Роль краеведческой работы в формировании патриотического сознания учащихся
статья (10 класс) на тему

Конкина Наталья Фёдоровна

История села, история нашей школы, история зданий и улиц - всё это краеведческая кропотливая работа с учащимися. Знать свои корни - чеерта патриота, гражданина и просто нормального человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областная научно-практическая конференция

 «Туристско-краеведческая деятельность в образовательном учреждении»

НОМИНАЦИЯ:

Опыт организации туристической и краеведческой работы в образовательном учреждении

РОЛЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

              Подготовила

Конкина Наталья Фёдоровна,

учитель истории и обществознания,

 классный руководитель.

 МОУ Большеглушицкая СОШ №1

«Образовательный центр»

С. Большая Глушица(район) Самарской области

с.Большая Глушица, 2010 год

РОЛЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

 Н.Ф.Конкина, МОУ Большеглушицкая  СОШ №1 «ОЦ», с. Большая Глушица, Самарская область.

 Там, где становится обидно за свою страну, или, наоборот,

 охватывает гордость за её прошлое, за её достижения

 в настоящем – там входит в сердце РОДИНА.

Из радиопередачи Т.К. Маркушиной

      Процесс воспитания сложен, многомерен и, конечно, является творческим. Но всё же  надо помнить, что школа всегда выполняла социальный заказ общества и государства. Ценности современного общества – это ценности правового государства, коим, согласно Конституции, является Россия. Это – демократическое сознание, включающее в себя толерантность, активность в достижении цели, уважение каждой личности и её прав, её выбора, умение проявить себя, это  любовь к Родине – патриотизм, который  проявляется  прежде всего, в интересе к своей малой Родине, национальным традициям, в уважении к национальной символике, в способности воспринимать исторические события как близкие и дорогие, чувствовать свою сопричастность к делам предков. В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.» патриотическое сознание российских граждан рассматривается как важнейшая ценность и одна из основ духовно-нравственного единства общества. Проблема воспитания патриота своего Отечества рассматривается как одно из средств национального возрождения России. Гражданин и патриот – вот социальный заказ государства.

     Об этом можно просто рассказывать,  можно проводить викторины. Все эти средства хороши и проверены временем. Но проходит время, и учащиеся с трудом вспоминают, о чём же говорили на классном часе или не вспоминают вовсе. Это, к сожалению, тоже подтверждается практикой.  Проектная технология способствует решению этой  воспитательной задачи. Я хочу поделиться опытом своей работы о применении проектной технологии, которая способствовала формированию патриотического сознания учащихся 11А класса. Учащихся этого класса отличает воспитанность, отзывчивость, активная жизненная позиция, высокие гражданские качества. Закончив школу, ребята этого  класса, возвращаясь с Бала выпускников, в едином порыве пели «Гимн России». На последнем классном часе они отметили, что на формирование их личности повлияла принятая в 7 классе «Конституция класса»: «В 7 классе мы очень серьёзно приняли  классную Конституцию».  Это был классный час-проект, к которому они долго и с интересом готовились.  

 Классный час «Основной закон нашей жизни» сыграл очень большую роль в становлении классного самоуправления. Наше самоуправление получило правовую базу[1]. Работать всем вместе было интересно и радостно. Как зачинателей нового дела ребят похвалили, классный час был снят телекомпанией «Пульс», о них говорили по местному телевидению. Успешность рождает энергию и желание продолжить успешное дело.  Следующим большим проектом стал проект «Книга воспоминаний о школе». Наша школа готовилась к юбилею – ей исполнялось 70 лет.  Переписка с  выпускниками,  общий настрой школы на ожидание большого вечера встречи школьных друзей  повлиял на ребят на столько,  что было решено составить биографию школы. Ведь не смотря на 70-летний юбилей, школа не имела своей написанной биографии. В работе над проектом были заняты все учащиеся классе – 24 человека. Ребята общались с людьми разных поколений. Такая «Встреча поколений» не прошла для них бесследно. Они стали серьёзнее. Появилось чувство гордости за свою школу, своё село. Многие из них лучше узнали своих родителей. Ведь их родители – выпускники нашей школы. Ребята познакомились с ценностями советского общества, с людьми – носителями этих ценностей.  Они научились формулировать свои мысли, сравнивать, анализировать полученную информацию. Работа над проектом  формировала  чувство ответственности, вызывала чувство своей значимости.

