Статья "Роль патриотического воспитания в формировании патриотического сознания учащихся общеобразовательной школы"
статья на тему

Большой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения вносит внеклассная работа и очень важны для ребят концерты, на которые приходят ветераны, они являются примером героизма, мужества и отваги. Очень важно сохранять память о героях своей страны. Одним из способов формирования патриотического сознания школьников являются дни памяти, в которые проходят уроки мужества, общешкольные линейки, возложения цветов, в этот день учащиеся чтят память погибших солдат, защищавших свою страну. Такие мероприятия заставляют детей задуматься о том, что происходило в военное время, через что пришлось пройти защитникам нашей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx37.83 КБ

Предварительный просмотр:

Роль патриотического воспитания в формировании патриотического сознания учащихся общеобразовательной школы

На сегодняшний день актуальным является патриотическое воспитание школьников.

В. А. Сухомлинский говорил: «Многолетний опыт школьного воспитания приводит к убеждению: сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота. Воспитать патриота Родины, – это значит наполнить повседневную жизнь подростка благородными чувствами, которые окрашивали бы все, что человек в этом возрасте познает и делает».

Невозможно заставить любить государство, Родину. Человек не может развиваться сам по себе, необходимо помогать ему соприкасаться с историей своей страны, с её культурой, нужно формировать базовые, непреходящие ценности у подрастающего поколения. Основы патриотизма должны быть заложены с малых лет, поэтому так велика роль школы в процессе формирования патриотического сознания учащихся.

Понятие патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным и близким людям и к малой родине, и гордость за свой  народ.

Одним  из проявлений любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность встать на ее защиту.

Большой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения вносит внеклассная работа и очень важны для ребят концерты, на которые приходят ветераны, они являются примером героизма, мужества и отваги.

Очень важно сохранять память о героях своей страны. Одним из способов формирования патриотического сознания школьников являются дни памяти, в которые проходят уроки мужества, общешкольные линейки, возложения цветов, в этот день учащиеся чтят память погибших солдат, защищавших свою страну. Такие мероприятия заставляют детей задуматься о том, что происходило в военное время, через что пришлось пройти защитникам нашей Родины.

Также главной составляющей патриотического воспитания в школе является вовлечение обучающихся в благотворительную деятельность – волонтёрское движение (участие в акциях милосердия, благотворительных концертах).

Патриотическое воспитание в школе должно быть нацелено на конечный результат - воспитание личности с активной гражданской позицией, готовой служить своему Отечеству.

Одним из главных мероприятий в общеобразовательной школе, которое направлено на патриотическое воспитание школьников, является праздник посвященный 9 мая. Рассмотрим на примере сценария концерта  «Поклонимся великим тем годам!».

Методическая разработка внеклассного мероприятия.

Концерт «Поклонимся великим тем годам!»

Цель мероприятия: патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Задачи мероприятия:  

Обучающие: знакомство учащихся с песнями и стихотворениями военных лет.

Развивающие: развитие гражданственности и национального самосознания учащихся.

Воспитательные: воспитание патриотических чувств, исторической памяти, уважения к старшему поколению.

Материально-техническое обеспечение:

Мультимедийное оборудование (ноутбук, экран, проектор), микрофон и звукоусилительная аппаратура

Предполагаемый результат мероприятия: 

 - освоение и концертное исполнение военных песен и стихов;

 - укрепление патриотических чувств  

- сопереживание военно-историческому прошлому страны.

Форма проведения: концертная программа смешанного типа с элементами театрализации и вокала.

Сценарий концерта

ТРЕК 1 Фанфары

1 ведущий: Добрый день! Здравствуйте дорогие наши гости, дорогие ветераны. 9 мая наша страна отметит  70 - летие победы в Великой Отечественной войне. Это «радость со слезами на глазах» – так сказал один поэт. Действительно, в этот день и радость, и скорбь рядом.

2 ведущий: Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь.

2ведущий: Война.… Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда.

1 ведущий: Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это память сердца всего народа.

1 ведущий: Памяти павших, памяти вечно молодых солдат и офицеров, оставшихся на фронтах Великой Отечественной войны, посвящается.

2 ведущий: Славным ветеранам Великой Отечественной войны, победившим, подарившим миру жизнь и счастье – посвящается!

1 ведущий: Поколению, вступившему в жизнь. Тем, кому сегодня 17. Тем, кто не знает, что такое война посвящается.

2 ведущий: Прошло 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах, потому что у времени есть своя память – история.

