Роль музейной педагогики в воспитательной работе
методическая разработка (10 класс) по теме

 Санаткина Галина Павловна

 

 

         В 2007 году наша школа №1 им. Героя Советского Союза Дмитрия Евлампиевича Комарова отметила  70-летний юбилей. Торжественное празднование началось с открытия музея школы «Вехи памяти».  Инициатором создания школьного музея, который находится в одноэтажном здании рядом со школой, является директор школы Евгений Иванович Квашнин, учитель истории и обществознания, выпускник нашей школы. Директором музея назначена Троцкая Людмила Леонидовна, проработавшая в школе более 35 лет, из них 25 лет организатором воспитательной работы, человек, фанатично преданный своему делу.

         Школа тепло приветствовала своих выпускников и учителей – ветеранов. 

На юбилее школы я начала осознавать насколько значима школа в жизни каждого, кто здесь провёл и проводит самые яркие, незабываемые отрезки времени под названием школьная жизнь. Школа – место, где непрерывная связь времён представлена в виде  удивительного духа единения учителей и учеников всех поколений. Наша школа необычна своей историей – носит имя Героя Советского Союза Дмитрия Евлампиевича Комарова.  В годы войны здесь располагался госпиталь. 

         За 70 лет школу №1 закончили более 60 000 выпускников, среди которых 105 получили золотые и серебряные медали (41золотая и 64 серебряные)  Школа гордится своими выпускниками. Среди них – кандидаты и доктора наук, которые работают в России и за её пределами.

 

                                     Роль музейной педагогики в работе классного руководителя.

 

«Память - это тот посох, на который человек опирается в своем жизненном пути, она делает его зрячим…»

В.П.Астафьев

                             

            Музей  «Вехи памяти», созданный к 70-летию школы в 2007 году при МОУ СОШ №1 им. Д.Комарова  г. Шахуньи,  является одной из форм дополнительного образования в условиях данного образовательного учреждения.  Директор школьного музея Л.Л.Троцкая, проработавшая в  МОУ СОШ №1 им. Д.Комарова более 25 лет завучем по воспитательной работе, является настоящей хранительницей  экспонатов, которые по крупицам собирались и хранились в школе. 

            Школа имеет богатую историю.  Беспримерный подвиг в Великой Отечественной Войне совершил ученик нашей школы Герой Советского Союза командир танка Т -34 гвардии лейтенант  Дмитрий Евлампиевич Комаров.  Все ребята из первого выпуска 1941 года ушли на фронт и погибли, защищая Родину от фашизма.  Письма с фронта учеников, учителей, воспоминания ветеранов, газетные вырезки о жизни школы в годы  войны, когда здесь находился госпиталь, благодарные послания учеников – выпускников военных училищ, которые пошли по стопам героя – земляка и многие другие экспонаты представляют собой огромную воспитательную и научно – познавательную ценность. Музейная педагогика  – новая форма учебного взаимодействия, важная  часть общего, «ежедневного» воспитания учащихся в вопросах истории прошлого, в формировании духовно – нравственных ориентиров у учащихся.

       Цель музейной педагогикисоздание условий для развития личности путём  включения её в многообразную деятельность школьного музея.

Задачи музейной педагогики:

§  Воспитание любви к школе и уважения к учителям;

§  Воспитание любви к родному краю  и людям;

§  Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции;

§  Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою  неповторимую индивидуальность;

§  Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики.

               Задолго до открытия школьного музея,  принимая участие в оформлении экспонатов об истории школы в годы войны, привлекла к работе учеников своего класса. (Тогда они учились в 8-м классе.) Их не оставили равнодушными письма, карточки, фотографии  с фронта, которые они могли  потрогать, обсудить. Письма с фронта…. Они занимают особое место среди экспонатов школьного музея, играют первостепенную роль в воссоздании «живого образа человека».  Чем дальше уходят годы Великой Отечественной войны, тем с большим волнением и бережностью относимся мы к  заветным «треугольникам» – самым дорогим реликвиям, которые передавались из поколения в поколение.   Ребята могли рассказать об этом. Поэтому первыми экскурсоводами в музее стали эти ребята. Записались всем классом (23 человека)  в кружок «Поиск», который ведёт директор  школьного музея Троцкая Л.Л. 

