Курсовая работа Тема: « Использование метода проектов в образовательном процессе школьников»
презентация к уроку (7 класс) на тему

 Ильинская Галина Петровна

Вся жизнь современного  общества – это большой проект. Не является исключением и школьное образование. Невольно задаешься вопросом:   является ли использование метода проектов в образовательном процессе  школьников инновационным, приносит ли пользу, так ли  необходимо его применение в настоящее время? Целесообразно ли его применение в образовании?  Хотелось бы рассмотреть этот вопрос с точки зрения введения его в ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2013_kursovaya_k_zashchite.docx332.13 КБ
Файл metod_proektov.pptx2.44 МБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»

Институт непрерывного образования 

Курсовая работа 

 

Тема: « Использование метода проектов  в образовательном процессе  школьников»

                                                                  Выполнила: Ильинская Г.П.,  

                                                              учитель технологии МОУ СОШ  10

                                                               г. Бологое Тверской области

                                                               проверила и приняла

                                                                руководитель: кандидат пед.наук,

                                                                доцент  Звездина М.Л.

                                       

Бологое,

2013

Содержание

  1. Введение ………………………………………………………..3 стр.
  2. Концепция деятельности ……………………………………...6 стр.
  3. Теоретическая база ……………………………………………12 стр.
  4. Система работы ……………………………………………….. 24 стр.
  5. Заключение……………………………………………………...27 стр.
  6. Список литературы …………………………………………… 30 стр.
  7. Приложение …………………………………………………….

  1. Введение

Вся жизнь современного  общества – это большой проект. Не является исключением и школьное образование. Невольно задаешься вопросом:   является ли использование метода проектов в образовательном процессе  школьников инновационным, приносит ли пользу, так ли  необходимо его применение в настоящее время? Целесообразно ли его применение в образовании?  Хотелось бы рассмотреть этот вопрос с точки зрения введения его в ФГОС.

Инновация – это «… результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых изделий, технологий и т.д

Термин «инновация» первоначально появился в XIII в., который плотно вошел в разговорное пространство, обозначая при этом придумывание чего-нибудь нового, опережающего свое время.

 

Следует заметить, что учебное проектирование всё смелее входит в практику современного образования, наращивает темпы, используя новые приемы и технологии. Проектную деятельность учащихся нельзя отделить от учебно-воспитательного процесса, хотя предполагается, что именно она занимает место во внеурочной деятельности.  Отсюда и отношения к детскому проектированию как к явлению выдающемуся, экзотическому, отнюдь не массовому.

Прежде  всего  предполагается развитие умений и навыков на уроках и как дополнение к образовательному процессу – проектная деятельность школьников, независимо от возраста. В принципе, так оно и есть. Сама программа включает в себя более узкую сферу деятельности учащихся, основанную на приобретении конкретных умений и навыков.  И только метод проектов позволяет расширить эту область познания, внести новые аспекты, углубить знания,  расширить кругозор,  научить  пользоваться новинками науки и техники, помогает поддерживать развитие школьников согласно требованиям социализации на современном этапе развития общества. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

 Что предполагает программа ФГОС под реализацией метода проектов?

Метод проектов - это ориентированная на интересы ученика модель обучения, в центре внимания которой стоят интересы ученика.  Освоение знаний и навыков осуществляется через выполнение задач, поощряющих исследовательскую деятельность, а обучение выражается в конкретных результатах.    

Метод проектов определяется направляющими обучение вопросами, которые связывают образовательные стандарты, навыки высокого мышления с реальным содержанием окружающего мира.

Метод проектов включает несколько стратегий, которые обеспечивают включение в учебный процесс каждого ученика, независимо от его индивидуального учебного стиля.   Часто ученики взаимодействуют с экспертами и лидерами местного самоуправления,  которые помогают им найти ответы на вопросы и получить более глубокое представление об изучаемых вопросах.    Технологии поддерживают обучение на протяжении всего проекта,  поскольку в проект встроены несколько типов оценивания,  что обеспечивает выполнение работы на очень высоком уровне.

Развитие навыков мышления является неотъемлемой частью работы над проектом.

Работа над проектом поддерживает развитие и познавательных и метапознавательных умений, таких как 

  • совместная деятельность,
  •  саморегуляция,
  • анализ данных,
  •  проверка информации.

 В ходе проекта направляющие вопросы задуматься и связать предмет изучения с концепциями реального мира.   Стратегии обучения варьируются и поддерживают различные стили обучения

Стратегии обучения задают богатую учебную среду и запускают развитие навыков высокого мышления.   Различные стратегии обучения обеспечивают доступность материала для всех учеников и позволяют каждому ученику добиться успеха.   Обучение включает различные групповые формы работы, графические секретари, обратную связь от учителей и сверстников и т.д.


Внедрение метода проектов в образование не является новой или революционной идеей.   В последние несколько десятилетий проектная практика стала более формально определенной стратегией обучения. Метод проектов получил в школах мощную поддержку, после того как ученые подтвердили то,   что учителя знали уже давно: ученики активнее участвуют в обучении,   если у них появляется возможность углубиться в решение сложных,   трудных для выполнения,  а иногда и запутанных проблем,    которые тесно связаны с реальной жизнью.


Метод проектов идет дальше того,   чтобы вызывать интерес у учащихся. Хорошо организованный проект подвигает учеников к активным исследованиям и мышлению высокого уровня. (Thomas, 1998) исследования головного мозга подчеркивают ценность такого обучения. Способность учеников усваивать новое знание возрастает,    когда область познания "связана с деятельностью по решению содержательной задачи, когда ученикам помогают понять, почему, когда и как эти факты и навыки могут быть значимы. (Bransford, Brown, & Conking, 2000, p. 23).

Проекты основываются на вопросах, направляющих процесс обучения

Вопросы помогают проекту удерживаться на обучающих целях. Введение учеников в проект происходит через постановку вопросов, предлагающих ученикам крупные и основательные идеи, в которых пересекаются множество научных дисциплин. 

 Ученики подвигают на углубленный поиск при помощи специальных вопросов, связанных с предметной сферой и образовательными стандартами и целями.