1 ведущий: Так давайте же перелистаем несколько страниц той далёкой войны и вспомним, как всё это было…

    1 ведущий: 22 июня…Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году…

Та ночь была полна июньской прелести,

Для них она не пожалела света.

Грядущим аттестатом зрелости

Их озаряло это лето…

1 ведущий:

Завтра рощ испугаются птицы,

Завтра птиц не признают леса…

Это всё только завтра случится,

Через 24 часа…

 (громко звучит музыка, на сцене, смеясь, появляются выпускники школы 1941 года, музыку сделать тихо)

Девушка 1: Какое утро! Какой рассвет! Вот бы никогда не заканчивалась наша последняя школьная ночь.

Юноша 1: Всё когда-нибудь заканчивается, но это не так уж плохо – ведь дальше будет настоящая жизнь.

Юноша 2: Вот и пролетело детство золотое. Прощай школа, прощай учителя, прощайте, однокашники! Что нас ждёт впереди? Неизвестность…

Девушка 2: Почему неизвестность? Ты станешь капитаном дальнего плавания, а я учителем начальных классов.

Девушка 3: Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдёт, мы все институты закончим. Вырастем. Может кто-то даже замуж выскочит.

Юноша 3: Ага, или женится. Нет, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду. Романтика!

Девушка 3: А я теперь не знаю, что мне делать. Эта тройка по химии мне так мешает!

Юноша 3: Тань, да брось ты расстраиваться. Ну, подумаешь, одна тройка по химии. У меня их пять, что же мне теперь и жить не стоит?

Девушка 3: Тебе хорошо рассуждать, ты едешь работать в тайгу, а мне в институт поступать надо. И куда мне теперь с этой тройкой?

Девушка 2: Ты, правда собираешься уехать в тайгу?

Юноша 3: Правда. Хочу жизнь посмотреть в других местах. Поедем со мной!

Девушка 2: Вот ещё, придумал, я из родного города никуда. Буду учиться здесь в педагогическом, а потом в родную школу вернусь… Представляешь, лет, этак, через 10 ты станешь заслуженным геологом, вернёшься в родные места, приведёшь своих детей в нашу школу, а я их учить буду!

Юноша 2: А меня родственники к себе зовут. Говорят, что могут устроить в рыболовецкую бригаду. Как думаете, соглашаться?

Девушка 1: Ну, это ты сам решай. Здесь трудно что-либо посоветовать.

Юноша 1: Ребята, а давайте сделаем снимок на память!

(все говорят «Давайте» и начинают строиться для фотографирования)

Юноша 2: Внимание! Исторический момент, запомните 21 июня 1941 года. 309 школа Санкт-Петербурга, наш 10 «А»!

Юноша 1: Мы молоды и счастливы…

Девушка 2: Мы мечтаем о подвигах, о славе, верим в своё высокое предназначение на этой земле…

Девушка 3: Мы мечтаем через пять лет стать геологами, учителями, врачами…

Девушка 2: Я мечтаю стать учителем.

Юноша 3: Я мечтаю приносить добро людям.

Девушка 1: Я мечтаю о любви.

Юноша 2: Я мечтаю…

Девушка 3: Я мечтаю…

ТРЕК 2 Звук взрыва, выбегает мальчик: Война, началась война.

1 юноша

Ранним, солнечным утром в июне,

В час, когда пробуждалась страна.

Прозвучало впервые для юных

Это страшное слово «война».

2 юноша

Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,

Сквозь лишения, боль и беду,

Уходили из детства ребята

В сорок первом, далёком году.

3 юноша

Мы все до сих пор 
Назывались – ребята 
Так где ж это слово? – 
Прощаемся с ним! 
Ребятам – повестки из военкомата 
А девушкам надо решать самим! 

ТРЕК 3  (первые такты песни «Поклонимся великим тем годам»)

________

Ведущий 1: С первого дня войны весь народ поднялся на борьбу с врагом: в тылу и на фронте, в партизанских отрядах. А дома так ждали весточки и верили, что их родные и близкие обязательно вернутся. Единственной ниточкой, соединявшей людей, были письма, военные треугольники.


Ведущий 2: Фронтовое письмо, не молчи, расскажи
О жестокой войне и о времени том,
Как сражался солдат, как в окопах он жил,
Как страдал и мечтал, как любил отчий дом.
Через зал натянуты нити, по которым передвигаются солдатские письма (треугольники). На сцене появляются девушки. Девушки снимают письма и начинают читать их

Выходит почтальонка:

Письма с фронта... Они шли не в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольниками. В сумке моей были и другие письма, написанные лаконичным канцелярским почерком: «Ваш муж (сын, брат) пал смертью храбрых в боях за нашу родину». Мы должны были быть выносливыми, терпеливыми, милосердными. Мы первыми принимали к сердцу первые всплески бесконечной радости или беспредельного горя. Кроме писем и газет, мы всегда носили пузырьки с нашатырным спиртом. Иначе нельзя. Мы были и почтой, и «скорой помощью».

