Рабочая программа «Витязи» по патриотическому воспитанию и формированию гражданственности для учащихся 7-9 классов
материал на тему

Лавринов Евгений Александрович

Рабочая программа «Витязи» по патриотическому воспитанию и формированию гражданственности для учащихся 7-9 классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vityazi.docx53.41 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Рабочая программа «Витязи» по патриотическому воспитанию и формированию гражданственности для учащихся 7-9 классов разработана в соответствии с ФГОС ООО. Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися на основе программы играют огромную роль и имеют большое значение для детей не только в настоящее время, но и в их будущей жизнедеятельности.

     Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культуры.

     При составлении рабочей программы «Витязи» учитывались следующие факторы:

-  Образовательные потребности детей.

- Особенности учащихся классов (уровень подготовки, состояние здоровья, уровень мотивации).

- Состояние материально-технического обеспечения школы, в том числе и учебно-методического обеспечения.

Актуальность программы

      В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты в этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.

В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения образования – содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания.

      Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально-ценными делами, к реализации прав и обязанностей. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Цель программы

Совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

- развитие учащихся как высоконравственных, ответственных, творческих, инициативных и компетентных граждан;

- утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России;

- формирование высоких моральных и психологических качеств детей и подростков, преданности Родине и готовности к ее защите;

- воспитание любви к семье, семейным традициям, к своей «малой» Родине через поисково-краеведческую работу;

- повышение мотивации в социальной деятельности учащихся, их коммуникативной активности;

- воспитание молодого поколения в духе уважения к Конституции Российской Федерации, Российским законам, в соответствии с нравственными и духовными ценностями общества;

- привитие учащимся чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации -  Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

- воспитание уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов;

- создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма.

Программа рассчитана на 1 год, объёмом в 33 часа, 1 час в неделю.

Занятия проводятся во второй половине дня.

Ценностные ориентиры: программа имеет патриотическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности:  любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине; правовое государство; гражданское общество; долг перед старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; свобода и ответственность; доверие к людям.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших

Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

  1. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

Виды деятельности

- Проявлять интерес к изучаемому курсу; формировать любовь к окружающему, людям Родине.

- Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей роль семьи в жизни человека и взаимоотношениях в семье.

- Знать о том, что самое дорогое у человека –  его семья; основа благополучия – взаимопомощь членов семьи. Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; совместно договариваться о правилах общения.

- Принимать и сохранять учебную задачу и включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем.

- Знать основные достопримечательности родного города, его историю возникновения. Знать инфраструктуру городского окружения с атрибутами городской жизни, уметь самостоятельно ориентироваться в этой обстановке; объяснять роль различных профессий в нашей жизни; соблюдать правила уличного движения; иметь представление о хозяйстве человека и его роли в развитии этого хозяйства.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Знать символику России. Исследовать жизнь древних славян на примере героических сказок. Знать государственные праздники России.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Формы контроля

     Мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры; диспуты, викторины; исследовательская деятельность; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; соревнования.

Планируемые результаты освоения программы.

Метапредметными результатами изучения программы «Витязи» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

 Личностные  УУД

     Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование межличностных отношений:

- умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде;

- осознание личной ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья;

- умение различать государственную символику Российской Федерации, своего региона; находить на картах (географических, политико-административных, исторических) территорию России, её столицу – город Москву, территорию родного края, его административный центр; описывать достопримечательности столицы и родного края, особенности некоторых зарубежных стран.

Познавательные УУД

     Получение знаний о семье, Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Знакомство с творчеством сверстников (стихи о Родине, заметки). Извлечение информации патриотического содержания из текстов. Овладение первоначальными оформительскими навыками:

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; пользоваться памятками;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- знание собственной истории (семьи, рода, фамилии) на фоне знания отечественного историко-культурного процесса;

- знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции, достижения, проблемы и др.);

- знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях, достижениях, проблемах и др.;

- понимание сущности и особенностей российского патриотизма;

- знание содержания таких понятий и категорий, как «Отечество», «патриотизм», «патриот», «долг», «служение Отечеству», «национальные интересы», «защита Отечества» и др.;

- понимание роли, места и значения России в мировой цивилизации, самобытности и уникальности нашего общества и государства, имеющих свой путь в истории человечества;

- способность к анализу процессов и явлений, проблем и противоречий, присущих обществу и государству, понимание их причин и путей решения в интересах динамичного развития России.