Существует три типа направляющих проект вопросов: основополагающие, проблемные и учебные.  Основополагающие вопросы это - широкие вопросы с многочисленными вариантами ответов, отсылают учеников к большим идеям и основополагающим концепциям, к пониманию которых люди стремились всегда.   В таких вопросах обычно пересекаются несколько научных дисциплин и они помогают ученикам увидеть как связаны предметы между собой .   Проблемные вопросы непосредственно связаны с темой проекта и поддерживают исследование основополагающего вопроса.   Проблемные вопросы помогают понять, насколько ученики понимают базовые концепции учебного проекта. Учебные вопросы связаны с конкретными знаниями, учебными целями и стандартами.

Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использования телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится

личностно – ориентированное взаимодействие учителя с учениками.

Особая роль отводится духовному воспитанию

личности, становлению нравственного облика Человека.

Главная цель образования -  социализация выпускника.

Технология поддерживает и обогащает учебный процесс.

Ученики используют различные технологии, которые поддерживают

развитие навыков мышления, знание предмета и создание конечных

продуктов.  Технология помогает ученикам контролировать результаты

работы и создавать более персонифицированные конечные продукты.

Ученики могут расширять стены своих классов и школ и работать

вместе с другими в виртуальных классах, обмениваясь письмами

по электронной почте, создавая общие веб-сайты или представляя свои

 мультимедийные произведения .

 Используя технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности  выпускник научится:

• планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла, осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;

• представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.

Выпускник получит возможность научиться:

• организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных правил, поиска новых решений, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;

• осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.

Что же представляет их себя творческий проект? Творческий проект – это самостоятельная творческая итоговая работа, выполненная под руководством учителя. Качество выполнения проекта зависит от того, насколько прочны знания, умения, навыки, приобретенные на уроки технологии. Учащиеся сами выбирают темы проектов, согласовывают с учителем. Главное – это соответствие программы и удовлетворению какойлибо потребности. Они могут быть выполнены для школы, для дома, в качестве подарка или реализации. Темы проектов могут быть самыми разнообразными, включающими в себя вопросы из различных областей жизни и деятельности людей. Результатом выполнения творческого проекта должно стать реальное изделие, выполненное на достаточно высоком уровне, способное стать конкурентоспособным товаром на рынке или удовлетворять потребности семьи в чем-либо, а также могут быть использованы в дальнейшей работе на уроках технологии. Использование проектной деятельности может значительно повысить творческую активность школьника.

     Проблема развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии специально не исследовалась. В то же время Условием решения задач социализации является четкая направленность процесса обучения школьников на формирование творческого потенциала как приоритетной ценности отечественного образования.

Основное противоречие, выявленное в процессе анализа процедур организации образования в системе общего образования, состоит в том, что, с одной стороны, современные социально-экономические условия жизни требуют от человека нестандартных, творческих жизненно важных решений, а с другой - наблюдается слабая разработанность проблемы развития творческих способностей школьников, с целью подготовки их к самостоятельной жизни.

На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования:  каково влияние проектной деятельности на развитие творческой активности учащихся на уроках технологии?

Объект исследования: творческая деятельность школьников на уроках технологии в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: процесс развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.

Цель исследования: выявление и обоснование педагогических условий и средств развития творческой активности  учащихся в процессе проектной учебной деятельности.

Актуальность темы исследования. Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. В связи с этим школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом изменения, обеспечивающие развитие  творческой активности школьников. Субъектная позиция ученика формируется в условиях активных форм и методов обучения, которые ориентированы на персональный характер образования на основе приоритетного отношения к его интересам и потребностям. Большие возможности для развития творческой активности школьников создает проектная учебная деятельность.

Проекты связаны с реальной жизнью учеников и могут быть связаны с местным 

сообществом или внешними экспертами.   Ученики могут представлять 

результаты своей работы подходящей аудитории,  связывая его с ресурсами 

местного сообщества,   привлекая внешних экспертов и общаясь с ними  при 

помощи информационных каналов.

Проекты обычно завершаются демонстрацией ученических работ,  во время 

которых ученики показываю свои презентации, печатные документы,

сконструированные модели, предложения и даже театрализованные постановки.

Конечный продукт позволяет ученикам самовыразиться и чувствовать 

ответственность за свое обучение.

2. Концепция деятельности

В «Концепции» модернизации российского образования  подчёркивается, что в общеобразовательной школе модернизации «предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.  В программе ФГОС, программе будущего,  отведено немало места на ориентацию школьников в обществе, социализацию выпускника, готовность  принять современное общество и жить в нем.  Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему знаний, умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».  

Гипотеза исследования: эффективность развития творческой активности учащихся на занятиях технологии повышается, если основу обучения составляет учебная проектная деятельность в качестве системообразующего компонента, при этом:

      • проектная учебная деятельность выстраивается с учетом субъектно-позиционного подхода, направленного на усиление роли ученика в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью, а уровень субъектности обеспечивается позицией ученика и учителя в педагогическом процессе;

     • проблематика и содержание проектной деятельности ориентированы на творческие потребности, интересы и потенциальные возможности ученика, включают широкий спектр видов и сфер практической деятельности по предметам труда, создавая условия самоопределения учащихся;

     • осуществляется вариативное построение проектной деятельности для создания условий реализации субъектной позиции ученика, развития умений и навыков свободной творческой деятельности и управления ею;

     • учащиеся включаются в активную творческую деятельность.

Цель и особенности проектного обучения:

Какими же могут быть конкретные цели проектного обучения? Ряд исследователей под целью проектного обучения понимают следующее:

1.Способствовать повышения личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.  Указанное становится возможным:

а) через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;

б) через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.        

                

2. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Как известно из практики, в любой сфере жизнедеятельности  социально важным  является умение не только высказывать свою точку зрения,  свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, и, в случае несогласия, уметь конструктивно  (т.е. с желанием использовать позитив,  а не разрушить),   критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения.                