            Тесное  сотрудничество и взаимодействие  с ней помогает мне планировать  и проводить  мероприятия на материалах школьного музея, развивать сотворчество, активность, самодеятельность ребят класса в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов.

             Участие  в проекте социальной направленности «Я –Гражданин России»  (время действия проекта: 2007 – 2012 гг.) способствует формированию  интереса  к истории страны, своей малой Родины, школы и уважительного  отношения  к нравственным ценностям прошлых поколений.

 Цель проекта:

 Развитие  гражданско – патриотического воспитания  на материалах школьного музея.

imageimage

        Вместе с активом из десяти учащихся моего класса, входим в  Совет музея. Вместе планируем работу на каждую четверть  по проведению экскурсий. Ежегодно  составляется план работы кружка и план работы музея, согласно которым  проводятся внеурочные мероприятия,  как для учащихся нашей школы, так и для гостей города, района, области.

       В реализации проекта  музейная педагогикадает возможность:

 -   осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности;

- организовать дополнительные внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее;

- воспитывать  патриотическое сознание школьников;

 - развивать  коммуникативные компетенции, навыки  исследовательской работы учащихся;

- формировать чувства ответственности и  гордости за свою  школу, семью, чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.                                              

Основные направления:

- Поисково-собирательское.Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. Много исследовательских работ на материалах музея ребята создали за 4 года. Самые яркие о выпускниках: о Д.Комарове, М.Светлове, первых выпусках, ветеранах – участниках войны и т.д

Например, собирая материал о Михаиле Светлове, выпускнике школы 1939 г., курсанте Московского командного училища 1941 г., который погиб в самом начале войны, удалось воссоздать его жизнь по почтовым карточкам,   который посылал Михаил  своим  родным по мере следования на фронт: Костромская, Ярославская, Пензенская обл. …

imageimage     «Здравствуйте, дорогие родители папочка и мамочка, а также бабушка и Витя.В настоящее время пока жив и здоров и вам, дорогие мои родители, от всего сердца желаю доброго здоровья.Если буду жив и здоров, то постараюсь за всю вашу заботу отблагодарить на деле.»   

16.10.1941 г. –последняя весточка с фронта.

Родственники не знали, когда погиб и  где захоронен М.Светлов.  Л.Л. Троцкая сделала запрос в  центральный архив министерства обороны и в этом году, в августе пришёл ответ, что командир взвода 1103 стрелкового полка 328 М.П.Светлов погиб 14.12.1941 г. и похоронен в с. Ивановское Тульской области.

Бережно перебирая пожелтевшие от времени листочки писем с фронта, невольно окажешься в атмосфере того времени и понимаешь, какую историческую ценность они представляют, ведь по ним можно проследить историю целого поколения. Не все солдаты были героями, но все честно выполняли свой воинский и гражданский долг.

image

- Экскурсионное. Подготовка и проведение экскурсии в школьном музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Есть определённая группа учащихся, освоивших  экскурсионное дело и желающих проводить экскурсии. Если раньше приходилось очень долго готовиться  к выбору темы, составлению текста, сейчас таких проблем нет. Ученики сами распределяют роли, выбирают материал. Очень виден прогресс в презентационных, коммуникативных  навыках подачи материала.      

Что сделано:

Учениками 11 Б кружка «Поиск» за период 2007 – 2011 гг проведены экскурсии по темам:

- «Подвиг Д.Комарова»  для учащихся школы  (2-9 классы), для учащихся МОУ СОШ №2, МОУ СОШ №14, гостей из Н. Новгорода активу МОУ ДОД ЦДТ.

