Музейная педагогика, как форма патриотического воспитания в школе
материал по теме

Пономарева Галина Вячеславовна

Всероссийское совещание организаторов патриотического воспитания образовательных учреждений на тему «Пути совершенствования патриотического воспитания в условиях модернизации системы образования». Выступление "Музейная педагогика, как форма патиотического воспитания в школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музейная педагогика, как форма патриотического воспитания в школе

Слайд 1 Пономарева Галина Вячеславовна учитель географии, руководитель школьного музея «Боевой путь авиаполка Нормандия-Неман», «Боевой путь 2-ого Гвардейского Тацинского танкового корпуса». Г Москва

    Многовековая история нашей страны свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности. Воспитать патриотов - значит, быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества завтра. Необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования. На это ориентируют педагогическое сообщество Закон Российской Федерации «Об образовании», государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [3]которая, разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений органов исполнительной власти, научных и образовательных учреждений, творческих союзов и религиозных конфессий. На решение этих задач ориентирована Национальная инициатива «Наша новая школа».

   Традиционно большая ответственность за выполнение задач патриотического воспитания  возлагается  на  средние общеобразовательные учреждения. 

     А если принимать во внимание, что одно из определений понятия «воспитание» даётся как передача ценностей культуры от поколения к поколению, то совершенно очевидно, что именно школьный музей и должен сегодня стать системообразующим в организации воспитательной работы в школе. 

     Термин "школьный музей" является обобщающим. До некоторой степени это название условно, т.к традиционно к школьным музеям относят все музеи, созданные на общественных началах с активным участием школьников в школах, в учреждениях дополнительного образования, в клубах по месту жительства. Относительная условность термина "школьный музей" заставила Минобразование России уточнить и дополнить старое название, и в новом "Положении о школьном музее" музей именуется "музеем образовательного учреждения", в скобках "школьным музеем". Музей в образовательном учреждении создаётся "в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся"[5].

       Он адресован детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчества учащихся, детей и педагогов, детей и родителей, а также других помощников и партнеров.

     Моя педагогическая деятельность уже долгие годы связана с работой в школьном музее. Сначала это было в качестве дополнительной нагрузки учителю предметнику (географии), а потом стало интересно, появились результаты деятельности.

Музейная педагогика стоит на стыке музееведения, педагогики и психологии.

Предметом исследования этой межпредметной дисциплины  является культурно-образовательная деятельность в условиях музея. Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии. Первоначально оно трактовалось, как направление музейной деятельности и было ориентировано преимущественно на работу с учащимися.

В нашей стране понятие музейной педагогики начало употребляться с начала 1970 г. И постепенно получало все большее распространение.

Слайд 2 Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём  включения её в многообразную деятельность школьного музея.

   Слайд 3 Задачи музейной педагогики:

  • Воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;
  • Воспитание любви к родному краю  и людям, заботящимся о его процветании;
  • Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
  • Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою  неповторимую индивидуальность;
  • Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
  • Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
  • Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

Из целей и задач видно, что музейная педагогика, как и педагогика в целом направлена на задачи воспитания и развития личности. Она  оперирует теми же понятиями, что и общая педагогика.

Как же используется музейная педагогика в патриотическом воспитании в школе.

Слайд 4 Во-первых, это работа по  поисково-собирательской деятельности. Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую школьников.  В нашей школе Совет  музея предлагает каждому классному коллективу поисковое задание. Разрабатывает памятки с рекомендациями по его выполнению. Вот примеры заданий: написать сочинения на одну из тем «Старая фотография», «Судьба семьи в судьбе страны», «Моя семья в Великой Отечественной войне»…

    Слайд 5 Мы уверены, что усиление внимания к семейному наследию – важнейшая задача патриотического воспитания. Пока не поздно следует записать рассказы бабушек и дедушек о своей жизни, об их вкладе в победу над фашизмом в годы ВОВ.

 Слайд 6 Еще одно направление в поисковой работе связано с фондами музея. Так в нашем музее был стенд посвященный Герою советского Союза летчику Петру Романову. Было известно, где и как он погиб, но не было известно о месте его захоронения. Благодаря поисковой работе было установлено место захоронения летчика, которое находиться в населенном пункте Мюнхеберг в Германии. Установлена письменная связь с бургомистром, а полученный фотоматериал лег в основу новой экспозиции музея.

     Все памятники истории и культуры собранные в ходе поисковой работе, поступают в фонд экспозиции школьного музея.

Слайд 7 Во-вторых, это экспозиционная (оформительская) деятельность. 

Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств.