«Почтальонки» достают письма-треугольники из своих сумок и отдают «адресатам».

1 девушка:

25 октября 1941 г.

«Здравствуй, моя Варя! Никогда я не прожил бы жизнь так, если бы не ты, Варя. Ты помогала мне всегда - на Халхин-Голе и здесь. Наверное, все-таки кто любит, тот добрее к людям. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо - вечно молодое, как твои глаза, в которые только смотреть да любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут. Пройдет время, люди залечат раны, люди построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, другие песни будут петь. Но никогда не забывайте песню про нас, про трех танкистов. У тебя будут расти красивые дети, ты еще будешь любить. А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе.

Твой Иван Колосов».

( музыка усиливается)

2 девушка:

7 декабря 1941 г.

«Дорогая Маша! Вот я и на фронте. Уже слышу стрельбу в соседнем лесочке. Там наши моряки отбивают очередную атаку фашистов. Враг настойчиво рвется вперед. Но ты поверь мне, Москву мы не отдадим ни за что. Разгром врага под Москвой неминуем. Это будет началом его полного разгрома. Перед нами стоит благородная задача - очистить советскую землю от фашистских варваров, чтобы наши дети - будущее нашей Родины - жили спокойно и не знали, что такое война. Я уверен в нашей победе. Мне скоро выпадет счастье бить врага. Дорогая жена! Помни, в этой битве я либо буду героем, либо погибну за великое дело нашего народа.

Целую, твой Георгий».

( музыка усиливается)

3 девушка:

1 мая 1942 года.

«Боевой первомайский привет! Дорогие Фаинушка и Алюсик! За последнее время получил шесть писем от вас, вот это праздник! Вообще письма получаю очень редко в связи с особыми условиями работы, но зато сразу пачками... Сейчас нахожусь на территории Ленинградской области, в «гостях» у «фрицев», живу с ними «дружно», знаем и ненавидим друг друга от всей души: они - за «беспокойную жизнь», ну а мы за все: за кровь, за муки, за издевательства. То, что ты читаешь в газетах или слышишь по радио, - это ничто в сравнении с тем, что видим почти ежедневно мы... Я здоров душой и телом, желаю и надеюсь, что и у вас в этом отношении обстоит все благополучно. Беспокоит только вопрос с питанием у вас. Ведь я знаю, что с этим сейчас трудновато... Пока писать больше нечего. Постарайся связаться с мамой.

Крепко целую. Твой Шура»

4 девушка:

21 февраля 1943 г

«Дорогая Лида! Только что кончилось комсомольское собрание. Почистил автомат, покушал. Комбат говорит «Отдыхайте лучше, завтра бой». Я не могу уснуть. В окопном блиндаже нас шесть человек, седьмой на посту. Пятеро уже спят, а я сижу возле печурки при свете гасилки и пишу это письмо. Завтра, как встанем, передам его связному. Интересно знать, что-то ты поделываешь сейчас? У нас на фронте как стемнеет немного, так и ночь. А у вас в тылу - электрический свет. Поди, ложитесь спать часов в двенадцать. Я часто вспоминаю тебя, Лида, много думаю о тебе. Вот и сейчас хочется поговорить с тобой обо всем, что чувствую, что переживаю... Лида, я видел, как умирали мои товарищи. А сегодня комбат рассказал случай, как погиб один генерал, погиб, стоя лицом на запад. Я люблю жизнь, хочу жить, но фронт - такая штука, что вот живешь, живешь - и вдруг пули или осколок ставят точку в конце твоей жизни. Но если мне суждено погибнуть, я хотел бы умереть так, как этот генерал: в бою и лицом на запад.

Александр Матросов».

Ведущий 1:

Треугольником сложен пожелтевший листок,

В нём и горькое лето, и сигналы тревог.

Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,

И бессонную правду фронтовых голосов.

Ведущий 2:

Теплее на фронте
От ласковых писем.
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь,
И родину слышишь
Как голос за тонкой стеной.

ТРЕК 4 7 класс песня Тёмная ночь

_____________________________

Ведущий:  Самую большую тяжесть войны вынесла на плечах женщина-мать. Она, проводив сыновей на фронт, вставала к станку, работала  без устали.  «Всё для фронта, всё для Победы», всё для Родины, всё для своих детей, которые погибали за счастье своих матерей.

