Роль музейной педагогики в героико-патриотическом воспитании детей и молодежи (на примере школьного музея)
статья по краеведению

Найданова Баярма Бадмаевна

Статья "Роль музейной педагогики в героико-патриотическом воспитании детей и молодежи

(на примере школьного музея) "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Роль музейной педагогики в героико-патриотическом воспитании детей и молодежи

(на примере школьного музея)

Найданова Б.Б. учитель истории и обществознания

Муниципальное  общеобразовательное учреждение Нижне- Иволгинская средняя общеобразовательная школа  с.Нижняя Иволга Иволгинского  района

   Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. На сегодняшний день развитие музейной педагогики занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Историко- краеведческое воспитание закладывает основы духовно-нравственного развития, гражданственности и патриотизма. Историческое сознание личности помогает ориентироваться в настоящем, определять направления в будущем, помогает ощутить себя в историко-культурном процессе, осознать преемственность поколений, свою историческую идентичность. Важную роль в формировании исторического сознания играет историческое краеведение. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее значение. Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет краеведческий музей. Более значимую роль, в связи с этим, выполняет школьный музей, который способствует формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений.

        Школьный музей – центр воспитательной работы, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, жизни школы, родного села, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность. Главное, музей дает возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в историко- краеведческой работе во взаимодействии с музейной образовательной средой. Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся. В современной школе проходят обучение учащиеся с новым миропониманием. Естественно, что обеспечить реализацию их жизненных способностей и устремлений общеобразовательной школе весьма проблематично. Поэтому сегодня очень важно прибегать к методам и средствам, имеющим наибольшее воздействие на подрастающее поколение. В школах ведется поиск методических приемов и форм, новейших подходов для приобщения подростков к нормам и правилам общественной жизни. Историко- краеведческое воспитание средствами школьного музея имеет огромное значение в становлении личности, является эффективным методом совершенствования образовательной среды .

        Музей начал свою работу в 1985 году благодаря инициативе большой организационной, научно - методической деятельности педагогического и школьного коллектива школы. Музей стал тем местом, где воплощены были замыслы и реализованы многие цели учителей и ребят. Организация школьного музея стала одной из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов, историков, объединяющая не только актив музея, но и широкие массы учащихся, учителей, родителей, бабушек и дедушек, общественности. Оргкомитет музея, куда вошли учителя, учащиеся, ветераны, определил цели и задачи музея. Историко-краеведческое и патриотическое воспитание; поиск и сбор материалов краеведческого характера; учет и хранение собранных документов, предметов, материалов и их научная проверка, систематизация и методическая обработка; использование материалов музея в учебно- воспитательной работе. При этом важно не только использование в образовательно-воспитательных целях коллекцию музея, но и от собранных вещей, изображений, письменных и фотодокументов вести учащихся к знанию, так как история, воплощенная в них, становится доступнее и понятнее учащимся. При составлении тематического плана нашего музея, особое внимание уделялось желанию отразить историю школы, села. В процессе работы определились основные направления разделов:

1. Историко-краеведческое:

  • история села: сбор материалов и фактов о жизни и обычаях жителей села; знакомство с культурой района, республики; создание летописи села.
  • История школы: история Нижне-Иволгинской школы: этапы становления, ветераны педагогического труда, выпускники школы, школа: вчера, сегодня, завтра.

2. Эколого-краеведческое направление ориентировано на формирование экологической культуры подрастающего поколения, знакомство с растительным и животным миром Иволгинской долины;

3. Военно-историческое: ведение поисковой работы, сбор фактов и материалов об участниках различных военных событий.

4. Эстетическо- краеведческое: изучение литературных источников, архивных документов, материалов краеведческих музеев; участие в этнографических праздниках и обрядах; создание банка фольклорно-этнографических данных.

5. Декоративно- прикладное искусство: возрождение работы местных промыслов и традиционных ремёсел.

