Музейная педагогика как средство патриотического воспитания
статья по истории на тему

Белолюбцева Галина Витиславна

Опыт работы школьного музея

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Музейная педагогика26.14 КБ
Файл опыт работы830.32 КБ

Предварительный просмотр:

             

Музейная педагогика

как средство

патриотического

воспитания

опыт работы учителя

истории и обществознания

 МБОУ «Большегнеушевская средняя общеобразовательная школа»

Рыльского района

Белолюбцевой Галины Витиславны

высшая квалификационная категория

2014год

           

     Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу

             или городу, к родной речи начинается с малого –

                        с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.

                     И еще - с уважения к таким же чувствам людей,

                      которые тоже любят своей дом, свою землю, свое –

  пусть и непонятное тебе - родное слово.
                 Вот эти важнейшие человеческие качества

            и поможет тебе открыть в своей душе    

                                                  история: любовь, уважение, знание. 
                                                                                      Дмитрий Лихачев

         Насколько актуальна сегодня проблема патриотического воспитания подрастающего поколения? К сожалению, очевидно, что материальные ценности стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме. Считается, что поколение  «девяностых»- потерянное поколение. Но, похоже, что уже наше общество теряет и поколение нового, XXІ века. Последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Идет рост проявлений бездуховности, безнравственного поведения, агрессивности и экстремистских настроений, форм отклоняющегося поведения детей и молодежи. Россия - крупнейшая многонациональная и многоконфессиональная страна и для России «важнейшая цель воспитания и образования - это формирование у своих граждан российского патриотизма, чувства дружбы народов и веротерпимости. Сегодня, в условиях, когда государство начинает определять новую идеологию, формулирует государственно-общественный заказ образованию на формирование новой личности, становится ясно, что ключевыми характеристиками такой личности должны стать, прежде всего, ее духовность, гражданственность, патриотизм, социальная активность, свобода и т.д.

                 Невозможно воспитать полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества. Любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё начинает формироваться в детском  возрасте. Чтобы воспитать эти чувства у ребенка, педагог должен быть  сам убежден и вдохновлен идеями патриотического воспитания.  Это кропотливый и систематический процесс, который  идет планомерно в школе из класса в класс, от поколения к поколению.  Участниками этого процесса должны стать дети, учителя, семья и общественность. Только все вместе мы можем решить проблему воспитания патриотизма. Работа  должна вестись по разным направлениям и проявляться в разных видах деятельности: изучение истории Родины и  своего города или села, улицы, семьи, ознакомление с героями и их подвигами, изучением символов государства, достижений страны. Важно, чтобы изучение этого материала вызывало чувство привязанности к «большой» и «малой» родине,  чувство ответственности и гордости, уважения и толерантности к обычаям и традициям других народов.

        Эту работу уже много лет я  веду в своей школе, вдохновляясь убежденностью в том, что рассказывая детям историю Родины (уроки истории), изучая законы  страны (обществознание), историю Курского края, собирая материал для школьного музея и ведя поисковую работу, я бросаю зерна, которые когда-то прорастут и, надеюсь, дадут благодатные всходы. В своей деятельности, в основном, я опираюсь на музейную педагогику. Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Наш  музей не только "хранит и показывает", но и обеспечивает активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре, истории своего края, села, школы.

Чтобы детям было интересно, надо уметь увлечь их, заинтересовать, материал донести доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что многое узнать они могут   о войне, героях, традициях и культуре страны на примерах и фактах своего села, его жителях. Средства музейной педагогики, взаимное партнёрство, сотрудничество с родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволяют расширить духовно нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими, рядом. Каждый ребенок может попробовать себя в том или ином деле, и здесь не важна результативность, важен результат воспитательного воздействия на человеческие качества ребенка.

          Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине.
        Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах творческой, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др.
Школьный музей - это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и обучающихся.
Школьный музей берет на себя «летописную функцию», чем целенаправленно не занимается практически ни одно государственное учреждение. Создавая летопись школы, школьный музей ликвидирует «белые пятна» в ее истории.

     Мы занимаемся сбором материалов по истории села и школы, ведем поисковую работу, связанную с Великой Отечественной войной, собираем экспонаты, включающие предметы быта, письменные документы и источники, фотографии. В нашем музее более  пятисот экспонатов. Есть в нашей коллекции старинные предметы быта,  пластинки, школьные принадлежности прошлого века, гильзы от патрон и снарядов, экспонаты, посвященные истории пионерской, комсомольской организации школы, материалы из личного архива, подаренные нашими учителями. Сбор материалов ведется постоянно через систему заданий, разрабатываемых мною к  урокам истории Курского края, внеклассную работу, через детскую организацию школы. На базе школьного музея создано детское объединение «Патриоты». Программой  определены цели и основные направления его деятельности. Обучающимися созданы презентации истории школы, школьного музея, церкви  и села, собраны материалы по Великой Отечественной войне, занявшие призовые места в районных и областных конкурсах. На областной конкурс нами был разработан  и представлен инновационный образовательный продукт: «Школа- хранитель культурно-исторического наследия малой родины».

