Отчет по теме самообразования: «Роль краеведческого материала в формировании патриотических чувств обучающихся»
календарно-тематическое планирование на тему

Отчет

по теме самообразования: «Роль краеведческого материала в формировании патриотических чувств обучающихся»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_teme_samoobrazovaniya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

МВ(с)ОУ «В(с)ОШ № 16»

Отчет

по теме самообразования: «Роль краеведческого материала в формировании патриотических чувств обучающихся»

Учитель истории и обществознания

Варнавская Л.Л.

Кемерово 2013

Роль краеведческого материала в формировании                         патриотических чувств обучающихся.

 

Над этой темой я работаю с 2009года. Она выбрана не случайно. Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время Россия, включившись в мировой процесс глобализации, стремится занять достойное место в ряду наиболее развитых государств. Национальная безопасность не может выстраиваться без проникновения патриотических идей в сознании миллионов россиян. Основные задачи патриотического воспитания молодого поколения в последние годы решались в ходе реализации государственных программ «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы». Настоящие документы предусматривают, что конечным результатом должны стать формирование гражданско-патриотического сознания у молодого поколения  и обеспечение  благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе в целом. Современные условия делают выполнение данной задачи очень сложной.  Ведь в реальной жизни молодых людей  окружает непривлекательная действительность: СМИ и интернет переполнены сценами насилия; безработица, пьянство, наркомания также оказывают свое негативное влияние. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота — человека любящего свою страну и способного идти на жертвы ради Родины. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать знакомство обучающихся с историей родного города, края.  Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, потому что родной край - живая, деятельная частица всей страны. Начиная работу над данной темой, мною было проведено анкетирование среди учащихся, которое показало их позитивное отношение к вопросу изучения истории родного края.

 Первый год работы над темой я посветила изучению литературы (методической и научной). Изучила и взяла за основу своей работы следующую программу: «С любовью к городу» - авторский коллектив МОУ ДПО, НМЦ. Познакомилась с опытом работы по патриотическому воспитанию под редакцией Л.А. Кондрыкинской, О.В. Лебедевой, Я.В. Голубевой; с пособием для реализации государственной программы

За второй год мной подобран материал «Социальный паспорт нашего города», «Почетные граждане нашего города», «Улицы нашего города», «Памятники нашего города». Собран материал об истории нашего города, о музее «Красная горка».  

У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину, за свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Поэтому основным принципом моей работы является взаимосвязь истории родного края с историей страны.
Включение краеведческого материала в систему изучения истории нашей Родины   способствует формированию доступного понимания и знаний об основных этапах развития страны у наших учащихся.
 Практика показала, что использование местного материала на уроках значительно облегчает усвоение курса истории Отечества, делает знания более глубокими.
Местный материал очень важен при установлении связи исторического прошлого   с   современностью.  История Отечества   содержит   большие

возможности для воспитания учащихся. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения Отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала, конечно, оправдано. Учащиеся анализируют документы и материалы, знакомятся с воспоминаниями очевидцев исторических событий, изучают достоверные факты. Наибольший интерес в 9 и 11 классах вызывает тема «Великая Отечественная война Советского Союза». Ученики на уроках делают сообщения о мужественных солдатах – кузбассовцах, которые участвовали в войне. Уроки мужества, уроки памяти, выпуск стенгазет — форма совместной творческой работы класса и педагога.

Ежегодно в школе проводится месячник истории. Он посвящается знаменательным историческим событиям и датам. В этом учебном году это 70 – летие со дня начала Великой Отечественной войны и 70 – летие битвы за Москву. В мероприятиях месячника истории активно использовался краеведческий материал, т.к. во многом благодаря кузбасским и сибирским дивизиям отстояли Москву и враг был остановлен.

