Применение музейной педагогики на уроках и во внеурочной деятельности
статья по мхк (10, 11 класс)

Захаренко Елена Евгеньевна

Из опыта работы учителя ИЗО, МХК, искусства гимназия №540 Приморского района г.Санкт-Петербурга Захаренко Елены Евгеньевны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.82 КБ

Предварительный просмотр:

Применение музейной педагогики на уроках и во внеурочной деятельности

Из опыта работы учителя ИЗО, МХК, искусства гимназия №540 Приморского района г.Санкт-Петербурга Захаренко Елены Евгеньевны

B сегодняшнем прагматичном и технократическом мире, отличающимся быстрыми темпами жизни и получения информации, часто не находится времени для развития духовности, отсутствует понимание в необходимости глубоких переживаний, высоких эмоций, связанных с миром прекрасного. Именно музеи могут стать той культурной средой для ребенка и подростка, где в обстановке красоты и тишины неспешно и глубоко можно развивать свой внутренний мир, получать дополнительное образование, общаясь с произведениями искусства. Учитель должен помочь детям в формировании навыка и привычки посещения музеев как культурных центров организации досуга и времяпрепровождения.

Преподавание предметов, связанных с искусством, на современном этапе является не только введением учащихся в мир музеев, но и важным инструментом воспитания духовности, нравственности, патриотизма.

Основной целью моей работы как учителя изобразительного искусства, и мировой художественной культуры является воспитание в детях потребности развивать свой внутренний мир, непрерывно обогащая его духовными ценностями.

В ходе работы ставятся следующие задачи:

  • пробуждать интерес учащихся к произведениям искусства посредством знакомства с увлекательными страницами русской истории,
  • увлечь детей миром творчества через знакомство с биографиями и художественным наследием великих русских мастеров,
  • воспитывать у учащихся потребность в посещении музеев, основываясь на развитии понимания того, что музей – это ценный источник информации, бесконечного самообразования и духовного обогащения, место интересного времяпрепровождения совместно с семьей и друзьями,
  • обучить учащихся проектной деятельности, умению последовательно, логично и интересно излагать собранный материал, красиво говорить, аргументированно отстаивать свою позицию.

Основные направления деятельности:

  • Ведение МХК в 10-11 классах.
  • Разработка и проведение уроков с использованием видеоряда (изображения картин, скульптуры, архитектуры и т.д.) патриотической и культурологической направленности.
  • Участие в мероприятиях: выставках, семинарах, экскурсиях, круглых столах и др.
  • Проведение виртуальных экскурсий для учащихся в музеи Санкт-Петербурга, пригороды и другие города.
  • Участие в Гуманитарных чтениях, олимпиадах, конкурсах.
  • Организация выставок творческих работ и рисунков в школе.
  • Самообразование: посещение курсов, лекций, выставок, экскурсий, музеев Санкт-Петербурга, городов и музеев России и Европы.
  • Информирование учащихся и педагогического коллектива о культурных мероприятиях, проходящих в городе (временных выставках и др.).

Моё знакомство с музейной педагогикой началось с деятельности в рамках программы «Здравствуй, музей!» в 2006 году, когда я прошла обучение в Российском центре музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея по теме «Художественные метаморфозы. Музейно-педагогические элективные курсы для профильного обучения 10-11 классов». Курс включает в себя 4 программы, каждая рассчитана на 16 часов преподавания (полгода) по 1 часу в неделю. Учитывая особенности контингента классов, с которыми предстояло работать, я выбрала две программы: «Исторические события и личность в изобразительном искусстве», «Национальное своеобразие и философские искания русского изобразительного искусства».

