Роль уроков литературы в формировании патриотических чувств и гражданского сознания обучающихся
статья по литературе по теме

Шамбанович Марина Викторовна

Роль уроков литературы в формировании патриотических чувств и гражданского сознания обучающихся

М.В. Шамбанович,

г. Белово, Кемеровская обл.

 

К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных  преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.

Гражданственность и патриотизм являются начальными элементами воспитания личности и наиболее значимыми ценностями  общества, поэтому задача формирования у обучающихся гражданственности и патриотизма актуальна сегодня как никогда. А это значит, что, работая со школьниками, нельзя забывать о том, что подготовить к жизни необходимо не пассивного созерцателя или активного потребителя, но деятеля, стремящегося к гармонии чувства и разума, гражданина России, настоящего патриота, человека высокой культуры.

В ряду учебных дисциплин по значимости воспитательной роли приоритетное место занимает литература. Именно она призвана воспитывать личность, оказывать влияние на ее духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров. Она способствует самоопределению, эволюции нравственных оценок и представлений, укреплению гражданской позиции обучающихся. Но на уроках литературы важно научить ребенка не только читать, но осмысливать, переживать, оценивать, анализировать поступки других людей, соотносить их с собственной позицией. Изучая русскую литературу, обучающиеся начинают задумываться о смысле таких понятий, как Отечество, человек, природа, об отношении к окружающему миру, к другому человеку, к себе. Но чувство патриотизма не может быть сформировано мгновенно. Это планомерная и целеноправленная работа, требующая внимания весь период обучения. Только тогда можно добиться положительных результатов.

Отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости мы видим в древнерусской литературе («Повесть временных лет»). Изучая «Житие Александра Невского» говорим о подвигах  Невского, о его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единению Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения – вот основной вывод, к которому приходят обучающиеся при изучении «Слова о полку Игореве».

Изучая литературу XVIII века, знакомимся с одами М.В.Ломоносова, в которых изображались «образцовые» герои – монархи, полководцы,  служившие примером для подражания.

В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» раскрываются мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину перед врагом, размышления автора о значении Бородинской битвы, о русском национальном характере, о том, какой ценой добывается победа.

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» - это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Обучающиеся отмечают героизм и самоотверженность Тараса Бульбы и его товарищей – запорожцев в борьбе за родную землю. Подвиг Тараса и его сына Остапа вызывает у школьников чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.

Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.Шолохова «Судьба человека». Стойкость, дух товарищества, преданность Отечеству - эти качества  издавна присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой Отечественной войны – несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя: « На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». При анализе произведения ребята обозначают факты проявления мужества в произведении.

Анализируя повесть В.Быкова  «Сотников» у обучающихся появляется возможность серьезно задуматься над опасностью бездуховности, понять необходимость жить по высоким и требовательным законам нравственности: законам совести, долга, человечности. Эпиграф к уроку - слова Быкова: « Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможность отстоять свою жизнь исчерпана им до конца и предотвратить смерть невозможно?». Подводя итог изучения повести, ребята приходят к выводу, что высокая мера духовности позволяет человеку найти единственно достойное решение в жестоких обстоятельствах жизни, поддерживает его в выборе, когда он предпочитает смерть позору соглашательства. В этом состоит духовная сила партизана Сотникова, в этом источник его подвига.

Анализируя художественную литературу о Великой Отечественной войне, ребята учатся подлинному гуманизму и тогда, когда речь идет не только о любви, но и о ненависти. Важно дать понять школьникам, что ненависть не может быть слепой, в противном случае она станет разрушительной. Вот почему как о «жестокой дряни» говорит Синцов об автоматчике, который предложил перебить всех раненых в захваченном немецком госпитале (Ю.Бондарев «Берег»). Простая женщина Мария, потерявшая в войне всех близких, в ненависти, захлестнувшей ее сердце, смогла остановить себя, услышав тихий сдавленный крик немецкого мальчишки: «Мама!» (В.Закруткин «Матерь человеческая»).

