патриотическое воспитание школьников_педагогика и психология
статья по психологии (8 класс) на тему

Шевченко Анна Николаевна

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 89 городского округа Тольятти

Патриотическое воспитание школьников

          Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну; но еще важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради нее.     (Теодор Рузвельт)

          В современном мире  перед школой поставлено много задач, одна из которых - это нравственное и патриотическое воспитание учащихся. Патриотизм рассматривается как чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Паатриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служени ю Отечеству;

          Формирование патриотизма и нравственности очень тесно переплетены между собой, невозможно воспитать нравственного человека, который не имеет патриотического сознания.

          В послании Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

          Образованию отводится ключевая роль в формировании патриотизма школьников и общества в целом.

          Для выполнения госзаказа нашей школой были поставлены цели и задачи патриотического воспитания:

Развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно- нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах деятельности. 

Для достижения указанной цели необходимо решать следующие задачи:

-усиление акцента на изучение истории и культуры Отечества и родного края;

-формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству;

-формирование патриотических чувств и сознания, на основе исторических ценностей и роли России в судьбе мира;

-физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;

-популяризация научно-исследовательской и научной деятельности учащихся; -координация деятельности школы, семьи, внешкольных объединений, общественности в патриотическом воспитании детей.

Конечно, патриотическим воспитанием школа занималась и занимается всегда, но чаще всего это ограничивается торжественными мероприятиями на 9 мая и 23 февраля.

           В начале сентября 2012года, на классном часе, посвященном 100-летию бородинского сражения, я столкнулась с проблемой незнания даже элементарных вещей, связанных с историей нашей страны, незнание  фактов и личностей, которые, как мне казалось, просто должны бы быть впитаны детьми с молоком матери, непониманием важности истории как таковой.

          В наше время, когда  много детей растет в неполных семьях, когда родители огромное количество времени проводят на работе, когда в обществе очень сильны межнациональные конфликты, детям не на что опереться в жизни. В советской школе была уверенность в государстве, его устоях, традициях, культуре, и дети, хотели или нет, принимали это, у них была опора за спиной, а теперь получается за спинами детей очень противоречивое государство, не дающее стабильности в завтрашнем дне. Исходя из всего сказанного, мы постарались перестроить воспитательную работу, особенно в 5-9 классах так, чтобы дети почувствовали уверенность в завтрашнем дне через историю, через призму великих людей, ключевых событий. На наш взгляд, патриотизм — это любовь. Любовь, как к своей Родине - России, так и к своей малой Родине.

           В нашей школе патриотическое воспитание идет в трех направлениях, в зависимости от возраста и интересов обучающихся

         Система работы по патриотическому воспитанию в МБУ СОШ 89

Музейная деятельность

Мероприятия, приуроченные к дням воинской славы РФ

Работа клуба «Моряк» в рамках внеурочной деятельности

В школе работает кружок «Музееведения», который готовит школьных экскурсоводов и  знакомит с историей нашего края и судьбой выпускников нашей школы, погибших в «горячих точках»

Уроки мужества, оформление информационного стенда, подготовка и презентация детьми информации о событиях, торжественные митинги, выставки книг, спортивные эстафеты, просмотр художественных и документальных фильмов, концерты, викторины, линейки и т.д.

викторины, экскурсии, знакомство с оружием, строевая подготовка, оказание первой доврачебной помощи, знакомство с средствами индивидуальной  защиты (противогаз и ОЗК), изучение морских узлов,  знакомство с историей флота

              В календаре государственных праздников особо выделены праздники, которые являются ключевыми моментами в патриотическом воспитании школьников и общества в целом.

16 дней в году, которые заставляют остановиться и задуматься.

В план воспитательной работы школы были включены (мы немного изменили перечень государственных праздников, что-то убрали, например, из-за летних каникул, и что-то добавили, как нам  кажется, очень важное):

 

27 января

День снятия блокады города Ленинграда (1944 г.)

2 февраля

День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.)

15 февраля

День вывода советских войск из Афганистана

18 апреля

День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере(Ледовое побоище,1242г.)

9 мая

День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов (1945 г.)

22 июня

День начала Великой Отечественной войны (1941 г.)

23 августа

День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 г.)

8 сентября

День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 г.)

11 сентября

День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 г.)

