Деятельностный подход в реализации технологии «Музейная педагогика» как метод патриотического воспитания школьников
статья по теме

Серова Екатерина Альбертовна

Выступление на республиканской НПК «Культурно-историческое наследие региона в контексте патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Выступление431 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция

«Культурно-историческое наследие региона в контексте патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи».

Выступление на тему:

«Деятельностный подход в реализации технологии «Музейная педагогика» как метод патриотического воспитания школьников»

Подготовил:

учитель истории

МОУ «Средняя школа №25»

Г. Саранск Республики Мордовия

Серова Екатерина Альбертовна 

2016

В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника.

Деятельностный подход в своей преимущественной ориентации на становлении субъектности воспитанника как бы сравнивает в функциональном плане обе сферы образования – обучение и воспитание: при реализации деятельностного подхода они в равной мере способствуют становлению субъектности обучающегося.

Вместе с тем, деятельностный подход, реализуемый в контексте жизнедеятельности конкретного ученика, учитывающий его жизненные планы, ценностные ориентации и его другие параметры субъективного мира, по своей сути является личностно – деятельностным подходом. Поэтому вполне естественно в целях постижения его сущности выделением два основных компонента – личностный и деятельностный.

Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы нравственной и духовной культуры, создает, вырабатывает их вместе с младшими товарищами, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Для реализации деятельностного подхода в учебном процессе как ничто иное способствуют школьные музеи. Именно школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности обучающихся.

 В МОУ «Средней школе №25» существует четыре музея, что дает возможность обучающимся разнообразить изучаемые объекты. Несколько слов о школьных музеях. 

«НАШИ   ШКОЛЬНЫЕ  МУЗЕИ!»

      Школьный Музей  боевой славы и трудового подвига «Набат времени» создавался в течение 2-х лет и был открыт 7 мая 1974г. В 1976 году  музею был присвоен статус «Щкольный музей» (свидетельство о присвоении звания музея № 3395). Его первым руководителем была Сыромясова Александра Степановна,  прослужившая во благо музея, школы и общества более 30 лет.  В настоящее время руководителем музея является Серова Екатерина Альбертовна.

       Девиз музея: «Мы помним всё! Мы помним всех!»

       В музее собрано 2740 экспонатов (вещественных, письменных), из них более 50% оригиналы, остальные – копии. Более 90% экспонатов посвящены военной истории.

        Фонды музея делятся на основной (подлинные памятки) и вспомогательный, создаваемый в процессе работы над экспозицией (схемы, диаграммы, макеты, фотокопии).   В музее представлены несколько отделов: «Города – герои ВОВ»; «Брестская крепость-герой»; «Хатынь. Боль и скорбь»;  «Герои Советского Союза»; «Победившие смерть»; «Рассказ о пропавших без вести»; «Это не должно повториться»; «Мы этой памяти верны»; «Жизнь и подвиг Игорь Косарева», «Советский воин, спаси!»; «Переписка с ветеранами»; «Личные вещи ветеранов»; «Вахты памяти по местам боевой славы». Отделы  «Нумизматика»,  «Археология», «Уголок Мордовии», «Трудовой подвиг» не отражают военную истории, но не перестают быть интересными для исследований.

       

На стендах вы можете ознакомиться с тематическими выставками. Среди них:

  • «Хатынь: боль и скорбь» - материал, посвященный Белорусской деревне Хатынь, жителей которой 22 марта 1943 года живьем сожгли в одном большом сарае. Их было 149 человек, из них 75 детей.
  • В витринах можете ознакомиться с выставкой посвященной городам героям. Золотыми буквами вписаны в летопись истории ВОВ имена городов: Москвы, Ленинграда, Волгограда, Киева, Минска, Одессы, Севастополя, Новороссийска, Керчи и крепости Брест. За массовый героизм и мужество эти города удостоены звания «Город-Герой».
  •  «Жизнь и подвиг Игоря Косарева»- рассказ о подвиге этого  комсомольца, ушедшего на фронт из Мордовии в 1942 году и погибшего в 1943 году у села Букань. В апреле 1975г члены поисковой группы совершили поездку на место его гибели в село Букань Калужской области.
  • «Рассказ о пропавших без вести» - на этом стенде представлены рисунки с аннотациями Василия Ивановича Феднина, узника нескольких фашистских концлагерей. Находясь в заключении, тайно вел дневник и делал зарисовки. В фонде музея 104 фотокопии и 6 натуральных рисунков. На задней стене представлены оригиналы. В  июле 1975г была совершена поездка в г. Волгоград для встречи с бывшим узником фашистских концлагерей В.И.Федниным. началась кропотливая работа. Через него была установлена связь с другими бывшими узниками и ветеранами войны.

