Этнопедагогика и научная педагогика
статья

Белых Павел Валерьевич

.В статье раскрываются основные понятия "народная педагогика", "научные педагогические воззрения", "воспитание", "образование", "обучение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belyh_9.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

                          Этнопедагогика и научная педагогика

Белых Павел Валерьевич

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»

Социальное воспроизводство поколений — процесс, восходящий к истокам существования человеческого общества. И оно, и каждая сначала полигамная, а затем и моногамная семья испытывали и реализовали естественную (и одну из первых социальных!) потребность готовить к жизни нарождающееся потомство, приобщая к взаимодействию с природой, с другими людьми. Удовлетворение такой потребности все больше становилось существенной стороной общественного бытия и семейного быта, частью культуры народов. С возникновением государственности пришла необходимость в органах, определяющих социальный заказ — цели и характер образовательной и воспитательной политики и варианты ее осуществления.

 Бытовые представления о том, как растить детей в семье, в школе, какими дети должны стать, эмпиричны и нередко консервативны. Складываясь в практическом опыте, они осуществляются весьма индивидуально. Одни семьи и учителя ориентируются прежде всего на жесткую строгость к детям, боясь их баловать доверием и лаской, они так или иначе видят данного ребенка, понимают дисциплину или ложь; другие, напротив, делают ставку на добро, любовь, понимание, сочувствие, полагая их эффективными средствами влияния на ребят.

Научные представления — всегда обобщения характерного, типичного, проверенного специальными исследованиями. Бытовое знание часто сопряжено с предрассудками, субъективизмом, ориентацией на известный образец или просто житейский пример. Научное — стремится быть объективным. Они могут оказаться противоречивыми в частностях, в конкретных ситуациях (практика всегда шире науки), но в принципе не должны противопоставляться друг другу, находясь в отношениях взаимодополнения, а не альтернативы, так как восходят к общим истокам и служат общему делу.

Важнейшим источником и бытовых, и научных представлений об образовании Человека является этнопедагогика — своеобразный свод правил и нормативов, стихийно сложившийся за долгие века в тех или иных геополитических и социально-экономических условиях, регионально своеобразных. Она тесно взаимосвязана с историей народов, их культурой, ценностями и идеалами, вбирая добытые веками представления о том, как сосуществовать поколениям, осуществлять преемственность между ними. Поэтому народная педагогика первична для каждого из нас: любая семья, даже не имея своего опыта, знает (или полагает, что знает)  как выхаживать, растить, учить ребенка. В этнопедагогике живет как бы некая генетика социальности. Хотя и общеизвестно, что все считают себя специалистами в области воспитания чужих детей, но затрудняются с собственными... Впрочем, в этнопедагогике многих народов живучи и отрицательные традиции: мотивы собственной национальной и конфессиональной исключительности и недоверие к другим народам (и верованиям), практика кровной мести, восприимчивость к религиозным идеям покорности, унижение человеческого достоинства женщины и пр. Тем не менее, этнопедагогика в целом, будучи хранительницей народной мудрости, частью культуры народа, выражением его самосознания, бесценна для развития социальности человека в своих основных постулатах: заповедуя трудолюбие, гостеприимства, любовь к природе, взаимопомощи, уважения старших, миролюбия, заботы о детях — в том, что давно вошло в кодекс жизни любого цивилизованного общества, став первоосновой педагогической науки и практики.

Возможны разные точки зрения на объект и предмет педагогической науки, среди них и такая: объектом является сфера обучения и воспитания людей, а предметом — закономерности процессов, происходящих в этой сфере. Различные сферы человекообразования — в соответствии со своими объектом и предметом — изучают также и сопредельные с педагогикой антропология и аксиология, физиология и демография, социология и юриспруденция, общая и возрастная, социальная и педагогическая психология и другие науки и научные отрасли, занимающиеся проблемами становления социальности людей. Иначе существует педагогическая практика. Ее объектом выступает реальное взаимодействие участников педагогического процесса, а предметом — способы взаимодействия, обусловленные его целями и содержанием и обусловливающие его методы и формы. Здесь действуют механизмы управления и организации деятельности, отношений и общения людей, их самоорганизации в группах и коллективах, рефлексии и самовоспитания каждого человека.

Многообразие реальностей, изучаемых педагогической наукой, обусловило и сложность ее структуры. Отраслями се выступают общая педагогика, теория и методика воспитания, дидактика (теория и общая методика обучения), школоведение. Существует и более дробное или межотраслевое деление: социальная педагогика, семейная педагогика, спортивная, воинская, педагогика рефлексии, суггестивная (педагогика внушения). Важнейшая роль принадлежит истории педагогики, раскрывающей тенденции развития педагогических идей и систем, а также педагогике сравнительной, посвященной аналогу, зарубежной педагогической науки и практики. Педагогика существенно обогащается идеями, методами и данными других наук, в то же время обогащая эти науки своими материалами. Вместе они решают главные задачи любой науки: описание, объяснение и прогнозирование действительности. Главное средство, с помощью которого педагогическая (как и любая другая) наука решает стоящие перед ней задачи, — исследование. Оно представляет собой один из видов познавательной деятельности, смысл которой — выработка новых научных знаний. Процесс педагогического исследования должен быть объективным и доказательным, а потому базироваться на правильной методологической основе.

