Музейная педагогика, как форма патриотического воспитания в школе
материал по теме

Пономарева Галина Вячеславовна

Всероссийское совещание организаторов патриотического воспитания образовательных учреждений на тему «Пути совершенствования патриотического воспитания в условиях модернизации системы образования». Выступление "Музейная педагогика, как форма патиотического воспитания в школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музейная педагогика, как форма патриотического воспитания в школе

Слайд 1 Пономарева Галина Вячеславовна учитель географии, руководитель школьного музея «Боевой путь авиаполка Нормандия-Неман», «Боевой путь 2-ого Гвардейского Тацинского танкового корпуса». Г Москва

    Многовековая история нашей страны свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности. Воспитать патриотов - значит, быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества завтра. Необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования. На это ориентируют педагогическое сообщество Закон Российской Федерации «Об образовании», государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [3]которая, разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений органов исполнительной власти, научных и образовательных учреждений, творческих союзов и религиозных конфессий. На решение этих задач ориентирована Национальная инициатива «Наша новая школа».

   Традиционно большая ответственность за выполнение задач патриотического воспитания  возлагается  на  средние общеобразовательные учреждения. 

     А если принимать во внимание, что одно из определений понятия «воспитание» даётся как передача ценностей культуры от поколения к поколению, то совершенно очевидно, что именно школьный музей и должен сегодня стать системообразующим в организации воспитательной работы в школе. 

     Термин "школьный музей" является обобщающим. До некоторой степени это название условно, т.к традиционно к школьным музеям относят все музеи, созданные на общественных началах с активным участием школьников в школах, в учреждениях дополнительного образования, в клубах по месту жительства. Относительная условность термина "школьный музей" заставила Минобразование России уточнить и дополнить старое название, и в новом "Положении о школьном музее" музей именуется "музеем образовательного учреждения", в скобках "школьным музеем". Музей в образовательном учреждении создаётся "в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся"[5].

       Он адресован детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчества учащихся, детей и педагогов, детей и родителей, а также других помощников и партнеров.

     Моя педагогическая деятельность уже долгие годы связана с работой в школьном музее. Сначала это было в качестве дополнительной нагрузки учителю предметнику (географии), а потом стало интересно, появились результаты деятельности.

Музейная педагогика стоит на стыке музееведения, педагогики и психологии.

Предметом исследования этой межпредметной дисциплины  является культурно-образовательная деятельность в условиях музея. Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии. Первоначально оно трактовалось, как направление музейной деятельности и было ориентировано преимущественно на работу с учащимися.

В нашей стране понятие музейной педагогики начало употребляться с начала 1970 г. И постепенно получало все большее распространение.

Слайд 2 Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём  включения её в многообразную деятельность школьного музея.

   Слайд 3 Задачи музейной педагогики:

  • Воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;
  • Воспитание любви к родному краю  и людям, заботящимся о его процветании;
  • Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
  • Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою  неповторимую индивидуальность;
  • Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
  • Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
  • Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

Из целей и задач видно, что музейная педагогика, как и педагогика в целом направлена на задачи воспитания и развития личности. Она  оперирует теми же понятиями, что и общая педагогика.

Как же используется музейная педагогика в патриотическом воспитании в школе.

Слайд 4 Во-первых, это работа по  поисково-собирательской деятельности. Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую школьников.  В нашей школе Совет  музея предлагает каждому классному коллективу поисковое задание. Разрабатывает памятки с рекомендациями по его выполнению. Вот примеры заданий: написать сочинения на одну из тем «Старая фотография», «Судьба семьи в судьбе страны», «Моя семья в Великой Отечественной войне»…

    Слайд 5 Мы уверены, что усиление внимания к семейному наследию – важнейшая задача патриотического воспитания. Пока не поздно следует записать рассказы бабушек и дедушек о своей жизни, об их вкладе в победу над фашизмом в годы ВОВ.

 Слайд 6 Еще одно направление в поисковой работе связано с фондами музея. Так в нашем музее был стенд посвященный Герою советского Союза летчику Петру Романову. Было известно, где и как он погиб, но не было известно о месте его захоронения. Благодаря поисковой работе было установлено место захоронения летчика, которое находиться в населенном пункте Мюнхеберг в Германии. Установлена письменная связь с бургомистром, а полученный фотоматериал лег в основу новой экспозиции музея.

     Все памятники истории и культуры собранные в ходе поисковой работе, поступают в фонд экспозиции школьного музея.

Слайд 7 Во-вторых, это экспозиционная (оформительская) деятельность. 

Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств.

При создании школьной экспозиции, в работу можно включить и все предметы учебного курса. Так, на уроках истории,  например, разработать  научно-историческую концепцию отдельных разделов экспозиции; на уроках черчения – выполнить чертежи и эскизы стендов, витрин, подиумов и другого экспозиционного оборудования; на урока труда – его изготовить; на уроках математики – осуществить расчеты необходимых материалов и их стоимость; на уроках информатики –  заняться компьютерным дизайном и оформлением  экспозиции. В  течение многих лет в нашей школе велась проектная деятельность на конкурсной основе, в которой принимают участие обучающиеся средних и старших классов, что также значительно пополняет фонды музея. Были созданы два макета «Боевые действия Петра Романова над Варшавой» и «Военный аэродром авиаполка Нормандия-Неман». Оба макета удостоены наград на городских, окружных конкурсах по исторической реконструкции «Победа», технического творчества и стендового моделизма «Дети, техника, творчество». Слайд 8 Макет Памятник всем погибшим летчикам занял первое место в конкурсе «Нет, фашизму!».