День памяти, посвященный терактам 11 сентября в США

21 сентября

22 октября

День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 г.)

«Праздник белых журавлей» (посвящен памяти павших воинов во всех войнах)

7 ноября

День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612г.)

День проведения парада 7 ноября 1941 года (парад памяти)

День памяти великого подводника, нашего земляка, Ф.А.Видяева

1 декабря

День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 г.)

5 декабря

18 декабря

День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 г.)

День рождения героя Советского Союза Евгения Никонова    (1920-1941)

24 декабря

День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 г.)

 

 

           На каждый, из данных дней была подготовлена программа, которая включала в себя оформление информационного стенда, подготовку презентации детьми информации о событиях, торжественные митинги, выставки книг, спортивные эстафеты, просмотр художественных и документальных фильмов, концерты, викторины, «час души» (каждый раз наполнение было различным, но не менее двух видов). Другими словами, мы попытались сделать так, чтобы дети в интересной для себя форме запомнили и пропустили через свою душу события тех дней. Не всегда и не все дети прочувствовали то, что мы им преподносили, но после одного из мероприятий дети, выходили со слезами и в отзыве написали, что такие мероприятия нужны, значит, все было не напрасно.

            В дополнение к тому, что мы делали весь прошлый учебный год, с нового 2013-14 учебного года мы начали тесно сотрудничать с Детским Морским Центром имени героя Советского Союза Евгения Никонова г. Тольятти, учащиеся 5-6 классов в рамках внеурочной деятельности занимаются в кружке «Моряк».

           На занятиях ребята узнают для себя много интересного, да и сами занятия отличаются от привычных уроков. Мальчишки и девчонки с удовольствием бегут на занятия вязать морские узлы, стрелять и разбирать автомат, и строевой подготовкой гораздо интереснее заниматься, когда команды отдает настоящий капитан в форме, а не «марь ивановна», которая каждый день мучает у доски.

          Часть занятий проходит на территории школы (теоретические), а профильные, связанные с оружием на территории Детского Морского Центра им. Е. Никонова. Кроме этого, для учащихся 7-9 класса работает музей имени нашего выпускника Анатолия Скляра.  Создан виртуальный музей.

Рассмотрим некоторые из мероприятий.

          Два года первым большим патриотическим мероприятием в учебном году является «Праздник Белых Журавлей». Он посвящен всем погибшим во всех войнах. История этого праздника вытекает из песни Расула Гамзатова, мы вспоминаем погибших мирных жителей при атомных бомбёжках, девочку Садако; Великую Отечественную войну, «Горячие точки».

          7 ноября и 18 декабря дни памяти наших земляков подводника Федора Видяева и героя Советского Союза Евгения Никонова. Цель: изучение истории родного края и вклада наших земляков в победу в ВОВ в1945 году.

          Другим большим и очень трогательным мероприятием является уже традиционный урок мужества «И помнит мир спасенный…», посвященный годовщине снятия блокады с города Ленинграда 1944 года. Цель: показать подвиг мирных жителей (детей и женщин) во время ВОВ и все ужасы войн, которые не должны повторяться.

           Мероприятия патриотической направленности позволяют развивать в детях уважение к истории родного края, своей страны, великим людям, развивают толерантность, позволяют формировать у детей потребность в изучении истории и возможности взять для себя все лучшее и предостеречь от страшных бед. С каждым разом уроки мужества проходят насыщеннее и вызывают у детей больший интерес, ребята сами предлагают идеи, творческие номера.  9 мая большинство наших детей были в парке, где с цветами поздравляли и благодарили наших ветеранов. Это был их выбор, мы специально не стали централизованно выводить детей, пришли те, кто хотел, и их оказалось большинство. Слезы на глазах, выбор в пользу ветеранов - это и есть оценка нашей работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шевченко Анна Николаевна

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 89 городского округа Тольятти

Патриотическое воспитание школьников

          Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну; но еще важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради нее.     (Теодор Рузвельт)

          В современном мире  перед школой поставлено много задач, одна из которых - это нравственное и патриотическое воспитание учащихся. Патриотизм рассматривается как чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Паатриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служени ю Отечеству;

          Формирование патриотизма и нравственности очень тесно переплетены между собой, невозможно воспитать нравственного человека, который не имеет патриотического сознания.

          В послании Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

          Образованию отводится ключевая роль в формировании патриотизма школьников и общества в целом.

