Каждое новое поколение музыкантов вносило в рассмотрение этой проблемы свои новые взгляды и представления о том, как надо правильно играть на инструменте, в результате чего в наше время мы можем говорить о более или менее сложившихся принципах рациональной исполнительской техники музыканта.

        Из всего многообразия различных методических установок, касающихся вопросов технического развития музыканта, наиболее фундаментальными являются следующие:

  • Принцип, при котором различные виды техники сводятся к определённым формулам (гаммы, арпеджио и т.п.). Такие формулы отрабатываются на инструменте отдельно, в виде упражнений;
  • Принцип, при котором происходит обобщение различных видов техники. Материалом здесь служат этюды;
  • Принцип последовательности и систематичности в освоении усложняющейся цепи движений, из которых состоит музыкально – исполнительская техника. От простого к сложному, от лёгкого к трудному – таков должен быть путь достижения мастерства.

     Однако, как показала практика, знание и применение этих принципов может дать положительный результата только в том случае, если применяются они с учётом объективных законов высшей нервной деятельности. Другими словами, при игре этюдов и упражнений важна роль сознательных процессов, в особенности роль внимания.

        Н. Рубенштейн: «Механическое упражнение остаётся сухим и бесцельным, если в его основе не лежит работа головы». И. Гофман: «Сосредоточенность – это первая буква в алфавите успеха».

       Сознание в узком значении (практическом), в том состоянии, когда оно бывает сконцентрировано на той или иной работе, называется вниманием.

       Виды внимания следующие: один вид – внимание концентрированное, имеющее минимальное поле зрения. При этом внимании  сознание человека сосредоточено на минимальном участке данного объекта и как бы проникает в этот участок своего наблюдения, не рассеиваясь от него ни на одно мгновение.

       Другой вид – внимание распределённое, имеющее максимальное поле зрения. Сознание человека при распределённом внимании тоже сосредоточено на том или ином пункте данного объекта, но в то же время оно имеет ввиду и всё окружающее этот объект (поле зрения) и, по мере надобности, человек переключает концентрацию сознания на другие пункты объекта (О), всё время имея ввиду окружающее.

       Какова роль этих видов внимания при изучении музыкально – исполнительской техники?

       И. Назаров приводит следующую схему различных состояний (деятельности) сознания при работе над упражнениями (элементами музыкальной техники) и этюдами (обобщение элементов в одно целое).

       1 – ое состояние сознания. «О» сознания – упражнение, элемент музыкальной техники. Сознание находится в аналитическом состоянии (концентрированное внимание).

        2 – ое состояние сознания. «О» сознания – этюд, обобщение или координация элементов музыкальной техники. Сознание находится преимущественно в синтетическом состоянии (распределённое внимание).

       Таким образом, различные формы работы над техникой (упражнение или этюд) требуют различных видов внимания.

       Важное значение для понимания роли сознания в воспитании музыкально – исполнительских навыков имеет также процесс осознания воздействия периферии (движений) на центры головного мозга.

Физиологами установлено, что всякое медленное движение, производимое под контролем внимания, воздействует максимально на соответствующие двигательные центры и изменяет их действие в ту или иную сторону, т.е. улучшает или ухудшает это воздействие на периферический аппарат , в зависимости от того, правильно или неправильно ( в физиологическом смысле) данное движение производилось. Под правильными движениями в данном случае понимаются такие, при которых в каждый данный момент участвует столько мышц и тратится столько энергии, сколько необходимо для достижения поставленной цели. При медленном движении внимание находится в концентрированном состоянии, и человек может наблюдать все детали движения. Поэтому медленное движение легче производить правильно, и при таком движении возможна культура двигательных центров в желаемом направлении.

         Следовательно, полное воздействие периферического аппарата на соответствующие двигательные  центры происходит тогда, когда данное движение производится медленно и под контролем сознания (концентрированное внимание).

         Учёными также установлено, что полное воздействие двигательных центров на периферический аппарат происходит в том случае, когда данное движение производится автоматически, т.е. без участия сознания  (имеются в виду те движения, которые были предварительно выработаны и прочно освоены при ведущем участии сознания).

        При воспитании тех или иных профессиональных движений очень важно сделать правильный переход от медленных сознательных движений к автоматическим. Для этой цели И. Назаров предлагает применение особого приема ускорения или замедления движений. При этом следует соблюдать известный музыкальной педагогике закон: чем быстрее совершается движение, тем амплитуда его и приложение нервно-мышечных сил становится меньше и наоборот. Состояние (деятельность) при этом такое: при начале движения (медленное движение) сознание находится преимущественно в аналитическом состоянии (концентрированное внимание), и движение можно назвать сознательным, т.е. производимым под контролем сознания, но, по мере ускорения движения, сознание постепенно переходит преимущественно в синтетическое состояние (распределенное внимание), а само движение становится автоматическим. При замедлении движения сознание постепенно переходит преимущественно в аналитическое состояние, и движение опять становится сознательным.

      Таким образом, каждое медленное движение, производимое под контролем сознания по мере ускорения переходит в автоматическое и наоборот.