Практика показывает, что только целенаправленная работа помогает воспитывать чувства патриотизма, показывая ученикам любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование предков, раскрывая их моральные, духовные и человеческие качества. Конкретное осмысление роли и места родного края в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях нашей школы, многие обучающиеся встанут на путь исправления и станут достойными гражданами нашей страны. Благодаря включению в патриотические действия происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные убеждения воспитуемых, формируется стремление к патриотическому поведению. Для того чтобы, патриотизм стал нормой нашего общества, необходимо воспитание молодых людей строить на примерах истории родного края, а через неё - и всей Родины, осуществлять приобщение учащихся к опыту предшествующих поколений.

         Воспитание патриотизма через краеведение - это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии. Это очень важно для наших воспитанников, попавших в трудную жизненную ситуацию и часто социально дезадаптированных.

        Чтобы привлечь краеведческий материал в образовательный и воспитательный процесс, мною разработана учебная программа факуль- тативного курса для 12 класса «Кузбасс во второй половине XX – начале XXI века». Основная цель курса – познакомить учащихся с основными историческими событиями, особенностями развития Кузбасса в данный исторический период. Задачами курса являются: содействие формированию у

учащихся целостного представления об основных закономерностях развития российского общества через изучение истории Кузбасса, как неотъемлемой части России; содействие воспитанию идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей; формирование навыков коллективного усвоения материала, установление причинно-следственных связей, умения прослеживать основные тенденции исторического развития; формирование уважительного отношения к истории и культуре родного края, стремление сохранить и преумножить культурное наследие во благо нашей малой родины и Отечества.

        Изучение истории Кузбасса II половины XX в. – начало XXI века тесно связано с преподаванием истории России того же периода и является региональным компонентом учебного плана. Исторический материал группируется в тематическом планировании по следующим разделам: Кузбасс в послевоенные годы (1946-1975гг.); Замедление развития Кузбасса (1976-1990гг.); В условиях кризиса и перехода к рыночным отношениям (1990-1997гг.); Кузбасс расправляет плечи (1998-2005гг); Кузбасс сегодня (2005-2011гг).

        Краеведческая работа в школе проводится в трех основных формах: на уроках, факультативных занятиях и во внеурочное время. В школе действует кружок «Жизнь замечательных людей». Кузбасс славен не только своей индустриальной мощью и как “угольное сердце “ России, главным его достоянием являются люди: учителя, врачи, строители, шахтеры и др. Об их трудовых буднях и подвигах во благо родины идет речь на занятиях кружка.

        

Для эффективности использования краеведческого материала на уроках истории и во внеурочное время я придерживаюсь следующих принципов:

  • Принцип научности, доступности и посильности;
  • Принцип связи теории с практикой;
  • Принцип наглядности;
  • Системности знаний, умений и навыков

Работу по теме: «Роль краеведческого материала в формировании патриотических чувств обучающихся» считаю необходимо продолжить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль уроков литературы в формировании патриотических чувств и гражданского сознания обучающихся

Роль уроков литературы в формировании патриотических чувств и гражданского сознания обучающихсяМ.В. Шамбанович,г. Белово, Кемеровская обл. К сожалению, события последнего времени в политике, экон...

Роль краеведческой работы в формировании патриотического сознания учащихся

История села, история нашей школы, история зданий и улиц - всё это краеведческая кропотливая работа с учащимися. Знать свои корни - чеерта патриота, гражданина и просто нормального человека....

Использование краеведческого материала в формировании этнокультурной компетентности обучающихся

Статья посвящена рассмотрению вопроса использования краеведческого материала в  формировании этнокультурной компетентности обучающихся.  Значимость проблемы исследования обусловлена тем, что...

Программапо теме самообразования «Использование краеведческого материала в процессе воспитания учащихся с ОВЗ» «Знаю иоберегаю свой край».

Предлагаемый проект программы «Знаю и оберегаю свой край» направлен на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические о...

Отчет по самообразованию о формировании патриотических чувств школьников за 2020-2023 годы

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она ста...