Предстояло преодолеть предвзятое отношение некоторых учащихся к предмету, заинтересовать их, увлечь процессом знакомства с произведениями живописи вместе с учителем, а затем и самостоятельного изучения произведений искусства. Вместе с учениками училась и я: еще и еще раз ходила по залам музеев, выбирала материалы для занятий, формулировала темы заданий для итоговой конференции, которые заинтересовали бы ребят, не оставили их равнодушными. Понятно, что элективный курс или занятия по внеурочной деятельности не заканчиваются столь привычной для учащихся оценкой, поэтому первые трудности были связаны с необязательным посещением этих уроков. Все строится на интересе, на личном желании ученика. В результате апробирования разных программ и тем стало понятно, что больше всего ребят увлекает связь живописи с историческими событиями. Дети с повышенным интеллектом, духовно более развитые, обычно заинтересовываются философскими исканиями. Мною сразу же были предложены темы для обсуждения, озвучены проблемы, которые предстояло вместе обсудить и разрешить на примере творчества того или иного художника. Сразу же порадовали десятиклассники, подобравшие много разнообразного материала по иконописи, жизни и творчеству Андрея Рублева. Для многих подростков стало открытием имя Сергия Радонежского, его роль в русской истории, значение этой личности для духовной жизни Руси. Понимание икон детям всегда дается с трудом, поэтому вдвойне интересно было слушать их рассуждения о символике, особенностях изображения ликов, пространства и т.д. В течение полугода ученики самостоятельно посещали ГРМ, проводили поисковые работы в интернете и, как итог, выполнили так много интересных проектов и презентаций, что конференцию пришлось проводить в два этапа. Наиболее яркие работы были сделаны по творчеству А.Рублева и М.В.Нестерова. Учащиеся с большим интересом знакомились с понятием «историческая живопись». По их отзывам, особенно запомнились картины Василия Сурикова. Учениками были выполнены прекрасные презентации по творчеству П.Н.Филонова и В.В.Верещагина. В результате работы по музейной педагогике школьная методическая копилка пополнилась рядом удачных видеоматериалов.

Уроки давно уже опробованы, видеоряд сформирован, но подход к занятиям, по-прежнему основанный на интересе учеников к конкретным моментам русской истории, постоянно корректируются, вносятся изменения в ход уроков. Так появилось занятие, посвященное отражению событий 1812 года в произведениях искусства. Картины сражений, портреты героев, история создания и фрагменты знаменитой панорамы Бородинского сражения – все нашло отражение в творческих работах старшеклассников. Военные события в проектных работах юношей заняли ведущее место. Несколько работ были выполнены на тему «Живопись и графика, рассказывающая о событиях Великой Отечественной войны «Памятники Великой Отечественной». Особенно удачной оказалась работа, посвященная 27 января 1944 г., «Мемориал «Дорога жизни», материал (фотографии, стихи) подбирали совместно с детьми. Виртуальная экскурсия по легендарной дороге, знакомившая детей с монументами, памятными досками, сопровождаемая стихами и музыкой, произвела неизгладимое впечатление на всех участников урока. Обычно подобные уроки становятся достоянием гимназии, т.е мы с творческой группой проводим такие «Уроки мужества» для учащихся 5-8 классов.

Понятно, что попадаются довольно сложные в поведении и обучении классы. В таком случае педагогическим инструментом в развитии интереса ребят становится предоставление возможности каждому желающему ученику показать себя через результаты своей поисковой деятельности. Ребята привлекаются к подготовке каждого следующего занятия. Таким образом, учащиеся видят, что на их материале основывается и проводится урок, а им дается возможность продемонстрировать свои увлечения, пристрастия, выступить и высказаться. Опыт показал, что такой подход результативен. Тема ВОВ нашла свое продолжение в таких работах как «Город в блокаде. Фотографии военных лет», «Картины советских художников, посвященные теме ВОВ», «Блокада Ленинграда глазами художников-очевидцев», «Художники блокадного Ленинграда», «Крепость-герой Брест», «Оборона Севастополя», что послужило основательной базой для создания высоконравственных, профессионально оформленных, выдержанных в ключе высокого патриотизма художественно-литературных композиций для проведения «Уроков мужества».

До сих пор в январе, в дни памяти, с большим успехом детям демонстрируется работа, выполненную учащимися 10 лет назад: «Художники Ленинграда. Все для фронта, все для победы!». Перед зрителями разворачивается картина героического труда художественной интеллигенции города на Неве. Использованы фотографии Ленинграда с развешенными плакатами, с изображениями рисующих художников, сами плакаты, призывающие к беспощадной борьбе с захватчиками, пейзажи блокадного города, графические работы, изображающие борьбу за жизнь голодающих горожан. Сопроводительный текст о судьбе некоторых художников Союза художников Ленинграда, стихи, иллюстрирующие слайды, грустная и трагическая музыка, звуки метронома – все это позволяет создать высокохудожественное, пафосное событие, затрагивающее душу каждого присутствующего ребенка и взрослого.

Музейной педагогики без музеев не бывает. Задача учителя - подтолкнуть ученика к посещению музея, мемориала, посмотреть на подлинное произведение искусства. Дети не сразу откликаются на подобные призывы, но можно их мотивировать различными заданиями. Вопросы составляются так, что ответы на них невозможно дать, не увидев экспонат в реальности. Забавно звучат в этой ситуации возмущения некоторых учащихся: «Мы не может ответить, т.к. не нашли ответа в интернете». Но зато те, кто посмотрели произведение в музее, открыли для себя некий «секрет», обычно очень горды и довольны собой. Наиболее эффективно действует совместный поход учителя с учениками. Без экскурсий и их последующего обсуждения, дело с мертвой точки не сдвинется. Хороший приём - уговорить детей взять с собой в музей родителей. Часто ребята жалуются, что родители отказываются, ссылаясь на занятость, но иногда выручают их друзья, с интересом отзываясь на подобные предложения. Таким образом выстраивается коммуникация, ведущая к оживленной дискуссии на тему увиденного.