          Для выполнения госзаказа нашей школой были поставлены цели и задачи патриотического воспитания:

Развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно- нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах деятельности. 

Для достижения указанной цели необходимо решать следующие задачи:

-усиление акцента на изучение истории и культуры Отечества и родного края;

-формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству;

-формирование патриотических чувств и сознания, на основе исторических ценностей и роли России в судьбе мира;

-физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;

-популяризация научно-исследовательской и научной деятельности учащихся;

-координация деятельности школы, семьи, внешкольных объединений, общественности в патриотическом воспитании детей.

Конечно, патриотическим воспитанием школа занималась и занимается всегда, но чаще всего это ограничивается торжественными мероприятиями на 9 мая и 23 февраля.

           В начале сентября 2012года, на классном часе, посвященном 100-летию бородинского сражения, я столкнулась с проблемой незнания даже элементарных вещей, связанных с историей нашей страны, незнание  фактов и личностей, которые, как мне казалось, просто должны бы быть впитаны детьми с молоком матери, непониманием важности истории как таковой.

          В наше время, когда  много детей растет в неполных семьях, когда родители огромное количество времени проводят на работе, когда в обществе очень сильны межнациональные конфликты, детям не на что опереться в жизни. В советской школе была уверенность в государстве, его устоях, традициях, культуре, и дети, хотели или нет, принимали это, у них была опора за спиной, а теперь получается за спинами детей очень противоречивое государство, не дающее стабильности в завтрашнем дне. Исходя из всего сказанного, мы постарались перестроить воспитательную работу, особенно в 5-9 классах так, чтобы дети почувствовали уверенность в завтрашнем дне через историю, через призму великих людей, ключевых событий. На наш взгляд, патриотизм — это любовь. Любовь, как к своей Родине - России, так и к своей малой Родине.

           В нашей школе патриотическое воспитание идет в трех направлениях, в зависимости от возраста и интересов обучающихся

         Система работы по патриотическому воспитанию в МБУ СОШ 89

Музейная деятельность

Мероприятия, приуроченные к дням воинской славы РФ

Работа клуба «Моряк» в рамках внеурочной деятельности

В школе работает кружок «Музееведения», который готовит школьных экскурсоводов и  знакомит с историей нашего края и судьбой выпускников нашей школы, погибших в «горячих точках»

Уроки мужества, оформление информационного стенда, подготовка и презентация детьми информации о событиях, торжественные митинги, выставки книг, спортивные эстафеты, просмотр художественных и документальных фильмов, концерты, викторины, линейки и т.д.

викторины, экскурсии, знакомство с оружием, строевая подготовка, оказание первой доврачебной помощи, знакомство с средствами индивидуальной  защиты (противогаз и ОЗК), изучение морских узлов,  знакомство с историей флота

             В календаре государственных праздников особо выделены праздники, которые являются ключевыми моментами в патриотическом воспитании школьников и общества в целом.

16 дней в году, которые заставляют остановиться и задуматься.

В план воспитательной работы школы были включены (мы немного изменили перечень государственных праздников, что-то убрали, например, из-за летних каникул, и что-то добавили, как нам  кажется, очень важное):

27 января

День снятия блокады города Ленинграда (1944 г.)

2 февраля

День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.)

15 февраля

День вывода советских войск из Афганистана

18 апреля

День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере(Ледовое побоище,1242г.)

9 мая

День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов (1945 г.)

22 июня

День начала Великой Отечественной войны (1941 г.)

23 августа

День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 г.)

8 сентября

День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 г.)

11 сентября

День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 г.)

День памяти, посвященный терактам 11 сентября в США

21 сентября

22 октября

День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 г.)

«Праздник белых журавлей» (посвящен памяти павших воинов во всех войнах)

7 ноября

День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612г.)

День проведения парада 7 ноября 1941 года (парад памяти)

День памяти великого подводника, нашего земляка, Ф.А.Видяева

1 декабря

День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 г.)

5 декабря

18 декабря

День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 г.)

День рождения героя Советского Союза Евгения Никонова    (1920-1941)

24 декабря

День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 г.)

