Выступление на тему: "Народная педагогика и совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса"
статья по теме

 

Выступление Зиннатуллиной Р.Х., учителя русского языка и литературы

2 квалификационной категории на педагогическом совете учителей Уруссинской гимназии.

  «Дорогу в будущее прокладывает не педагогика, и не 

                                                                                 педагоги, а народ и его великие сыны».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_temu.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему: «Народная педагогика и

совершенствование форм организации

учебно-воспитательного процесса

 Выступление Зиннатуллиной Р.Х., учителя русского языка и литературы 2 квалификационной категории на педагогическом совете учителей Уруссинской гимназии.

        

                

                                               «Дорогу в будущее прокладывает не педагогика, и не

                                  педагоги, а народ и его великие сыны».

     Народ – первый воспитатель, причем поистине самобытный и талантливый. У каждого этноса под действием родных условий (истор., соц.-экон., культ.-демогр.) складывались своеобразные пед.знания и опыт вос-питания, которое передаваясь от поколения к поколению, совершен-ствовались. Впоследствии они и явились опорой при формировании научной педагогики.

      Великие мыслители, педагоги, в какое бы  время они ни жили и на каком бы языке ни говорили, всегда исходили из идеи народности и широко использовали в своем творчестве знание и опыт народа.

     Я.А.Каменский идею «Материнской школы» обосновал, опираясь на опыт семейного воспитания. Г.Песталоцци свою «Книгу для матери» писал, имея ввиду достижения швейцарской народной педагогики. К.Д.Ушинский отмечал оригинальность народных подходов к воспитанию и писал: «У каждого народа своя особенная система воспитания, а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным». Ведущим общепедагогическим принципом и К.Насыйри была народность.

     Вопросы развития педагогической мысли татарского народа освещены в исследованиях М.Гайнуллина, Х.Усманова, Р.Нафигова, Г.Хаметова, М.Хасанова, М.Закиева, А.Карамуллина, И.Надирова и др.

     Народная педагогика – это совокупность проверенных практикой и передаваемых из поколения в поколение эмпирических (основанных на опыте) знаний, сведений, способов и средств обучения и воспитания. Она сложилась в глубокой древности и является предшественницей научной педагогики.

     В основе народной педагогики – гуманность, забота о человеке, милосердие, воспитание трудолюбия. Нравственного здоровья, честности и др.

     Поскольку народная педагогика в основе своей эмпирична, она наряду с достоверными, полезными знаниями, сведениями содержит порой и ошибочные идеи и предписания. Например, некоторые поговорки и пословицы выражают пренебрежительные отношения к женщине. «Хатын кызнын чэче озын, акылы кыска», волосы длинные, ум короткий.

      Порочность к проявлениям социальной несправедливости, советует применять физическое наказание детей (Ите сина – сояге мина), Мясо – тебе, кости – мне.

     Поэтому, возрождая народную педагогику и применяя ее в современных условиях, следует отсечь все отжившее, недостойное человека.

      Итак, под народной педагогикой понимают совокупность принятых данным народом взглядов, суждений, идей, приемов и методов воспитания, которые отражены в народном творчестве, передаются от одних поколений к другим и усваиваются ими как знания, умения и навыки, ставшие традиционными. Народное творчество включает в себя различные виды трудовой деятельности, обычаи, обряды, фольклор, игры, танцы, народный костюм, изобретательное и декоративно-прикладное искусство. Сюда же относятся письменные источники народного творчества – эпос, былины, предания и др.

      Можно выделить следующие направления использования идей народной педагогики для совершенствования организационных форм учебно-воспитательного процесса:  

  1.      Обогащение содержания учебного материала за счет включения в него элементов народных традиций, литературы, истории, быта, культуры, т.е. включение народных поговорок, пословиц, загадок, сказок (самостоятельно поискать, предварительно поработать в библиотеке, побеседовать со своими бабушками и дедушками, родственниками).

     Выбор той или иной формы народного творчества определяются основной целью урока и его задачами. Так, если педагог, намерен обратить внимание детей на этическую сторону проблемы, он обращается к пословицам; если речь идет о развитии ума, сообразительности, смекалки, то обращается к загадкам и т.д.

  1.      Проектирование специальных организационных форм, знакомящих учащихся с аспектами народного творчества: уроков ознакомления с родной природой, экскурсии в музеи народного творчества, уроков, встреч с народными писателями, поэтами; викторины, недель народного искусства и др.
  2.     Включение в структуру учебно-воспитательного процесса народных игр или их элементов с учетом особенностей изучаемого предмета;
  3. Перестройка взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса в духе народной педагогики (уважение к сатршим, гуманное отношение к младшим, чест-ность и др.)

      Образовательное, воспитательное и развивающее влияние устного и письменного народного творчества основывается на таких характерных его чертах, как массовость, всеобщность, устойчивость, эмоциональная привлекательность.

     Чувство народности сильно в каждом человеке, и поэтому народная педагогика таит в себе огромные возможности совершенствования форм обучения.

Народные праздники на уроках русского языка.

      Народные праздники одно из средств общения этого народа как национальность. У каждого народа есть свои, присущие только ему, праздники.

      Они не только помогают воспитанию и формированию национальной гордости и культуры, но и приносят духовное удовлетворение от переживания этих чувств.

      Народные праздники – это и подготовка личности к выполнению требований общественной жизни. В праздниках весьма активно участвуют и старшие, и младшие. Праздничные «обязанности» обычно выполняются с большой охотой, с радостью. Поэтому каждый человек, сам не чувствуя этого, усваивает обычаи общения, правила поведения, т.е. воспитывается.

     Особое место стали занимать народные праздники в школьной жизни: Сабан-туй, Навруз, праздник Урожая, праздник Березы и т.д.