Регулятивные УУД

     Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников:

- учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

- учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;

- формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений;

- освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Коммуникативный УУД

     Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение владению диалогической и монологической речью:

- умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений,   строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках;

- уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и следовать им;

- учиться согласованно, работать в группе:

- формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности;

- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

- укрепление доверия к другим людям;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Знаю:

-что такое семья и для чего она создается;

-историю своего рода, своей семьи;

-историю семейных реликвий;

-традиции и обычаи своей семьи;

-как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям;

-роль каждого члена семьи в ее жизни;

-проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;

-состояние здоровья членов моей семьи;

-материальное положение семьи;

-где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельности;

-важные даты в жизни семьи;

-семейный этикет;

-свои права и свои семейные обязанности;

-как и чем я могу помочь своим близким;

-историю России;

-историю Малой Родины и родного края;

-историю своего народа и его нравы;

-историю государственных символов России;

-имена знаменитых соотечественников, прославивших Россию;

-национальные черты характера россиян, что отличает нас от других народов мира;

-духовные и нравственные основы россиян;

- свой родной язык;

-родную литературу;

-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный

календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыку, архитектуру, кино, театр и др.

-основы национальной кухни;

-основы народной медицины.

Умею:

-любить свою семью и всех своих родных и близких;

-быть благодарным;

-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;

-понять и прощать, сочувствовать и помогать;

-уважать мнение других членов семьи;

-в согласии делать общие дела;

-осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;

-хранить семейные реликвии;

-донести сведения о своем роде, своей семье;

-добросовестно выполнять свои обязанности;

-заботиться о старших и младших членах семьи;

-вести здоровый образ жизни;

-помогать в организации семейных праздников, игр, забав, развлечений;

        -отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов;

-делать приятное своим родным и близким;

-рассказать об истории своего Отечества;

-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;

-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами

(в том числе о  своих предках, родных и близких людях);

-рассказать о себе как носителе характера той или иной национальности;

-петь песни своего народа;

-рассказывать народные сказки;

-ценить красоту и богатства родной природы;

-умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины.

Действую:

-участвую в составлении родословной моей семьи;

-берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей семьи;

-добросовестно выполняю свои обязанности по дому;

-посильно участвую в решении семейных проблем;

-участвую в организации досуга семьи;

-помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;

-учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах;

-берегу мир и покой моей семьи;

-готовлюсь стать продолжателем рода, к созданию своей собственной семьи;

-изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;

-овладеваю богатствами духовного наследия России;

-с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных символов,

-смотрю мультфильмы, посвященные моему Отечеству и жизни его героев;

-беру пример с достойных граждан своего Отечества;

- уважительно отношусь к другим людям;

-не нарушаю правила  и законы моего государства;

-развиваю традиции народа и передаю их следующему поколению;

-участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;

-участвую в народных праздниках;

-участвую в сохранении  памятников истории и культуры;

-хожу в походы по родному краю;

-берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим меньшим;

-учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы.


Календарно – тематическое планирование

1 четверть

п/п

Дата

Тема занятия

Содержание

Основные виды учебной деятельности

Материалы

План

Факт

1

5.09

Знакомство с Программой «Витязи». Строевые упражнения.

Познакомить обучающихся с программой лектория.

Внести в нее изменения с учетом интересов обучающихся. Разучить основные строевые упражнения.

Фронтальная беседа. Осуществляют правильное выполнение строевых упражнений.

Справочный материал, иллюстрации, плакаты, презентация.

2

3

12.09

19.09

Понятие «патриотизм», его сущность и виды.

 «Патриот» и «патриотизм» как любовь к Родине.

Фронтальная беседа.

Справочный материал, иллюстрации, плакаты, презентация.

4

26.09

Древнерусская дружина. Игра «Богатырь».

Значение термина «Патриот». Древнерусская дружина, структура и функции. «Игра «Богатырь».

Беседа, просмотр презентации. Осваивают универсальные умения в самостоятельной организации и проведении игры.

Тематические иллюстрации, презентация по теме. Гантели 1, 2 и 5 кг.

5

6

3.10

10.10

История военного искусства.

Как развивалось военное искусство в различные века. Военное искусство вооруженной организации древних славян.

Беседа, просмотр презентации.

Тематические иллюстрации, презентация по теме.

7

17.10

Военное дело на Руси в XIII-XV вв.

Игра «Много троих, хватит двоих».