           На каждый, из данных дней была подготовлена программа, которая включала в себя оформление информационного стенда, подготовку презентации детьми информации о событиях, торжественные митинги, выставки книг, спортивные эстафеты, просмотр художественных и документальных фильмов, концерты, викторины, «час души» (каждый раз наполнение было различным, но не менее двух видов). Другими словами, мы попытались сделать так, чтобы дети в интересной для себя форме запомнили и пропустили через свою душу события тех дней. Не всегда и не все дети прочувствовали то, что мы им преподносили, но после одного из мероприятий дети, выходили со слезами и в отзыве написали, что такие мероприятия нужны, значит, все было не напрасно.

            В дополнение к тому, что мы делали весь прошлый учебный год, с нового 2013-14 учебного года мы начали тесно сотрудничать с Детским Морским Центром имени героя Советского Союза Евгения Никонова г. Тольятти, учащиеся 5-6 классов в рамках внеурочной деятельности занимаются в кружке «Моряк».

           На занятиях ребята узнают для себя много интересного, да и сами занятия отличаются от привычных уроков. Мальчишки и девчонки с удовольствием бегут на занятия вязать морские узлы, стрелять и разбирать автомат, и строевой подготовкой гораздо интереснее заниматься, когда команды отдает настоящий капитан в форме, а не «марь ивановна», которая каждый день мучает у доски.

          Часть занятий проходит на территории школы (теоретические), а профильные, связанные с оружием на территории Детского Морского Центра им. Е. Никонова. Кроме этого, для учащихся 7-9 класса работает музей имени нашего выпускника Анатолия Скляра.  Создан виртуальный музей.

Рассмотрим некоторые из мероприятий.

          Два года первым большим патриотическим мероприятием в учебном году является «Праздник Белых Журавлей». Он посвящен всем погибшим во всех войнах. История этого праздника вытекает из песни Расула Гамзатова, мы вспоминаем погибших мирных жителей при атомных бомбёжках, девочку Садако; Великую Отечественную войну, «Горячие точки».

          7 ноября и 18 декабря дни памяти наших земляков подводника Федора Видяева и героя Советского Союза Евгения Никонова. Цель: изучение истории родного края и вклада наших земляков в победу в ВОВ в1945 году.

          Другим большим и очень трогательным мероприятием является уже традиционный урок мужества «И помнит мир спасенный…», посвященный годовщине снятия блокады с города Ленинграда 1944 года. Цель: показать подвиг мирных жителей (детей и женщин) во время ВОВ и все ужасы войн, которые не должны повторяться.

           Мероприятия патриотической направленности позволяют развивать в детях уважение к истории родного края, своей страны, великим людям, развивают толерантность, позволяют формировать у детей потребность в изучении истории и возможности взять для себя все лучшее и предостеречь от страшных бед. С каждым разом уроки мужества проходят насыщеннее и вызывают у детей больший интерес, ребята сами предлагают идеи, творческие номера.

9 мая большинство наших детей были в парке, где с цветами поздравляли и благодарили наших ветеранов. Это был их выбор, мы специально не стали централизованно выводить детей, пришли те, кто хотел, и их оказалось большинство. Слезы на глазах, выбор в пользу ветеранов - это и есть оценка нашей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль патриотической песни «Мы – Россияне!» (в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания)

Разработка школьного фестивалия патриотической песни. Подборка песен и минусовок для коллективного исполнения....

Программа патриотического воспитания "Патриотическая личность" 5-9 класс

Программа патриотического воспитания учащихся с 5 по 9 класс«Патриотическая личность»Автор программы: классный руководитель - Шувалова Наталья СергеевнаСроки реализации: 2005-2010 ...

Патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности, как направление воспитательной деятельности в работе военно-патриотических объединений г. Абакана Республики Хакасия

Патриотзм всегда рассматривался как символ мужества, доблести, героизма русского народа. Основная цель работы военно-патриотических объединений: воспитание гражданина патриота с высокой духовно-нравст...

«Патриотическое воспитание» План и тематика мероприятий по реализации задач по патриотическому воспитанию с кадетами 8 класса.

Патриотическое воспитание. План и тематика занятий по реализации задач по патриотическому воспитанию с кадетами 8 класса....

Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О

В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...

Статья "Роль патриотического воспитания в формировании патриотического сознания учащихся общеобразовательной школы"

Большой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения вносит внеклассная работа и очень важны для ребят концерты, на которые приходят ветераны, они являются примером героизма, мужества и о...

Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы

Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В данной статье авто...