Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога в системе общего образования
статья по психологии

Публикация в журнал о современных арт-технологиях в работе педагога-психолога.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreativnye_metody_v_korrektsionno-razvivayushchey_rabote.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Косинова М.Н.,

МБОУ СШ № 1 им. М.М. Пришвина, город Елец

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ МЕТОДОВ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические основы арт-терапии, специфика использования арт-терапевтических технологий в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога. Приведен пример одной арт-технологию телесно-ориентированной         направленности в работе с обучающимися подросткового возраста.

Ключевые слова: арт-терапия, коррекционно-развивающая работа, самоактуализация, телесно-ориентированные техники.

В последнее время все чаще психологами системы образования стали использоваться креативные методы развития и коррекции психического здоровья детей, а в частности, технологии Арт-терапии.

Арт-технологии в образовании — это система последовательных действий педагога, направленных на решение учебно-воспитательных задач, с использованием различных видов искусства. Основная цель применения арт-технологий в образовании — создание условий для решения учебно-воспитательных задач на основе гармонизации внутреннего мира школьника, развития его личности [1]. Актуальность использования арт-технологий в работе педагога-психолога в системе общего образования объясняется тем, что на занятиях выполняется целый ряд функций [5]:

  • создается положительный эмоциональный настрой в группе;
  • облегчается процесс коммуникации со сверстниками, учителями, другими взрослыми. Создаются отношения взаимного принятия, эмпатии;
  • укрепляется культурная идентичность ребенка;
  • развивается чувство внутреннего контроля. Создаются условия для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, стимулируется развитие сенсомоторных умений и в целом правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве;
  • осуществляется творческое самовыражение, развитие воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом;
  • повышается адаптационные способности человека к повседневной жизни и школе. Снижается утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением.

Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации: раскрытие широкого спектра возможностей человека и утверждение им своего индивидуального и неповторимого способа бытия в мире [4].

Современная арт-терапия включает в себя следующие направления [2]:

  • изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;
  • имаготерапия — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;
  • музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;
  • сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды;
  • кинезитерапия — воздействие через танцевально-двигательную ритмику;
  • игровая терапия и т. д.

Стоит отметить, что любой вид арт-терапевтической деятельности включает определенные телесно-ориентированные компоненты. Однако существует специальная группа арт-терапевтических техник, имеющих более выраженную телесно-ориентированную направленность. Такие техники могут применяться для целенаправленного воздействия на определенные психотерапевтические мишени, находящиеся как сугубо в сфере психического, так и в сфере соматики и психосоматики [3]. Очень эффективны данные упражнения при коррекционной работе с подростками «группы риска». Как правило, у них слабо развито рефлексивное Я, в связи с чем им очень сложно вербализовать происходящее с ними. Также для большинства из них характерно наличие негативной Я-концепции, которую можно корректировать, используя богатый ресурс Арт-технологий.

        В качестве примера рассмотрим одну арт-технологию телесно-ориентированной         направленности, которую успешно можно применять в коррекционной работе с обучающимися подросткового возраста – «Кукла-автопортрет». Эта техника связанна с созданием визуальных метафор телесности и помогающих объектов (талисманов) [3]. Она позволяет обойти психологические защиты, связанные с непосредственным восприятием ребенка своего тела и соматических феноменов. Техника также обеспечивает контакт с неосознаваемыми переживаниями и потребностями, более безопасное выражение сложного психологического материала и раскрытие внутренних телесных ресурсов.

        Техника связана с созданием куклы, отражающей представление человека о себе и своем теле. Используются любые материалы, которые позволяют создавать объемный образ – нити, пряжа, ткань, вата и т.д. Варианты выполнения данного упражнения следующие:

  • спонтанное создание образа себя в виде игрушки или куклы;
  • создание образа себя в виде игрушки или куклы на основе предшествующего анализа собственных психофизических особенностей;
  • создание образа  себя в виде игрушки или куклы на основе существующих культурных  форм, например, в виде матрешки;
  • создание образа себя в виде животного или «гибридной» формы, сочетающей как животные, так и человеческие качества.

Создание куклы включает в себя осмысление ряда вопросов, например:

  • какими физическими и психологическими качествами вы хотели бы обладать?
  • какими физическими и психологическими качествами вы уже обладаете?
  • чего вы уже достигли, используя свои физические и психологические качества?

Возможно сочетание техник создания куклы-автопортрета и авторских талисманов. Например, можно создать талисман, который затем помещается внутрь куклы в качестве напутствия, символической поддержки, награды или подарка. Можно создавать и помещать внутрь куклы талисманы, выражающие отсутствие или недостаточно раскрытые качества (смелость, уверенность и др.).

Вышеуказанная  арт-терапевтическая методика в психокоррекции способствует гармонизации личности ребенка с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания, обеспечивает коррекцию психоэмоционального состояния подростка, психофизиологических процессов посредством соприкосновения с искусством.

Литература

  1. Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности: Сборник материалов второй всероссийской научно-практической конференции / Под общ.ред. Копытина А.И. — СПб: Скифия-принт, 2017. — 178 с.
  2. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб. – Речь, 2007 - 336с.
  3. Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно-ориентированной Арт-терапии. – М.: Психотерапия, 2011. – 128 с.: ил.
  4. Копытин А. И. Основы Арт-терапии.— СПб., 1999. 
  5. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с. Серия – психологический практикум.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие в работе педагога психолога , учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ»

В статье идет речь о взаимодействии педагога-психолога с учителем-логопедом и родителями детей с ограниченными возможностями здоровья....

Коррекционно-развивающая работа педагога – психолога с детьми с ОВЗ

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ строится на определенных принципах. Программа коррекционной работы направлена на разрешение проблем, возникающих при обучении и воспит...

Прозрачный мольберт в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)

Из опыта работы педагога-психолога по использованию в коррекционно-развивающей работе прозрачного мольберта....

Результаты коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данном документе составлена справка отчет по работе с детьсми с ОВЗ за перод в 3 года...

Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования»

Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы.Тема: «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования...

Метод мандалы в психокоррекционной работе педагога-психолога

Рассматриваются возможности применения мандал  в психокоррекционной работе психолога с детьми, подростками и взрослыми, как средство снижения эмоционального напряжения....