Технология этнопедагогики (народная педагогика)
статья

Рыжова Людмила Петровна

Статья на тему: "Технология этнопедагогики (народная педагогика)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_etnopedagogiki.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Раменская общеобразовательная школа – интернат                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

_____________________________________________________________________________

Адрес: 140104, МО, г. Раменское, ул. пос. Красный Октябрь, дом 1

Телефон/факс: /8 -496-46/  3 – 36 – 19

Е-Маil: dоbrо@аviel.ru                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              http://ramint.edumsko.ru/

Технология этнопедагогики

(народная педагогика)

Учитель русского языка

Рыжова Л.П.

2019 год

Народная педагогика

          Народная педагогика - совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Заключая в себе многовековую бытовую культуру воспитания, народная педагогика  сохраняет общие черты, имеющиеся в воспитательных традициях разных народов. Одним из определяющих компонентов воспитания в народной педагогике выступает передача некоторых традиций в процессе взаимодействия поколений. С древнейших времён сохранились традиции ухода за малолетними детьми, воспитания подростков и юношества, подготовки к семейной жизни. В народном сознании чётко выражены идеи необходимости, природосообразности и непрерывности воспитания, отражённые в фольклоре.

          В народной педагогике прослеживаются логическая стройность и системность. Традиционные представления о ребёнке как субъекте воспитания  в  народной педагогике реализовались в особом внимании и заботливом отношении к детям, в т.ч. к сироте, приёмышу, падчерице, пасынку и пр. Достаточно полно представлены факторы воспитания: природа, слово, труд, быт, обычай, традиции, искусство, религия, общение, игра, пример Важнейшая роль отводилась приобщению ребёнка к языковой культуре. Словесному воздействию  придавался  особый  (иногда магический) смысл  (поверье  просьба,  совет, намёк,  пожелание и пр.). В традиционной педагогике всех народов последовательно проводится идея полного педагогического цикла (человек рождается внуком, умирает дедом). Конкретные цели воспитания воплощались в образе идеального человека ("добрый молодец", "умница-красавица" и т.д.) и в виде добродетелей, в которых просматривается традиционное народное понимание педагогических функций: развитие ума, воспитание честности, порядочности, трудолюбия и т.д. Идеалы совершенной личности у разных народов очень близки друг другу. Они включают ум, красоту, нравственные достоинства, физическую силу (здоровье), выносливость.

          В народной педагогике  учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. В народных традициях имеют место и своеобразные формы организации жизни и самодеятельности детей и молодёжи: трудовые объединения, вечёрки, праздники с многочисленными состязаниями, театрализованными представлениями, маскарадом. В истории народной педагогике  можно выделить особые этапы, связанные с формированием этнокультурных общностей, а также с изменениями в распределении воспитательных функций. Первым  лицом в традиционном воспитании первоначально была мать. На протяжении длительного времени старшие братья и сёстры имели важнейшее значение в воспитании, роль отца как воспитателя утвердилась только после возникновения института семьи. В рамках рода и племени семья являлась средоточием народной педагогики - идей, традиций, опыта. В процессе формирования общественных образовательных институтов  народная педагогика  прочно сохраняла свои позиции. Переход воспитательных функций в ведение государства оказывал разрушительное воздействие на  народную педагогику:  утрачивались национально-педагогические традиции, самобытные формы воспитания.

          Народная педагогика  представляет собой лишь часть целостного фольклорного сознания. Задача педагогики состоит в выделении и систематизации элементов педагогической системы без изменения оригинального характера  народной педагогики . Развитие педагогической науки во многом определялось содержанием  народной педагогики, т.к. научная педагогика основывалась на сложившихся воспитательных традициях, в педагогической практике отражался опыт народного воспитания.  В рос. педагогической теории термин "народная педагогика" впервые употребил (1864) К.Д. Ушинский. Идеи и традиции  народной педагогики  нашли отражение в педагогических трудах Н.Ф. Бунакова, П.Ф. Каптерева, Д.Д. Семёнова и др. Удачный опыт соединения традиционного воспитания с педагогической теорией продемонстрировали Яснополянская школа Л.Н. Толстого и Симбирская чувашская учительская школа  И.Я. Яковлева. Во 2-й половине 20 в. тенденции демократизации системы образования во всём мире способствуют возрождению мн. традиционных форм воспитания. 