- «По стопам героя» о выпускниках школы, закончивших военные училища.

-«Школа в годы войны».

- «Учителя-ветераны войны».

- «Дети войны»

imageimageimage- «Первые выпуски»

- «Пионерская организация школы»

- «Традиции школы»

- «Письма с фронта»

- «Старые фотографии расскажут.

image

image

- Культурно-массовые мероприятия, дела. Встречи с участниками Великой Отечественной войны, учителями – ветеранами, выпускниками прошлых лет, деятелями  науки, культуры и искусства. Школьный музей органично вписывается в план работы всего общеобразовательного учреждения.

Ученики 11 Б  кружка «Поиск» за период 2007 – 2011 гг. провели 6  передач:

Цикл передач «От всей души» для учителей-ветеранов:

- «От А до Я в любом открытии всё начинается с учителя»,

-«У старости мудрое лицо»,

- «Учителя – ветераны ВОВ»,

- «День Победы – это радостный и грустный праздник»,

- « Дети войны»,

- «Письма с фронта»

 Формы и метоы работы.

В основе лежит личностно-деятельностный подход к ребёнку, педагогика сотрудничества, многообразие образовательных маршрутов и право их свободного выбора учащимися создаёт условия для самоактуализации личности и её социализации. Если на уроках истории учащиеся получают  основы знаний о городе и крае, то во внеурочной деятельности они могут углубить и расширить эти знания, кроме того, реализовать их в  одном из видов практической  деятельности, получить профессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника.

Творческий потенциал детей сегодня может и должен быть использован и школой, и музеем. В деятельности школьного музея можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием музейных материалов в учебном процессе, обогащение содержания работы новыми формами, подсказанными современностью. Так появились музейные проекты, интерактивные, новые формы учебного взаимодействия в школе.

Проведение занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика.

 

Музейные педагогические технологии.

Моя сверхзадача,  как классного руководителя:  создание условий для выработки у учащихся позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении  к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.

Особенно эффективны в музейной педагогике технология коллективных творческих дел, технологии проблемного  и индивидуального обучения.

Как один из вариантов технологии индивидуального обучения может быть использован метод проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Очень интересно проходят виртуальные экскурсии о истории школы  на английском, немецком языке.

 

Связь с другими школами, городами.

     В 2009 г. состоялась тёплая встреча по обмену наработок  по музейной педагогике с педагогами и ребятами «Школы молодого лидера»  МОУ ДОД ЦДТ из  г. Нижний Новгород.

     image Переписка  по e- mail:

  с выпускниками военных училищ:

- Малковым  Сергеем, выпускником школы1985 года, выпускником Благовещенского училища,

- с Роженцовым В.П, выпускником 1969 года, который по рекомендации  Шахунского РКВЛКСМ был направлен, как лучший комсомолец, в Благовещенское высшее командное Краснознамённое училище имени маршала Советского Союза К.А. Мерецкого, которое закончил с отличием, затем поступил  в военную академию бронетанковых войск имени Маршала Советского Союза Малиновского Р.Я. С отличием закончил академию. Присуждена учёная степень кандидата технических наук.

Участие в конкурсах

- Смирнов Вячеслав, занял 1 место в районном конкурсе «Мой первый учитель»

- Раевская Аля,  стала лауреатом конкурса компьютерных  презентаций «Салют, Победа!»

Большую исследовательскую работу провели все ребята по теме «История семьи в истории страны».

Защита проектов -15, исследовательских работ – 20человек.

Конкурсы плакатов, сочинений, – 23,  эссе - 22человека.

       В этом году мой 11Б последний учебный год работает в музее, в 2012 году будем подводить к завершению социальный проект«Я –Гражданин России».  Результатпроекта в виде отчуждаемого продукта мы видим в созданных детьми конкурсных работах, творческих проектах, презентациях.

  Неотчуждаемый продукт выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте, в дальнейшем желании принимать участие в жизни страны.