3.Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).                                                                Развитие и воспитание широко образованной, культурной, и инициативной и предприимчивой личности, подготовленной самостоятельной трудовой деятельности.                                                                                Метод проектов – это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию – умению находить решения различным проблемам, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта.                Указанные цели достигаются через особую организацию образовательного пространства, влияющую на разные аспекты и стороны личности, создавая условия для появления у неё мотива к самоизменению, личностному росту, способности к реализации собственной «Я – концепции» («Я – могу» - «Я хочу» - «Я – нравлюсь» и т.д.), для освоения интеллектуальных средств познания, и исследования мира (процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и другого).    

 Проекты включают различные типы оценивания

В самом начале проекта оговаривается, что ожидается от учеников.   В 

дальнейшем  эти ожидания проверяются и трансформируются на основании 

многочисленных проверок различными методами оценивания.  

Ученики с самого начала проекта знают, что от них ожидается, и могут 

опираться на средства и руководства для качественной работы.  В проект

 встроены возможности для рефлексии, обратной связи и корректировки

Задачи исследования:

     1. Провести анализ научной литературы по проблеме исследования с целью определения понятий «творчество», «активность», «творческая активность» применительно к исследуемой проблеме.

     2. Выявить возможности использования проектной учебной деятельности для развития творческой активности.

     3. Выделить параметры, позволяющие оценить эффективность проектной деятельности, как способа развития творческой активности учащихся.

     4. Исследовать отношение к предмету школьников обучающихся по традиционной системе обучения и по программе «Технология», где выполняются творческие проекты.

Путь к исследованию:

   - на первом этапе изучалась новая интегративная образовательная область «Технология», психолого-педагогическая литература; апробировалась работа по выполнению творческих проектов,

               - на втором этапе уточнялось содержание обучения технологии; совершенствовались методы выполнения проектов, создавая условия самоопределения учащихся, стимулирующих развитие творческой активности,

            

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

      - уточнены понятия «творчество», «активность», «творческой активность» в контексте исследуемой проблемы;

         - обоснована особенность творческой деятельности в рамках метода проектов на уроках технологии, которая состоит в том, что творческая деятельность, имея своим предметным содержанием «прохождение» учеником пути от анализа потребности конкретных людей до изготовления продукта, удовлетворяющего эти потребности, с неизбежностью приводит к творческому развитию личности;

       - дополнены характеристики проектной деятельности как средства развития творческой активности учащихся.

       - обоснованы образовательные возможности проектной деятельности для развития творческой активности школьников.

На защиту выносятся следующие положения:

     • Творческая активность в процессе обучения представляет собой высший уровень познавательной активности, характеризующийся стремлением личности к преодолению привычных норм и способов действий. Творческая активность проявляется в готовности учащихся к самосовершенствованию, самостоятельности и инициативе в ходе решения учебно-творческих задач, в создании нового продукта деятельности.

     •Уровни развития творческой активности характеризуются следующими критериями и показателями:

  • мотивационно - целевой  -  развитие познавательных интересов, способность к целеполаганию на основе исследования проблем и потребностей;
  • когнитивный - усвоение и осознанность знаний, стремление к самопознанию и самоопределению;
  • эмоционально волевой - способность к преодолению познавательных трудностей;
  • удовлетворенность деятельностью по разработке оригинального и качественного идеального или материального продукта, самооценка;
  • деятельностно – практический - самостоятельность реализации собственных возможностей, творчество (полнота исследований, разнообразие идей, оригинальность и сложность разработки), качество продукта, самоопределение.
  • В основе развития исследуемого качества лежит субъектно-позиционный подход, который означает создание условий для проявления субъектности ученика в управлении своей учебно-познавательной деятельностью. Уровни развития субъектности школьника зависят от его позиции в учебном процессе, от педагогического управления познавательной деятельностью и могут быть определены как низкий, эмоционально-ситуативный, активно-исполнительский, творческий. С учетом субъектно-позиционного подхода разработана модель развития познавательной активности в процессе проектной деятельности, которая представляет собой взаимосвязь мотивационно-целевого, содержательного, организационного и результативного компонентов.

     •Развитию познавательной активности учащихся, формированию их субъектной позиции способствует содержание обучения технологии, системообразующим компонентом которого является учебная проектная деятельность по широкому спектру видов и сфер практической деятельности в соответствии с разнообразием предметов труда. Обеспечение возможности изменения традиционной последовательности проектной деятельности позволяет осуществлять учебный процесс в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что создает условия повышения творческой активности школьников;

     • Развитие творческой активности школьников определяется рядом условий: педагогической поддержкой, предполагающей выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в процессе проектной деятельности; вариативностью содержания обучения, обеспечивающей индивидуальный характер развития учащихся; организацией групповой работы учащихся, способствующей формированию опыта управления собственной учебной деятельностью.

     • Эффективными педагогическими средствами развития творческой активности школьников являются выставки, конкурсы, конференции на которых представлены работы проектной деятельности учащихся.  

3. Теоретическая база

3.1 При работе над творческим проектом  ученика учитель должен ненавязчиво быть рядом, ненавязчиво направлять учеников в нужное русло, быть информационно грамотным, способным удивить ученика своими познаниями. В любом начинании педагог должен быть «новатором». Под инновационным потенциалом педагога мы понимаем совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, выражающую готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность, средств и методов. В инновационный потенциал педагога также включается желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании. Для успешной работы в области инновационной педагогики учитель должен обладать следующими характеристиками:

  • творческой способностью генерировать и продуцировать новые представления и идеи, проектировать и моделировать их в практических формах, в конкретной деятельности;
  • культурно-эстетической развитостью и образованностью, что предполагает интеллектуальную и эмоциональную развитость и высокий уровень культурной грамотности педагога;
  • открытостью личности к новому, что базируется на стремлении и способности 

Также необходимо отметить, что реализация на практике инновационного потенциала отдельного педагога оказывается особенно результативной при наличии педагогического коллектива единомышленников, способных к реализации в сфере образования инновационных идей, проектов и технологий.

