Статья "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания школьников"
статья

Статья "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания школьников" из опыта работы руководиля школьного музея Боевой Славы. Работа школьного музея нацелена на патриотического воспитание и любви к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Презентация 2.17 МБ
Файл Статья19.4 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Музейная педагогика как средство патриотического воспитания школьников

Хинданова Э.Н., учитель истории и обществознания

МАОУ «СОШ №57 г. Улан-Удэ имени А.Цыденжапова»

Музейная педагогика рассматривается как инновационная педагогическая технология, интегративная и качественно новая сфера образовательной деятельности в школе. Работа школьного музея Боевой Славы нацелена на патриотическое воспитание и развитие личности ребенка, воспитание любви к истории родного края и Отечества.

Главная задача школы – создание педагогических условий, когда каждый ученик включен в творческую деятельность, в ситуацию поиска путей решения интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися. В этом неоценимую помощь оказывают музеи, открывая и для учителя, и для обучающихся дополнительные возможности:

– сочетание интеллектуального и эмоционального воздействия; объединение теоретического и практического материала.

 – мотивация к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

– развитие творческих способностей.

Мы используем не только традиционные направления деятельности школьного музея – фондовую, экскурсионно-лекторскую, поисковую, экспозиционную, пропагандистскую, но и применяем инновационные технологии. Основное направление работы – проектная деятельность. Участники этой группы ведут поисковую работу, сбор материалов, подборку информации, ее систематизацию, знакомятся с документами, литературой, работают с архивными материалами, обращаются за помощью к ветеранам, родственникам. Так, ученица 9а класса, Мария Халюева, работая над проектом «Найденный солдат», вместе с семьей провела большую работу по поиску без вести пропавшего прадедушку Халюева Алексея Ефимовича. С помощью поисковых отрядов его нашли в Мурманской области и семья посетила могилу. В 2023г. мы получили Благодарность от поискового движения России по Республике Бурятия по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества.

Давая учащимся навыки исследовательской работы, активизируя творческую деятельность, музей приобщает их к науке, дети защищают свои проекты на школьных, городских конференциях. Так, Лазаренко Кирилл занял 2 место в III городском НПК «Шаг в будущее» (2023) и стал лауреатом премии имени Санжиева Ж. Б. регионального этапа Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского.

В последние годы нами выполнены проектные работы, ставшие лауреатами многих конкурсов. Мы заняли 2 место в республиканском конкурсе среди школьных музеев «Путешествие в прошлое», посвященного Году Семьи в России (2024». В 2023 г. стали победителями городского конкурса школьных музеев, посвященного 100-летию образования Республики Бурятия. Наш активист Жамсаранов Ринчин занял 2 место в городском конкурсе научно-исследовательских работ «С тобой мы связаны судьбой…» и 1 место в Верхнеудинских чтениях (2023). Так, Жалсанов Тимур занял 1 место на региональном этапе Всероссийской олимпиады по школьному краеведению (2024).

  Еще одно направление нашей работы – это экскурсионная деятельность. В фондах музея собраны подлинные экспонаты, подаренные нашими ветеранами, и документальные материалы, которые позволяют разнообразить формы и методы проведения экскурсий, что вызывает живой интерес, позволяют познакомить посетителей с подлинной историей Великой Отечественной войны. В 2024 году Байбородина Мария на Республиканском  конкурсе школьных музеев заняла 2 место среди экскурсоводов. Обучающиеся нашей школы при поддержке родителей и педагогов создают Книгу Памяти или Фронтовой альбом своего класса, где собирают воспоминания о членах семей и ветеранах, внесших свой вклад в Победу. В сердцах детей растет гордость за свою семью, ее героическое прошлое, не исчезает связь между поколениями, и ребенок выступает не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель.