ТРЕК 5 Звучит песня «Землянка».  

Мальчик изображает бойца, который пишет письмо маме.

Дорогая мамочка!
Ты обо мне в слезах не вспоминай,
Оставь свою заботу и тревогу.
Неблизок путь, далек родимый край, 
Но я вернусь к знакомому порогу!

По-прежнему моя любовь с тобой,
С тобою Родина, ты не одна, родная.
Ты мне видна, когда иду я в бой,
Свое большое счастье защищая.

На голос твой я сердцем отзовусь,
И на заботу подвигом отвечу,
Я далеко, но я еще вернусь.
И ты, родная, выйдешь мне навстречу.

(Складывает письмо треугольником, встаёт и уходит)

Ведущий: Женщина и мать — слова — синонимы. Многое пережили наши женщины в годы Великой Отечественной войны. Какая безумная тяжесть легла на их хрупкие плечи! Вместе с воинами они ковали победу, кормили и одевали защитников Родины. А как переживали матери и жёны за мужчин, ушедших на фронт!

На сцене ведущий, сын и мать

Ведущий 1:  Война тяжким бременем упала на ваши юные плечи, но вы не согнулись, вы выстояли. Война стоила многим вашим сверстникам – жизни. Вы уходили в небытие, оставаясь навеки девятнадцатилетними.

Игорек уходил ранним утром, 2 октября 1941 года….

Мать:  В то утро я провожала его, стояла в распахнутых дверях, прижав кулаки ко рту. По моим щекам безостановочно текли слезы, из-за плеч выглядывали скорбные лица соседок. В бессловестной тоске глядела я ему во след. На мальчишеский стриженный затылок, на мальчишечью гибкую спину, узкие плечи, которым предстояло прикрыть собой город. Сын оглянулся в конце первого лестничного марша,  но улыбнуться не смог, не до улыбок было в октября 41-го. Но сказал, что они тогда все говорили.

Сын: (оборачиваясь) Я вернусь, мама! (отворачивается)

Мать:  Не вернулся…..И письмо я получила одно единственное, от 17 декабря….

Идут кадры кинохроники.

Мать: Больше писем не было. Пришла похоронка.

ТРЕК 6 Аве Мария

Мать:

Над страною опять небо светится,
Голубая далекая высь.
А в камине огонь тихо теплится...
Я тебя попрошу: "Только снись".
 
Ты ушел, был молоденьким мальчиком,
Для страны стал одним и сынов.
Не тобою дорога назначена,
Сквозь обрывы несбывшихся снов.
 
Ты ушел. За страну и товарищей,
Презирая весь страх и всю боль...
И остался слезинкой нетающей...
Жаль, меня не забрали с тобой.
 
Почему? И за что, расскажите нам,
Гибнут те, кому есть, за что жить!
Кто ушел, весь свой мир навсегда отдав,
Кто умел защищать и любить!
 
Зачем войны бессмысленным маревом
Покрывают планету Земля?
Смерть людей! Вы поймите! Не-пра-ви-ль-на!
Они гибли...наверное...зря.
 
Ты ушел вслед за всеми героями,
Защищавшими грудью страну.
Чтобы вновь идти ровными строями,
Сохраняя на Небе весну.
 
Может хватит всех слез, что останутся
На душе у подруг, матерей?
Мира нам от войны не прибавится!
Будьте ж, люди, немного мудрей!
 
Над страною опять небо светится,
Облетает Небесная Рать
Тех, кто ждет, и кому еще верится,
Что не им в этот миг умирать...
 
Спят спокойно и дети, и матери,
Не боятся ни зла, ни оков.
Много гибло. Теперь уж не хватит ли
Для страны нашей новых врагов?
 
Пусть летают десантники, летчики,
Покорят океан корабли.
Только главными действуют строчками:
"Без войны и для мира Земли!"

ТРЕК 7 Тихонова Лиза, песня «Молитва»
_________________________________________

 Чтец: Серебрянская Екатерина:

Я Ангелом летал
И видел дым сражений
Никто не виноват
Что все хотели жить
Там дед мой погибал
От множества ранений
Его накрыл крылом
Не дал врагам добить
Я Ангелом летал
Тащил его в траншею
Позвал сестру чтоб кровь
Остановить
Я пули откланял
Они летели к цели
Но всех спасти не мог
Где все хотели жить
Я Ангелом летал
Чтоб смог отец родиться
Тащил я деда
Из последних сил
Врача привёл
Заставил помолиться
Чтоб Бог помог
И я слетал за ним
Я Ангелом летал
И видел дым сражений
И Ангелом бы оставался быть
Но выжил дед от множества ранений
И наказал прожить мою земную жизнь
Я Ангелом летал
И видел дым сражений
И ангелом бы оставался быть
Но выжил дед от множества ранений
И наказал прожить мою земную жизнь
И наказал прожить мою земную жизнь

________________

Ведущий 1: Бывали на фронте и минуты отдыха. Звучала гитара или гармонь. Но настоящим праздником был приезд художественной самодеятельности.