3.2 История возникновения и развития метода учебных проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

Он возник в США во второй половине 19 в.  Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859 – 1952). Основные концептуальные положения его теории:

     • истинным и ценным является только то, что дает практический результат;

     • ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира (от частного к общему, индуктивным методом);

     • усвоение знаний – это стихийный, неуправляемый процесс;

     • ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условиями успешности обучения согласно теории Д. Дьюи являются:

     • проблематизация учебного материала;

     • познавательная активность ребенка;

     • связь обучения с жизненным опытом ребенка;

     • организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).

Таким образом, Д. Дьюи предложил по существу преобразование абстрактного, оторванного от жизни, направленного на простое заучивание теоретических знаний современного ему образования в систему школьного обучения «путём делания», которое обогащает личный опыт ребёнка и состоит в освоении им способа самостоятельного познания окружающего мира. Идеи Д. Дьюи оказали огромное влияние на систему образования XX века. Они получили дальнейшее развитие в работах его учеников и последователей – американских педагогов Е. Пархерст и В. Кильпатрика. Одним из путей реализации идей Дьюи было обучение по «методу проектов».  

Метод проектов (от греч. –  путь исследования) – это система обучения, при которой учащиеся   приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – ПРОЕКТОВ. Этот метод вошёл в  историю как "метод проблем". Американский педагог У.Х. Килпатрик писал: "Метод проектов – метод планирования целесообразной деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке". Он же отмечает его положительные стороны, которые заключаются в длительном, а не мимолётном соприкосновении ученика с объектом деятельности, и недостатки, когда у ребёнка невозможно пробудить достаточно сильные целеустремления.

Известна целая школа ведущих русских педагогов (таких, как С.Т. Шацкий, В.Н.Шульгин, М.В.Крупенин) и другие, которые отмечали положительные стороны метода проектов. Это – развитие инициативы школьников, навыков к плановой работе, умение взвешивать обстоятельства и учитывать трудности. Проект учит их настойчивости в достижении цели, приучает к самостоятельности.

В  связи с модернизацией российского образования  была поднята  проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике. Сторонники этого метода далеки от простого переноса с англо-американской педагогики метода проектов в нашу школу. В России, одной из  богатейших стран мира по природным ресурсам, принесшей миру наиболее крупные открытия, метод проектов имеет свои особенности.

Этот метод  использовался и в России в школьном и вузовском обучении в 20-х годах прошлого столетия (например, в педагогической практике С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко и др.). В 1931 году постановлением ВКП (б) метод проектов был осуждён, поскольку он не способствовал формированию глубоких теоретических знаний учащихся. До середины 80-х годов он не практиковался в отечественной педагогике. За эти годы наше образование под влиянием авторитарно-бюрократического государства превратилось в тотализированную систему, в которую индивидуальность ребёнка не вписывалась.  В зарубежной же педагогике метод проектов активно и успешно развивался. В нашу школу он возвратился во второй половине 80-х годов, когда на волне демократизации нашего общества положение в российском образовании  стало меняться. Начали возрождаться идеи приоритетности субъективности ребёнка в образовательном процессе, ориентации на его личные интересы и особенности, нацеленности образования на интеллектуальное, нравственное и физическое развитие учащихся.

Критически преобразованный метод проектов Д. Дьюи и его последователей сможет обеспечить развитие самостоятельности учащихся, их критического мышления, умений применять полученные знания на практике, научить их учиться. При этом роль учителя сводится к руководству самостоятельной работой школьников и их мотивации.    

Формирование проектной деятельности учащихся необходимо для вооружения их  универсальным умением решения различных проблем, в том числе и образовательных. В современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо классно – урочной системы обучения,  а наряду с ней, как компонент системы образования, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Историографию метода проектов можно проследить в работах П. П. Блонского, В. П. Вахтерова, Д. Дьюи, У. Килпатрика, Э. Коллингса, М. Н. Крупенина, Л Э. Левина, А. П. Пинкевича, С. Т. Шацкого, рассматривающих метод проектов как обучение на активной деятельностной основе.

Педагогическая эффективность метода учебного проекта может быть представлена схемой (см.приложение).

Таким образом, метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность ученика в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство активизации творческой и  познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса.

Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику  увидеть себя как человека способного и компетентного.

3.3 Творческие проекты.

Творческое проектирование или выполнение творческих проектов занимает в программе образовательной области "Технология" видное место. На данном этапе образовательная программа предусматривает выполнение учащимися 5-11 классов ежегодно не менее одного творческого проекта.   Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого   ими создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово "творчество" происходит от слова "творить", т.е. в общественном смысле это означает "искать", изобретать и  создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном. В психолого-педагогическом определении творчества отражается момент субъективной значимости этого процесса, т.е. творчество есть деятельность, способствующая созданию, открытию чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта.

Творчество – это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и познаёт окружающий нас мир. Поисковая   творческая деятельность создаёт все материальные и духовные ценности. Элементы творчества могут присутствовать в самых различных видах деятельности человека: в создании новой техники, пошиве одежды, приготовлении пищи, рукоделии

   В основе творчества лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами:

  • индивидуальной заинтересованностью;
  • социальной значимостью.

Система творческого воспитания должна строиться на свободе творчества школьников, которая имеет глубокий педагогический смысл, т.к. расширяет умственный кругозор учащегося, усиливает   продуктивность его фантазии, вызывает положительные эмоции, возбуждает активность, волю к   действию, помогает с большей настойчивостью и изобретательностью преодолевать трудности, приобретать без принуждения трудовые навыки, нередко весьма сложные. Чем опытнее становятся ученики, тем сложнее их творческие замыслы, тем больше они предъявляют требований к себе в отношении техники выполнения и результата деятельности по сравнению с намерениями. Рассматривая процесс творчества, следует обращать внимание на формирование творческого   климата среди учащихся, сам творческий процесс, наличие у учащихся творческих способностей и определение творческой личности. Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку, только нужно   вовремя их раскрыть и развить. Элементы творчества проявляются в решении повседневных жизненных задач, их можно наблюдать в обычном школьном учебном процессе, они проявляются в  самостоятельности личности.

Логика подтверждает, что чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них  будут хорошие идеи. Опыт показывает, что если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и других качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.