С работой они справились. Свой проект ребята  защищали на районном конкурсе проектов «Гражданин». Заняли второе место. Успешность стала постоянным ориентиром  ребят. Во время торжеств, посвящённых 70-летию школы, они встречали гостей, им понравилось знакомиться и разговаривать с людьми. Наступило осознание, что хорошее впечатление о себе – это большой дополнительный капитал. Результатом большой работы были оформленные стенды по истории школы. Большой интерес к сбору материала, к изучению родного края проявился в других проектах. Несколько проектов были связаны с проблемами  и событиями нашего края.

  Большую роль в формировании патриотического сознания школьников сыграла работа над проектом  «Глушица туристическая». На волне всеобщего увлечения туризмом  наиболее активные учащиеся задумали разработать туристический маршрут по селу. Именно это  привело к  знакомству с живописным и заповедным местам нашего района: посещению колка Дубовенький и Боголюбского дола, балки  Крутая. Работали они с увлечением,  кропотливо и долго собирали материал. Разработали маршрут, подготовили материал для экскурсии. Выпросили автобус у директора школы и провели первую автобусную экскурсию по селу. Впоследствии заключили договор с районным краеведческим музеем о совместной работе. Работа над проектом очень повлияла на девушек.  В своём отчёте о выполнении проекта они написали:

   «Во время работы мы собрали материал о прошлом  и настоящем нашего села. Начав эту большую работу, мы старались выполнить свой долг перед старшими поколениями жителей села, которые своим трудом и здоровьем превратили эту глухую необжитую степь в привольное большое село.  За время работы над проектом мы многое поняли и узнали, а так же познакомились с людьми разных профессий, с их взглядами и с их  отношением  к жизни. Наш проект свёл нас с очень интересными, увлечёнными людьми. Это для нас было открытием. Мы стали разбираться в проблемах нашего села, понимать, почему не всё может сделать его руководство. Проект помог нам  по-новому взглянуть на наше село и понять, что мы его очень - очень любим».  

Проект занял Второе место в районном конкурсе проектов «Гражданин» и стал победителем на областном этапе конкурса в номинации «За приобщение к культурно-историческим  ценностям родного края»

Конечно, такая работа требует очень большой подготовки. Сбор материала об улицах села показал ребятам, на сколько изменился его облик, нравы, привычки, население. Это исследование вызвало к жизни большой проект «История посёлка Нефтяников».  

Интерес к Посёлку – самой молодой части нашего села был не случаен. Эта часть села появилась гораздо позже остальных. О ней не упоминается в местной краеведческой литературе.  Ребятами двигало желание внести  свой вклад в историю села, и тем самым выполнить долг перед страшим поколением жителей Посёлка. Ребята начинали с нуля. Встречи, рассказы, впечатления, работа в архиве – всё это способствует формированию не только компетентностей, но и чувства патриотизма, любви и уважения к своей малой родине. В итогах своей работы они написали:

«Во время работы мы выяснили причины создания Посёлка, познакомились с его проблемами и перспективами, привлекли внимание сверстников к истории Посёлка. Некоторые из них впервые задумались о своих корнях. Начав эту большую работу, мы старались увековечить память о  старшем поколении  Посёлка, которое своим трудом и здоровьем увеличивало благосостояние страны. Своей работой мы восполнили пробел  в истории нашего села. За время работы мы многое осознали. Например, что Посёлок – это не просто улицы и дома, это особый мир, особое отношение к жизни, особый стиль поведения. Нам очень понравилось старшее поколение жителей Посёлка своей энергией, взаимовыручкой, трудолюбием, расположением к людям. Об этом мы и рассказали своим одноклассникам». 

Пробуждение интереса к истории своего края, его природе, его людям – часть патриотического воспитания. Большой интерес вызвала работа над проектом «Откуда мы приехали» - о демографической ситуации в селе  районе.  Работа над проектом «Проблемы водоёмов нашего села» вызвала интерес к водным богатствам нашего села, известного своими озерцами, болотцами речушками и рекой Большой Иргиз – одной из самых извилистых рек Европы.

 Именно проектная деятельность позволила собрать богатый материал по 80-летию района. Ребята работали по направлениям: управление районом, промышленность района, сельское хозяйство, знаменитые люди района, образование, здравоохранение, спорт района,  и так далее. А это всё - знакомство со своим краем, и, самое главное, это уже не забудется.

   Российский патриотизм – чувство любви к своей малой родине – месту, где ты родился и вырос, к природе родных мест. Для каждого человека Отечество начинается с того места, где он родился и вырос. Малая Родина воплощает в себе образ Отечества. Пусть  наши учащиеся  видят и берегут красоты родного края, села.  Пусть знакомятся с  историей края, замечательными людьми своего района. Активная познавательная краеведческая деятельность  воспитывает причастность к родному краю. Они ведут себя не как квартиранты, а как хозяева, которым небезразлична судьба района. Когда велась работа над проектом  «Откуда мы приехали», то ребята невольно задумались над вопросом, а  почему  наш заволжский района  люди добровольно избирают местом своего жительства.  Наверное, пришли мы к выводу, в нашем районе не всё так плохо, как мы привыкли думать. В своем проекте «Проблемы водоёмов нашего села» ребята написали, что относиться к реке Иргиз надо не как к малой реке, а как к самому большому притоку левобережья Волги.

