Использование креативных методов в образовательном процессе.
методическая разработка по литературе по теме
Сегодня мы говорим о самом актуальном: об инновационной функции в обучение, которая перестраивает мышление и деятельность обучающего, формирует аналитические умения и позволяет глубоко проникать в сущность процессов и явлений, и дает возможность получения доступного и качественного профессионального образования.
Новые подходы к образованию и воспитанию нашли отражение в инновационной работе нашего учебного заведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kreativnye_metody.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Постольникова Е. М.
г.Новокузнецк
Использование креативных методов в образовательном процессе.
Сегодня мы говорим о самом актуальном: об инновационной функции в обучение, которая перестраивает мышление и деятельность обучающего, формирует аналитические умения и позволяет глубоко проникать в сущность процессов и явлений, и дает возможность получения доступного и качественного профессионального образования.
Новые подходы к образованию и воспитанию нашли отражение в инновационной работе нашего учебного заведения.
Успешному решению этого задания способствуют методы и приемы работы, которые повышают эффективность и продуктивность процесса обучения.
Методы обучения всегда были инструментом развития личности, так как способствуют приобретению новых знаний, умений и навыков, ориентируют мышление на решение задач с целью творческой переработки учебной информации в умственной деятельности каждого.
Изучая методы обучения Ю. К. Бабанского, И. Л, Лернера, М. П. Скаткина, я стараюсь использовать более продуктивные методы и приемы обучения, которые опираются на активные и творческие виды учебной деятельности, что позволяет студентам создать личный образовательный продукт, путем интуиции, алгоритмов, инструкций и решений.
Такой метод обучения называется креативным, его можно применять как на лекциях, так и на практических занятиях.
К их числу относятся: «мозговой штурм», синектика, морфологический ящик(метод многомерных матриц), гиперболизация, агглютинация(соединение не соединимых в реальности качеств, свойств, части объектов и их изображение), инверсия(обращение)…
Больше всего в работе я использую метод «мозговой штурм», который приводит к поиску решений, способствует выражению мыслей всех студентов и помогает решать конкретные проблемы. Тема или проблема записывается на доске, все участники штурма предлагают идеи, и пути решения проблемы, чем больше идей, тем лучше. Записанные идеи группируются, анализируются и выбираются только те, которые решают проблему.
На методе «мозгового штурма» базируется метод синектики – это различный вид аналогий(словесной, образной, личной), инверсии(обращения), ассоциации. Обсуждаются общие признаки проблемы, выдвигаются и отсеиваются первые решения, генерируются и развиваются аналогии для понимания проблемы, выбираются альтернативы, новые аналогии. Работают в сотрудничестве преподаватель и студент, они равноправные субъекты образования, формируют свои мысли, правильно выражают их, аргументируют и высказывают свою точку зрения, учатся слушать других и уважать альтернативу, находить общее решение проблемы.
Любят студенты метод гиперболизации, где необходимо выделить и назвать объект познания по принципу «самый…самый…самый»(длинный, высокий, сухой, глубокий, скупой, гуманный…), создавая свою книгу «Рекорды Гиннеса».Это коллективная форма работы, пробуждающая мыслительную активность и способствующая усвоению материала, расширению кругозора, формирующая черты творческой деятельности студентов.
Разнообразить работу на занятиях можно путем игры в «преподавателя», когда небольшая группа студентов составляет резюме к прочитанному тексту или заданию, задают вопросы другим студентам, объясняют кому что непонятно, прогнозируют, что будет дальше в тексте… Этот метод учит студентов критически мыслить, решать сложные проблемы, анализировать обстоятельства, принимать продуманные решения, брать участие в дискуссии, организовывать корпоративную деятельность, развивать коммуникативные умения.
Использование алгоритмов – это один из методов последовательной передачи информации, способствующий интеллектуальному развитию студентов. Работа с материалами учебника или учебного пособия, учат студентов делать обобщение на основе полученной информации собирать необходимый материал из разных источников, выбирать правильные определения из множества приведенных, понимать значение научных знаний и законов, правил. Вся работа может проводится под руководством и контролем преподавателя, но можно и самостоятельно, но с использованием инструкции, схемы, таблицы.
Использование креативных методов вызвано характером содержания обучения, спецификой предмета, уровнем развития студентов, необходимостью воспитания личности с новым менталитетом: самостоятельный, творческий, активный, готовый к решению нестандартных ситуаций, независимый, уверенный в себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектного метода в образовательном процессе
Метод проектов позволяет учащимся самостоятельно заниматься исследовательской работой по различным предметам, учитель в даной работе является консультантом....
Использование проектно-исследовательского метода в образовательном процессе
Использование проектно-исследовательского метода в образовательном процессе...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА И ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ
В процессе воспитания ребенка, воспитывающегося в замещающей семье нет второстепенных моментов. В данной сатье предложены наиболее эффективные способы работы педагога-психолога с замещающими родителям...
Рекомендации по использованию ИКТ-технологий в образовательном процессе. Практикум по анализу урока с использованием ИКТ-технологий
Выступление на районном семинаре "Управление процессом информатизации в образовательном учреждении" с практическим занятием по анализу урока с применением ИКТ-технологий...
Методы организации образовательного процесса на занятиях объединения «Лира»
В статье говорится о тех приёмах и методах работы, которые используются на занятиях объединения "Лира"....
Конструктор разработки урока в условиях реализации технологии деятельностного метода в образовательном процессе
Конструктор разработки урока в условиях реализации технологии деятельностного метода в образовательном процессе...
Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога в системе общего образования
Публикация в журнал о современных арт-технологиях в работе педагога-психолога....