В системе историко-краеведческого воспитания важное место занимает экскурсионно-массовая работа, которая предполагает подготовку и проведение экскурсий, а также использование музея в общественной жизни школы, включение его в единую систему учебно-воспитательной работы школьного коллектива. В районном конкурсе музеев мы стали победителями в номинации «Лучший экскурсовод».

Одной из форм работы являются внеклассные мероприятия, проводимые в школе и районе, посвященные местным народным и православным традициям, истории школы, истории села и страны. Например, устный журнал  «История нашей школы», театрализованные постановки, посвященные православным и народным традициям  («Свет рождественской звезды», праздник Казанской иконы Божией Матери, «Пасхальный Благовест», музыкальный  конкурс «Завалинка»),  экскурсии: «История монет», «Летопись нашей школы»…

         Школьный музей стал учебно-материальной базой в преподавании уроков истории, литературы, изобразительного искусства, технологии и др.      

Для уроков истории в собранных материалах  школьного музея можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения отчизне. Привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано. Например, темы «Отмена крепостного права», «Столыпинская аграрная реформа», «Великая октябрьская революция» , «Коллективизация», «Сельскохозяйственная политика Хрущева» аграрные реформы 1965 г., 1987 г., 90-х годов  скрашиваются и  дополняются краеведческим материалом. Учащиеся анализируют документы и материалы школьного музея, проводят социологические исследования методом интервью, анкетирования и о результатах сообщают на уроке.

       При изучении темы «Великая Отечественная война Советского Союза» обучающиеся готовят сообщения о земляках-участниках войны, пишут творческие работы (сочинения, стихи) о мужестве солдат и тружениках тыла родного края.

       Особый интерес у учащихся вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива.

       Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности. Работа музея тесно связана с уроками  истории Курского края, где я не только излагаю материал учебника, но и включаю детей в творческий процесс. Обучающиеся пишут сочинения о природе и достопримечательностях села, стихи, посвященные Великой Отечественной войне и Победе, сочиняют сказки и истории, связанные с экспонатами музея, что способствует развитию их творческих способностей.

       Чтобы донести до детей красоту и духовность народных традиций, необходимо научить их видеть и уважать традиции в собственных семьях. Дети должны осознать, что семейные традиции живы до тех пор, пока они передаются из поколения в поколение. В этом нам помогают родители наших воспитанников, рассказывая о своих семейных традициях, участвуя в фотовыставке «Моя семья», творческом конкурсе «Моя малая родина», «Династия». Таким образом, на основе знакомства с предметами старины и традициями народов России мы воспитываем у детей патриотизм, интерес к истории и культуре своего народа, уважение и бережное отношение к семейным ценностям.

В такой работе осуществляется связь времен, которая дает  уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры.

 В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» патриотическое воспитание трактуется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины». Работу в этом направлении я веду на уроках обществознания и истории.

      На уроках истории и обществознания знакомлю с личностями, которые совершили подвиг военный, моральный. Вместе с обучающимися готовим презентации к районным конкурсам, например, о подвиге героев Бородинского сражения, о Сталинградской битве. Делая подборку материалов, дети непосредственно знакомятся с героизмом простых людей, которые служат примерами проявления патриотизма. Они учатся понимать на конкретных фактах, что такое гражданский долг и долг перед Отечеством.

               Сочетание разных видов деятельности и форм работы, налаживания связей между урочной и внеурочной сферами жизни школьника, одновременного использования возможностей воспитания и дополнительного образования позволяют выполнить заказ общества- человека, богатство души которого делает его нравственным, уникальным; способным к проявлению заботы и милосердия по отношению к другим людям.

  Главный результат моего опыта - это интерес детей к истории, активное участие в поисково-исследовательской работе  и сбор материалов для школьного музея. Отражается это и на качестве преподаваемых мною предметов истории и обществознании (в 6,10 классах-100%, в остальных- более 60%).Обучающиеся школы участвуют в подготовке и защите презентаций на районном уровне и занимают призовые места (презентация «Летопись Большегнеушевской школы» 2011г.-победители, участие в областной краеведческой конференции с материалами «70-летие оккупации Рыльского района» 2011г,призовое место в районном конкурсе исследовательских работ «Памятники воинской славы Курского края», печать исследовательской работы  «Рождение обители» в сборнике «Православное краеведение» Курск 2013г., победы обучающихся в творческих конкурсах и викторинах, посвященных юбилейным датам Великой Отечественной войны и др.Значение проводимой мною работы заключается в том, что в школе   существует система патриотического воспитания обучающихся  и создаются условия для ее реализации.

