Главные вкладки

    Программа по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности 2012-2015г.
    классный час по теме

    Молчанова Любовь Дмитриевна

    Развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, формирование у них моральных и духовных качеств  гражданина и патриота (мужество, честь, верность, стойкость, воля, любовь к Отечеству), готовности к активному проявлению этих качеств в различных сферах жизни общества. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «Мужевская средняя общеобразовательная школа

    им. Н.В.Архангельского»

    МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В.Архангельского»

     

     

    Программа по военно-патриотическому

    воспитанию и формированию гражданственности

    2012-2015г.

    Составила:

    заместитель директора по ВР

    Молчанова Л.Д.

    2012

    ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

    Цели и

    задачи

    программы

    Цель программы:

    Развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, формирование у них моральных и духовных качеств  гражданина и патриота (мужество, честь, верность, стойкость, воля, любовь к Отечеству), готовности к активному проявлению этих качеств в различных сферах жизни общества.

    Задачи программы:

    • Осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
    • Познание учащимися историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
    • Формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга
    • Формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
    • Пропаганда героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
    • Развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения отечеству и готовности к защите Родины.

    Разработчики

    Администрация и педагогический коллектив школы (воспитательные ресурсы)

    Сроки и

    этапы

    реализации

    2012-2013 год -реализация первоочередных мер по выполнению приоритетных задач и мероприятий программы; формирование основных элементов системы патриотического воспитания;

    2013-2015 год -обобщение результатов практической реализации Программы и определение приоритетов на перспективу.

    Перечень

    программных

    мероприятий

    Программные мероприятия планируется осуществлять по следующим

    направлениям:

    • Объединение младших школьников «Галактика Добрых сердец»;
    •  Объединение среднего и старшего звена «Ребячья Республика РИТМ»;
    • Кадетское движение;
    • Музейная работа;

    Ресурсное

    обеспечение

    Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального, регионального и муниципального бюджетов, внебюджетных источников. Объемы и структура источников финансирования Программы подлежит ежегодному уточнению в соответствии с реальными возможностями городского бюджета и иных средств.

    Ожидаемые результаты

    1. Степень готовности и стремление учащихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга;
    2. Проявление гордости за своё Отечество, за символы государства, за свой народ;
    3. Уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа;
    4. Их умением сочетать общественные и личные интересы;
    5. Присутствие толерантности у учащихся;
    6. Нравственная атмосфера в школе: доверительное отношение к учителям, любовь к школе;
    7. Внимательное отношение к старшим и младшим, уважительное отношение к ветеранам войны и труда.

    Основание для разработки программы:

    • Конвенция ООН о правах ребёнка
    • Конституция РФ
    • Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка"
    • Закон РФ "Об образовании"
    • Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (постановление Правительства РФ от 05.10. 2010 № 795)
    • Комплексный план мероприятий по патриотическому воспитанию  ОУ Шурышкарского района

    Описание основной проблемы и обоснование актуальности её разработки

    Развитие российского государства и общества, модернизация общего образования и введение федеральных государственных стандартов второго поколения ставят новые задачи в области воспитания молодого поколения. В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества. Важность и в то же время сложность решения задач патриотического воспитания молодежи подчеркивает президент Российской Федерации, отмечая, что «...грамотных и продуманных действий требуют вопросы, связанные с военно-патриотическим воспитанием молодежи. Эта тема вечная, но очень сложная».

    Военно-патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность школы, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества.

    В настоящее время очень мало внимания уделяется воспитанию молодежи именно как патриотов своего отечества, основной упор в процессе обучения делается на профессиональную реализацию и адаптацию к жизни в современном обществе. Проблема патриотизма особенно остро встала в последнее время, в связи с напряженной политической, экономической, социальной атмосферой. Проблемы нравственно-патриотического воспитания отошли на второй план, что недопустимо в процессе развития и воспитания человека и гражданина своего отечества.

    Общественное мнение традиционно отводит главенствующую роль в формировании патриотических позиций и установок электронным и печатным источникам информации. Роль СМИ в процессе патриотического воспитания нельзя оценивать однозначно. СМИ, безусловно, способны оказать поддержку различным слоям населения в проведении тех или иных акций, апеллируя к таким эмоционально-чувственным элементам общественного сознания, как любовь к Родине, национально-патриотические настроения.

    По мере взросления у школьников, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма», требующий реализации, но, как, ни грустно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут отыскать свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, сгусток которых год от года растет.

    Формирование патриотических чувств неотделимо от гражданского самоопределения молодежи, от развития правового самосознания и гуманистической направленности взглядов. Перечисленные качества закладываются в раннем детстве в семье и закрепляются в школьные годы.

    Современному обществу нужны патриоты, интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные в любую минуту на самопожертвование во имя спасения жизни других людей (своих отцов, матерей, братьев, сестёр, жён, детей), свято почитающих атрибуты государственной власти.

    Следовательно, положение в обществе отчетливо доказывает востребованность патриотического воспитания подрастающего поколения, налаживания четкой системы в его осуществлении. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально – психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру.

