Программа ОВЗ
рабочая программа

Юнусова Елена Александровна

Программа ОВЗ-Халиса М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Халиса М.47.7 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты - Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Обсуждено на заседании                                                                УТВЕРЖДАЮ:                           отделения декоративно-прикладного искусства                         Директор МБУ ДО «ДШИ»                                                                                                  

« __ »  ________   2019г.                                                               ________________ Н.Н.Любимова

Протокол № __                                                     Приказ  от « __ »  __   2019г. № ___

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа                       в области декоративно-прикладного искусства

Индивидуальная образовательная (рабочая) адаптированная общеразвивающая

программа по учебному предмету

«Основы изобразительной грамоты и рисования»

для учащегося ___1____ класса

отделения декоративно-прикладного искусства

Масановой Халисы Надимовны

Ф.И.О. учащегося

Срок обучения _9 месяцев_

                                         

                                              Составитель:                                                                                                                                                          

Преподаватель отделения  декоративно-прикладного искусства

Е.А.Юнусова

                                                                      г. Нефтеюганск

 

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

        Индивидуальная образовательная (рабочая) адаптированная общеразвивающая программа по учебному предмету «Основы изобразительной грамоты и рисования для учащегося  1-класса отделения декоративно-прикладного искусства  разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства  в детских школах искусств.

        Программа «Основы изобразительной грамоты и рисования» адаптирована под ученицу Масанову Халису Надимовну, с заболеванием ДЦП.

        Актуальность содержания данной программы обусловлена необходимостью решения  проблемы социально - педагогической реабилитации Масановой Х.Н. ученицы с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и направлена на создание благоприятных условий для её творческой деятельности и самореализации.  

        Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей Халисы М. с учетом её возможностей и мотивации.

        Основной принцип, лежащий в основе программы «Основы изобразительной грамоты и рисования»,   единство эстетического воспитания и формирования навыков творческой деятельности Халисы М. Отмечу, что, занимаясь художественным творчеством, ребенок сталкивается с теми же проблемами, которые ставит перед ним окружающий мир. Причина лежит в необходимости преодолеть сопротивление художественного материала. Планирую, что в ходе художественной деятельности Халиса М. привыкнет преодолевать трудности создания нового, вовлекая все свои душевные силы в достижение цели, в решение проблемы. Считаю, что таким путем закладывается основа личностного роста и развития интереса к жизни у ученика.

Деятельность ребенка в области изобразительного творчества становится, подчас, основной частью его жизни, заполняет активное жизненное пространство, поэтому рекомендуемая продолжительность недельной аудиторной нагрузки для Халисы М. в условиях реализации данной программы может составлять до 2 часов.

 Краткая характеристика учащегося Масановой Халисы (11лет)

Диагноз:

- заболевание ДЦП с задержкой эмоционально-речевого развития.

- лёгкие нарушения опорно-двигательной системы;

- слабая развитость мелкой моторики;

- не сформированность устной речи;

- различные проявления эмоционально-волевой сферы (в зависимости от самочувствия, настроения и др.).

Срок реализации программы учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисования» 1 год  продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 34 недели в год, по 2 часа в неделю.

Содержание предмета направлено на освоение следующих видов деятельности: «Основы изобразительной грамоты и рисования», «Лепка», «Декоративно-прикладное искусство».  

Цель и задачи программы учебного предмета

Цель:   обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности ученика с ограниченными возможностями здоровья, овладение знаниями и представлениями об изобразительном искусстве, формирование практических умений и навыков в области художественного творчества, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области декоративно-прикладного искусства.

     Задачи:

  • развитие наблюдательности, умения видеть и воспринимать красоту окружающего мира;
  • воспитание эмоциональной восприимчивости к произведениям искусства; формирование элементов аналитического отношения к художественному творчеству - по его темам и средствам выразительности;
  • развитие эстетических, художественных, творческих способностей и дарований в их органичном взаимодействии;
  • воспитание целостного взгляда на мир, способности к самостоятельному осмыслению и обобщению явлений действительности и искусства на основе формирования опыта собственной деятельности в области изобразительного творчества, овладения практическими умениями и навыками.

 

                         Форма проведения учебных занятий

Форма занятий – индивидуальная (на дому)

Индивидуальная форма занятий позволяет мне построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов, выявить особенности развития учащегося.

Методы обучения

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом индивидуальных возможностей Халисы М. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета использую  следующие методы обучения:

 - словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);

- игровой.

        

Материально-технических условий реализации учебного предмета

Комната, где проходят занятия,    оборудована  удобной мебелью, наглядными пособиями, магнитной доской. Во время самостоятельной работы Халиса М. может пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

II. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

        Комплексная программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисования» включает 3 направления: «Изобразительная деятельность», «Лепка», «Декоративно-прикладное искусство»

Учебно-тематический план  

п./п.