Литература

Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. . // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7

Инновации в Российском образовании. Дополнительное образование и воспитание детей и молодежи. М., 2000.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков  М Просвещение 2009г

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г . // Вестник образования, № 6, 2002.

Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2006. №9



Предварительный просмотр:

Православие в краеведении

Материал напечатан в сборнике проектных и исследовательских работ, творческих материалов обучающихся о православных памятниках и подвижниках Курской области

Курск 2013г

(Комитет образования и науки Курской области)

Рождение обители

История возрождения

храма Казанской иконы Божией Матери

исследовательская работа

обучающейся  9 класса

МБОУ «Большегнеушевская средняя

общеобразовательная школа»

Рыльского района

Торской Зои Ароновны

руководитель работы:

Белолюбцева Галина Витиславна

учитель истории

высшая квалификационная категория

Давным-давно, еще в 18 веке, в селе Большегнеушево стояла церковь на месте, где находится сейчас монастырь Казанской иконы Божией Матери. Об этом говорят документы, присланные в школу из Санкт-Петербурского государственного архива«Записи согласно «Экономическим примечаниям к планам Генерального межевания» конец 18-начало 19 века.

«село Гнеушево Плоское тож со слободками Воскресенскою и Федосеевкой» принадлежало  Федосею Алексееву сыну Юрасову, Василию Дмитриеву сыну Юрасову, Анне Юрьевой дочери Волжиной, Марьи Алексеевой дочери Токаревой, Матвею Иванову сыну Самоилову, Николаю и Ивану Яковлевым детям, Никифору Васильеву сыну Сафоновым и однодворцам. Дворов в селе было 52, жителей мужского пола-186, женского – 181. Село находилось «на берегу речки Амони на левой стороне и по обе стороны верха безымянного. На левой стороне- церковь деревянная Казанской Пресвятой Богородицы. на Церковные земли- в трех местах: первая-на суходоле, вторая-при отвершке безымянном, третья-при речке Наденки».

Следующие сведения касаются 19 века. Это данные «С-Петербургского Комитета Грамотности Императорскаго Вольнаго Экономического Общества» В них говорится о «сельском народном училище Гнеушевском».

В Курской  губернии Рыльского уезда Амонской волости селении Гнеушево в 1886 г было открыто земское училище, расположенное на общественных землях. Здание при церкви- сторожка. Преподавал священник, а допущен к преподаванию на основе свидетельства  об образовании, полученном в духовной семинарии. Вероисповедания православного, сословия духовенского, 60 лет от роду, вдовец. И девица , 34 года, образование- прогимназия, 18 лет стажа. Преподавание ведется по книгам «Священная история» Авинского,  молитвы Соколова, грамматика Тихомирова, часослов, задачник Евтушевского… А документы 1894 года содержат данные как о церковно-приходской школе.

Сохранились и сведения старожилов о церкви:  здание церкви было деревянное, высокое, рядом колокольня около 25 м,  колокола с нее не сохранились. Когда создавали колхоз, их отвезли туда, чтобы созывать крестьян на работу. Чуть подальше часовенки, где отпевали священников, кладбище. Здесь хоронили священнослужителей. Это сведения достоверные. Когда рыли водопровод по этой части села, то нашли их захоронения: остатки парчовой одежды, золотые монетки…  Церковь была обнесена забором из железных решеток и каменных столбов. После революции этот забор разобрали и селяне построили себе из этого кирпича печные трубы, а кто-то использовал материал на другие нужды.

Церковь закрыли, а в помещениях и пристройках открыли школу. О самых первых священниках церкви сведений нет, а Бырдина Н.А., который, будучи священником, вел преподавание в школе до войны, сослали на лесоповал, где он стал писарем (из-за грамотности),  но после ссылки в село он уже не вернулся.

 В 1942-43 году, когда оккупировали наше село немцы, они устроили в одном из зданий школы конюшню, в другом -свой штаб и здесь же разместили столовую. После войны  снова вернулись школьники в здание церкви учиться. Так было до 1996 года.

            Возрождение обители в нашей местности имеет интересную предисторию. Жил в селе Цыганков Иван Иванович. Человек, ничем не выделяющийся  среди селян. Работал электриком, киномехаником. Стал в советское время членом коммунистической партии. Но обстоятельства жизни сложились так, что стал он человеком верующим. Никто не понимал его позиции. Таких в селе были единицы.  За свою веру в Бога получил такое всеобщее осуждение, особенно  со стороны партии,  что на одном из партсобраний  его заставили отказаться от своих взглядов: или партбилет или вера. Иван Иванович остался верен самому себе. Частенько уединялся. Уходил из села на бывшую родину с. Надейка. А по пути останавливался в местечке «глушки», у речки Наденки, где били ключи. Там он сидел в забытьи, испив воды из источника, думал о жизни, о будущем.  Стал служить дьяконом в Рыльской церкви, перешел в Слободской монастырь .                   Со временем принял постриг в монахи и получил  имя Аникий.