    Внутренний результат увидеть сложнее.    Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:

-собеседование,

- методика сочинений,

- наблюдения,

- тестирования и др.

Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем,  насколько владеем мы  умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности. Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в  коммуникативные ситуации, требуя проявления  качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам можно отнести рефлексию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска. В то же время эти качества составляют гуманистический потенциал учителя и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность  педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели современной школы, выполняющей социальный заказ общества.

 

 

                       Классный руководитель 11Б класса МОУ СОШ №1 им. Д. Комарова

                        Санаткина Галина Павловна

 

                                  2011-2012 учебный год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Muzeynaya_pedagogika_pomogaet_mne_v_vospitatelnoy_rabote.docx891.73 КБ

Предварительный просмотр:

Музейная педагогика играет важную роль в формировании военно – патриотического, нравственного воспитания школьников.

  При школьном музее «Вехи памяти»,  с момента его открытия,  создан кружок «Поиск» под руководством директора музея Л.Л.Троцкой. Кружок посещают все ребята моего  класса, где они не только знакомятся с подлинным материалом, который вызывает у них живой интерес,  но и активно проявляют себя, готовят и проводят экскурсии, помогают в сборе и оформлении экспонатов. Создан актив кружка.  Все кружковцы с гордостью носят юнармейскую форму.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\8а\S7000542.JPG

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фото 1\DCIM\100SSCAM\S7001218.JPGC:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фото 1\DCIM\100SSCAM\S7001219.JPG

S7001167                S7001216

Ежегодно  составляется план работы кружка и план работы музея, согласно которым  проводятся внеурочные мероприятия,  как для учащихся нашей школы, так и для гостей города, района, области.

Активом кружка «Поиск» за период 2007 – 2011 гг. проведены экскурсии по темам:

- «Подвиг Д.Комарова»  для учащихся школы  (2-9 классы), для учащихся МОУ СОШ №2, МОУ СОШ №14.

- «По стопам героя- земляка» о выпускниках школы, закончивших военные училища.

-«Школа в годы войны».

-«Учителя-ветераны войны» и др.  

13 ноября 2009 г. школьный музей посетили учащиеся из Н.Новгорода. Для них были организованы экскурсия и «Круглый стол».

           C:\Documents and Settings\sanatkina\Рабочий стол\clip_image002.jpg

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\8а\S7000558.JPG

Ежегодно для учителей – ветеранов ребятами из кружка «Поиск» проводятся передачи «От всей души», посвящённые Дню учителя и Дню Победы. Тесное сотрудничество с учителями – ветеранами играет важную роль в формировании нравственного воспитания школьников.

   
                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музейной педагогики в работе классного руководителя

      В 2007 году наша школа №1 им. Героя Советского Союза Дмитрия Евлампиевича Комарова отметила  70-летний юбилей. Торжественное празднова...

Роль музейной педагогики в реализации образовательной программы «Искусство и культура моего народа» на уроках изобразительного искусства

Организация художественной деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства. Использование музейной  педагогики, как наиболее эффективной формы ...

Роль музейной педагогики в формировании личности учащихся.

Данная статья показывает важность музейных образовательных программ в становлении личности учащихся...

Роль музейной педагогики в воспитании учащихся школы

В работе описана роль музейной педагогики  в формировании предметных и метапредметных результатах образования обучающихся....

«Роль музейной педагогики в воспитании школьников»

Данный доклад представляет опыт реализации духовно- нравственного развития и воспитания  школьников(музейная работа)....

Статья на тему "Роль музейной педагогики в изучении географии в школе"

Статья рассказывает о том, какие преимущества имеет  урок географии в музее?  Примеры музеев Санкт-Петербурга, пригодных для проведения уроков географии.Пример проведения урока по изучению п...

Роль музейной педагогики в героико-патриотическом воспитании детей и молодежи (на примере школьного музея)

Статья "Роль музейной педагогики в героико-патриотическом воспитании детей и молодежи(на примере школьного музея) "...