      С целью коммуникативной организации урока  учения русскому и литературы используют дидактический материал о народном празднике: о Сабантуе, о Наврузе, празднике Гуся, праздник последнего льда и др. Изучение на языковом материале татарских народных праздников, разделив  русскую грамматику «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Местоимение», «Междометие» показало, что учащиеся намного быстрее усваивали грамматическую тему, охотно и успешнее включались в спонтанную речь на русском языке.

      Таким образом, использование дидактического материала о народных праздниках способствует усилению эмоционального восприятия содержания текста, сравнительно легкому усвоению грамматических явлений и речевых клеше, стремлению высказаться по теме.

      Параллельное изучение русско-татарских (и др. нац.) пословиц, поговорок, сказок и др. Например, изучая знаменитую былину русского народа от Ильи Муромца, учителя обращают внимание учащихся на достопримечательности Эдигея татарского народа.

      Можно вести «Словари нравственности», где накапливаются пословицы и поговорки о милосердии, добре и уважительном отношении к старшим, о долге перед родителями и т.д.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ЧАСТУШКИ И ТАТАРСКИЕ ТАКМАК.

      Конкурсы сказочников, вечера народной песни, проводимые с привлечением местного материала, оформление специальных рукописных журналов, где учащиеся записывают не только «находки», но и сочинения.

      Школьный вечер «Полотенце – зеркало души». Выставка татарских полотенец, их история и предназначение, обрядовые песни, раскрывающие душу и судьбу татарского народа.

 

ПОСИДЕЛКИ

     Урок - ознакомления (6 кл.)  с мировым декоративно-прикладным искус-ством (т.е. древние корни народного искусства, предметы быта, народная одежда, народные промыслы, искусство народов мира, современное декоративное искусство).

     Тема завершающих уроков – народная одежда.

     Урок I: Можно показывать слайды, детали костюмов, (есть много альбомов), украшения. Одна ученица надевает костюм, лапти и садится за прялку. Остальные рисуют. На доске элементы костюмов, украшения. Но можно рисовать и по-памяти, можно в любом, в соответствии со вкусом и фантазией художника, интерьере: 

На фоне окна, крестьянской избы (можно привести на урок для этой цели серпа, коврики, кадушки, скамейки и др. «элементы» крестьянского быта). На первом уроке успевают сделать только набросок. На 3-х следующих уроках наброски превращаются в объемные изображения, в жанровые картинки.

ЛИТЕРАТУРА

1.Ахметзянов М. Народные традиции. - М., 1992.

2.Низамов Р. Народная педагогика – основа воспитания. - М., 1992.

3.Мустафин Ф. Народ воспитывает нравственность. – М., 1992.

4.Баязятова Ф. Народные традиции – духовное богатство.- М., 1992.

5.Народное образование.- М., 1992, №1, 2, 3, 5, 6; 1993, №5.

Народная педагогика на уроках татарского языка

                         Народная педагогика на уроках природоведения

ПОСЛОВИЦЫ: Если в декабре много снега, промерзшая земля - к урожаю.

ПОГОВОРКИ: Много снега – много хлеба и др.

СЫНАЛМЫШ: Кар куп булса, иген унар.

ТАБУ (запрет) Чэчэнне ташлама, башын авыртыр. (Волосы не выбрасывай, голова будет болеть).

СКОРОГОВОРКИ, ЗАГАДКИ.

На уроках истории, географии, материал для следопытов.

      Названия географических объектов (почему «Альметьевск», «Мактама», «Урсала-тау», «Бишмунча», «Зэй» и т.д.)

      НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ – Науруз (праздник весны), Малый сабантуй, Аулак ой, Каз омэсе (праздник гуся), праздник танцев и плясок: 8-ле, сакта, наза.

      ВЕЧЕР ИГР – йозек салыш уены, эйлэн-бэйлэн уены (хоровод) со времен ханства Булгар.

      Фольклорные ансамбли, песни, пляски, игры, инсценирование, краеведческие музеи или же уголки.

      Конечно, свои трудности старых, мудрых людей, знающих историю сво-его народа, помнящих его литературные художественные начала: песни, былины, так-мак (частушки), игры, традиции и обычаи: людей, умеющих вышивать национальные узоры, плести тончайшие кружева, ткать, шить ичиги, каляпуш, изготовляющих сережки, калфак, белэзек и др. украшения татарского народа становятся все меньше и меньше. И уже это должно насторожить и настраивать на творчество.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на школьном семинаре по теме «Формы работы на уроках и во внеурочное время по развитию воображения».

Выступление на школьном семинаре по теме «Формы работы на уроках и во внеурочное время по развитию воображения»....

«Педагогика сотрудничества. Формы работы с родителями"

В работе представлены некоторые формы работы с родителями в условиях современной школы...

Музейная педагогика, как форма патриотического воспитания в школе

Всероссийское совещание организаторов патриотического воспитания образовательных учреждений на тему «Пути совершенствования патриотического воспитания в условиях модернизации системы образования». Выс...

Выступление к семинару: «Учебное занятие - основная форма организации учебного процесса»

Данный материал адресован педагогам дополнительного образования. Учебное занятие – это сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляется ряд различных требований. Для тог, чтобы за...

Публикация на тему "Народные подвижные игры - традиционное средство педагогики"

В публикации "Народные подвижные игры - традиционное средство педагогики" описываются народные подвижные игры для детей разного возраста. Рассказывается о влиянии народных подвижных игр на д...

Методическая разработка урока истории по теме: "Народные движения в XVII веке". Формы и методы обучения на современном занятии по предмету.

Методическая разработка, даст возможность провести урок по теме: "Народные движения в XVII веке" в рамкак требований ФГОС последнего поколения, основная технология - Критичческого мышления....