Теперь на вопрос где вы живёте, они отвечали: В самом большом селе Заволжья Самарской области,  которое лежит на самой извилистой реке нашего региона, которая является самым большим притоком левобережья Волги.

 Пусть любовь к своей малой Родине станет опорой для наших детей в жизни, в их духовном направлении.

 


[1] Сценарий этого классного часа был представлен на конкурс сценариев по гражданско-патриотическому воспитанию в 2009 году, проводимого в ЦСМ, и занял II место.



Предварительный просмотр:

Конкина Наталья Фёдоровна, учитель истории Большеглушицкой средней школы №1

Приглашаю на прогулку по Большой Глушице

 

Содержание

I.Введение. Актуальность проблемы…………………………….………………………....5

Цели и задачи………………………………………………..…………………………...5

Методы решения……………………………………………..………………………….5

II. Содержание работы. «Мы гуляем по селу» …………………………..…………..…….6

Глава 1. Краткая история Большой Глушицы………………………………………….....6

Глава 2. История некоторых зданий села……………………………….……………….....7

2.1. РДК………………………………………………………..……………………...…..9

2.2. Архив…………………………………………………………..………………..…..10

2.3. ЦСО………………………………………………………….………………….…..10

2.4.Музей………………………………………………………………………………...12

2.5.Дом провизора аптеки Брагина……………………..……………………………...13

2.6.Спортивный зал ДЮСШ…………………….……..………………………...…….14

2.7. Дом купчихи Пиненковой………………………………………………………...14

2.8.Дом фельдшера Щербакова………………………………………………………. 15

2.9.Мемориальный комплекс……………...…………………………………………...15

2.10.Дом помещика Азарова………………………………………………………..….16

2.11.Дом на ул. Советской,38………...………………..……………………………….17

2.12.Здание универмага………………………………..…...……….……………….....17

2.13.Дом торговца Башенина………………………………………..............................15

2.14.Частная аптека Ледзинского……………...………………………………….…...16

2.15.Дом торговца Ф.П. Кучкова……………………………….……...........................16

2.16.Дом М.Н. Воробьёва…………………………………….………….......................16

2.17. ДМШ…………………………………………………………................................17

III.  Заключение. Наши мысли о результатах работы…........................................................

Литература и источники исследования………………………………………......................

 Актуальность проблемы

или почему для исследования мы выбрали эту тему.

На фоне всеобщего увлечения туризмом мы критически окинули взглядом то село, в котором родились и выросли. «Погановка, она и есть Погановка!» - это самое распространённое мнение о нашем селе.[1]

  • Что молодое поколение села знает о своём селе?
  • Каким же оно было раньше?  
  • Каковы перспективы его развития?

  Вот какие вопросы мы задавали нашим сверстникам. Обсуждение этих вопросов навело нас на мысль о том, что даже если бы и хотели что-то узнать о прошлом села,  то узнать – то и негде.  Книги  местного краеведа П.Я. Русяева не переиздаются, их невозможно купить. И мы решили, что дополним  книги П.Я. Русяева  и сделаем нашу информацию доступной для всех желающих.

 Предметом нашего исследования стали те изменения, которые произошли или ещё произойдут в нашем селе.

Цель работы:

Собрать материал по истории села, выяснив прошлое Большой Глушицы и перспективы её развития.

Задачи работы:

- изучить литературу по теме;

- расспросить  старожилов о прошлом села;

- Собрать материалы о перспективах развития села, встретившись с представителями администрации села и района

 - изучить архивные материалы по теме.

Методы решения:

- изучение  архивных источников;

- беседы со старожилами села,

- изучение литературы по данному вопросу

Практическое применение работы

Свою работу мы сделаем достоянием гласности, что будет способствовать пробуждению любви к своему родному селу у наших сверстников

Наша работа интересна  всем поколениям жителей нашего села.

Материал, собранный и обработанный нами можно использовать для проведения очных и заочных экскурсий по селу.

Глава 1.Краткая история Большой Глушицы

     На юго-востоке Самарской области, на берегу реки Большой Иргиз, раскинулось одно из самых больших сёл нашей области – Большая Глушица.

