Статья "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания школьников"
статья
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.17 МБ | |
| 19.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Музейная педагогика как средство патриотического воспитания школьников
Хинданова Э.Н., учитель истории и обществознания
МАОУ «СОШ №57 г. Улан-Удэ имени А.Цыденжапова»
Музейная педагогика рассматривается как инновационная педагогическая технология, интегративная и качественно новая сфера образовательной деятельности в школе. Работа школьного музея Боевой Славы нацелена на патриотическое воспитание и развитие личности ребенка, воспитание любви к истории родного края и Отечества.
Главная задача школы – создание педагогических условий, когда каждый ученик включен в творческую деятельность, в ситуацию поиска путей решения интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися. В этом неоценимую помощь оказывают музеи, открывая и для учителя, и для обучающихся дополнительные возможности:
– сочетание интеллектуального и эмоционального воздействия; объединение теоретического и практического материала.
– мотивация к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
– развитие творческих способностей.
Мы используем не только традиционные направления деятельности школьного музея – фондовую, экскурсионно-лекторскую, поисковую, экспозиционную, пропагандистскую, но и применяем инновационные технологии. Основное направление работы – проектная деятельность. Участники этой группы ведут поисковую работу, сбор материалов, подборку информации, ее систематизацию, знакомятся с документами, литературой, работают с архивными материалами, обращаются за помощью к ветеранам, родственникам. Так, ученица 9а класса, Мария Халюева, работая над проектом «Найденный солдат», вместе с семьей провела большую работу по поиску без вести пропавшего прадедушку Халюева Алексея Ефимовича. С помощью поисковых отрядов его нашли в Мурманской области и семья посетила могилу. В 2023г. мы получили Благодарность от поискового движения России по Республике Бурятия по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества.
Давая учащимся навыки исследовательской работы, активизируя творческую деятельность, музей приобщает их к науке, дети защищают свои проекты на школьных, городских конференциях. Так, Лазаренко Кирилл занял 2 место в III городском НПК «Шаг в будущее» (2023) и стал лауреатом премии имени Санжиева Ж. Б. регионального этапа Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского.
В последние годы нами выполнены проектные работы, ставшие лауреатами многих конкурсов. Мы заняли 2 место в республиканском конкурсе среди школьных музеев «Путешествие в прошлое», посвященного Году Семьи в России (2024». В 2023 г. стали победителями городского конкурса школьных музеев, посвященного 100-летию образования Республики Бурятия. Наш активист Жамсаранов Ринчин занял 2 место в городском конкурсе научно-исследовательских работ «С тобой мы связаны судьбой…» и 1 место в Верхнеудинских чтениях (2023). Так, Жалсанов Тимур занял 1 место на региональном этапе Всероссийской олимпиады по школьному краеведению (2024).
Еще одно направление нашей работы – это экскурсионная деятельность. В фондах музея собраны подлинные экспонаты, подаренные нашими ветеранами, и документальные материалы, которые позволяют разнообразить формы и методы проведения экскурсий, что вызывает живой интерес, позволяют познакомить посетителей с подлинной историей Великой Отечественной войны. В 2024 году Байбородина Мария на Республиканском конкурсе школьных музеев заняла 2 место среди экскурсоводов. Обучающиеся нашей школы при поддержке родителей и педагогов создают Книгу Памяти или Фронтовой альбом своего класса, где собирают воспоминания о членах семей и ветеранах, внесших свой вклад в Победу. В сердцах детей растет гордость за свою семью, ее героическое прошлое, не исчезает связь между поколениями, и ребенок выступает не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель.