При создании школьной экспозиции, в работу можно включить и все предметы учебного курса. Так, на уроках истории,  например, разработать  научно-историческую концепцию отдельных разделов экспозиции; на уроках черчения – выполнить чертежи и эскизы стендов, витрин, подиумов и другого экспозиционного оборудования; на урока труда – его изготовить; на уроках математики – осуществить расчеты необходимых материалов и их стоимость; на уроках информатики –  заняться компьютерным дизайном и оформлением  экспозиции. В  течение многих лет в нашей школе велась проектная деятельность на конкурсной основе, в которой принимают участие обучающиеся средних и старших классов, что также значительно пополняет фонды музея. Были созданы два макета «Боевые действия Петра Романова над Варшавой» и «Военный аэродром авиаполка Нормандия-Неман». Оба макета удостоены наград на городских, окружных конкурсах по исторической реконструкции «Победа», технического творчества и стендового моделизма «Дети, техника, творчество». Слайд 8 Макет Памятник всем погибшим летчикам занял первое место в конкурсе «Нет, фашизму!».

Слайд 9 В-третьих, это  экскурсионная деятельность.  Одним из главных видов музейной деятельности является экскурсионная работа. Поскольку сертифицированный школьный музей является государственным музеем, то он в соответствии со своим назначением должен вести постоянную экскурсионную  работу по пропаганде художественных ценностей, находящихся в музейных экспозициях.

Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям.

   Большинство экскурсии в школьном музее и музейных уроков проводят сами учащиеся. Вместе мы отрабатываем текст, согласуем его с видеорядом, с музыкой. Некоторые экскурсии составляются на основе исследовательских работ, проведенных детьми. Для того чтобы это направление работы проходило более успешно, интересно, необходимо собрать группу учащихся, желающих освоить экскурсионное дело, познакомить учащихся с основными правилами, по которым  строится текст экскурсии,  и её проведение.

Слайд 10 В-четвертых, это проведение культурно-массовых мероприятий и дел. Одним из основных критериев в оценке работы школьного музея является  разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий по экспозиции и уроков мужества, встреч с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися деятелями  науки, культуры и искусства, работа с местным населением, митинги и акции вот не полный перечень мероприятий в котором участвуют школьники.

     К сожалению, в сознании современной молодежи на сегодняшний день еще широко распространены  равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государству. В отношениях между людьми превалируют ценности потребительского поведения. В этих условиях только Музейная педагогика может помочь комплексному развитию, воспитанию гражданственности и духовности молодежи.

 Только в музее исторические знания смогут преобразоваться в убеждения.

Слайд 11

Используемая литература

  1. Закон «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.01.1996 года N 12-ФЗ) (с изм.на 3 декабря 2011 года) (редакция, действующая с 1 января 2012 года).
  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (от 4 февраля 2010 г. Пр-271) – http://www.nvobrazovanie.ru/ndoo/npd/225
  3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»: Утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795// Собрание законодательства Российской Федерации. № 41, 11 октября 2011 года (Часть 2). –http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml
  4. Васичева Э.В., Иванова Л.М., Соколова Т.А. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы / Методист. – № 7. – 2007.– С. 53-59.
  5. Примерное Положение о музее образовательного учреждения (школьном музее). Из Письма Министерства образования от 12.03.2003 г. № 28 - 51 - 181/16.

    6 . Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика      [Текст]: учебное пособие / Б.А. Столяров - М.: Высшая школа, 2004, - 216 с.

7. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997. - С.102-105.

8. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - С.34-37.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музейная педагогика, как форма патриотического воспитания в школе Пономарева Галина Вячеславовна учитель географии, руководитель школьного музея «Боевой путь авиаполка Нормандия-Неман», «Боевой путь 2-ого Гвардейского Тацинского танкового корпуса». Г Москва

Слайд 2

23.04.17 http://aida.ucoz.ru Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.

Слайд 3

23.04.17 http://aida.ucoz.ru Задачи музейной педагогики: Воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы; Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании; Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире; Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность; Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики; Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога; Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

Слайд 4

Поисково-собирательская деятельность « Судьба семьи в судьбе страны»

Слайд 5

Поисково-собирательская деятельность В гостях у ветерана

Слайд 6

Военное захоронение район Штраусберг, н.п. Мюкхеберг

Слайд 7

Макет-диорама «Ночной полёт» 23.04.17

Слайд 8

Проект «Нет фашизму!» макет памятника всем погибшим летчикам

Слайд 9

Экскурсионная деятельность

Слайд 10

- Культурно-массовые мероприятия

Слайд 11

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведение - одна из форм патриотического воспитания школьников.

В статье представлено обобщение моего опыта по внекласной работе с использованием музейного пространства. Краеведческая работа является частью патриотического воспитания школьников....

Деятельностный подход в реализации технологии «Музейная педагогика» как метод патриотического воспитания школьников

Выступление на республиканской НПК «Культурно-историческое наследие региона в контексте патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи»....

Роль музейной педагогики в героико-патриотическом воспитании детей и молодежи (на примере школьного музея)

Статья "Роль музейной педагогики в героико-патриотическом воспитании детей и молодежи(на примере школьного музея) "...

«Образование в современной школе» Проблемы воспитания. Статья «Организация военно-патриотического воспитания в школе»

Проблема патриотического воспитания тесно связана с проблемой духовно-нравст­венного воспитания и образования. Хотелось бы подчеркнуть серьезность этой проблемы, поскольку ее следует рассматривать...