Музейная педагогика как средство воспитания во внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС
статья

Толстобова Ольга Ивановна

Учитель обществознания и руководитель школьного музея дает оценку работе музейной педагогике как средству воспитанию обучающихся во внеурочной деятельности. Значительное место отводит личностно-деятельностному подходу, педагогике сотрудничества в рамках требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья по музейной педагогике38.09 КБ

Предварительный просмотр:

Музейная педагогика как средство воспитания

во внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС

Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.     Такая возможность предоставляется Федеральным государственным  образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Согласно  ФГОС  организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Значительное место во внеурочной деятельности отводится музейной  педагогике как средству воспитания, в основе которой  лежит личностно - деятельностный  подход к обучающимся, педагогика сотрудничества, многообразие образовательных маршрутов и право их свободного выбора.  

        Музейная педагогика в настоящее время является областью научного знания, которая занимается исследованием, направленным  на передачу культурного опыта. В рамках требований ФГОС данное направление дает возможность  осуществить новый подход к образованию,  воспитанию, сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников, помогает самореализоваться  каждому ребенку, участвовать в исследовательской, поисковой  работе школьного музея.  

Музейная педагогика  оказывает большое воспитательное воздействие на взрослеющего человека, ориентированного  на становление  личностных характеристик выпускника школы:
- любящего свой край и свою Родину;
- уважающего и принимающего ценности общества;
- любознательного,  познающего мир;
- владеющего основами умения учиться, способного к организации  собственной деятельности;
- готового  самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- отстаивать свою позицию, высказывать свое мнение.
     Возникает необходимость включения во внеурочную деятельность музейных занятий, экскурсий, мероприятий с использованием музейного материала и экспозиционных стендов, которые передают культурное наследие подрастающему поколению.

В реализации современной музейной педагогики применяются методы:

словесные - получение основной информации – рассуждение,  доказательство;

наглядные -  усвоения учебного материала с применением наглядных пособий и технических  средств обучения;

практические - овладения материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических работ;

репродуктивные - овладения учебным материалом при воспроизведении функций памяти;
объяснительно-иллюстративные -  передача знаний  обучающимся «в готовом виде»;
проблемно-поисковые - организация обучения  путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения проблем, познавательной активности детей;  
исследовательские  предполагающие выполнение детьми под руководством педагога,  либо самостоятельно,  отдельных  исследовательских заданий.

Музей - это своеобразная, неповторимая  модель системы культуры,  играющая огромную роль в воспитании личности.

     И такой музей в МБОУ «Весенненская СОШ» имеется. Школьный музей способствует формированию метапредметных связей.   Он даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают обучающиеся в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты. В рамках внеурочной деятельности учащиеся выступают на научно-практических конференциях с докладами «История села – история моей семьи», «Морская слава России», принимают участие в муниципальных Фестивалях науки и творчества (макеты - композиции «Древняя хакасская степь», «Современное крестьянско - фермерское хозяйство).

Изучая характерные особенности культуры, быта, традиций и обычаев своего и других народов расширяется  кругозор и повышается культурный уровень обучающихся. Воспитывается уважение к историческому прошлому своей  малой родины, толерантное отношение в многонациональном детском коллективе  и в обществе в целом. Это экскурсии в Хакасский национальный краеведческий музей им. Л. Р. Кызласова,  музей истории Красноярской железной дороги им. В.С. Чекчурина,   музеи под открытым небом «Салбыкский курган», «Казановка».    

 В условиях внедрения в образовательную среду новых средств обучения: компьютера и Интернета, появилась возможность чаще использовать информацию музея во внеклассной деятельности, совершенствовать формы и методы воспитательной работы.

Ориентирование в новых технологиях и ресурсах, умение использовать технику, позволяет обучающимся увереннее чувствовать себя в жизни. Поэтому внедрение ИКТ в воспитательный процесс немыслим без средств компьютерных телекоммуникаций. Учащимися с помощью компьютерной презентации создаются виртуальные экскурсии в Эрмитаж, Русский музей изобразительных искусств, музей «Тульского самовара», проекты, которые  позволяют оформить  и разместить все найденные материалы на компьютерном носителе, не занимая при этом специально отведенного места. Эта технология даёт возможность в наибольшей степени использовать и реализовать интеллектуальный потенциал школьников.

В сети Интернет в «Одноклассниках» создана группа «Весенненская средняя школа», где представлена поисковая работа группы «Поиск» школьного музея. Размещены материалы о ветеранах педагогического труда, первоцелинниках села, фотографии бывших выпускников школы.  Материалы музея в сети Интернет рассчитаны на более широкую аудиторию. Люди, которые каким-то образом были связаны с нашей школой или селом, находят на фотографиях своих учителей, учеников, родственников, и пытаются восстановить с ними контакты.