      Годом основания нашего села считается 1779 год. Первыми поселенцами стали приверженцы гонимых вероисповеданий: молокане, мормоны, старообрядцы. Сюда же заселялись беглые, казённые, государственные крестьяне из 17 губерний.  Первые сёла – Большая Глушица и Константиновка. Начало заселению Заволжья положили указы Петра Первого и манифесты Екатерины Великой[2].

Так выглядел въезд в Большую Глушицу со стороны Троицкого прихода. Хорошо видна Троцкая церковь, позже  сгоревшая.

     Село находилось вблизи тракта Самара – Уральск, поэтому  со временем Глушица становится  крупным торговым селом, где еженедельно проводятся базары. Трижды в год –  шумные ярмарки, которые длились обычно несколько дней. Глушицкие ярмарки были популярны. На них приезжали даже из соседних уездов, сделки заключались немаленькие.

    Слово «глушица» в словаре В.Даля объясняется как «застойная вода», заводь, старица. На самом деле реки Глушицы, которые сейчас называются Глушички, весной заполняются талой водой и, если не сделать земляную запруду, то вода уйдёт после половодья и останется только в ямах, в старицах.  То есть водоёмы становятся непроточными, вода портится, и зацветает. Но эти маленькие речки – притоки Иргиза. В истории нашей реки были такие времена, что Иргиз почти полностью пересыхал, то есть по дну ходили, а река была шириной 1-1,5 м. Это было тогда, когда[3] воду «упускали».   Большая Глушица славилась своими озёрами: Огибное, Лопухово, Сорное.  На озёрах много дичи, водятся ондатры. В этом году озёра высохли. Для озёрного микромира – это катастрофа. Но не всегда будет так. В истории нашей реки довольно часты большие разливы, бывают и  наводнения. Тогда уровень воды в  Иргизе и Глушичке поднимается настолько, что улицы Бугровых, Комсомольская,  Коммунистическая, Луговая, Сельская, Озёрная, Краснознамённая, Московская оказываются под водой.  Последний раз такое наводнение было в 1988 году.    Село стоит на высоком левом берегу. Жители делят его на три части - прихода по количеству церквей до революции: Троицкий – западная часть, Михайловский – восточная часть села, Покровский – центральная часть села и в начале 60-х годов начал застраиваться Посёлок нефтяников – это Южная часть села. В настоящее время церкви имеются  в Троицком и Михайловком приходах.   Село заселялось постепенно. Здесь жили потомки переселенцев из 17 губерний[4]. Старинные названия улиц говорят о том, откуда прибыли её жители: Канаевка, Рязанка, Тулятка, Курятка и т. д. старожилы и сейчас называют улицы по-своему. Например, ул.Дачную именуют Рябчинкой, а Краснознамённую – Донковкой и т. д.  В настоящее время в селе живут 10194 человека.

     В 1930 году в Большой Глушице был образован первый [5]колхоз «Путь к социализму». Об этом подробно рассказывается в газете «Степные известия» №6 от 12 января 1960 года. Потом их  образовалось  четыре. В 70-80-х годах их было два:  им. Фурманова и «Россия».

   Более 5000 своих односельчан проводили на фронт жители Глушицы. Погибло более 2800 человек. Звание  Героя Советского Союза было присвоено:  В.И. Фокину, Н.Ф. Попову и И.Т. Краснову. Имена павших высечены на обелиске в сельском парке.

  Глушица исправно поставляла хлеб на фронт, хорошо работали глушичане и после войны. В 1958 году  за высокие показатели в хлебосдаче было награждено 114 глушичан. Впервые в истории района первому секретарю райкома партии Павлу Титовичу Караваеву  было присвоено звание Героя Социалистического труда. (газета «Степные известия №19 от 03.03.1958 года[6]). Всерьёз общественность поговаривала о переименовании села в Зерноград.     В Хрущёвско-Брежневский период нашей истории село сильно стало меняться: открылась Музыкальная школа, построены два типовых здания средней школы, построен мост и дорога до  Куйбышева, налажено автобусное сообщение с областным центром, построены 3-квартирные,  4-квартирные, 16- квартирные и 24-квартирные дома. Появились новые улицы -  Рабочая, Пионерская, Кировская, Киевская,  застраивался Посёлок нефтяников. Свой рассказ мы начнём со здания РДК.