Исследование вооружения раннефеодальной монархии и удельного периода на Руси. Игра «Много троих, хватит двоих».

Беседа, просмотр презентации.

Принимают активные решения в условиях игровой деятельности.

Справочный материал, презентация.

8

24.10

4 ноября - День народного единства

История возникновения праздника. Минин и Пожарский как народные ополченцы и освободили.

Беседа, просмотр презентации. Обсуждение исторических личностей.

Справочный материал. Исторический справочник.


Календарно – тематическое планирование

2 четверть

9

7.11

7 ноября. «Две знаменательные даты». Октябрьская революция. Военно-историческая настольная игра «Танковый бой»

День Октябрьской революции 1917 года. Военно-историческая настольная игра «Танковый бой»

Беседа, просмотр презентации.

Справочный материал, презентация. Настольная игра.

10

14.11

7 ноября. «Две знаменательные даты». День воинской славы. Военно-историческая настольная игра «Танковый бой»

День воинской славы России — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве. Военно-историческая настольная игра «Танковый бой»

Беседа, просмотр презентации.

Беседа, просмотр презентации. Настольная игра.

11

21.11

История оружия - от древних времен до современности.

Виды оружия. Примитивное оружие. Средневековое оружие. Новое время. Оружие массового поражения.

Беседа, просмотр презентации.

Тематические иллюстрации, презентация по теме.

12

28.11

Военно-прикладные виды спорта. Армейский рукопашный бой.

История развития. Армейский рукопашный бой.

Беседа, просмотр презентации. Знакомство с приемами Армейского рукопашного боя.

Справочный материал, иллюстрации, плакаты, презентация. Маты. Борцовские курточки. Перчатки.

13

5.12

История стрелкового оружия. ТБ. Стрельба из пневматического  оружия.

История создания стрелкового оружия. Стрельба из пневматического оружия.

Беседа, просмотр презентации. Стрельба по мишеням.

Справочный материал. Тир, пневматическое оружие.

14

12.12

История стрелкового оружия. ТБ. Стрельба из пневматического  оружия.

История развития стрелкового оружия начиная с 690г. до наших дней. Стрельба из пневматического оружия

Беседа, просмотр презентации. Стрельба по мишеням.

Справочный материал. Тир, пневматическое оружие.

15

19.12

«Готовимся к армии». Что нужно знать. В/ч.

Подготовка обучающихся к службе в ВС РФ. «Первые дни в армии». В/ч.

Беседа, просмотр презентации. Экскурсия в воинскую часть города.

Тематические иллюстрации, презентация по теме.


Календарно – тематическое планирование

3 четверть

16

9.01

«Готовимся к армии». Строевая подготовка. В/ч.

Зачем в армии учат строевой подготовке. Слаженность действий, дисциплина, «солдат как часть единого механизма». В/ч.

Беседа, просмотр презентации. Экскурсия в воинскую часть города.

Тематические иллюстрации, презентация по теме.

17

16.01

«Готовимся к армии». Воинский устав. В/ч.

Воинский устав - официальный нормативно-правовой документ. В/ч.

Беседа, просмотр презентации. Экскурсия в воинскую часть города.

Тематические иллюстрации, презентация по теме.

18

23.01

Великая отечественная война. Памятные даты. Освобождение Варшавы. Музей.

Памятная дата военной истории Отечества. 1945 год – освобождение Варшавы от немецко-фашистских войск. Музей.

Беседа, просмотр презентации. Посещение музея. Просмотр экспозиций ВОВ.

Справочный материал, Презентация.

19

30.01

Великая отечественная война, памятные даты. Блокадный Ленинград. Музей.

День воинской славы России. Освобождение блокадного Ленинграда от немецко-фашистских войск. Музей.

Беседа, просмотр презентации. Посещение музея. Просмотр экспозиций ВОВ.

Справочный материал, презентация.

20

6.02

Великая отечественная война. Памятные даты. Сталинградская битва. Музей.    

 День воинской славы России. 1943 год – разгром немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.  Музей.

Беседа, просмотр презентации. Посещение музея. Просмотр экспозиций ВОВ.

Справочный материал, презентация.

21

13.02

Танки и бронемашины. Военно-историческая настольная игра «Танковый бой»

Танки, история создания бронетехники. Военно-историческая настольная игра «Танковый бой»

Беседа, просмотр презентации.

Тематические иллюстрации, презентация по теме. Настольная игра.

