Деятельностный подход в реализации технологии «Музейная педагогика» как метод патриотического воспитания школьников
статья по теме

Серова Екатерина Альбертовна

Выступление на республиканской НПК «Культурно-историческое наследие региона в контексте патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Выступление431 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция

«Культурно-историческое наследие региона в контексте патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи».

Выступление на тему:

«Деятельностный подход в реализации технологии «Музейная педагогика» как метод патриотического воспитания школьников»

Подготовил:

учитель истории

МОУ «Средняя школа №25»

Г. Саранск Республики Мордовия

Серова Екатерина Альбертовна 

2016

В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника.

Деятельностный подход в своей преимущественной ориентации на становлении субъектности воспитанника как бы сравнивает в функциональном плане обе сферы образования – обучение и воспитание: при реализации деятельностного подхода они в равной мере способствуют становлению субъектности обучающегося.

Вместе с тем, деятельностный подход, реализуемый в контексте жизнедеятельности конкретного ученика, учитывающий его жизненные планы, ценностные ориентации и его другие параметры субъективного мира, по своей сути является личностно – деятельностным подходом. Поэтому вполне естественно в целях постижения его сущности выделением два основных компонента – личностный и деятельностный.

Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы нравственной и духовной культуры, создает, вырабатывает их вместе с младшими товарищами, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Для реализации деятельностного подхода в учебном процессе как ничто иное способствуют школьные музеи. Именно школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности обучающихся.

 В МОУ «Средней школе №25» существует четыре музея, что дает возможность обучающимся разнообразить изучаемые объекты. Несколько слов о школьных музеях. 

«НАШИ   ШКОЛЬНЫЕ  МУЗЕИ!»

      Школьный Музей  боевой славы и трудового подвига «Набат времени» создавался в течение 2-х лет и был открыт 7 мая 1974г. В 1976 году  музею был присвоен статус «Щкольный музей» (свидетельство о присвоении звания музея № 3395). Его первым руководителем была Сыромясова Александра Степановна,  прослужившая во благо музея, школы и общества более 30 лет.  В настоящее время руководителем музея является Серова Екатерина Альбертовна.

       Девиз музея: «Мы помним всё! Мы помним всех!»

       В музее собрано 2740 экспонатов (вещественных, письменных), из них более 50% оригиналы, остальные – копии. Более 90% экспонатов посвящены военной истории.

        Фонды музея делятся на основной (подлинные памятки) и вспомогательный, создаваемый в процессе работы над экспозицией (схемы, диаграммы, макеты, фотокопии).   В музее представлены несколько отделов: «Города – герои ВОВ»; «Брестская крепость-герой»; «Хатынь. Боль и скорбь»;  «Герои Советского Союза»; «Победившие смерть»; «Рассказ о пропавших без вести»; «Это не должно повториться»; «Мы этой памяти верны»; «Жизнь и подвиг Игорь Косарева», «Советский воин, спаси!»; «Переписка с ветеранами»; «Личные вещи ветеранов»; «Вахты памяти по местам боевой славы». Отделы  «Нумизматика»,  «Археология», «Уголок Мордовии», «Трудовой подвиг» не отражают военную истории, но не перестают быть интересными для исследований.

       

На стендах вы можете ознакомиться с тематическими выставками. Среди них:

  • «Хатынь: боль и скорбь» - материал, посвященный Белорусской деревне Хатынь, жителей которой 22 марта 1943 года живьем сожгли в одном большом сарае. Их было 149 человек, из них 75 детей.
  • В витринах можете ознакомиться с выставкой посвященной городам героям. Золотыми буквами вписаны в летопись истории ВОВ имена городов: Москвы, Ленинграда, Волгограда, Киева, Минска, Одессы, Севастополя, Новороссийска, Керчи и крепости Брест. За массовый героизм и мужество эти города удостоены звания «Город-Герой».
  •  «Жизнь и подвиг Игоря Косарева»- рассказ о подвиге этого  комсомольца, ушедшего на фронт из Мордовии в 1942 году и погибшего в 1943 году у села Букань. В апреле 1975г члены поисковой группы совершили поездку на место его гибели в село Букань Калужской области.
  • «Рассказ о пропавших без вести» - на этом стенде представлены рисунки с аннотациями Василия Ивановича Феднина, узника нескольких фашистских концлагерей. Находясь в заключении, тайно вел дневник и делал зарисовки. В фонде музея 104 фотокопии и 6 натуральных рисунков. На задней стене представлены оригиналы. В  июле 1975г была совершена поездка в г. Волгоград для встречи с бывшим узником фашистских концлагерей В.И.Федниным. началась кропотливая работа. Через него была установлена связь с другими бывшими узниками и ветеранами войны.