На базе музея существует Поисковый отряд «Набат времени», который принимает участие в маршах памяти по районам республики, в поисковых экспедициях. Ведется работа с ветеранами и книгами памяти.

      Музей является центром патриотического и нравственного воспитания молодого поколения. Здесь каждый может найти занятие по  душе и стать незаменимым членом общества, послужить на славу Родины!

   

     Центром развития кадетского движения  учащихся  в нашей школе стал Музей истории Воздушно-десантных войск Российской Федерации, торжественное открытие которого состоялось  22 февраля 2013 года. Кадеты организовывают экскурсии, встречи с ветеранами ВДВ, проводят большую работу по сбору экспонатов.

          В нашей школе функционирует и  успешно развивается Музей  культуры родного края. Это сравнительно молодой музей, пока еще с небольшим фондом.  Он представляет собой своеобразную поликультурную среду, предоставляющую возможности для межэтнического взаимодействия, творческой и познавательной активности школьников.  

       Вся деятельность музея направлена на  создание благоприятных условий для формирования   личности -  мыслящей, творческой, активной, самостоятельной, эмоционально стабильной, подготовленной к жизни и деятельности в поликультурном пространстве.  

     

       В  2013 году был организован  школьный Музей театра «Остановись, мгновение!»,  на открытии которого присутствовали  артисты  и директор  ГРДТ РМ  Игонькин  Сергей Фёдорович. Артисты – бывшие выпускники школы, ставшие Заслуженными артистами Республики Мордовия (Дьячков Игорь Леонидович, Абросимова  Ирина Григорьевна)

Теперь Музей театра  работает по особому плану:  составляется график  экскурсий, которые проводят  подготовленные ученики из Совета Музея.

        Темы экскурсий разнообразны: об истории театра  как  вида искусства,  о театрах Саранска, об истории школьного театра и об учениках, связавших свою судьбу с театром, о  судьбе  знаменитых артистов. Этот интересный  фактический  материал в виде фотографий  представлен  на    театральных  стендах, размещённых  на третьем этаже  школьного здания. Экскурсии, начинающиеся  у стендов,  заканчиваются  в  классе, оформленном в театральном стиле. Здесь экскурсоводы   ведут   свои  лекции с использованием  презентаций, фотографий,  театральных афиш.

Как можно видеть, обучающиеся могут реализовать себя в различных направлениях, использую внеурочную деятельность и факультативный курс «Музейная педагогика». Разнообразные направления, по которым работают юные краеведы-исследователи, помогают прикоснуться к страницам прошлого и настоящего, трагичного и прекрасного. Музей является мощным средством формирования активной жизненной позиции у подрастающего поколения, вызывает интерес к краеведческой, архивной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика, как форма патриотического воспитания в школе

Всероссийское совещание организаторов патриотического воспитания образовательных учреждений на тему «Пути совершенствования патриотического воспитания в условиях модернизации системы образования». Выс...

патриотическое воспитание школьников_педагогика и психология

Шевченко Анна Николаевна  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 89 городского округа ТольяттиПатри...

Роль музейной педагогики в героико-патриотическом воспитании детей и молодежи (на примере школьного музея)

Статья "Роль музейной педагогики в героико-патриотическом воспитании детей и молодежи(на примере школьного музея) "...

ШМО Деятельностный подход (спортивные мероприятия, квесты, исследовательская работа) в патриотическом воспитании школьников

ШМО Деятельностный подход (спортивные мероприятия, квесты, исследовательская работа) в патриотическом воспитании школьников...

Мастер-класс «Реализация системно-деятельностного подхода через использование технологии метод проектов»

Результат проделанной работы доказывает, что применение на уроках технологии метода проектов полностью соответствует требованиям стандарта об использовании системно-деятельностного подхода.  Разв...

Статья "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания школьников"

Статья "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания школьников" из опыта работы руководиля школьного музея Боевой Славы. Работа школьного музея нацелена на патриотического воспитание и...