Слайд 9 В-третьих, это  экскурсионная деятельность.  Одним из главных видов музейной деятельности является экскурсионная работа. Поскольку сертифицированный школьный музей является государственным музеем, то он в соответствии со своим назначением должен вести постоянную экскурсионную  работу по пропаганде художественных ценностей, находящихся в музейных экспозициях.

Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям.

   Большинство экскурсии в школьном музее и музейных уроков проводят сами учащиеся. Вместе мы отрабатываем текст, согласуем его с видеорядом, с музыкой. Некоторые экскурсии составляются на основе исследовательских работ, проведенных детьми. Для того чтобы это направление работы проходило более успешно, интересно, необходимо собрать группу учащихся, желающих освоить экскурсионное дело, познакомить учащихся с основными правилами, по которым  строится текст экскурсии,  и её проведение.

Слайд 10 В-четвертых, это проведение культурно-массовых мероприятий и дел. Одним из основных критериев в оценке работы школьного музея является  разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий по экспозиции и уроков мужества, встреч с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися деятелями  науки, культуры и искусства, работа с местным населением, митинги и акции вот не полный перечень мероприятий в котором участвуют школьники.

     К сожалению, в сознании современной молодежи на сегодняшний день еще широко распространены  равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государству. В отношениях между людьми превалируют ценности потребительского поведения. В этих условиях только Музейная педагогика может помочь комплексному развитию, воспитанию гражданственности и духовности молодежи.

 Только в музее исторические знания смогут преобразоваться в убеждения.

Слайд 11

Используемая литература

  1. Закон «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.01.1996 года N 12-ФЗ) (с изм.на 3 декабря 2011 года) (редакция, действующая с 1 января 2012 года).
  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (от 4 февраля 2010 г. Пр-271) – http://www.nvobrazovanie.ru/ndoo/npd/225
  3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»: Утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795// Собрание законодательства Российской Федерации. № 41, 11 октября 2011 года (Часть 2). –http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml
  4. Васичева Э.В., Иванова Л.М., Соколова Т.А. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы / Методист. – № 7. – 2007.– С. 53-59.
  5. Примерное Положение о музее образовательного учреждения (школьном музее). Из Письма Министерства образования от 12.03.2003 г. № 28 - 51 - 181/16.

    6 . Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика      [Текст]: учебное пособие / Б.А. Столяров - М.: Высшая школа, 2004, - 216 с.

7. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997. - С.102-105.

8. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - С.34-37.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музейная педагогика, как форма патриотического воспитания в школе Пономарева Галина Вячеславовна учитель географии, руководитель школьного музея «Боевой путь авиаполка Нормандия-Неман», «Боевой путь 2-ого Гвардейского Тацинского танкового корпуса». Г Москва

Слайд 2

23.04.17 http://aida.ucoz.ru Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.

Слайд 3

23.04.17 http://aida.ucoz.ru Задачи музейной педагогики: Воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы; Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании; Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире; Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность; Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики; Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога; Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

Слайд 4

Поисково-собирательская деятельность « Судьба семьи в судьбе страны»

Слайд 5

Поисково-собирательская деятельность В гостях у ветерана

Слайд 6

Военное захоронение район Штраусберг, н.п. Мюкхеберг

Слайд 7

Макет-диорама «Ночной полёт» 23.04.17

Слайд 8

Проект «Нет фашизму!» макет памятника всем погибшим летчикам

Слайд 9

Экскурсионная деятельность

Слайд 10

- Культурно-массовые мероприятия

Слайд 11

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в реализации технологии «Музейная педагогика» как метод патриотического воспитания школьников

Выступление на республиканской НПК «Культурно-историческое наследие региона в контексте патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи»....

Роль музейной педагогики в героико-патриотическом воспитании детей и молодежи (на примере школьного музея)

Статья "Роль музейной педагогики в героико-патриотическом воспитании детей и молодежи(на примере школьного музея) "...

Выступление «Эффективность музейной педагогики в формировании патриотических ценностей у старшеклассников

Российское общество хочет видеть молодых граждан своей страны развитыми личностями, творческими людьми, инициативными и самостоятельными. Поэтому цель деятельности музеев заключается в воспитании у шк...

Воспитательная практика «Пульсация патриотизма: новые формы гражданско-патриотического воспитания в школе»

Современное общество требует от молодых людей активной гражданской позиции, готовности к участию в общественной жизни и защите интересов своей страны. Патриотизм и любовь к своей стране являются важны...

Статья "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания школьников"

Статья "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания школьников" из опыта работы руководиля школьного музея Боевой Славы. Работа школьного музея нацелена на патриотического воспитание и...