  Позже познакомился и сблизился с  известным ныне архимандритом Ипполитом. Вместе они думали о восстановлении монастыря. В 90-годы политика государства изменилась. Разрешено было строить храмы, открывать церкви. Вот тогда-то и родилась  мысль о том, что в селе Б-Гнеушево  на месте старой школы и бывшей церкви неплохо было бы восстановить обитель, поскольку 1сентября 1996 была построена новая школа. А на месте старой стала возрождаться обитель. Изначально идея исходила от Цыганкова И.И. и отца Ипполита, его поддержал председатель колхоза Белолюбцев В.В., нашлись и люди, духовные чада  отца Ипполита, которые просили  его найти обитель для женского монастыря. Это были матушки из Железногорска. По благословению Ипполита они занялись восстановлением церкви. Первыми  в уже в восстанавливающуюся обитель приехали матушка Николая (в миру Анна Андреевна Чуйченко), матушка Гавриила и, чуть позже  матушка Ипполита (Ильина Валентина Ивановна). С благословения архиепископа Курского и Рыльского Ювеналия появилось подворье, назначение которого было  оказывать материальную помощь Рыльскому монастырю. Так мало-помалу здание ремонтировалось, обустраивалась территория, появлялось хозяйство-10 га земли, скот, птица.  В обитель потянулись послушники со всей области и России. Храмом здание стало считаться в 1997 году. 9 декабря 1999 года его преобразовали в монастырь.  Через некоторое время (в 1997году) был отстроен источник на границе с Надейкой, названный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, именно тот, где бывал Цыганков И.И. Потянулись в храм паломники, верующие со всех концов страны. Пошел слух о монастыре и о воде из святого  источника. Приезжавшие в монастырь обретали кто покой, кто здоровье, кто утешение. Службу вели батюшки, получившие благословение у Архиепископа Курского и Рыльского Ювеналия, а потом и Германа: протоирей Петр Медведь,  отец Игнатий, служивший ранее иеродиаконом  в Свято-Николаевском монастыре.

 Теперь же это процветающая обитель. В ней   25 послушниц. Ведется хозяйство. Все для нужд  и содержания монастыря: молоко, сыр, печется хлеб, выращивается картофель… Руководит всем настоятельница монастыря игуменья Ипполита. Помогает ей во всем  отец Игнатий. Отстроен гостиничный  комплекс, хозяйственный и скотный двор, мини-завод по производству масла и сыра.

 Монастырь живет и развивается на собственные средства , средства паломников и спонсоров. Недалеко от монастыря отстроен новый источник Казанской Божией Матери.

        D:\Фото\церковное\DSC01995.JPG 
D:\школьное\церковь\IMG_0613монастырь Б.Гнеушево.JPG

Храм Казанской иконы                                          Святой источник

Божией Матери

Настоятельница монастыря матушка Ипполита

D:\Фото\церковное\IMG_1183 копия.jpg

D:\Фото\церковное\IMG_0018.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика, как форма патриотического воспитания в школе

Всероссийское совещание организаторов патриотического воспитания образовательных учреждений на тему «Пути совершенствования патриотического воспитания в условиях модернизации системы образования». Выс...

Материалы конференции "Музейная педагогика как средство формирования гражданско-патриотических и нравственных качеств личности"

В сборнике представлены выступления руководителей школьных и сельских музее и педагогов школ ГО Верхотурский на третьей научно-практической конференции, проводимой коллективом ГБОУ СО "СОШ № 3" г.Верх...

Музейная педагогика как средство обеспечения духовного и нравственного развития школьников.

В стать автор делиться опытом работы по организации духовно-нравственного воспитания учащихся средствами музейной педагогики....

Деятельностный подход в реализации технологии «Музейная педагогика» как метод патриотического воспитания школьников

Выступление на республиканской НПК «Культурно-историческое наследие региона в контексте патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи»....

Музейная педагогика как средство развития личностного потенциала и образовательной компетентности учащихся

Современная музейная педагогика - это педагогика открытого пространства, которая наиболее эффективно проявляется в условиях содружества музея и школы и развивает ключевые компетентности учащихся. Музе...

Роль музейной педагогики в героико-патриотическом воспитании детей и молодежи (на примере школьного музея)

Статья "Роль музейной педагогики в героико-патриотическом воспитании детей и молодежи(на примере школьного музея) "...

Музейная педагогика как средство воспитания во внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС

Учитель обществознания и руководитель школьного музея дает оценку работе музейной педагогике как средству воспитанию обучающихся во внеурочной деятельности. Значительное место отводит личностно-деятел...