В процессе исследовательской, поисковой  и экскурсионной деятельности учащиеся узнают малоизвестные факты из архивных источников школьного музея – фронтовых писем, архивных газет, редких экспонатов. Углубленное изучение темы в процессе внеурочной деятельности способствует повышению интереса к смежным учебным дисциплинам. На простом уроке из-за дефицита времени обучающийся не может  познать такого объёма материала как в музее.

При проведении экскурсий в музее для разных возрастных групп (учащихся  1-11 классов и гостей школы) у обучающихся вырабатывается умение самостоятельно адаптировать информацию для конкретной аудитории, правильно держаться на публике, познавать азы ораторского искусства.  

При подготовке и проведении музейных занятий внеурочной деятельности в рамках ФГОС используются различные педагогические технологии. Особенно эффективны игровые технологии, технология коллективных творческих дел, проблемного и индивидуального обучения (игра «Знаю - не знаю» (даты, события Великой Отечественной войны), акции  «Георгиевская ленточка», «Память прошлых лет», создание карты родного села, «309 Пирятинская   дивизия», «Моя родословная»).

 К нетрадиционным технологиям проведения музейных занятий относятся:

-  занятия в форме соревнований,  конкурсов, выставок и викторин (муниципальный конкурс «Лучший экскурсовод», викторина «Полководцы земли русской»;  «Музей одного дня» - выставка действующих моделей, коллекций гербариев, полезных ископаемых);  

- занятия на основе нетрадиционной организации и представления образовательного материала (уроки  «Правды и права», «Музей новостей», «Будь толерантен», «О подвиге, о доблести, о славе», встреча «Трех поколений»). Непосредственное общение с ветеранами, тружениками тыла, соприкосновение поколений позволяет сохранить нравственный и духовный потенциал учащихся, а главное, память о людях,  которые отстояли мир ради жизни на земле;

- занятия с использованием фантазии (мастерская «Деда Мороза», урок-сказка «В некотором царстве, в некотором государстве», «Новое, забытое старое»).

Среди обучающихся 5-9 классов, в рамках недели истории и обществознания, в школе проводился  опрос. Целью данного опроса необходимо было выявить, что учащиеся знают о музеях, о культурном наследии своего народа, о традициях своей семьи, о знаменитых людях, их подвигах или достижениях, об известных художниках  и деятелях культуры Хакасии и России. (См. табл. 1).

Вопрос учащимся

Количество опрошенных (%)

Знают (%)

Затрудняются ответить (%)

Что ты знаешь о музеях России, Хакасии

37

80

10

Что знаешь о культурном наследии своего народа

37

70

3

Что знаешь о знаменитых людях, их подвигах или достижениях

37

100

0

Что знаешь об известных художниках и деятелях культуры России, Хакасии

37

60

8

Таблица 1. Опрос учащихся.

Из 37 опрошенных,  о музеях знают – 80%, затруднились ответить 10%.;  о культурном наследии своего народа - 70%,   затруднились ответить – 3%; о знаменитых людях, их подвигах или достижениях – 100%, затруднились ответить – 0%; об известных художниках и деятелях культуры Хакасии и России 60%, затруднились ответить - 8%. Учащиеся в результате опроса показали свою возрастную осведомленность и информированность на основании задаваемых вопросов. Это уверенная аудитория, с устойчивыми предпочтениями, формирование воспитательных ценностей у которой еще продолжается.

 Мероприятия общекультурной направленности  внеурочной деятельности, проводимые в музее, позволяют устанавливать межличностные контакты, активно обмениваться информацией, выявлять творческие способности  посетителей, которые выступают не пассивными зрителями, а активными участниками  (встречи с ветеранами педагогического труда, выпускниками школы «Времен, связующая нить»). Преподаватели истории, географии, литературы, технологии, начальных классов используют музейные материалы  не только при подготовке к урокам, но и могут провести урок в помещении школьного музея.

Учащиеся принимают активное участие в муниципальных конкурсах-смотрах музейных комнат, проводят тематические экскурсии  «История одного экспоната», «Земля родная, целинная»,  «Помним, гордимся, чтим».  В рамках акции «Наши добрые дела» постоянно благоустраивают территорию у обелиска воинам – землякам.  

Участие детей в поисково-собирательской работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиций, проведении экскурсий, внеклассных мероприятий способствует заполнению их досуга, повышению воспитательного потенциала.

     Музейная педагогика как средство воспитания во внеурочной деятельности  – это, в свою очередь и  творческое сотрудничество учителей и учеников. Успех воспитательной работы будет зависеть не только от активных учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Одно из основных условий успешной организации и развития внеурочной работы - это специальная подготовка педагогов.  Требования к педагогу известны, они указывают на необходимость использования новой технологии современными учителями:

- педагог должен владеть методами музейной педагогики для расширения кругозора учащихся,  организацией  экскурсий, походов и экспедиций.

      Музейная педагогика  это  «живой» организмом, стабильно функционирующий, и приносящий практический результат через внеурочную деятельность.  На современном этапе развития школы музейная педагогика  становится все более востребованной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и школы, составляет основу новой образовательной парадигмы XXI века.