Использование методов народной педагогики в процессе обучения школьников на уроках литературы
статья по литературе по теме

Фуранина Наталья Ивановна

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Народная педагогика в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование народной педагогики в процессе обучения школьников на уроках литературы.

Н.И.Фуранина  (учитель русского языка и

 литературы МОУ « СОШ №36 г. Саранска»)

Народная педагогика выработала  веками проверенные средства и методы воспитания и развития ребенка. Все они просты по форме, но содержат в себе огромный  эстетический и дидактический потенциал. Однако эти жемчужины народной мудрости слабо используются в воспитании современных детей.

Н.Д.Булатова

        Целью учителя всегда было не только обучение, но и воспитание детей. Воспитательные процессы должны присутствовать на любом уроке, будь то урок истории или математики, физики или литературы. В настоящее время необходимо как можно больше уделять внимание нравственному, этическому воспитанию школьников. Это связано, по мнению А.Новикова, академика Российской академии образования, прежде всего с современным упадком не только молодёжи, но и общества в целом. В настоящее время дети в основном подвержены влиянию окружающей действительности. Именно поэтому учителя должны как можно больше внимания уделять культурному развитию школьников, их нравственному воспитанию.[2]

        Одним из способов решения данной проблемы может послужить обращение к народной педагогике. Изучением истории и теории народного (традиционного) воспитания занимается такая наука как этнопедагогика.

По определению Н.Г.Волкова, этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути её использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп.[1] В данной области работают такие учёные как Г.Н.Волков, В.С.Кукушкин, Л.Д.Столяренко и другие. Огромное значение «народности» в воспитании придавали педагоги А.С.Макаренко, К.Д.Ушинский, Я.А.Коменский.

        Великий русский педагог К.Д.Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах,- писал он,-  имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…». Он глубоко верил в принцип «народ без народности – тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности.

        В.А.Сухомлинский был уверен в том, что народная педагогика – это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа. Характер народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах.

        Рассмотрим, какими средствами народной педагогики можно воспользоваться в процессе обучения школьников на уроках литературы.

        В настоящее время в программе по литературе важное место занимает изучение устного народного творчества, как памятника  народной педагогики. Обратимся к сказкам, загадкам, пословицам и поговоркам,  как средствам воздействия на личность ребёнка.

        Мы знаем, что сказка - это кладезь мудрости и опыта наших предков. Из сказки мы можем почерпнуть очень многое для своей жизни: она не только наполняет наш внутренний мир, она помогает понять, что силы для преодоления любых трудностей есть в тебе самом. Она даёт почувствовать, что всё вокруг живое и о нём нужно бережно заботиться. Сказка учит реагировать на то, что встречается на пути и поэтому, когда ты рассчитываешь только на свои силы, к тебе непременно придёт  помощь как награда за внимание и заботу.

        Так как в сказках заключена мудрость народная, на уроках литературы мало прочитать сказку, важно её понять и прочувствовать, прожить жизнь героев. Сказки можно читать, сказки можно обсуждать, сказки можно рисовать, сказки можно сочинять. И тогда сказки помогут ребёнку открыть мир во всём его многообразии, разовьют воображение, помогут найти точки опоры в жизни. Самое главное, что сказки совершают  важную работу во внутреннем мире ребёнка.

        На поговорках и пословицах училось и воспитывалось не одно поколение людей, более того, некоторые пословицы и поговорки стали девизом в жизни великих людей. Народ высоко ценит пословицы и поговорки, потому что «в полой воде нет рыбы, в пословице нет лжи». В понимании народов пословицы и поговорки выступают как источник разума, как пример для подражания, как добрый советник и первый наставник.

        Лаконичность пословиц особенно важна для запоминания нравственных норм и правил. На уроках литературы учащиеся с удовольствием изучают пословицы и поговорки, стремятся использовать их в своей речи, а многие поговорки и пословицы стали неписаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи. Очень важно, чтобы учитель чаще стремился в общении использовать эти образные выражения, поясняя их смысл и значение с точки зрения современных задач. Как примеры кратких и метких выражений поговорки и пословицы можно использовать и в целях развития речи детей на уроках литературы, приучая их запомнить и использовать как эпиграфы в сочинениях. Всё это вместе взятое, позволяет говорить о пословицах и поговорках как народных педагогических миниатюрах, в которых в известной степени нашло своё выражение народное представление о дидактических принципах воспитания и обучения человека.

В истории словесности нет точных указаний, когда загадка перешла к детям, стала объектом рассмотрения в процессе их обучения, но точно известно, то уже в XIX веке она параллельно бытовала в общении и взрослых, и детей, была введена в учебную литературу, что свидетельствовало о признании ее педагогической ценности и целесообразности.        

Педагогическая ценность загадок в том, что они знакомят ребенка " с радостью мышления", расширяют представление о мире, направляя внимание на отдельные предметы и явления и их " выдающиеся " признаки, побуждают глубже вникать в смысл словесных обозначений признаков тех или иных предметов и явлений, повышают способность к образному мышлению, развивают воображение. По-моему, решающую роль в поддержании интереса к данному жанру играют, с одной стороны, их занимательность, которая выражается в конкретности, доступности и красочности образов, звучности рифм, с другой, - стремление детей вступить в интересное общение, испытать других в мудрости.  

Таким образом, мы приходим к выводу, что использование народной педагогики в процессе обучения школьников на уроках литературы занимает достаточно важное место. В памятниках народной педагогики воплощён характер народа, представление о будущем, о прекрасном. Народная педагогика заслуживает самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения, творческого использования на уроках литературы.  

Список использованных источников

  1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-168с.
  2. Журавлёва Т.Е. Зачем детям нужны сказки? [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.uspeh – centr.ru/index.php?=com_content&task=bloqsection&id=26&Itemid=77
  3. Титова Н.Г. История и изучение народных загадок в отечественном зарубежном языкознании /Н.Г.Титова //Современная филология: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011г.).- Уфа: Лето, 2011.-203с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа Тема: « Использование метода проектов в образовательном процессе школьников»

Вся жизнь современного  общества – это большой проект. Не является исключением и школьное образование. Невольно задаешься вопросом:   является ли использование метода проектов в образов...

Доклад по теме: «Использование инновационных образовательных технологий в процессе обучения школьников с нарушениями слуха на уроках математики и информатики»

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.Еще А.С. Макаренко называл педагогический...

Мастер-класс " Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку и литературе"

žПрименение информационных технологий на уроках русского языка и литературы позволяет:  -наполнить уроки новым содержанием;ž-развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащи...

Использование методов образовательной кинесиологии в процессе обучения детей (практические занятия «Гимнастика мозга »)

Мастер-класс для педагогов и специалистов образовательных организаций: «Использование методов образовательной кинесиологии в процессе обучения детей   (практические занятия «Гимн...

Публикация на тему "Использование инновационных образовательных технологий в процессе обучения школьников с нарушениями слуха на уроках математики"

Публикация на тему "Использование инновационных образовательных технологий в процессе обучения школьников с нарушениями слуха на уроках математики" в сботника материалов научно-практической ...