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях К.Симонова, А.Т. Твардовского, М. Джалиля и др. В них рассказывается о солдатских буднях, о пробуждении чувства любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических произведениях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата - воина.

Литературные произведения, изучаемые в школе, - это лишь небольшая часть культурного достояния народа, но именно они укореняют нравственный стержень личности. Они увлекают читателя «течением мысли», гражданственностью деяний, благородством чувств человека предшествующих эпох, воспитывают у каждого нового поколения умения быть благородным, памятливым. Именно художественные произведения помогают углубленно и пристально всматриваться в героические эпохи истории нашего народа, в духовные и нравственные  корни  реальных достижений, показывают высокий нравственный потенциал человека.

Справедливы слова В.А. Сухомлинского о том, что «путь к вершине долга, долга перед обществом, Отечеством состоит в том, чтобы с первых шагов своей сознательной жизни ребенок прикасался сердцем к человеческим судьбам, чтобы чужие судьбы входили в его сердце, становились глубоко личным делом, чтобы через человеческие судьбы он прошел путь к познанию высших интересов». Только с помощью изучения художественной литературы мы можем воспитать истинного патриота своей Родины.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль уроков литературы в формировании патриотических чувств и гражданского сознания обучающихся

М.В. Шамбанович,

г. Белово, Кемеровская обл.

К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных  преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.

Гражданственность и патриотизм являются начальными элементами воспитания личности и наиболее значимыми ценностями  общества, поэтому задача формирования у обучающихся гражданственности и патриотизма актуальна сегодня как никогда. А это значит, что, работая со школьниками, нельзя забывать о том, что подготовить к жизни необходимо не пассивного созерцателя или активного потребителя, но деятеля, стремящегося к гармонии чувства и разума, гражданина России, настоящего патриота, человека высокой культуры.

В ряду учебных дисциплин по значимости воспитательной роли приоритетное место занимает литература. Именно она призвана воспитывать личность, оказывать влияние на ее духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров. Она способствует самоопределению, эволюции нравственных оценок и представлений, укреплению гражданской позиции обучающихся. Но на уроках литературы важно научить ребенка не только читать, но осмысливать, переживать, оценивать, анализировать поступки других людей, соотносить их с собственной позицией. Изучая русскую литературу, обучающиеся начинают задумываться о смысле таких понятий, как Отечество, человек, природа, об отношении к окружающему миру, к другому человеку, к себе. Но чувство патриотизма не может быть сформировано мгновенно. Это планомерная и целеноправленная работа, требующая внимания весь период обучения. Только тогда можно добиться положительных результатов.

Отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости мы видим в древнерусской литературе («Повесть временных лет»). Изучая «Житие Александра Невского» говорим о подвигах  Невского, о его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единению Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения – вот основной вывод, к которому приходят обучающиеся при изучении «Слова о полку Игореве».

Изучая литературу XVIII века, знакомимся с одами М.В.Ломоносова, в которых изображались «образцовые» герои – монархи, полководцы,  служившие примером для подражания.

В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» раскрываются мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину перед врагом, размышления автора о значении Бородинской битвы, о русском национальном характере, о том, какой ценой добывается победа.

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» - это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Обучающиеся отмечают героизм и самоотверженность Тараса Бульбы и его товарищей – запорожцев в борьбе за родную землю. Подвиг Тараса и его сына Остапа вызывает у школьников чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.

Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.Шолохова «Судьба человека». Стойкость, дух товарищества, преданность Отечеству - эти качества  издавна присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой Отечественной войны – несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя: « На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». При анализе произведения ребята обозначают факты проявления мужества в произведении.

Анализируя повесть В.Быкова  «Сотников» у обучающихся появляется возможность серьезно задуматься над опасностью бездуховности, понять необходимость жить по высоким и требовательным законам нравственности: законам совести, долга, человечности. Эпиграф к уроку - слова Быкова: « Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможность отстоять свою жизнь исчерпана им до конца и предотвратить смерть невозможно?». Подводя итог изучения повести, ребята приходят к выводу, что высокая мера духовности позволяет человеку найти единственно достойное решение в жестоких обстоятельствах жизни, поддерживает его в выборе, когда он предпочитает смерть позору соглашательства. В этом состоит духовная сила партизана Сотникова, в этом источник его подвига.