Глава 2. ИСТОРИЯ НЕКОТОРЫХ ЗДАНИЙ НАШЕГО СЕЛА

2.1. Районный Дом Культуры

Здание построено до войны – в 1938 году. Когда-то приблизительно на этом месте стояла Покровская церковь, а рядом стояло здание церковно-приходского училища. Для строительства РДК частично использовали церковный лес, но его не хватало. А в здании училища располагалась начальная школа – два класса и кухня, где готовили еду. К вывеске школы была приделана звезда (а раньше был крест). Школу жители стали называть «школа со звездой». Здание РДК было долгожданным зданием. Здесь было 2 киноустановки, в зале было 12(!) лампочек, на потолке – изображение серпа и молота, шесть рабочих дверей. Это хозяйство было оборудовано своей автономной электростанцией. Так как фильмы в то время  в основном были немые, то во время сеанса играл тапёр – гармонист по имени Франц. Первоначально колонны у входа были двойными. В фойе устраивались выставки, танцы. В здании располагалась и библиотека. В зале сначала стояли стулья, потом скамейки. В РДК было много кружков. Большой популярностью пользовался драмкружок. Помню, что я тоже играл в пьесе «Свадьба с приданым», был большой хор, руководимый В.И. Завидовым, в 1963 году на базе РДК была открыта Детская Музыкальная Школа. Ещё раньше здесь же был создан  духовой оркестр, а в 70-х гг. – ВИА, с перерывами, но работал танцевальный кружок. Молодость многих поколений  нашего села прошла в РДК.

 Дискуссионный вопрос  - правда ли, что церковь была в здании РДК. Нет, это неверно. Церковь стояла немного западнее, её здание было  строго развёрнуто по направлению Восток-Запад. Так что здание РДК – построенное заново здание.

Когда ещё не было РДК, фильмы показывали в церкви. Она к тому времени была недействующей. Помещение освещали две керосиновые лампы. Электричества в церкви не было. Кинопередвижка была ручная.[7] (по воспоминаниям Резникова Ф.Ф.)

В ходе работы над проектом мы познакомились с Сафроновым Б.Я.- сыном старейшего работника РДК – Якова Григорьевича Сафронова. Он рассказал об отце и любезно нам предоставил фотографии.

из своего семейного архива. На них изображены моменты выступления агитбригады на полевых станах. Изучая материалы газеты «Степные известия», мы нашли материалы о Большеглушицком хоре. Все эти фотографии относятся к  50-60-м годам. Это изображение школы сделал по памяти Резников Ф.Ф.  Школа стояла  недалеко от Покровской церкви, то есть рядом с РДК. Её называла "Школа со звездой».

2.2.АРХИВ

Большеглушицкий районный Архив. Дом купца Баландина. Это деревянное здание, с подполом, обложенное кирпичом.  Это одно их самых старых зданий села.  Здание подвергалось перепланировке, но не  перестройке. В разное время здесь располагались: отдел охраны при РОВД, то есть рядом с банком, который располагался в здании Музея. Позже здесь находился райком комсомола, потом телекомпания "Пульс", а сейчас здесь находится Большеглушицкий районный Архив[8].

Это  обветшалое здание на углу улиц Чапаевской и Гагарина  - бывшая столовая, а до войны – ресторан, в котором было всё как в настоящем ресторане – столики, официантки,  прекрасным поваром и даже баянист Франц. Ресторан продавал обеды  на дом.

Нашим современникам трудно узнать это здание. Сейчас  оно – собственность предпринимателя Чичёва, в нём располагается магазин «У Петровича». Старшее поколение помнит его как райповский склад или «старая столовая».

2.3.ЦСО. Здание ЦСО построено во времена  Н.С. Хрущёва, как гостиница и столовая одновременно.  До войны, да и после, на этом месте находился скотный двор[9].

В1969 году во время прогулочной поездки по Куйбышевской области здесь останавливался космонавт В.Беляев[10].

2.4.МУЗЕЙ

 Это здание Краеведческого музея.

 Когда-то, во времена НЭПа  - это "Заведение" купца Миронова с рестораном и кабинетами.  Здесь был граммофон, который постоянно работал. Верхний этаж – жилое помещение. Заведение славилось своей бильярдной, которая располагалась в подвале. По воспоминаниям Михаила Николаевича Воробьёва ставки здесь были немаленькие. Желающих поиграть и посмотреть на игру было много – по воспоминаниям П.И.Резниковой (Барановой)[11]. Это вызывало недовольство жён жителей села. Позже  здесь

располагался  Госбанк, а потом здесь был организован  П.Я.Русяевым Краеведческий музей. Большеглушицкий историко-краеведческий музей задуман 2 апреля 1981 года, его создание - дело чести жителей всего района. С 1985 года Совет музея возглавил член Союза журналистов СССР, заслуженный работник культуры России, автор четырех книг о родном крае, Русяев П.Я. С 20 декабря 1991 года музей был открыт для посетителей и работал на общественных началах, а с февраля 2000 года приобрел статус муниципального. В экспозициях музея освещается история района с древнейших времен и до сегодняшнего дня и имеет следующие разделы: древности родной земли, животный мир, крестьянский быт и хозяйство, гражданская и Великая Отечественная войны, советский период и современный этап развития района.