Наименования разделов и тем

Количество часов  

1

Изобразительное искусство  как творческое изображение явлений жизни в их предметном облике - творческие упражнения

6

2.

Карандаши, бумага - творческие упражнения

6

3

Техника рисования как совокупность навыков, способов, приемов - творческие упражнения

6

4.

Осознание себя в мире цвета, звука, движения - творческие упражнения

6

5

Связь между миром цвета и миром собственных чувств, эмоций, настроений - творческие упражнения

6

6.

Познание основных цветов, как источников многообразия цвета - творческие упражнения

6

7.

  Пластилиновая наука - творческие упражнения

6

8

Тема: «В саду и в огороде»

6

9.

Вишенки, клубника, малина, яблоко, репа, морковь

6

10

Гусеница, муравей, божья коровка, бабочка

6

11

 Мозаика - творческие упражнения

4

12.

Итоговые занятия

4

ИТОГО:

68

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  

         В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения которую наполняют темы, составленные с учетом возрастных и индивидуальных возможностей Халисы М. Формирование   умений и навыков происходит постепенно: от знакомства со свойствами материалов, изучения произведений искусства, основ рисунка, живописи и композиции до самостоятельного творчества.

«Изобразительная деятельность»

Виды искусства. Изобразительное искусство. Литература. Музыка. Театр. Искусство как творческое изображение жизни. Искусство переживания как путь к творчеству. Восприятие искусства. Художник и зритель. Общее в видах искусств. Средства выразительности. Художественный образ.

Основы изобразительной грамоты. Ознакомление с материалами и инструментами. Графические и живописные техники. Взаимодействие видов искусств. Цветоведение. Средства выразительности. Композиция. Организация пространства листа. Правила и приемы композиции. Искусство переживания как путь к творчеству.

  «Лепка»

«Пластилиновая наука». Организация рабочего места. Правила техники безопасности. Инструменты. Основные базовые формы. Лепка фруктов и овощей, предметов быта, мебели. Рельеф. Лепка птиц и животных. Декоративная скульптура. Оформление работ по лепке природными материалами. Сюжетные композиции. «Пластилиновые картины».

  «Декоративно – прикладное искусство»

Секреты флористики. Заготовка материалов. Способы высушивания. Инструменты и приспособления. Правила техники безопасности. Объемные композиции. Композиции на плоскости. Картины с применением бересты. «Живописные картины». Подбор материалов по цветовой гамме («Натюрморт с корзиной», «Русские березы»).  Колорит. Тематические композиции («Зимний пейзаж»).

Поделки из природных материалов. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Заготовка и хранение материалов. Объемные композиции («Еловый человечек», «Лесовички»). Настенное панно (из семян, ореховых скорлупок). Изготовление корабликов. Изготовление букета цветов из семян ясеня. Животные и птицы. Портреты друзей. Коллективная работа «Город мастеров».

 

 IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКА

 

В области композиционной организации изображения:

  • гармонично заполнять всю поверхность листа элементами изображения;
  • выбирать положение листа бумаги в зависимости от содержания изображаемого;
  • выбирать величину изображения предметов соответственно размеру листа;
  • передавать смысловые связи предметов в сюжетном рисунке.

В области формы, пропорции, конструкции:

  • уметь рисовать линии разного направления и характера;
  • уметь рисовать предметы симметричной формы.

В области цвета:

  • знать способы получения составных цветов, оттенков одного и того же цвета, светлых и темных оттенков;
  • иметь понятие о теплой и холодной цветовых гаммах;
  • чувствовать эмоционально-смысловое значение цвета.

В области передачи пространства:

  • уметь передавать плановость пространства (ближе - ниже, дальше – выше), загораживание дальних предметов ближними;
  • элементарно изображать замкнутое пространство: пол и заднюю стену.

    В области лепки:

  • Материалы для изготовления поделок.
  • Понятие скульптуры и декоративно-прикладного творчества.
  • Лепить из пластилина, глины, соленого теста несложные фигурки методом присоединения отдельных элементов.
  • .Свободно пользоваться стекой.

 

 IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

      

Контроль знаний, умений, навыков Халисы М. провожу в форме педагогического анализа по результатам просмотра работ, что обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Просмотры работ проводятся в конце каждого урока. Просмотр-выставка учебных работ – в конце  учебного года. В каждой работе отмечаю  положительные стороны, лучшие работы принимают участие в городских и школьных выставках.  Диагностику по методике «5 рисунков» (методика Н.А.Лепской) провожу в начале и в конце   учебного года, прослеживая динамику художественного развития учащегося.

 КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

        Формирование устойчивого интереса к изобразительному  искусству, к занятиям художественным творчеством;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественно-творческой деятельности;

степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

 

Важно, при оценке динамики продвижения учащегося с ОВЗ мы не сравниваем его с другими учащимися, а сравниваем с самим собой на предыдущем этапе развития педагогической работы.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

    Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Искусство создает целостную картину мира посредствам эмоциональных образов, мыслей, чувств доступных каждому ребенку. Рисуя что-либо, ребенок может сочувствовать, сопереживать. Чувство сопричастности к человеку, природе, животным помогает ребенку преодолеть отчуждение, замкнутость. Занятия по изобразительной деятельности помогают воспитанию положительных качеств личности: усидчивости, внимания, умения доводить начатое дело до конца.

Основная педагогическая деятельность направлена на активизацию процессов и механизмов творческого воображения и деятельности ученика, выработку и закрепление у него потребности в творчестве, представлений о творчестве как о глубинном, эмоционально ярком переживании, жизненно важном  состоянии.

Содержанием занятий является творческая деятельность ученика под руководством педагога.

Все педагогические задачи реализуются на занятиях с использованием вспомогательного иллюстративного материала, программных музыкальных произведений.

    Рекомендую придерживаться  поэтапного проведения урока: эмоциональный настрой (доброжелательная встреча), пальчиковые игры и гимнастики по возрасту, рассматривание объекта для рисования, (образец обязательно должен присутствовать при работе, для того чтобы ученик мог предположить итог своей деятельности).

    В программе предполагается проводить занятия по таким видам деятельности, как: восприятие и изображение музыки; изображение движения через цвет; пространственное решение изображения (сценки) и создание объемной конструкции; изображение на бумаге по итогам прослушивания (чтения) литературного или музыкального произведения.

Таким образом, специальные упражнения и использование нетрадиционных техник позволяют стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на речи детей с ДЦП, совершенствуется память, воображение, мышление, внимание.

        В процессе занятий по данной программе я контролирую и направляю работу ученика на достижение результата. При этом становлюсь, с одной стороны, соавтором, а с другой - главным организатором ситуации творчества.

       Рекомендую в практической и творческой  деятельности  охватывать, как можно больший круг художественных материалов, технологий, приемов для воплощения замысла, которая, способствует активизации творческого процесса.

В работе должны быть задействованы по возможности  все органы чувств. Для этого необходимо работать в так называемых пограничных зонах, на грани различных видов искусства: от объемной формы (лепка) к плоскостной форме в разных вариантах (графика, живопись).  

 Основное время на уроке отвожу практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору материала и выполнению упражнений)  четко укладываться в схему поэтапного ведения работы над освоением каждой темы данной программы.

VI. СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агамирян Ж. Детская картинная галерея. – М., 1979
  2.  Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. – М., 1961
  3.  Богатырёв П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М., 1971
  4. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. - Л.,1975
  5.  Выготский Л.С. Психология искусства. – М.,1987
  6.  Гросул Н.В. Художественный замысел и эскиз в детском изобразительном искусстве // Искусство в школе. – 1993: №3
  7.   Левин С.Д. Ваш ребенок рисует. – М., 1979
  8.    Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М., 1981

 9. Стародуб К., Ткаченко Т. Лепим из пластилина.- «Феникс» Ростов-на-Дону, 2003.

10. Фрейн Ш. Научись лепить забавных животных.-  Минск, «Попурри», 2003

11. Щербаков А.В. Искусство и художественное творчество детей /Под ред. Н.Н. Фоминой. – М., 1991

 12.Юсов Б.П. Вопросы художественного развития школьников в процессе изобразительной деятельности// Эстетическое воспитание школьной молодежи/ Под. ред. Б.Лихачева, Г.Зальмона. – М., 1981

Список учебной литературы

 1. Клиентов А. Народные промыслы. М., Белый город, 2010

2.Наниашвили Ирина. Вышивка бисером. Шаг за шагом. Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного Досуга», 2007

3.Основы художественного ремесла. Ч. 1 / Под ред. В.А. Бородулина. М., 1986

4.Сокольникова Н.М. «Основы композиции», «Основы рисунка», «Основы живописи». Обнинск,  «Титул», 1996

5.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития, 2007

6.Шалаева Т.П. Учимся рисовать. М., АСТ Слово, 2010

Средства обучения

 Наглядные методические пособия по темам; динамические таблицы; фонд лучших работ учащихся по разделам и темам; видеоматериалы о видах искусства; интернет – ресурсы; репродукции работ художников.

 Вспомогательные материалы

 -карточки различных типов, таблицы, портреты, репродукции, справочные материалы, полуоформленный материал (емкости, коробки разных форм и цветов, фольга, стружка, шерсть, лоскутный материал и т.д.).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...