Анализируя художественную литературу о Великой Отечественной войне, ребята учатся подлинному гуманизму и тогда, когда речь идет не только о любви, но и о ненависти. Важно дать понять школьникам, что ненависть не может быть слепой, в противном случае она станет разрушительной. Вот почему как о «жестокой дряни» говорит Синцов об автоматчике, который предложил перебить всех раненых в захваченном немецком госпитале (Ю.Бондарев «Берег»). Простая женщина Мария, потерявшая в войне всех близких, в ненависти, захлестнувшей ее сердце, смогла остановить себя, услышав тихий сдавленный крик немецкого мальчишки: «Мама!» (В.Закруткин «Матерь человеческая»).

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях К.Симонова, А.Т. Твардовского, М. Джалиля и др. В них рассказывается о солдатских буднях, о пробуждении чувства любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических произведениях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата - воина.

Литературные произведения, изучаемые в школе, - это лишь небольшая часть культурного достояния народа, но именно они укореняют нравственный стержень личности. Они увлекают читателя «течением мысли», гражданственностью деяний, благородством чувств человека предшествующих эпох, воспитывают у каждого нового поколения умения быть благородным, памятливым. Именно художественные произведения помогают углубленно и пристально всматриваться в героические эпохи истории нашего народа, в духовные и нравственные  корни  реальных достижений, показывают высокий нравственный потенциал человека.

Справедливы слова В.А. Сухомлинского о том, что «путь к вершине долга, долга перед обществом, Отечеством состоит в том, чтобы с первых шагов своей сознательной жизни ребенок прикасался сердцем к человеческим судьбам, чтобы чужие судьбы входили в его сердце, становились глубоко личным делом, чтобы через человеческие судьбы он прошел путь к познанию высших интересов». Только с помощью изучения художественной литературы мы можем воспитать истинного патриота своей Родины.

Литература

Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования/ Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова// СПб: КАРО, 2004.-224с.

Суходольская, С.А. Воспитание гражданственности на уроках русского языка и литературы/ С.А. Суходольская// М.: Дрофа, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагогического потенциала творчества А.Е.Кулаковского в формировании патриотических чувств и гражданского сознания обучающихся на интегрированный уроках по истории

Проблема переизбытка информации, обилие недостоверной информации с которыми в век информации сталкивается каждый школьник является одной из самых важных. Ведь не правильное использование информа...

Тема методической разработки «Формирование патриотических чувств и нравственных качеств у обучающихся начальной школы посредством инновационных технологий».

Краткая аннотация  Многовековая, драматическая история нашего Отечества, имеющего протяженные границы и особое геополитическое положение, всегда была сопряжена с решением многосложных задач по за...

Роль школьной библиотеки в формировании патриотического сознания подрастающего поколения. Описание профессионального опыта работы.

Патриотическое воспитание средставми школьной библиотеки позволяет формировать у школьников жизненные ценности, основанные на исторических традициях, нравственном, духовном и культурном наследии, прио...

Отчет по теме самообразования: «Роль краеведческого материала в формировании патриотических чувств обучающихся»

Отчетпо теме самообразования: «Роль краеведческого материала в формировании патриотических чувств обучающихся»...

Роль краеведческой работы в формировании патриотического сознания учащихся

История села, история нашей школы, история зданий и улиц - всё это краеведческая кропотливая работа с учащимися. Знать свои корни - чеерта патриота, гражданина и просто нормального человека....

Формирование патриотических чувств и гражданского сознания учащихся в процессе исторического образования.

Статья обобщает из опыта работы как применимы методы, приемы и средства обучения, которые способствуют воспитанию патриотизма у обучающихся....


 

Комментарии

Шамбанович Марина Викторовна

В помощь учителю литературы