Ведущий 2: Для вас, уважаемые ветераны, Леонов Влад, песня «Катюша».

Ведущий 1: Тяжело было не только на войне, где рвались снаряды и гибли люди, но и в тылу. Женщины, дети, старики, которые не могли воевать, помогали фронту в тылу. Они очень много работали и часто не доедали.

Чтец: Штейн Мария-Луиза «Девочка и мишка».

__________________________________________________

Ведущий 1: Война казалось, шла бесконечно, холод, голод, потеря близких все это не сломило наш народ, он становился ещё сильнее. И в тот момент, когда казалось, что победа невозможна, отовсюду летели весточки - «Кончилась война! ».

Звуки Диктора об окончании войны

Ведущий 2: Наш народ разгромил фашизм и спас от него народы всего мира. Победа пришла весной 9 мая 1945 года. В Москве на Красной площади состоялся первый парад Победы.

Ведущий 1:  Зажглась на небе яркая звезда
В тот майский день, когда пришла Победа.
И пусть бегут безжалостно года,
Им не затмить тот яркий лучик света,
Победа в сердце каждого живет.
Она во мне, как праздник самый светлый.
Он никогда — я верю — не умрет,
Ведь он бессмертной памятью согретый,
Все меньше вас, участников войны,
Но вы в строю, солдаты-ветераны,
Все так же нежно в эти дни весны
Вам внуки дарят красные тюльпаны.
В них боль и кровь седых фронтовиков,
В боях добытая священная Победа,
Она в сердцах детей и стариков
И потому людской судьбой согрета.
Нет, не забыты подвиги солдат,
Их ратный труд и мужество воспеты.
И пусть мы чтим немало разных дат,
Величественней нет, чем День Победы.
Вот почему смотрю на ту звезду,
Что засияла ярко в сорок пятом.
Средь тысяч звезд ее всегда найду,
Победа для меня навеки свята.

ТРЕК 8 Весна 1945 года

Ведущий 1: Дорогие ветераны ваш подвиг будет в памяти всех поколений.

Мы всегда рады видеть Вас. Хотелось бы, ещё много-много лет иметь возможность готовить концерты для тех, кто боролся за мирную жизнь и победил в этой борьбе.

Ведущий 2: Пусть этот праздник ещё долгие годы будет добрым поводом собираться вместе.

Ведущий 1: Еще раз с  праздником вас дорогие ветераны. С 70-летием  победы в Великой Отечественной войне и до новых встреч!!!

ТРЕК 8 День победы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

физическое воспитание в формировании культурно-образовательного пространства общеобразовательной школы

Образование все более начинает осознаваться как сложный культурный процесс, как личностно-ориентированная культурная деятельность. Система образования рассматривается как система условий для личностно...

Патриотическое воспитание в МКОУ "Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа"

   Существующая в школе система патриотического воспитания, основанная на духовной связи поколений, легла в основу школьной программы «Патриотическое воспитание обучающихся МОУ «Мало-...

Роль краеведческой работы в формировании патриотического сознания учащихся

История села, история нашей школы, история зданий и улиц - всё это краеведческая кропотливая работа с учащимися. Знать свои корни - чеерта патриота, гражданина и просто нормального человека....

Рабочая программа «Витязи» по патриотическому воспитанию и формированию гражданственности для учащихся 7-9 классов

Рабочая программа «Витязи» по патриотическому воспитанию и формированию гражданственности для учащихся 7-9 классов...

Поликультурное воспитание и формирование гражданской идентичности в общеобразовательной школе

В статье рассматриваются  особенности и проблемы поликультурного воспитания современного подрастающего поколения нашей страны, необходимость подготовки современного образования к работе в поликул...

Формирование эмоционального интеллекта учащихся общеобразовательной школы на уроках английского языка

Статья посвящена развитию эмоционального интеллекта учащихся на уроках иностранного языка. Проанализированы и рассмотрены принципы эмоционального интеллекта; установлены наиболее эффективные возможнос...