На базе музея существует Поисковый отряд «Набат времени», который принимает участие в маршах памяти по районам республики, в поисковых экспедициях. Ведется работа с ветеранами и книгами памяти.

      Музей является центром патриотического и нравственного воспитания молодого поколения. Здесь каждый может найти занятие по  душе и стать незаменимым членом общества, послужить на славу Родины!

   

     Центром развития кадетского движения  учащихся  в нашей школе стал Музей истории Воздушно-десантных войск Российской Федерации, торжественное открытие которого состоялось  22 февраля 2013 года. Кадеты организовывают экскурсии, встречи с ветеранами ВДВ, проводят большую работу по сбору экспонатов.

          В нашей школе функционирует и  успешно развивается Музей  культуры родного края. Это сравнительно молодой музей, пока еще с небольшим фондом.  Он представляет собой своеобразную поликультурную среду, предоставляющую возможности для межэтнического взаимодействия, творческой и познавательной активности школьников.  

       Вся деятельность музея направлена на  создание благоприятных условий для формирования   личности -  мыслящей, творческой, активной, самостоятельной, эмоционально стабильной, подготовленной к жизни и деятельности в поликультурном пространстве.  

     

       В  2013 году был организован  школьный Музей театра «Остановись, мгновение!»,  на открытии которого присутствовали  артисты  и директор  ГРДТ РМ  Игонькин  Сергей Фёдорович. Артисты – бывшие выпускники школы, ставшие Заслуженными артистами Республики Мордовия (Дьячков Игорь Леонидович, Абросимова  Ирина Григорьевна)

Теперь Музей театра  работает по особому плану:  составляется график  экскурсий, которые проводят  подготовленные ученики из Совета Музея.

        Темы экскурсий разнообразны: об истории театра  как  вида искусства,  о театрах Саранска, об истории школьного театра и об учениках, связавших свою судьбу с театром, о  судьбе  знаменитых артистов. Этот интересный  фактический  материал в виде фотографий  представлен  на    театральных  стендах, размещённых  на третьем этаже  школьного здания. Экскурсии, начинающиеся  у стендов,  заканчиваются  в  классе, оформленном в театральном стиле. Здесь экскурсоводы   ведут   свои  лекции с использованием  презентаций, фотографий,  театральных афиш.

Как можно видеть, обучающиеся могут реализовать себя в различных направлениях, использую внеурочную деятельность и факультативный курс «Музейная педагогика». Разнообразные направления, по которым работают юные краеведы-исследователи, помогают прикоснуться к страницам прошлого и настоящего, трагичного и прекрасного. Музей является мощным средством формирования активной жизненной позиции у подрастающего поколения, вызывает интерес к краеведческой, архивной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика, как форма патриотического воспитания в школе

Всероссийское совещание организаторов патриотического воспитания образовательных учреждений на тему «Пути совершенствования патриотического воспитания в условиях модернизации системы образования». Выс...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках технологии

Современный учитель, если он всерьёз задумывается о реализации задачи доступности качественного образования, не может замыкаться только в круге проблем своего предмета. Ведь качество образования – это...

патриотическое воспитание школьников_педагогика и психология

Шевченко Анна Николаевна  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 89 городского округа ТольяттиПатри...

Системно-деятельностный подход на уроках английского языка на основе метода проектов: мини - творческие задания для младших школьников"

Главной идеей своего опыта я вижу в создании эффективной и результативной системы преподавания английского языка на основе деятельностного подхода через использование, разработку, исследование, проект...

Роль музейной педагогики в героико-патриотическом воспитании детей и молодежи (на примере школьного музея)

Статья "Роль музейной педагогики в героико-патриотическом воспитании детей и молодежи(на примере школьного музея) "...

ШМО Деятельностный подход (спортивные мероприятия, квесты, исследовательская работа) в патриотическом воспитании школьников

ШМО Деятельностный подход (спортивные мероприятия, квесты, исследовательская работа) в патриотическом воспитании школьников...