Сбор материалов ведется постоянно через систему заданий, разработкой которых занимается совет музея, учителя истории. В настоящее время группа учащихся записывает воспоминания ветеранов войны и труда. Другая творческая группа собирает материал об учителях.. Ведется сбор не только исторических материалов, постоянно пополняют музейную коллекцию документы, фото, газеты современного периода нашей школы. В системе историко-краеведческого воспитания важное место занимает экскурсионно-массовая работа, которая предполагает подготовку и проведение экскурсий, а также использование музея в общественной жизни школы, включение его в единую систему учебно-воспитательной работы школьного коллектива. Одной из форм изучения местного края, его истории и современного состояния является историко-краеведческая экскурсия, которая дает возможность учащимся знакомиться с подлинными памятниками истории, краеведческими объектами в их естественных условиях. На экскурсии объектом познания всегда бывают средства наглядности, в основном подлинные памятники истории. Именно эта особенность делает ее важнейшим средством активизации познавательной деятельности учащихся. В практике работы нашего школьного музея используются экскурсии по музейным экспозициям. Такая экскурсия вносит в историческое представление учащихся образность, конкретизирует их знание по истории края, воспитывают умение видеть главное, связывая частное, местное с общим, понять, что история своей малой родины тесно связана с историей своей страны. Нами разработана экскурсия по нашему селу. Учащиеся, исследуя старинные здания, понимают насколько важно изучение и сохранение предметов старины. Другим видом экскурсии является экскурсия по музейным экспонатам. Разрабатывая тематику экскурсий, учащиеся изучали краеведческую специальную литературу, анализировали фотодокументы, архивные материалы. В результате совместной творческой научно-исследовательской работы разработаны следующие тематические экскурсии:, «Основные этапы развития школы», «История края, района, села в истории страны» . Разрабатываются экскурсии: «История сел СП Нижне- Иволгинское», «Выпускникам посвящается…». Школьный музей стал учебно-материальной базой в преподавании уроков истории. В практике учителей истории, классных руководителей музейные уроки, посвященные краеведческим темам.  Внеклассная работа, проводимая в школьном музее, направлена на историко-краеведческое воспитание. Встречи учащихся с ветеранами войны, традиционные праздники ко Дню Победы, викторины по краеведению, – все это развивает интерес и углубляет знания учащихся в области истории родного края. Только в том случае, когда ведется большая исследовательская работа по изучению края, когда собранные учащимися материалы для музея широко используются на уроках и на внеклассных мероприятиях, только тогда учащиеся свою работу по созданию музея будут считать важной и необходимой. Учащиеся нашей школы постоянно участвуют в районной научно-практической конференции школьников,  где представляют исследовательские работы по истории родного села и занимают призовые места. Таким образом, музейная педагогика в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданственных, духовно-нравственных понятий и навыков. Она раскрывает учащимся связи родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории родного села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого школьника. Внеклассная работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения в идейно-политическом воспитании учащихся. Работа школьного музея вносит что-то новое в знания учащихся по истории родного края, углубляет и расширяет их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музейной педагогики в работе классного руководителя

      В 2007 году наша школа №1 им. Героя Советского Союза Дмитрия Евлампиевича Комарова отметила  70-летний юбилей. Торжественное празднова...

Роль музейной педагогики в воспитательной работе

      В 2007 году наша школа №1 им. Героя Советского Союза Дмитрия Евлампиевича Комарова отметила  70-летний юбилей. Торжественное празднова...

Героико-патриотическое нравственное воспитание в обучении истории

Современная школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок л...

Роль музейной педагогики в воспитании учащихся школы

В работе описана роль музейной педагогики  в формировании предметных и метапредметных результатах образования обучающихся....

«Роль музейной педагогики в воспитании школьников»

Данный доклад представляет опыт реализации духовно- нравственного развития и воспитания  школьников(музейная работа)....

Статья на тему «Роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей» (на примере Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»)

Статья описывает роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей на примере деятельности Музея истории путешествий Детско-юношеского центра «ПЕТЕ...

Эссе "Роль современного педагога в воспитании детей и молодежи"

Личность педагога как определяющий фактор эффективности учебно-воспитательного процесса всегда вызывала большой интерес у представителей психологической и педагогической науки....