Можно ли и нужно ли руководить творчеством детей? Можно ли вмешиваться в их творчество?

Можно и нужно, так как творчество школьника по самой природе – деятельность кооперативная, которая осуществляется при непосредственном участии взрослого, т.е. учителя. Чтобы такое участие оказало положительное влияние на подростка, а руководство развитием школьника было эффективным, необходимо уяснить, как и когда возникают предпосылки творческой активности личности.

Следует помнить, что предметы творчества следует рассматривать не только как предметы,  обучающие каким-то трудовым и конструктивно-художественным навыкам и знаниям, а как предметы, формирующие мышление, эмоциональную деятельность. Они связаны с природой, этикой, эстетикой, наукой, техникой и другими сферами деятельности, окружающими человека.

Подросток чувствует себя творцом. Он создает продукт своего творчества, который доставляет   радость и ему, и взрослым. Школьник видит, как серьёзно оценивают его работу, и сам серьёзно  относится к ней. Только тогда можно ожидать хороших результатов, когда процесс творчества учащихся имеет серьёзную организацию.

Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Значит, эти знания он должен получить на уроке. Учитель также обязан научить ученика навыкам и приёмам работы, которые были бы нужны ему для создания запроектированных изделий. Кроме того, творческий  процесс не исключает знаний технологии выполнения изделий, правил безопасности труда. Здесь от учителя требуются огромные усилия, такт, чтобы поддержать школьника, не допускать разочарования в своих силах, отказу от творчества по "неумению".

Выполнение учащимися творческих проектов следует рассматривать не только как процесс,  направленный на ознакомление учеников с разнообразным миром предметов и развитием их  способностей, но и как один из эффективных способов трудового воспитания и политехнического образования.

Подростковая проектная деятельность – это такая деятельность, в основе   которой лежит активизация  творческой, познавательной и практической составляющих, в результате которой    школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной.

Изменение социальной позиции подростка, его стремление занять определенное место в жизни находят отражение в резко повышенной потребности оценить самого себя как полезного для общества.

Любая деятельность человека состоит из следующих элементов: потребность, мотив, цель,  задачи,  действия,  операции.

Потребность – состояние человека, отражающее его нужду в чём-либо или в ком-либо. Всякие   действия и поступки человека определяются потребностями.

Мотивация – процесс преобразования потребности в деятельность, направленную на удовлетворение  этой потребности.

Деятельность учащихся можно рассматривать в 2 этапа:

  • трудовую и
  •  учебную.

На трудовом этапе происходит становление деятельности, а на втором – приобретённые знания, умения и навыки   выступают средством выполнения деятельности, а также учащиеся здесь получают новые знания.

В процессе выполнения творческих проектов – целенаправленная проектная деятельность имеет  прямым и главным результатом изменение самого субъекта.

3.4 Инновационные технологии.                                                                Новая гуманистическая образовательная парадигма ставит перед образовательной системой важную задачу: подготовить образованного, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, рационально организующего самостоятельную деятельность. Изменения в образовательной системе нацелены на то, чтобы сделать ее более приспособленной к изменениям, происходящим в экономике, социальной жизни страны, интегрированной в мировую систему образования.        Внедрение в учебный процесс инновационных технологий является определяющей чертой современного образования. По мнению ряда, ученых понятие “инновациявозникло в девятнадцатом веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Сегодня в научной литературе имеется немало трактовок этого понятия, но все они сходятся в одном: инновация – это внедрение нового. Под нововведением понимают целенаправленный процесс внесения изменений в определенную социальную единицу, приводящий к появлению новых стабильных элементов. Инновации в сфере образования направлены на формирование личности, ее способности к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса.                                                                        Каждая педагогическая эпоха породила свое поколение технологий. Первое поколение образовательных технологий представляло собой традиционные методики; технологиями второго и третьего поколений были модульно-блочные и цельно-блочные системы обучения; к четвертому поколению образовательных технологий относится интегральная технология.        Внедрение нетрадиционных педагогических технологий существенно изменило образовательно-развивающий процесс, что позволяет решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, социализации, формирования индивидуальной образовательной перспективы учащихся.                                                        Для всех технологий характерны определенные общие признаки: осознанность деятельности учителя и учеников, эффективность, мобильность, целостность, открытость, проектируемость; самостоятельная деятельность учащихся в учебном процессе составляет 60–90% учебного времени; индивидуализация.                                                                                Какие инновационные технологии применимы для образовательной области “Технология”?                                                                                Важной особенностью образовательной области “Технологияявляется направленность на творческое развитие учащихся. Главная цель – подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитии и воспитании широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности. Цели, поставленные перед учителями технологии, требует переориентации и совершенствования отдельных звеньев учебно-воспитательного процесса по его совершенствованию.                        Компьютерные технологии, интернет-ресурсы не только помогают организовать учебный процесс с использованием тестирования, игровых методов, но и получить более сильную обратную связь.                                        Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях – умений. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога “ученик-компьютер”.                                                        Анализ имеющегося опыта показывает, что условно систему использования компьютера  и интернета на уроке технологии можно разделить на три стадии (этапа).                                                                                                Первый – компьютерная поддержка уроков. Здесь компьютер использует только учитель в качестве средства визуализации материалов урока.                                                                                                                        Второй – компьютерное сопровождение уроков технологии.  На этом этапе кроме использования учителем компьютера в качестве эффективного средства предоставления или иллюстрации материалов урока,  компьютер может быть использован учениками в качестве средства повторения ранее изученного материала (например, устройство станка или швейной машинки, свойств материалов, выбора способов декоративной отделки, помощь в подборе объекта труда для тематической творческой работы и т.д.), а также для более качественной защиты своего проекта, подготовки презентаций. Здесь же компьютеру может быть доверен текущий контроль знаний учащихся, например – с целью допуска ученика к работе на том или ином станке и пр. Так как к работе с компьютером допускаются ученики, то учитель должен знать и соблюдать правила организации безопасной работы учащихся с компьютерной техникой, и рабочее место, оборудованное компьютером, должно быть соответствующим образом организовано.                                                                      Третий этап – этап использования современных компьютерных программ в обучении. Особенностью этого этапа является проведение уроков технологии. Появляется возможность сформировать компьютерный банк проектов: сведения об объектах труда и образцы уже выполненных проектов, презентации готовых работ. Это позволит оптимизировать проектную деятельность учащихся. Высока роль применения на уроках технологии различных электронных справочников, энциклопедий, программ.        Использование ресурсов и услуг Интернета значительно расширяет возможности и учителя и ученика во всех видах деятельности.                                Проектная деятельность также является методом активизации учебно-познавательной активности. Этому способствует высокая самостоятельность учащихся в процессе подготовки проекта. Учитель, выступающий координатором, лишь направляя деятельность ученика, который исследует выбранную тему, собирает наиболее полную информацию о ней, систематизирует, полученные данные и представляет их, используя различные технические средства, в том числе, и современные компьютерные технологии.        Инновационные методы в преподавании “Технология” – это новые методы общения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их к нынешним проблемам.                                                Инновационные методы – это методы, позволяющие нашим ученикам самоутвердиться. А самоутверждение – это путь к правильному выбору своей профессии.

