ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА БИНАРНОМ УРОКУ С ИНТЕГРИРОВАННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТОВ ГЕОГРАФИИ И ЛИТЕРАТУРЫ)
статья по литературе на тему

Павлова Людмила Вячеславовна

Из опыта проведения интегрированного урока по литературе и географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chuplygina_i_pavlova.docx34.14 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА БИНАРНОМ УРОКУ С ИНТЕГРИРОВАННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ  (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТОВ ГЕОГРАФИИ И ЛИТЕРАТУРЫ)

Аннотация. Технология патриотического воспитания в общеобразовательных организациях. Технология организации урочной и внеурочной деятельности. Интеграция содержаний предметов литературы и географии. Методы и формы обучения, способствующие формированию патриотических чувств. План-конспект урока с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов. Образовательные результаты.

Ключевые слова. Технология воспитания, гражданско-патриотические чувства, план-конспект, результаты урока,  бинарная форма, интеграция.

          

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей страны и способной успешно выполнять гражданские обязанности. Правительством Российской Федерации утверждена программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» от 30 декабря 2015 г. № 1493, призванная сохранению общественной стабильности, восстановлению национальной экономики и укреплению обороноспособности страны.

 Каждый педагог в ходе реализации содержания предмета должен придерживаться направления развития гражданско-патриотического чувства. У учителя есть возможность способствовать развитию воспитания патриотических чувств на уроке и во внеурочное время. Содержание школьных предметов географии и литературы позволяет формировать патриотическое отношение к Родине.

Новый переосмысленный взгляд государства на  национальное самосознание самочувствие граждан позволяет утверждать, что в России стали понимать: гордый своей страной гражданин может принести гораздо большую пользу для процветания. Грамотный, культурный, здоровый во всех отношениях гражданин – это достояние страны. Одним из важнейших факторов становления духовности в личности является литература [1, с.12].

Так же обществу нужны личности, способные самостоятельно добывать информацию, находить достойное место в условиях новых социально-экономических изменений. В своей педагогической практике мы разработали технологию формирования патриотических чувств обучающихся на бинарном уроке с интегрированным содержанием предметов: география и литература.

При разработке технологии бинарного урока мы решили следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать существующие методы, формы и методики, способствующие формированию патриотических чувств.
  2. Отобрать и интегрировать содержание двух предметов литературы и географии, направленных на повышение патриотических чувств обучающихся.
  3. Выбрать рациональное сочетание дидактических единиц, способствующих к повышению патриотических чувств обучающихся.
  4. Разработать технологию проведения урока бинарной формы с интегрированным содержанием литературы и географии на тему: «Бескорыстная любовь к обыкновенной земле (по очеркам К.Г. Паустовского  «Мещерская сторона»)».

В первой части работы нами были проанализированы дидактические единицы, направленные на формирование гражданско-патриотических чувств обучающихся. Предложены продуктивное сопряжение форм, методов, приемов, необходимых для интегрирования содержания двух предметов по заявленной теме урока. Для достижения поставленных результатов применялись методы обучения: убеждение, положительный пример, упражнение (приучение), анализ, проблемный, эвристический. Преподавателями географии и русской литературы была организована подготовительная работа в форме информационных часов, тематических воспитательных часов, бесед о природе и слове.

В содержании  бинарного урока  включены три темы:   по литературе «Бескорыстная любовь к обыкновенной земле (по очеркам К.Г. Паустовского  «Мещерская сторона»)  и по географии «Природные зоны», «Характеристика природной зоны смешанные и широколиственные леса» систематизирован материал в направлении формирования гражданской идентичности обучающихся.

На основании проведенного теоретического анализа и практической работы нами была разработана технология проведения урока бинарной формы с интегрированным содержанием литературы и географии.  Технологию урока предлагаем   в виде плана - конспекта.

План – конспект урока

Тема урока: «Бескорыстная любовь к обыкновенной земле (по очеркам «Мещерская сторона»)».

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Обучающая цель урока: формировать чувства бескорыстной любви к Родине.

Задачи:  повторить разновидность эпических жанров; повторить и закрепить знания о разновидностях природных зон;  выявить основные признаки зоны смешанных и широколиственных лесов; научить находить «необыкновенное в обыкновенном» на примере текста К.Г. Паустовского  «Мещерская сторона»); научить определять связь между человеком, обществом, природой.

Развивающая цель урока: формировать познавательные умения.

Задачи:  Повысить умения анализировать и систематизировать; научить выделять главное и делать самостоятельные выводы.

Воспитательная цель:  повысить чувство патриотизма  и усилить гордость за свою Родину.

Задачи:  Воспитать любовь к «малой и большой» Родине; формировать бережное отношение к природе – народному достоянию.

Ожидаемые результаты:

Предметные по географии:

  • Умение определять: характерные признаки понятия «природная зона»; основные природные богатства каждой из зон;
  • Умение составлять краткие описания природы основных зон этих поясов по различным источникам информации.

Предметные по литературе:

  • Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.
  • Умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.

Личностные:

  • воспитание патриотизма, уважения к Отечеству;
  • воспитание любви к Родному краю;
  • воспитание ответственности и долга перед Родиной.

Метапредметные: 

  • умение работать по алгоритму;
  • смысловое чтение;
  • умение самостоятельно работать над разработкой мини проекта;
  • находить необходимую информацию в различных источниках (описание, карты, литературный текст).

Разработка и проведение  бинарных уроков с интегрированным содержанием предметов географии и литературы с одной стороны вызывает много трудностей, с другой стороны нами предложенная технология  усиливает мотивацию к обучению, повышает уровень обученности учеников, стимулирует активизации познавательного и практикоориентированного мышления. Считаем, что предложенная форма  способствует развитию понимания как у обучающихся, так и у педагогов   внутрипредметных и межпредметных взаимосвязей, а также технология интегрирования содержания способствует повышению системному и логическому мышлению самого педагога.

Благодаря бинарному уроку с интегрированным содержанием предметов географии и литературы у обучающихся должно зародиться  чувство гордости за свою Родину и свой народ. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, зарождаясь из любви к своей «малой родине» через восприятие поэтического слова и глубину описания неповторимости и уникальности природы в художественных произведениях.

Список литературы

  1. Аитова, А.Ф.,Кошкалев, Е.С., Лукин, Б.Р., Мифтахов, И.Р., Никифорова, Т.Г., Савицкий, С.К. Роль литература в воспитании патриотизма, гражданственности и профессиональных компетенций выпускников вузов / Информационные технологии. Автоматизация, Актуализация и решение проблем подготовки высококвалифицированных кадров (ИТАП – 2015): Материалы международной научно-практической конф. / Под. ред. Симоновой Л.А., Савицкого С.К. – Н. Челны: Изд-во Набережночелнинский институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет», 2015. – 200с.

Литература:

1. Бунеев Р.Н. Литература. 7 кл. (Путь к станции «Я»). – М.: Баласс, 2012

2. Душина И.В. География: материки, океаны, народы и страны: 7 класс: М.: Вентана – Граф, 2015.