      Подводя итог вышесказанному можно выделить следующие основы, на которых должна формироваться музыкально-исполнительская техника:

  1. Основная работа над  техникой должна протекать в процессе практического освоения инструктивного материала – упражнений (гаммы, арпеджио и т.д.) и этюдов, при обязательном использовании принципов от простого к сложному
  2. При работе над инструктивным материалом должны применяться специальные виды внимания: при работе над упражнениями (элементами техники) – концентрированный вид внимания, при работе над этюдами (обобщающие элементы техники) – распределенный вид внимания.
  3. Для выработки правильных движений необходима игра в медленных темпах (внимание в этом случае находится в концентрированном состоянии).
  4. Автоматизм таких движений достигается при быстром темпе (внимание находится в распределенном состоянии).
  5. Правильный переход от медленных сознательных движений к автоматическим происходит при использовании принципа ускорения и замедления движений. При этом следует соблюдать закон: чем быстрее совершается движение, тем амплитуда его и приложение нервно-мышечных сил становится меньше и наоборот.

     В заключении необходимо сказать об особой важности специальных видов внимания в вопросах воспитания музыкально- исполнительской техники гитариста. В этих целях целесообразно их основательная тренировка не только в процессе упражнений за инструментом, но и с помощью специальных упражнений без использований инструмента.

     Вот пример для тренировки внимания концентрированного вида, предлагаемого И.Назаровым:

    «Разжав пальцы рук с легким напряжением, очень медленно сгибают большой палец к основанию мизинца и затем так же медленно разгибают и приводят в прежнее положение. Затем так же медленно сгибают к ладони и разгибают поочередно другие пальцы. Выполнив это упражнение пальцами одной руки, медленно повторяют его пальцами другой. Движение пальцев происходит при минимальном напряжении мышц. Если при сгибании какого-либо из пальцев начнет сгибаться и другой, сгибание прекращают и переходят к разгибанию. Необходимо постоянно следить за тем, чтобы все внимание было сосредоточено на данном движении. Поэтому, по возможности, не следует реагировать как на внешние, так и на внутренние раздражители. Под последними имеются в виду  посторонние представления и мысли, которые могут появиться в сознании.

     За одно упражнение каждый из десяти пальцев делает одно сгибание и одно разгибание. Всё упражнение занимает от 3 до 5 минут».

     Упражнение на развитие распределённого вида внимания заимствовано из книги Ф. Лезера «Рациональное чтение более быстрое и основательное». Ф. Лезер предлагает использование числовых таблиц с различными вариантами заданий:Отыскать по порядку числа от 1 до 50, стараясь включить в поле зрения следующие за найденными.

1

28

12

29

9

11

24

33

25

32

30

41

6

47

18

19

35

43

3

39

36

5

38

13

48

26

4

44

31

8

42

37

14

22

49

17

20

7

2

34

23

45

40

15

50

10

21

46

27

16

За время, не превышающее 50 секунд, выбрать, из произвольно расположенных чисел, самое большое число и числа, встречающиеся дважды.

31                                          33                                   36

                      3                              15

          21                                                                  4

                              9                 26                   8

11             37                                        2

      24                    20                13                       11

                 27                   1            22                        32

34          4                                  5                                        7

        23                 12            10               35

             28          3          14                25                    6

15                 30                          13            29                  16

За 3 минуты установить какие числа отсутствуют в порядке  от 1 до 50.

5                              20                                8                     2

             3                 27          32                  21              29

             41          23                            28                              12

34          44                                 38        24        9             13

                                                                      31                    36

37           10                                42

                     25                                7           14              45

                                                         15               50             18

   6             16             49

                        35              39               22           1               19

   17           30                    11                   40         43             46

 Дальнейшее развитие специальных видов внимания, а также их координация, осуществляется в процессе работы гитариста над инструктивным материалом.

Список литературы:

  1. Алексеев А. Русские пианисты – М., «Музыка», 1948г.
  2. Гофман И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фп. игре М., «Музыка», 1961г.
  3. Классическая гитара в России и СССР – Биографический музыкально – литературный словарь – справочник русских и советских деятелей гитары. – Екатеринбург. Русская энциклопедия, 1992г.
  4. Лезер Ф. «Рациональное чтение: более быстрое и основательное – М., Педагогика, 1980г.
  5. Назаров И. Основы музыкально – исполнительской техники и метод её совершенствования – Л., «Музыка», 1969г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Формирование музыкально-исполнительских навыков в классе аккордеона"

Открытый урок на тему: "Формирование музыкально-исполнительских навыков в классе аккордеона" был проведен с ученицей 1 класса Пшенкиной Варварой во втором полугодии учебного года....

Методические материалы по МДК 03.04 «Основы дирижерской техники» ПМ.03 «Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность» для специальности 53.02.01 Музыкальное образование

Методические материалы являются составной частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования. Разработаны в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2...

«Авторские подходы к организации образовательного процесса педагога дополнительного образования по формированию музыкально-исполнительской компетентности учащихся»

Мастер-класс «Авторские подходы к организации образовательного процесса педагога дополнительного образования по формированию музыкально-исполнительской компетентности учащихся»...

Психология музыкально-исполнительской техники; современные передовые тенденции

Воспитание технического мастерства исполнителя является одной из центральных проблем музыкальной педагогики. Проблема формирования технического мастерства издавна интересовала исследователей, педагого...

Методическая разработка "Формирование музыкально-исполнительского ритма"

Ритм - одно из важнейших понятий в музыке. Воспитанием  чувства ритма необходимо заниматься с раннего возраста. Ритм - один из важнейших выразительных элементов музыкальной речи, один из  ос...