В школьном музее мы проводим уроки истории и литературы. Подлинные материалы музея, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями. Ведь познание мира у детей происходит через ощущения и в ходе внеурочной деятельности. А занятия в музее отвечают этим требованиям. Важно в ходе мероприятия дать детям возможность потрогать, понюхать, послушать, осмотреть музейный экспонат и связать его с остальными предметами. Тогда занятие будет не только нести основную информацию, но и оказывать эмоциональное воздействие – это живой контакт, способность передать особый мир исторической памяти, сохранённой в предметах, которые говорят на своём «безмолвном» языке об исторических свершениях разных эпох. В 2024г. Полевое учреждение Банка России «Степное» подарил нашему музею памятные 25-рублевые монеты Банка России из серии «Оружие Великой Победы». Детей заинтересовали монеты, и начали серьезное исследование о судьбах и творчестве каждого оружейника. Любопытные школьники прочитали интересную историю, как «король истребителей» Николай Николаевич Поликарпов не боялся дерзить самому Сталину, будучи приговоренный к смертной казни, замененной отправкой работать в тюремном конструкторском бюро. И он создал около 80 уникальных моделей самолетов.

Среди основных форм внеурочной деятельности мы применяем в музее не только экскурсии, тематические занятия, но и мастер-классы, квест-игры, различные турниры, уроки Мужества, выставки, акции «Свеча памяти», встречи с интересными людьми, интервью, конкурсы экскурсоводов, создание видеофильмов и презентаций, встреча с ветеранами, волонтерское движение. В 2022 году наш музей принимал гостей – депутатов Законодательного собрания Приморского края и Народного Хурала. Председатель Приморского Заксобрания Александр  Ролик подарил нашему музею матросскую форму Тихоокеанского флота Алдара Цыденжапова и Андреевский стяг с корабля «Быстрый». Мы тесно сотрудничаем с экипажем эскадренного миноносца «Быстрый» с 2017 года и с корветом «Алдар Цыденжапов» с 2020г., с Фондом «Алдар-герой», а с ансамблем ветеранов «Серебряные нити» проводим совместные выступления.

Проводя экскурсии для школьников и гостей, наши экскурсоводы говорят, что со временем расстаешься со страхом выступлений перед публикой, становишься более уверенным. Подготовка занятий на базе музея и проведение тематических экскурсий, докладов к конференциям и проектная деятельность – все это расширяет наше мировоззрение и любовь к знаниям, которые выходят за рамки школьного образования; живое общение с ветеранами помогают нам не забывать историю и рождают патриотизм и любовь к Родине. Это и есть подтверждение того, что музейная педагогика работает.

Школьный музей, созданный по инициативе детей, педагогов и родителей, является по существу универсальным общественным местом, сочетающий одновременно в себе признаки исследовательского института, общественного объединения, детского клуба по интересам, творческой мастерской, и обладает поистине неограниченным потенциалом педагогического воздействия в осуществлении гражданско-патриотического воспитания. Деятельность музея направлена на бережное сохранение прошлого наследия нашего народа и помогает детям расти настоящими гражданами и патриотами своей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Всероссийском слете учителей-2015."Музей как средство патриотического воспитания школьников".

История страны, история своего села, своей семьи, пропущенная через собственный жизненный опыт, пробуждает чувство гордости, сострадания и соучастия. Вот что воспитывает настоящего патриота и граждани...

Знакомство с особенностями крестьянского зодчества как средство патриотического воспитания школьников

Данная работа освещает историю развития плотницкого ремесла на территории села Вязовое....

Методический материал с презентацией по теме "Краеведение на уроках литературы и во внеурочной деятельности как средство патриотического воспитания школьников"

Обобщён опыт работы по использованию краеведческого материала на уроках литературы, во внеурочной деятельности. Названы основные формы, методы работы....

Деятельностный подход в реализации технологии «Музейная педагогика» как метод патриотического воспитания школьников

Выступление на республиканской НПК «Культурно-историческое наследие региона в контексте патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи»....

Итоговая работа по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему «Средства патриотического воспитания школьников во внеурочной деятельности».

Итоговая работа по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему «Средства патриотического воспитания ш...

Изучение топонимов родного края как средство патриотического воспитания школьников

Местные топонимы - важные объекты для изучения родного края. Топонимика Краснинского городского поселения и всего района возникла в конкретных исторических условиях, тесно связана с народами, проживав...