Воспитание. Закономерности педагогической науки и педагогической практики взаимосвязаны, опираются одни на другие, поверяются опытом, но в принципе различны: первые связаны с изучением педагогических процессов, вторые — с их технологией. Те и другие действительно служат совершенствованию своего предмета, только когда предстают во взаимодополнения, т.е. в единстве идеи и ее осуществлении. В этом смысле, и правда, нет ничего практичней хорошей теории, как нет ничего научней хорошего опыта. Предметом педагогической науки определяются ее категории, т.е. присущие прежде всего данной отрасли знаний основные понятия, которыми она оперирует. Среди них — образование, воспитание, обучение, развитие, саморазвитие людей всех возрастов. Образование — созидание Человека; зафиксированное достижение уровня культуры, общих или профессиональных знаний, достигнутого в процессе обучения (начальное, среднее, высшее); деятельность, направленная на такое достижение; система учебных, научных и методических органов и учреждений, его обеспечивающая (система образования). Обучение — целенаправленное пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике; учение — действия того, кто осуществляет обучение; удовлетворение учащимися своих познавательных потребностей в процессе обучения. Развитие — изменения во внутреннем мире, облике человека в результате внешних влияний и его собственной активности; деятельность по достижению такого результата. Саморазвитие — собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала, в реализации веры в возможности самовоспитания, — в процессе естественного физиологического. физического, психического, социального развития. Явления, обозначаемые категориями, своеобразны, однако тесно связаны в сложном, но едином процессе формирования социальности человека. "Выпадение", недостаточность любого из них разрушает эту целостность и снижает эффективность всего процесса.

Наука — одна из областей человеческой деятельности; практика науки сложна, трудоемка, зато доставляет радость и познания, и преобразования педагогической действительности.  Педагогическая практика тоже имеет основополагающие (как наука — методологические) принципы. Среди них прежде всего гуманизм, приоритет духовности, единство образования и развития человека.

Закономерности педагогической науки и педагогической практики взаимосвязаны, опираются одни на другие, поверяются опытом, но в принципе различны: первые связаны с изучением педагогических процессов, вторые — с их технологией. Те и другие действительно служат совершенствованию своего предмета, только когда предстают во взаимодополнения, т.е. в единстве идеи и ее осуществлении. В этом смысле, и правда, нет ничего практичней хорошей теории, как нет ничего научней хорошего опыта. Педагогический брак — беда общественная, но его действительной жертвой неизменно оказывается конкретный человек.

Достижения педагогики всегда общественно значимы, прежде всего потому, что ими обусловлено более успешное воспитание и обучение множества конкретных людей. Именно здесь — основной, обобщенный критерий эффективности педагогической науки и практики. Единство образования  развития человека — один из важнейших постулатов практической педагогики. В сущности, он требует взаимообусловленности цели — содержания — технологии педагогической  деятельности, ее результатов, каковыми должны стать те или иные изменения в развитии и саморазвитии объектов. Больше того, эти изменения. часто совершенно непредвиденные, необходимо учитывать при корректировке дальнейших шагов в воспитании и обучении.

Таким образом, педагогика — одна из самых гуманных сфер жизнедеятельности (рядом можно поставить, пожалуй, лишь медицину): она создана людьми и обращена к людям, к каждому человеку. Он главный объект педагогики, которая вносит едва ли не решающий вклад в процесс образования Человека, его социальности и образа жизни. Реальное развитие общества, социума, коллектива, безусловно важное само по себе, имеет своим конечным смыслом развитие каждого из входящих в него людей. Педагогический брак — беда общественная, но его действительной жертвой неизменно оказывается конкретный человек. Достижения педагогики всегда общественно значимы, прежде всего потому, что ими обусловлено более успешное воспитание и обучение множества конкретных людей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на научно-практической конференции на тему "Педагогика встречных усилий на уроках русского языка"

Педагогика встречных усилий на уроках русского языка Будыто Е. В. учитель русского языка МОУ гимназии №1 г. Люберцы    МОУ гимназии №1 - инновационное образовательное уч...

Научная статья по педагогике «ИКТ и метод проектов на уроках биологии».

Использование ИКТ в педагогической деятельности помогает сделать учебно-воспитательный процесс соответствующим передовым требованиям педагогической науки, объединить все лучшее старой советской ...

Государственный институт научной педагогики – ГИНП (1924-1939). История в лицах.

Государственный институт научной педагогики – ГИНП (1924-1939). История в лицах.Новая образовательная ситуация, сложившаяся в России в начале XXI века объективно меняет представление о зада...

Технология этнопедагогики (народная педагогика)

Статья на тему: "Технология этнопедагогики (народная педагогика)"...