«Взаимодействие в работе педагога психолога , учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ»
статья по теме

Иванова Анастасия Александровна

В статье идет речь о взаимодействии педагога-психолога с учителем-логопедом и родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_v_rabote_pedagoga_psihologa.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие в работе педагога психолога , учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ»

В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья .В связи с этим значимость психолого-педагогического сопровождения становится важным направлением в работе. Необходимым условием решения данного вопроса является организация  взаимодействия  в работе учителя-логопеда, педагога-психолога и родителей с учащимися с ОВЗ и других категорий детей, нуждающихся в помощи специалистов.

Кадровое обеспечение ресурсного центра развития и коррекции «Шаг навстречу» позволяет организовать комплексную помощь детям с  ограниченными возможностями здоровья и детям- инвалидам. Взаимосвязь и преемственность в работе учителя-логопеда и педагога-психолога  позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего обучения. Для этого мы создали модель  взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога с родителями в процессе коррекционно-развивающей деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка. 

Задачи коррекционно-развивающей работы логопеда и психолога тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности ребенка.

 Основные задачи логопедической деятельности :

*    Выявление учащихся с речевыми нарушениями, изучение уровня их речевого, познавательного, физического развития, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

*     Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми и их родителями в соответствии с их индивидуальными программами.

*      Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды .

Работа психолога заключается:

*     Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.

*    Активизации познавательных процессов у детей с   ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов.

*     Совершенствование мелкой моторики.

*     Развитие слухового –речевого внимания.

*     Развитие зрительно-моторной координации.

*     Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.

*     Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия.

*     Повышение психологической культуры родителей и педагогов.

В составе ресурсного центра развития и коррекции «Шаг навстречу» работают следующие специалисты: педагог психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог. 

Взаимодействие всех специалистов между собой, а также с родителями, воспитывающих детей с   ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов необходимо для своевременного реагирования по различным вопросам.

Анализ деятельности  педагога-психолога и учителя-логопеда показывает закономерные различия функциональных обязанностей специалистов, однако в задачах и планируемых результатах прослеживается общая логика построения коррекционно-развивающего процесса.

Во взаимодействии учителя-логопеда, педагога-психолога и родителей центральным звеном является ребенок, нуждающийся в помощи. Логопед выступает как организатор и координатор деятельности всех участников коррекционного процесса, оказывая необходимую логопедическую помощь. Деятельность психолога направлена на развитие когнитивных процессов. Не стоит забывать и том, что первостепенное влияние на развитие оказывает семья (родители ребенка).

Структура работы включает  в себя три этапа:

*  Диагностика

*  Коррекционно-развивающая работа

*  Подведение итогов

В содержании каждого направления перед специалистами стоят общие и частные задачи взаимодополняющие деятельность каждого.

Так, например, общие задачами на этапе диагностики направлены на:

*  Своевременное выявление речевых нарушений, определение уровня речевого и психического развития ребенка;

* Выделение факторов риска, на основе полученных результатов;

* Составление общей карты развития ребенка, индивидуальной программы устранения имеющихся недостатков.

На логопедических занятиях первостепенное значение имеют задания и упражнения, направленные на развитие всех сторон устной речи, а также профилактику и коррекцию нарушений письма и чтения.

Коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога направлены на совершенствование и развитие познавательных процессов, двигательной, зрительно-пространственной, слухоречевой функций, формирование эмоционально-личностных особенностей поведения.

Разработка и проведение интегрированных занятий является одним из компонентов совместной деятельности психолога и логопеда. Такие занятия могут проводиться как итоговые по окончании определенного этапа коррекционной работы.

Важное значение в системе работы специалистов имеет просветительская деятельность среди родителей. Вовлечение их в коррекционный процесс позволяет добиваться результатов в более короткие сроки.

Разъяснительную работу можно проводить на индивидуальных и групповых консультациях.

Нами разрабатываются рекомендации для родителей, памятки, которые они могут использовать во внеурочное время, дома.

Организационно-методическая работа служит совершенствованию совместной деятельности, выработке стратегии коррекционного воздействия и включает в себя: 

*         Составление общего годового плана коррекционно-методической работы педагога-психолога и учителя-логопеда

*        Разработку индивидуальных и групповых коррекционных программ

*        Посещение методических объединений, обмен опытом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Взаимодействие учителя - логопеда. воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешностью работф с семьями воспитанников ДОУ. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность дея...

Сценарий праздника "23 февраля- День защитника отечества".Взаимодействие педагогов ДОО:учителя-логопеда,педагога-психолога,музыкального руководителя,воспитателей.

Праздничное спортивное мероприятие направлено на социализацию детей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР(ОНР) старшего возраста....

Коррекционно-развивающая работа педагога – психолога с детьми с ОВЗ

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ строится на определенных принципах. Программа коррекционной работы направлена на разрешение проблем, возникающих при обучении и воспит...

Прозрачный мольберт в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)

Из опыта работы педагога-психолога по использованию в коррекционно-развивающей работе прозрачного мольберта....

Результаты коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данном документе составлена справка отчет по работе с детьсми с ОВЗ за перод в 3 года...