   Выпущен двухтомник основателя музея, первого его директора, неутомимого краеведа, заслуженного работника культуры России П.Я. Русяева "Земля Глушицкая".

    В музее имеется впечатляющий таксодермический фонд (66 ед. хр.), разнообразная нумизматическая коллекция, а также произведения народных умельцев, ныне проживающих в Большеглушицков р-не. Археологические раскопки, проводимые на территории р-на, обогатили музей предметами быта Полтавкинской и Среднесарматской культур[12].

Вот так выглядел перекрёсток улиц Советской и Чапаевской в начале 60-х гг. Это колонна средней школы идёт на демонстрацию 7 ноября. Асфальт на улице уже был, но площадь асфальтирована не была. Асфальтировать улицы начали в начале 60-х годов. Первой была асфальтирована Советская улица, так как она была центральной улицей села (бывшая Базарная) и  продолжала шоссе в областной город Куйбышев.[13] 

2.5.ДОМ ПРОВИЗОРА АПТЕКИ  БРАГИНА (в 50-е года пристроен).

Ул. Советская, 34.

Здание полностью деревянное. Нижний этаж отштукатурен. Внешний вид почти полностью сохранён.

Это здание  только пристраивали, но не перестраивали. Здесь самая старая лестница в селе, ей более ста лет. Дом состоит из левой старой части и правой – пристроенной позже.  В разное время здесь располагались  РК КПСС,  детская консультация, райвоенкомат.

2.6.Спортивный зал ДЮСШ. Это здание кинотеатра. Его очень ждали[14].Строители старались сдать этот современный по тем временам кинотеатр к празднику 7 ноября – дню Великой Октябрьской революции. Это был юбилейный год. Великому Октябрю исполнилось 50 лет[15].

Дом купчихи Пиненковой. Площадь Революции,1. В настоящее время – частная аптека Морозовых. В разное время здесь были: Раймаг,  Хозмаг.  Внешний вид дома сохранён[16].

2.8.ДОМ ФЕЛЬДШЕРА ЩЕРБАКОВА. Площадь революции,7

Одно из самых старых зданий села. Деревянный одноэтажный дом с подвалом. Долгое время это здание принадлежало РайПотребСоюзу. Здесь находилась контора райпотребсоюза. Сейчас там филиал территориального фонда обязательного медицинского страхования. Внешний вид здания изменён, оно обнесено сайдингом[17].

2.9.МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС  в парке. Парк был заложен ещё до войны[18]. Здесь стоит обелиск  павшим в годы  гражданской войны бойцам продовольственного отряда, сформированного из Иваново-Вознесенских рабочих. Состоял он из 19 человек. Пятеро – большевики-красногвардейцы, а остальное – молодёжь. Одну из групп отряда возглавлял Яков Грахольский – всеобщий любимец, человек, которого запомнили многие люди и в Дергуновке,  и в Августовке. Агитатор, организатор художественной самодеятельности, человек высоких нравственных качеств, красавец. Таким он сохранился в воспоминаниях очевидцев событий. На отряд напала банда Ахринюка.  Весь небольшой отряд был расстрелян.  На наших земляков эти события произвели тягостное впечатление и сработали лучше всякой агитки: бандитов возненавидели, а бойцам поставили этот обелиск. У подножья обелиска расположена могильная плита. Это настоящая могила. Здесь похоронены бойцы Рязанского коммунистического полка, погибшие в Августовке от рук белоказаков. Их останки были похоронены  в ноября 1969 года здесь в парке[19].

На длинной мемориальной стене  помещены фамилии жителей села, погибших в годы войны на фронте. 5000 человек были отправлены на фронт Большеглушицким районом. Более трёх тысяч не вернулись обратно.

Здесь же находится постамент в честь погибших в локальных войнах: в Афганистане и в Чечне.

2.10 ДОМ ПОМЕЩИКА АЗАРОВА. Площадь Революции.14.

В этом здании на Базарной площади в 1919 году находился штаб Рязанского коммунистического полка. Старшему поколению жителей села оно помнится как здание Почты. Сейчас  это жилой  дом на две квартиры.

Подвесные мосты через Иргиз и через Глушичку  по воспоминаниям Н.Я. Жильцовой сооружены в 1977 году. Раньше мост находился внизу. Каждую весну его сносило. Здесь же недалеко находилась пожарная часть с каланчой. На рисунке Ф.Ф. Резникова, сделанного с фото 1934 года, хорошо видно, что мост низко расположен, деревьев на берегу нет, река узкая. Сейчас на этом месте место, именуемое «пляж».