4. Система работы

   Учащиеся по предмету технологии делают творческие проекты и на экзаменах их защищают. В учебном году 2010 – 2013 гг. было выполнено более 25 проектов на разные темы, например: «Фенечка - браслет дружбы»; «Подарок маме», «Новогодний вечер», «Чудеса своими руками»  и другие. В этих проектах учащиеся показали свои знания и умения по разделам технологии – кулинария, вышивка, изготовления и пошив изделия, вязание и др. В каждой работе были достигнуты задачи и цели проекта. Лучшие проекты были представлены на Олимпиадах по технологии на муниципальном и региональном уровнях, отмечены грамотами.

Результаты можно увидеть в приложении  1.

Метод проектов является одним из путей реализации исследовательского обучения. В процессе творческой проектной деятельности формируются навыки исследовательского поведения, исследовательского стремления, поиска, что, в свою очередь, следует рассматривать как один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире.                                 Мотивационной основой исследовательской деятельности в процессе учебного проектирования является детская любознательность. Каждый ребенок рождается исследователем.                                                                        Учитель направляет детскую исследовательскую поисковую активность в нужное русло, выступать наставником в их творческом поиске. Правильно организованная проектная деятельность создает условия для того, чтобы развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.                В приложении 2 памятка в помощь ученику при выполнении проекта. В приложении 3 этапы работы методом проектов.                                                 Использование компьютера на уроке дает возможность по-новому организовать и сам учебно-воспитательный процесс, породив следующие его формы:                                                                                            1. УЧИТЕЛЬ – КОМПЬЮТЕР – ОБУЧАЮЩИЙСЯ (индивидуально и фронтально);                                                                                          2. КОМПЬЮТЕР – ГРУППА ОБУЧАЮЩИХСЯ;                              

3. КОМПЬЮТЕР – ОБУЧАЮЩИХСЯ (использование интеллектуальной системы, обеспечивающей индивидуальное познание).                                        Опыт показывает, что компьютерный слайд – фильм по сравнению с другими средствами обучения обладает следующими преимуществами:                        - содержит ёмкий материал в компактной форме, что позволяет обучающимся быстро воспринимать и усваивать полученную информацию;                - представляет собой открытую систему, что дает возможность расширять, дополнять содержащуюся в нем информацию, как текстовую, так и графическую;                                                                                                  - позволяет сделать занятие более динамичными, а сэкономленное время использовать для практической работы;                                                                - дает возможность ученикам, пропустившим занятие самостоятельно, в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом при помощи компьютера;                                                                                                - удобен в использовании и хранение; позволяет при наличии проекционного экрана и частичном затемнении демонстрировать материал одновременно всем обучающимся, что не оказывает такого вредного воздействия, как работа непосредственно перед экраном монитора.                Примером может служить защита проекта в виде презентации.         

Кол-во

часов

Блок. Тема

Цели и задачи

Знания, умения

Практикумы

4

34

Работа над твор-ческим проектом 

«Я , моя будущая профессия, моя карьера, мое будущее»

Поисковый этап:

  • Цели и задачи проекта;
  • Планирование работы;

Формирование потребности в осмыслении своей карьеры.

Обобщение полученных знаний по курсу «Основы выбора профессии».

Выполнение и защита творческого проекта.

Творческий этап:

  • Сбор информации и её осмысление;
  • Оформление письменной записки по составлению индивидуаль-

ного профессионального плана;

  • Подготовка к защите проекта

Закрепление навыков творческой работы, работы с информационными источниками.

2-3

Защита проекта.

                                                 Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой активности и применяя их в учебном процессе, можно добиться положительных результатов в обучении, воспитании школьников.  

Самое сложное при введении в учебный процесс исследовательских проектов – организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему или несколько тем, которые будут “вынесены на проектирование”. Далее необходимо сформулировать определенное количество как индивидуальных, так и групповых тем, работа по которым потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта.

Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного поиска для ее решения.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость для предлагаемых результатов.
  3. Самостоятельная деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
  • Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов “мозговой атаки”, “круглого стола”);
  • Выдвижение гипотезы их решения;
  • Обсуждение способов оформления конечных результатов (претензий, защиты, творческих отчетов и т.д.);
  • Сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • Выводы, выдвижение новых проблем исследования.

              Типология проектов.

  • Доминирующая в проекте деятельность: исследовательские, поисковые, творческие, ролевые, прикладные, ознакомительно-ориентировочные.
  • Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одного проекта), межпредметный , мини-проект.                   .
  • Характер контактов: (среди участников класса, школы, города,                        региона, страны, международный)
  • По количеству участников проекта: индивидуальный,                    групповой,  в парах.
  •      По    продолжительности (от недели до месяца), краткосрочный, средней продолжительности,   долгосрочный.        

Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, определения планируемых результатов, выяснением исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов, алгоритм проектирования.