    Формы работы, используемые при реализации программы:

    • учебные занятия;
    • внеклассные мероприятия: смотры-конкурсы; выставки; мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игр и круглые столы; классные часы, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела;
    • Вахта памяти;
    • музейная работа;
    • военно-спортивные состязания;
    • походы;
    • встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими;
    • взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования.
    • трудовые дела.

    Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику школы.

    Если целью патриотического воспитания является формирование личности, обладающей качествами, о которых сказано выше, то задачи должны быть различными в зависимости от возраста, психолого-педагогических особенностей учащихся.

    Направление

    Задачи

    Объединение младших школьников «Галактика Добрых сердец»

    В начальной школе задачи патриотического воспитания включают:

    • знакомство с понятиями большой и малой Родины, получение первоначальных знаний об их истории;
    • формирование бережного и уважительного отношения к жизни и ко всему живому;
    • привитие трудовых навыков, воспитание уважительного отношения к труду другого человека;
    • формирование уважительного отношения к общественной собственности, к собственности другого человека;
    • воспитание навыков выполнения правил поведения в обществе;
    • воспитание честности, чуткости, доброжелательности, сострадания, такта.

     Объединение средних и старших школьников «Ребячья Республика «Ритм»

     

    В среднем звене в качестве основных воспитательных задач ставим

    следующие:

    • знакомить с историей Родины, её людьми, формировать гордость за Родину, желание заботиться о ней;
    • формировать единый коллектив, воспитывать чувство товарищества, взаимопонимания между детьми;
    • формировать понятие о труде на благо Родины;
    • воспитывать способность ориентироваться на другого, соотносить свои действия с учётом окружающих людей.

    Старший возраст учащихся требует более сложных воспитательных задач:

    • воспитывать стремление к созидательной деятельности на благо себя, своей семьи, общества, Родины;
    • формировать высокий уровень духовного развития;
    • воспитывать понимание наивысших ценностей и роли Росси в судьбах мира;
    • воспитывать личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
    • дать понятие о роли семьи в жизни отдельного человека и в жизни общества;
    • помочь осмыслить свои цели, свою жизненную позицию;
    • воспитывать способность к взаимодействию с окружающим миром;
    • совершенствование нормативно – правового, методического и информационного обеспечения функционирования системы патриотического воспитания;
    • формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву через слёт кадетов, военно-спортивную игру «Патриот»;
    • привлечение общественности к решению проблем духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников;
    • создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, эмоционального, психического и физического формирования личности кадетов, всемерное развитие их способностей и творческого потенциала.

    Музейная работа

    Задачи:

    • поиск и сбор материалов краеведческого характера, а так же материалов  по погибшим войнам Шурышкарского района;
    • учет и хранение собранных документов, предметов, материалов;
    • оформление и экспонирование материалов; использование материалов музея в учебно-воспитательной работе.
    • развитие детского самоуправления

    Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

    • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа;
    • степень готовности и стремление учащихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга;
    • проявление гордости за своё Отечество, за символы государства, за свой народ;
    • умение сочетать общественные и личные интересы;
    • присутствие толерантности у учащихся;
    • нравственная атмосфера в школе: доверительное отношение к учителям, любовь к школе;
    • внимательное отношение к старшим и младшим, уважительное отношение к ветеранам войны и труда.

    План реализации программы

    № п/п

    Мероприятия

    Сроки

    Ответственный

    1

    Тематические классные часы

    В течение учебного года

    Классные руководители

    2

    Уроки Мужества

    В течение учебного года

    Классные руководители, сотрудничество с РИКМ, школьные библиотекари

    3

    Уроки России

    В течение учебного года

    Классные руководители, учителя истории, обществознания и права.

    4

    День народного единства Ноябрь

    ежегодно

    Зам.директора по ВР , педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, кл. руководители .

    5

    Конкурс рисунков на военную тематику

    Февраль

    Учителя  ИЗО, педагоги дополнительного образования изостудия «Радуга»

    6

    Смотр строя и песни

    Февраль

    Кл.руководители  3-4 клю,  зам.директора по ВР,

    педагог-организатор , педагог –организатор ОБЖ.

    7

    Конкурс  чтецов

    « О героях войны»

    Февраль

    Учителя литературы, педагог-организатор.

    8

    Конкурс чтецов – декламаторов

    «И помнит мир спасенный»

    Февраль

    Учителя литературы

    9

    Фестиваль  фронтовых песен

    Февраль

    Зам.директора по ВР, Педагог-организатор, педагоги дополнительного образования,

    руководитель хора

    10.

    Оборонно-спортивные состязания «Школа Мужества»

    Февраль

    педагог –организатор ОБЖ.

    11

    Посвящение в кадеты

    Февраль

    Зам.директора по ВР,

    педагог-организатор педагог –организатор ОБЖ.