2.11. Дом на ул. Советской,38 (бывшая Базарная), который стоит прямо напротив здания универмага. По воспоминаниям Ф.Ф. Резникова до войны и в годы войны, да и потом был рынок[20]. Этот 4-хквартирный дом был построен в начале 60-х гг.В книге П.Я. Русяева мы нашли материал, который свидетельствует, что на этом месте ещё до рынка стояло здание Министерского 2-хклассного училища(открылось в 1903 году). Вот так оно выглядело. Здание  сгорело в 1925 году.  Потом на этом месте тут находился пивзавод с залом, где можно было  попить пива. Но здание это сгорело.Фото из книги «Земля Глушицкая» П.Я. Русяева.

2.12. Здание универмага[21]

Листая подшивку газеты «Степные известия» за 1967 год, мы познакомились с заметкой Е.Е.Деменкова «Наша маленькая «Самара». В ней рассказывается об открытии универмага. К 50-летию Великой Октябрьской революции в районном центре был открыт универмаг и кинотеатр «Юбилейный». Позже к универмагу пристроили ещё одну часть. Вот как выглядело это место на Советской (бывшей Базарной)улице до строительства универмага. Виден парк. Деревянное здание – это здание канцелярского магазина. Чаще всего его называли «кукольный магазин»[22].

2.13. ДОМ ТОРГОВЦА БАШЕНИНА, деревянный с подвалом, где сейчас располагаются  библиотеки. ул. Советская 63.   В 30-е годы пристроен домом Крюкова, перенесённого с ул. Краснознамённой. В разное время здесь располагались райисполком и амбулатория[23].

2.14.ЧАСТНАЯ АПТЕКА ЛЕДЗИНСКОГО. Ул. Советская , 44. Деревянный двухэтажный дом.В разное время здесь располагались: контора МТС, училище механизации, районный отдел культуры, бюро по трудоустройству.Работая в Архиве, мы нашли статью К. Шепелёва «30 лет тому назад» об организации колхоза в Большой Глушице[24] – «Путь к социализму»( «Степные известия» №6 за12 апреля 1960 года), где говорится, что в этом здании находилась контора колхоза «Путь к социализму».

Дом торговца Ф.П. Кучкова. Деревянный на две квартиры. Старшее поколение жителей нашего села помнят его как аптеку.

По словам Ф.Ф. Резникова в этом доме находилась  аптека, которой заведовал  Марк Борисович Рындзюнский, с сыном которого Фёдор Фёдорович учился в школе.

ДДТ

Дом Семыкиных. Первоначально двухэтажный, деревянный. Позже перестроен: нижний этаж стал каменным, а верхний оставлен деревянным. В разное время здесь находились: РК ВЛКСМ, изба-читальня, музыкальная школа, библиотеки с читальным залом, и со сторожкой, Дом пионеров, сейчас – Дом детского творчества (ДДТ)

2.16. ДОМ  М.Н.ВОРОБЬВА Этот дом стоит на ул. Советской.

М.Н. Воробьёв – самый известный старожил  нашего села. Михаил Николаевич с 1910 года. Обладает прекрасной памятью и много знает из истории нашего села. Ветеран войны, гвардеец, однополчанин известного кинорежиссёра А.Чухрая. Свидетельство этому – переписка А.Чухрая и Воробьева – находится в Музее.

2.17 ДМШ Это здание появилось в 1964 году

Детская Музыкальная Школа – ДМШ. В газете «Степные известия» за 1962 год мы наткнулись на статью Новикова А.В. «Быть ли музыкальной школе в[25] селе?», в которой  поднималась проблема создания ДМШ молодёжью села.

Школа была открыта в 1963 году. С расспросами об истории ДМШ мы обратились к первой выпускнице  школы Резниковой Н.Ф.:«Было два класса: фортепиано и баян.  Первоначально занимались в РДК. Затем занятия продолжились на втором этаже библиотеки.  Занимались там долго. Здание школы построено в 1964 году специально для ДМШ. В здании было шесть классных комнат и уютный актовый зал. Педагоги менялись очень часто. Моя память хранит тёплые воспоминания обо всех педагогах, но особенно о Ларисе Евгеньевне Ефимовой, которая вела класс фортепиано. Мы её очень любили»[26]. Со временем добавилось народное отделение, появился класс классической гитары. Школа стала центром культуры и музыкального просвещения.