В школьном музее мы проводим уроки истории и литературы. Подлинные материалы музея, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями. Ведь познание мира у детей происходит через ощущения и в ходе внеурочной деятельности. А занятия в музее отвечают этим требованиям. Важно в ходе мероприятия дать детям возможность потрогать, понюхать, послушать, осмотреть музейный экспонат и связать его с остальными предметами. Тогда занятие будет не только нести основную информацию, но и оказывать эмоциональное воздействие – это живой контакт, способность передать особый мир исторической памяти, сохранённой в предметах, которые говорят на своём «безмолвном» языке об исторических свершениях разных эпох. В 2024г. Полевое учреждение Банка России «Степное» подарил нашему музею памятные 25-рублевые монеты Банка России из серии «Оружие Великой Победы». Детей заинтересовали монеты, и начали серьезное исследование о судьбах и творчестве каждого оружейника. Любопытные школьники прочитали интересную историю, как «король истребителей» Николай Николаевич Поликарпов не боялся дерзить самому Сталину, будучи приговоренный к смертной казни, замененной отправкой работать в тюремном конструкторском бюро. И он создал около 80 уникальных моделей самолетов.
Среди основных форм внеурочной деятельности мы применяем в музее не только экскурсии, тематические занятия, но и мастер-классы, квест-игры, различные турниры, уроки Мужества, выставки, акции «Свеча памяти», встречи с интересными людьми, интервью, конкурсы экскурсоводов, создание видеофильмов и презентаций, встреча с ветеранами, волонтерское движение. В 2022 году наш музей принимал гостей – депутатов Законодательного собрания Приморского края и Народного Хурала. Председатель Приморского Заксобрания Александр Ролик подарил нашему музею матросскую форму Тихоокеанского флота Алдара Цыденжапова и Андреевский стяг с корабля «Быстрый». Мы тесно сотрудничаем с экипажем эскадренного миноносца «Быстрый» с 2017 года и с корветом «Алдар Цыденжапов» с 2020г., с Фондом «Алдар-герой», а с ансамблем ветеранов «Серебряные нити» проводим совместные выступления.
Проводя экскурсии для школьников и гостей, наши экскурсоводы говорят, что со временем расстаешься со страхом выступлений перед публикой, становишься более уверенным. Подготовка занятий на базе музея и проведение тематических экскурсий, докладов к конференциям и проектная деятельность – все это расширяет наше мировоззрение и любовь к знаниям, которые выходят за рамки школьного образования; живое общение с ветеранами помогают нам не забывать историю и рождают патриотизм и любовь к Родине. Это и есть подтверждение того, что музейная педагогика работает.
Школьный музей, созданный по инициативе детей, педагогов и родителей, является по существу универсальным общественным местом, сочетающий одновременно в себе признаки исследовательского института, общественного объединения, детского клуба по интересам, творческой мастерской, и обладает поистине неограниченным потенциалом педагогического воздействия в осуществлении гражданско-патриотического воспитания. Деятельность музея направлена на бережное сохранение прошлого наследия нашего народа и помогает детям расти настоящими гражданами и патриотами своей Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на Всероссийском слете учителей-2015."Музей как средство патриотического воспитания школьников".
История страны, история своего села, своей семьи, пропущенная через собственный жизненный опыт, пробуждает чувство гордости, сострадания и соучастия. Вот что воспитывает настоящего патриота и граждани...

Знакомство с особенностями крестьянского зодчества как средство патриотического воспитания школьников
Данная работа освещает историю развития плотницкого ремесла на территории села Вязовое....

Методический материал с презентацией по теме "Краеведение на уроках литературы и во внеурочной деятельности как средство патриотического воспитания школьников"
Обобщён опыт работы по использованию краеведческого материала на уроках литературы, во внеурочной деятельности. Названы основные формы, методы работы....

Деятельностный подход в реализации технологии «Музейная педагогика» как метод патриотического воспитания школьников
Выступление на республиканской НПК «Культурно-историческое наследие региона в контексте патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи»....

Итоговая работа по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему «Средства патриотического воспитания школьников во внеурочной деятельности».
Итоговая работа по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему «Средства патриотического воспитания ш...

Изучение топонимов родного края как средство патриотического воспитания школьников
Местные топонимы - важные объекты для изучения родного края. Топонимика Краснинского городского поселения и всего района возникла в конкретных исторических условиях, тесно связана с народами, проживав...