Необходимо организовывать работу так, чтобы школьники учились:

  • намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
  • искать пути их решения, выбирая оптимальный путь (может быть, при наличии альтернативы);
  • осуществлять и аргументировать выбор;
  • предусматривать последствия выбора;
  • действовать самостоятельно (без подсказки);
  • сравнивать полученное с требуемым;
  • корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
  • объективно оценивать процесс  и результат проектирования.

Работа над групповыми проектами позволяет формировать некоторые важные личностные качества: умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности.

Учащиеся должны собранную и переработанную информацию представить в виде, удобном и доступном к потреблению представителями той же возрастной группы, к которой относятся и сами авторы проекта.

                 Этапы проектной деятельности.

  1. Выбор проблемы, обоснование практической значимости ее результата: разработка основных идей, констатация изученности проблемы, сбор и анализ данных, обоснование актуализации, формулирование гипотезы.
  2. Определение цели и поэтапных задач, разработка содержания этапов, определение форм и методов управления и контроля.
  3. Определение масштабов работы, средств и методов достижения цели, рамок интеграции с другими предметами, предполагаемых сложностей, сроков, этапов работы.
  4. Формирование гипотезы проекта.
  5. Выбор команды для осуществления проекта, распределение обязанностей, мотивация участников.
  6. Информационное обеспечение проекта .

         Выявление и формулировка общей проблемы.

       В начале года анализируется проектная деятельность в прошлом году, выбирается примерное направление проектной работы на текущий год с учетом преемственности тематики, определяются сроки.

         Организация проектной мастерской.

Данный этап осуществляется совместно с учащимися и включает в себя:

  • подбор участников проекта (если работа по данной технологии проводится систематически, то обычно трудностей не возникает; если нет – можно начинать с небольшой группой учащихся);
  • обсуждение на организационном собрании идеи и предложений по ее корректировке; утверждение места и времени проведения презентации, условий работы;
  • определение круга тем и проблем;
  • определение правил работы; взаимопонимание и взаимопомощь; критический подход к себе и другим;
  • распределение заданий по группам в зависимости от содержания проекта и уровня учащихся.

В ходе сбора информации участники проекта уточняют рамки и этапы работы на текущих встречах всех участников или при индивидуальных консультациях с педагогами. Учителя контролируют ход работы в группах, отвечают на вопросы, регулируют споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывают помощь отдельным учащимся или группам в целом.

Исследования. Учащиеся  самостоятельно, при неявном руководстве учителей определяют, где и как можно собрать информацию. В рамках проекта это можно сделать путем обращения к литературе, беседы с учителями, анкетирования учащихся, различных исследований, обращения электронной базе данных и т.д.

         Обработка полученной информации

Обобщение и осмысления материала, составление выступлений, подбор тезисов, выдвижение гипотез, определение дальнейших действий.

Трансформация тем и проблем. Полученную информацию необходимо осмыслить и выбрать только приоритетную для данной темы. Возможно появление новых тем и проблем, отказ от ранее выбранных.

Подготовка к презентации. Определение способов оформления результатов исследований; подготовка рефератов и выступлений; подготовка сопровождающих концертов и творческих номеров; проектирование возможности применения полученных выводов и способов их реализации.

5. Заключение

Движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности. Так же свидетельствуют о том, что целенаправленная работа по выполнению творческих проектов способствует развитию творческой активности при соблюдении следующих педагогических условий: сформированность положительной мотивации учащихся  на творческую деятельность, характеризующейся стремлением к творческой самореализации;  стимулировании учителем развития творческой активности школьников; включении учащихся в активную творческую деятельность на основе сотворчества учителя и ученика.

Работая над развитием творческой активности детей,  замечаешь, как у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, которая способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.

Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера. И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.

Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения.

С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей.

Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на городском уровне.

Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой активности и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников.

        Учащиеся с большим интересом изготавливают панно, используя различные приемы аппликации. Лучшие работы отбираются на городскую выставку. Многие работы отмечены грамотами и призами.

        Кроме аппликации учащиеся с большим интересом занимаются и другими видами ДПИ – вышивкой, изонитью, изготовлением сувениров.

        Учащиеся школы выбирают защиту проекта как форму сдачи экзамена по технологии, а также принимают участия в школьных и городских конференциях по научно-исследовательской деятельности школьников. Принимают участие в олимпиадах.  

Метод проектов - одна из движущих сил в образовательном процессе школьников.

Метод проектов - это модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем. Этот процесс завершается в реальном материале - продукте проекта. Проекты для поддержки учебных возможностей могут строиться на различном учебном материале и могут быть разработаны для учеников самого разного возраста. Однако всем проектам свойственны общие черты. Проекты базируются на таких вопросах, ответы на которые не могут быть получены зубрежкой. Проекты ставят ученика в активную позицию - человека, который исследует, решает проблемы, принимает решения, изучает, документирует свою деятельность. Проекты служат отдельным значимым целям обучения, они не просто добавки и дополнения к "настоящему" учебному курсу

           

6. Список литературы

1.Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М: Знание,1981.-96с.-(Новое в жизни, науке, технике. СерПедагогика и психология»;10)

2. Горенков Е. М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Н. В. Занкова//Н. ш.4 2003.

3. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения// Директор школы, 1995 - 4.

4. Литова З.А., Мигунов В.И. Как мы внедряем технологию // Школа и производство, 1998- 4.

      5. Макарова Л.Н., Шаршов. А.Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 96 с.

      6. Марченко А.В. Важная веха в реализации образовательной области «Технология» в новом учебном году // Школа и производство, 2000- 7.

      7. Молева Г.А., Богданова И. А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии. // Школа и производство, 7 2005.

8. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: Аркти, 2003.2 с.

9. Глобальная сеть «Интернет»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование метода проектов в образовательном процессе школьников 1 Выполнила: Ильинская Г.П. МБОУ «СОШ№10», г.Бологое, Тверской области, 2013год.