    12

    Спортивно-интеллектуальная игра с элементами краеведения

    Ежегодно

     Учителя истории,

    педагог-организатор учителя физкультуры

    и ОБЖ

    13

    Военизированная эстафета

    (ср., ст. звено)

    Ежегодно

    Зам.директора по ВР,

    педагог-организатор по физкультурно-массовой работе, учителя физкультуры

    и ОБЖ кл.руководители

    14

    Трудовая вахта памяти по благоустройству памятника погибшим войнам  

    Ежегодно

      Кл.руководители  (нач.звено), педагог-организатор.

    15

    Выпуск школьной газеты « Ступени»

    В течение года

     Руководитель кружка школьных СМИ,

    16

    Встречи с ветеранами и Воинами запаса

    Февраль-Март

    В течение года

     Педагог-организатор,  кл.руководители

    17

    Акция  «Забота», «Ветеран», «Георгиевская ленточка»

    Ежегодно

     Ученическое самоуправление, кл. руководители.

    1 8

    Операция «Подарок ветерану» (нач.школа)

    Ежегодно

     Ученическое самоуправление, кл. руководители

    19

    Спортивные соревнования

    «Вперед, мальчишки!», «А ну-ка, парни!», «Мама, папа и Я –спортивная семья»

    Ежегодно

     Педагог-организатор, педагог-организатор по спортивно-массовой работе, учителя физкультуры

    20

    Спартакиада  учащихся

    В течение года

    Педагог-организатор по спортивно-массовой работе,  учителя физкультуры

    21

    Участие кадетских классов в районных, региональных  и российских слетах

    По мере поступления заявок

     Педагог-организатор ОБЖ

    22

     Районный праздник, посвященный проводам в армию.

    Ежегодно

       Педагог-организатор ОБЖ

    23

    Возложение цветов к памятнику, участие в  районных митингах, мероприятиях, Вахта Памяти

    В течение года

     Администрация школы,

    педагог-организатор,

    педагог-организатор ОБЖ, кл. руководители.

    24

    Участие молодежи допризывного возраста и учащихся кадетских классов в торжественных празднованиях, посвященных годовщине:

    Дню Защитника Отечества,

    Дню Победы

    Ежегодно

    Администрация школы,

      кл.руководители. педагог –организатор ОБЖ.

    25

    Читательская конференция

    «Поклонимся великим тем годам»

    Апрель

     Библиотекари

    26

    Викторина по историческим событиям

    «Я знаю историю Великой Отечественной войны»

    Апрель

    Учителя истории

    27

    Экскурсии  в РИКМ

    «Не забыть нам этой даты»

    В течение года

      Кл.руководители

    28

    Работа с допризывной молодёжью (совместно с военкоматом)

    В течение года

    Администрация школы,   кл.руководители,  педагог-организатор ОБЖ

    29

    Методические занятия с классными руководителями по вопросам военно-патриотического воспитания учащихся

    В течение года

    Зам.директора по ВР, работники военкомата, педагог-организатор ОБЖ

    30.

    Участие в поисковом отряде «Летопись ВОВ»

    В течение года

    Кл. руководители

    31

    Подготовка статей для печати в средствах массовой информации, освещающих проведение школьных мероприятий

    В течение года

    Зам.директора по ВР, педагоги -организаторы

    32

    Ведение страницы сайта школы мероприятий по патриотическому воспитанию

    В течение года

     Педагог-организатор ОБЖ

    Материально-техническое оснащение программы и источники её финансирования

    Материально-техническое обеспечение программы включает в себя:

    • спортивный инвентарь и спортивное оборудование школы;
    • компьютерную базу данных;

    Источниками финансирования программы являются:

    • бюджетные и внебюджетные средства;
    • участие в районных и областных целевых программах по военно-патриотическому воспитанию

    В ходе реализации программы осуществляется взаимодействие и сотрудничество:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа работы военно-патриотического клуба "Арго"

    К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важным условием реализации цели и задач патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необход...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ВОЗРОЖДЕНИЕ» по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности во внеурочной деятельности по ОБЖ для учащихся 5-11х классов

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«ВОЗРОЖДЕНИЕ»по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственностиво внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельностидля учащихся 5-11х классов МБОУ «...

    Программа по военно-патриотическому воспитанию "Мы - Россияне"

    Программа по военно-патриотическому воспитанию "Мы - Россияне"...

    БАЗОВАЯ ПРОГРАММА по Военно-патриотическому воспитанию «Я-Гражданин»

    Пояснительная записка  Программа необходима для создания условий для формирования профессионально-значимых знаний, у...

    Программа по военно-патриотическому воспитанию "Отечество"

          Коренные преобразования в стране конца XX-начале XXI века, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, поли...

    ПРОГРАММА ПО ВОЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В РАМКА РДШ «Патриот»

    Выработка системы мер, помогающая воспитывать у детей патриотизм, чувство долга перед своей Родиной и готовность защищать в любой момент интересы Отечества....

    Рабочая программа «Витязи» по патриотическому воспитанию и формированию гражданственности для учащихся 7-9 классов

    Рабочая программа «Витязи» по патриотическому воспитанию и формированию гражданственности для учащихся 7-9 классов...