При выезде из села по направлению к больнице мы видим  старую мельницу. Ведь улицу раньше называли – Мельничная. По слова Виктора Сергеевича Коровина, который проработал на этой мельнице более двадцати лет, мельница была построена в период НЭПа, то есть приблизительно в 1926-1927 гг. Она была построена на паях братьями Кривовыми – Максимом Фёдоровичем и Василием Фёдоровичем, а так же братьями Елистратовыми. Мы были очень удивлены тем, что, оказывается братья Кривовы – это деды Нашей Ольги Сергеевны Елистратовой  (Боряковой-Кривовой) – учителя математики нашей школы,  и её мужа  - Виктора Алексеевича Елистратова. Мы так долго не могли ничего узнать про эту мельницу, а, оказывается, всё было рядом. Мы благодарим Татьяну Викторовну Долгову (Коровину) за  помощь.


[1] Среди наших сверстников существует расхожее мнение о том, что наше село когда-то называлось Погановкой. Патриотизма такое название не добавляет. Сейчас, когда мы уже провели большую  работу по истории села, мы выяснили, что официально так село никогда не называлось, а если и называлось, то не потому, что оно поганое, а потому, что на глушицких болотцах и озерцах было много болотных птичек – погановок и куличков. 

[2] П.Я. Русяев. «Земля Глушицкая», стр.16.

[3] Бизяев Н.Т.,  «А село своё люблю»,  газета «Степные известия»,  № 24 от 2 марта 1999года

[4] П.Я. Русяев. «Земля Глушицкая», стр.28

[5] Григорьев П.Я., «30 лет вместе», газета «Степные известия»,  № 6 от 12 января 1960 года.

[6] «Степные известия» №19 от 03.03.1958 года

[7] Из беседы со старожилом села Резниковым ф.ф.

[8] Из беседы со  старожилом села Немцевым А.А.

[9] Из беседы со старожилом Села Резниковым Ф.Ф.

[10] Из беседы с бывшей работницей столовой Горбачвой Л.М.

[11] Из беседы со старожилом села Резниковым Ф.Ф.

[12] Из беседы с работником Музея Кудриной А.В.

[13] Из воспоминаний старожила села Коровина В.С.

[14]  Воспоминания старожила села, бывшей работницы кинотеатра Коровиной В.В.

[15] Деменков Е.Е. «Степные известия»,  от 26 октября 1967 года,

[16] П.Я. Русяев, «Земля глушицкая», стр.189.

[17] Из беседы со старожилом села Бычковой В.П.

[18] Из беседы со старожилом села Резниовым Ф.Ф.

[19] П.Я. Русяев «Трагедия на Сухом Иргизе»,  «Земля Глушицкая»,  стр. 143.

[20]  Из беседы со старожилом села Ф.Ф.Резниковым

[21] Деменков Е.Е. «Наша маленькая «Самара»,  «Степные известия» от 26 сентября 1967 года

[22] Фото и комментарии Резникова Ф.Ф.

[23] Из беседы с старожилом села Бизяевым  Н.Т.

[24]  Григорьев П.Я. «А что тут было?» «Степные известия» №6 за12 апреля 1960 года

[25] Новиков А.В. «Быть ли музыкальной школе в большой Глушице?» «Степные известия» от 14 августа 1962 года.

[26] Из беседы с бывшей учащейся ДМШ Резниковой Н.Ф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль уроков литературы в формировании патриотических чувств и гражданского сознания обучающихся

Роль уроков литературы в формировании патриотических чувств и гражданского сознания обучающихсяМ.В. Шамбанович,г. Белово, Кемеровская обл. К сожалению, события последнего времени в политике, экон...

Роль внеклассной работы в формировании исторического сознания молодого поколения о Великой Отечественной войне.

Роль внеклассной работы в формировании исторического сознания молодого поколения о Великой Отечественной войне....

Роль краеведческой работы в формировании образовательных компетенций

Данная работа рассматривает роль краеведческой работы по истории в условиях внедрения ФГОС...

Роль школьной библиотеки в формировании патриотического сознания подрастающего поколения. Описание профессионального опыта работы.

Патриотическое воспитание средставми школьной библиотеки позволяет формировать у школьников жизненные ценности, основанные на исторических традициях, нравственном, духовном и культурном наследии, прио...

Отчет по теме самообразования: «Роль краеведческого материала в формировании патриотических чувств обучающихся»

Отчетпо теме самообразования: «Роль краеведческого материала в формировании патриотических чувств обучающихся»...

Статья "Роль патриотического воспитания в формировании патриотического сознания учащихся общеобразовательной школы"

Большой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения вносит внеклассная работа и очень важны для ребят концерты, на которые приходят ветераны, они являются примером героизма, мужества и о...