Слайд 2

содержание Цель проектной деятельности Задачи проектной деятельности Из истории проектов Классификация проектов Область проектирования и особенности проектов Содержание учебного проекта Формирование компетенций В ыводы

Слайд 3

Метод проектов «Брошенный вперед», «путь исследования» (греч) Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия. 3

Слайд 4

4 Основная цель проектного образования Максимально возможная социализация выпускников

Слайд 5

Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат ); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы , лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Слайд 6

В России метод проектов был известен ещё в 1905 году . Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Е. С. Полат . Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику . Из истории проектной деятельности

Слайд 7

Метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России благодаря благотворительной программе Обучение для будущего .

Слайд 8

После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской . В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.

Слайд 9

Метод проектов не новость в мировой педагогике : он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога У. Килпатрика «Метод проектов» ( 1918 ), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел».

Слайд 10

10 Сущность проектной деятельности

Слайд 11

Классификация проектов 11

Слайд 12

Типы проектов 12

Слайд 13

Типы проектов (по способу организации деятельности учащихся) 13 индивидуальная парная групповая

Слайд 14

Проекты могут быть: локальными телекоммуникационными . группа обучаемых может вести работу над проектом в Интернете, при этому будучи разделены территориально . любой проект может иметь сайт, отражающий ход работы над ним.

Слайд 15

15 Монопроект Межпредметные проекты Предметно-содержательная область проектирования

Слайд 16

Особенности монопроектов 16 Такие проекты проводятся по одному предмету, но выбираются более сложные разделы или темы. Работа над монопроектами предусматривает применение знаний из других областей, но сама проблема принадлежит к какой-то одной конкретной области. Данный проект требует тщательной структуризации обозначения целей и задач проекта, знаний и умений, которые ученики должны приобрести в результате проектной работы.

Слайд 17

Межпредметные проекты 17 Выполняются во внеурочное время . Предполагают большие затраты временных ресурсов. требуют : квалифицированной координации со стороны специалистов, тщательной структуризации хода исследования , хорошо проработанные формы итоговой презентации.

Слайд 18

Особенности игровых и ролевых проектов 18

Слайд 19

Особенности исследовательских проектов 19

Слайд 20

Особенности прикладных проектов 20

Слайд 21

Учебный проект Комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах, индивидуально) с целью практического и теоретического решения значимой проблемы. 21

Слайд 22

Основные условия применения метода проектов Существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания. Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная) Применение исследовательских (творческих) методов при проектировании. Структурирование этапов выполнения проекта Самостоятельность деятельности учащихся в ситуации выбора. 22

Слайд 23

Проекты основываются на вопросах, направляющих процесс обучения в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся , умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Слайд 24

2. Творческо-исследовательский метод как способ приобретения и развития социокультурной компетенции Резюме: 2.1. Метод проектов как прогрессивная педагогическая технология 2.2. Телекоммуникационный проект – качественно новый способ применения метода проектов, его роль в развитии социокультурной компетенции 2.3. Типология веб-проектов социокультурного характера Титова Светлана Владимировна Мгу, Ин.яз

Слайд 25

25

Слайд 26

Петля дизайна 26 Основная Проблемная область Конкретная потребность Сбор фактов Определение задачи Исследование Проблема Выделение Основных параметров Выработка идей Формулировка дизайн- предложения Моделирование идей Планирование процесса Анализ методов Принятие решения Проверка выхода Оценка выхода Корректи- ровка Решение

Слайд 27

C ОДЕРЖАНИЕ: ПОИСКОВЫЙ ЭТАП. Выбор и обоснование проекта. Из истории …… Экономическое и экологическое обоснование . ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП. Функциональность проекта. Технологическая карта работ.

Слайд 28

КОНСТРУКТИВНЫЙ ЭТАП. Технология изготовления. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Оценка выполненных работ Экономическое и экологическое заключение. Реклама проекта. Приложение с фотографиями изделий. Список литературы .

Слайд 29

выводы Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания продукта, обладающего субъективной или объективной новизной.

Слайд 30

Главная цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций , под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Слайд 31

В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции : Рефлексивные умения; Поисковые (исследовательские) умения; Умения и навыки работы в сотрудничестве; Менеджерские умения и навыки; Коммуникативные умения; Презентационные умения и навыки.

Слайд 32

Проекты служат отдельным значимым целям обучения, они не просто добавки и дополнения к "настоящему" учебному курсу. Метод проектов - это ориентированная на интересы ученика модель обучения, в центре внимания которой стоят интересы ученика.

Слайд 33

Метод проектов определяется направляющими обучение вопросами, которые связывают образовательные стандарты , навыки высокого мышления с реальным содержанием окружающего мира.

Слайд 34

Проекты ставят ученика в активную позицию - человека, который исследует , решает проблемы , принимает решения, изучает, документирует свою деятельность. Проекты основываются на вопросах, направляющих процесс обучения

Слайд 35

Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование креативных методов в образовательном процессе.

Сегодня мы говорим о самом актуальном: об инновационной функции в обучение, которая перестраивает мышление и деятельность обучающего, формирует аналитические умения и позволяет глубоко проникать в сущ...

Курсовая работа по теме "Использование метода проекта при обучении говорению"

Метод проектов – это новое и сложное явление в технологии обучения. Как считает педагог – методист Е.С.Полат: "Обучение – одна из наиболее важных форм общественной деятельности. Мы учимся и учим, чтоб...

Курсовая работа Тема: « Использование метода проектов в образовательном процессе школьников»

Вся жизнь современного  общества – это большой проект. Не является исключением и школьное образование. Невольно задаешься вопросом:   является ли использование метода проектов в образов...

Курсовая работа "Методика использования современных электронных образовательных ресурсов на уроке математике"

Курсовая работа "Методика использования современных электронных образовательных ресурсов на уроке математике"....

Курсовая работа «Использование ИКТ на уроках английского языка как элемента формирования эффективной образовательной среды»

Работа выполнена в рамках курса  «Информационные технологии в гуманитарном образовании»                              ...

Презентация к курсовой работе «Использование ИКТ на уроках английского языка как элемента формирования эффективной образовательной среды»

Презентация иллюстрирует курсовую работу «Использование ИКТ на уроках английского языка как элемента формирования эффективной образовательной среды»...