          Библиографическое описание: Элибаева Л. С. Народная педагогика — основа формирование личности // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 595-597. Народное воспитание, которое укрепляет и развивает в человеке народность, развивая в то же время его ум и его самосознание, могущественно содействует развитию народного самосознания вообще; оно вносит свет сознания в тайники народного характера и оказывает сильное влияние на развитие общества, его языка, его литературы, его законов, словом, на всю историю. Национальность — это социальный фактор, результат воспитательного влияния родителей и социального окружения. На ребенка с первых дней существования воздействует среда и, прежде всего, конкретные приемы ухода за младенцем в каждом данном обществе: способы кормления, ношения, укладывания, позже — обучения ходьбе, речи, навыкам гигиены и др. Эти уроки раннего детства налагают свой отпечаток на личность человека на всю жизнь. Так как в среде каждого народа приемы ухода за ребенком в принципе одинаковы (но между разными народами в этом отношении имеются различия), то члены каждого общества имеют многие общие свойства личности, но зато нормы личности в каждом обществе различаются между собой. Мудрость народа в области воспитания детей постепенно сформировалась в понятие «народная педагогика». Это отрасль эмпирических педагогических знаний и опыта народа, который производится в доминирующих среди народа взглядах на цели и задачи воспитания в совокупности народных средств, умений и навыков воспитания и обучения. Каждый народ должен иметь прочный фундамент нравственно-духовных ценностей, стержнем которого должна быть своеобразная генетическая память народной педагогики. Где же зафиксированы эти достояния народной педагогики? В древности, когда не было письменности, они передавались из уст в уста от старших к младшим поколениям. И лишь позже этот опыт был зафиксирован в письменных памятниках. Достояние народной педагогики хранятся в народных сказках и рассказах, легендах и балладах, песнях, пословицах и поговорках, обычных обрядах, скороговорки и загадках, народных танцах и гуляниях, играх и забавах, народных праздниках и прикладного искусства. Похожая статья: Исламская педагогика об интеграции физического и духовного развития личности особенно в сказках, пословицах и поговорках, утверждается мысль о том, что самое ценное человеческое качество — Добродетель, и его надо прививать, необходимо учить, ибо причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Следовательно, никакая человеческая добродетель невозможна вне педагогической культуры, являющейся чрезвычайно важным компонентом духовной культуры человечества. Народная педагогика уделяет особое внимание патриотическому, нравственному, умственному, физическому, половому, трудовому и предпринимательскому воспитанию, сформировав у молодого поколения такие человеческие качества, как правдивость, доброта, человеколюбие.

          Смысл народной педагогики — укрепление преемственности поколений для вековых гуманистических традиций на рода, в конечном итоге — осознание принадлежности к своим корням. Следовательно, этнопедагогика  как наука о народной педагогике должна решать следующие задачи:

 - всесторонне изучать опыт народа в области воспитания;                                                                                               -  актуализировать достояние народа в области воспитания с учетом особенностей социального развития общества;                                                                                                - определять пути и средства эффективного использования достижений народной педагогики в системе национального воспитания;                                                        

          Таким образом, народная педагогика — это неисчерпаемый источник мудрости определенного этнического социума в деле воспитания молодого поколения.

 


Элибаева Л. С. Народная педагогика — основа формирование личности // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 595-597.

Учитель русского языка -                                Рыжова Л.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль куклы в народной педагогике и воспитании детей

Доклад на областных этнографических чтениях в ГУК БГМНК "Народная педагогика: традиции, опыт, прблемы"...

Выступление на тему: "Народная педагогика и совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса"

Выступление Зиннатуллиной Р.Х., учителя русского языка и литературы2 квалификационной категории на педагогическом совете учителей Уруссинской гимназии.  «Дорогу в будущее прокладывает ...

ОСНОВЫ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ – ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКИ

Проблема неготовности индивида применять физическую культуру, а тем более активно развивать ее формы и направления детерминирована разрывом между застывшими в своем развитии дисциплинарными формами фи...

Использование литературного наследия, народной педагогики и народной медицины обско- угорских народов в преподавании школьного курса ОБЖ

Использование литературного наследия, народной педагогики и народной медицины обско- угорских народов в преподавании школьного курса ОБЖ Ермолаев А.В. Муниципальная общеобразовательная школа...

Использование методов народной педагогики в процессе обучения школьников на уроках литературы

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Народная педагогика в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общ...