22

20.02

23 февраля.       День защитника Отечества. Конкурс «А ну-камальчики 

День воинской славы России. День защитника Отечества.  Конкурс «А ну-камальчики

Фронтальная беседа. Участие в конкурсе. Демонстрация умственных и силовых способностей.

Беседа, просмотр презентации. Штанга. Гантели. Канат.

23

27.02

Военная авиация.

История создания военной авиации.

Беседа, просмотр презентации.

Справочный материал, презентация.

24

6.03

Ракетные войска. Встреча с интересным человеком.

Ракетные войска стратегического назначения, история создания. Встреча с интересным человеком (ракетные войска стратегического назначения)

Беседа, просмотр презентации.

Справочный материал, презентация.

25

13.03

Воздушно-десантная подготовка. Встреча с интересным человеком.

ВДВ. Военная подготовка десантников. Встреча с интересным человеком (ВДВ)

Беседа, просмотр презентации.

Тематические иллюстрации, презентация по теме.

26

20.03

Медико-санитарная подготовка обучающихся. Встреча с интересным человеком.

Подготовка обучающихся к оказанию первой медицинской помощи. Встреча с интересным человеком (военный фельдшер).

Беседа, просмотр презентации.

Тематические иллюстрации, презентация по теме.


Календарно – тематическое планирование

4 четверть

27

3.04

Энциклопедия выживания.

Выживание в экстремальных условиях.

Беседа, просмотр презентации.

Справочный материал, презентация.

28

10.04

Создание военно-морского флота в России. Игра «Морской бой».

История создания от  IX века до наших дней. Игра «Морской бой».

Беседа, просмотр презентации. Осуществляют действия по образцу и заданному правилу, адекватно оценивают свои действия и действия партнеров

Тематические иллюстрации, презентация по теме. Настольная игра.

29

17.04

От Крещения до Федерации: история флагов России.

История флагов России, значение.

Беседа, просмотр презентации.

Тематические иллюстрации, презентация по теме.

30

24.04

Первомай. Музей.

День Международной солидарности трудящихся. Праздник весны и труда. Музей.

Беседа, просмотр презентации. Посещение музея. Просмотр экспозиций, приуроченных к 1 мая.

Тематические иллюстрации, презентация по теме.

31

15.05

День Победы. Встреча с интересным человеком.

9 мая 1945г. День Победы советских войск над немецко-фашистскими оккупантами. Встреча с интересным человеком.

Беседа, просмотр презентации. Посещение ветерана ВОВ.

Тематические иллюстрации, презентация по теме. Цветы.

32

22.05

История спецназа России.

Войска специального назначения России, история создания.

Беседа, просмотр презентации.

Тематические иллюстрации, презентация по теме.

33

29.05

Туризм. Поход.

Правильный туризм или люби природу. Поход.

Фронтальная беседа. Установка палаток. Разведение костра. Сбор мусора.

Тематические иллюстрации, презентация по теме. Палатки, мусорные пакеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ВОЗРОЖДЕНИЕ» по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности во внеурочной деятельности по ОБЖ для учащихся 5-11х классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«ВОЗРОЖДЕНИЕ»по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственностиво внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельностидля учащихся 5-11х классов МБОУ «...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование спортивной секции "Волейбол" для учащихся 8-11 классов

Секция спортивных игр: «Волейбол»Программа секции «Волейбол» адресована:  детям – подросткам, обучающимся в 8-11омклассе . Методическое обеспечение реализации программы секции спортивн...

Программа по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности 2012-2015г.

Развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, формирование у них моральных и духовных качеств  гражданина и патриота (мужество, ч...

Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей

Рабочая подпрограмма по  гражданско-патриотическому воспитанию детей 12-14 лет предназначена для воспитанников интернатного учреждения и  представляет собой систематизированное изложен...

Рабочая программа проектной деятельности с использованием информационных технологий дополнительного образования учащихся 1-4 классов по ФГОС: "Мои первые проекты".

Данная программа обучает учащихся создавать и работать с проектом, используя компьютер, как основной инструмент. Формирует навыки сотрудничества, учит способам обработки информации....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК КАК ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ» для учащихся 5, 6 классов ( учебник О.Ю.Зверловой “Abenteuer Deutsch” (1, 2))

УМК для 6 класса органично связан с УМК 5 класса и является продолжением данного курса обучения школьников немецкому языку как второму ИЯ в соответствии с Федеральным компонентом Государственного обра...

Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Маленький Бердчанин" (от 5 до 7 лет)

Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленький Бердчанин» (от 5 до 7 лет)...