Значительным результатом работы на уроках МХК и занятиях по внеурочной деятельности стало систематическое участие группы ребят (обычно это ученики 9-10 классов) в конкурсных Гуманитарных чтениях, ежегодно организовываемых Российским Центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея. Подготовка к чтениям проходит исключительно во внеурочное время. Обычно заинтересованные дети так увлекаются поисковой и творческой работой, что не жалеют ни сил, ни времени. Результат говорит сам за себя: каждый год мои ребята являются победителями слушаний. Судьями на городском уровне являются научные сотрудники Русского музея и уровень требований очень высок. Но тем увлекательнее работа. Всегда интересно наблюдать за творческим ростом этих ребят: им не лень почти каждый вечер после уроков просиживать вместе со мной у компьютера, обсуждая фон, музыку для живописного полотна, причем их ощущения цвета, звука гармонично откликаются на чувства, вызываемые картиной. Инициатива, упорство, любознательность – все эти лучшие человеческие качества начинают ярко проявляться в этих детях во время работы. Они самостоятельно идут в музей и рассматривают «живую» картину! Как руководитель творческой группы, я все время призываю ребят придумать какую-нибудь «изюминку», которая произвела бы неизгладимое впечатление на слушателей. Например, в работе, посвященной творчеству В.Поленова, был найден компьютерный эффект, даже два: последовательное проявление цвета элементов сначала черно-белой картины в соответствии с сопроводительным текстом, что акцентировало внимание на конкретных моментах сюжета, и проявление фигуры Христа, идущего вдоль озера, после описания возвышенно-космического прекрасного пейзажа как кульминации словесного описания картины «Тивериадское озеро». Огромное внимание мы уделяем тексту, ищем что-то свое, индивидуальное, такое, чего больше ни у кого не будет. К сожалению, современные дети широко используют компьютерные материалы, даже не утруждая себя их переработкой. Бывая в жюри различных конкурсов, я часто наблюдаю такое «творчество». Считаю это недоработкой учителя, подчас его поверхностным отношением к работе с учениками. В работе по В.Поленову мы решили подобрать стихи к каждой картине. Удачно было подобрано стихотворение современного автора к полотну «Тивериадское озеро», а вот поэтического сопровождения к картине «Заросший пруд» подобрать не удавалось, зато очень легко стихотворение-раздумье родилось у меня самой. Ребятам оно понравилось и было использовано в презентации. Общие идеи мы выразили в изречениях великих философов, которые использовали как текстовое обрамление живописных полотен. Из своего опыта могу заметить, что успех творческой группы и победа на чтениях складываются из грамотно подобранных репродукций картин (или другого видеоряда), использования визуальных эффектов, лаконичного текста, логичного повествования, использования тихой классической музыки, помогающей эмоциональному восприятию. Все должно быть в меру и к месту.

Выводы, которые можно сделать исходя из опыта преподавания элективного курса в старших классах и проведения занятий по внеурочной деятельности для 6-7-8 классов с использованием программ по музейной педагогике:

  • развивается интерес к историческому и культурному наследию своего отечества,
  • воспитывается вкус, прививаются эстетические нормы,
  • дети учатся смотреть и видеть, понимать и осмысливать произведения искусства,
  • воспитывается чувство патриотизма,
  • курс помогает более полно подготовиться к ЕГЭ по истории Отечества.

Хочется надеяться, что такая работа с детьми поможет реализовать одну из главных, на мой взгляд, воспитательных целей общества на сегодняшний день - воспитание поколения культурных людей, для которых непрестанное развитие своего внутреннего мира было бы не менее значимо, чем ценности материальные. Научить ребенка остановиться, не спеша и вдумчиво оглянуться вокруг, переживая разнообразную палитру положительных чувств и эмоций – вот те главные задачи, которые я ставлю перед собой и детьми в любые минуты общения.

Я пытаюсь показать ученикам, что вокруг нас много прекрасного, заряженного положительной энергией созидания – это и природа, и образованные интересные люди, и наш прекрасный город Санкт-Петербург, и сокровища искусства, которые в таком большом количестве сосредоточены в нем. Моя педагогическая деятельность – это фактическое пропагандирование этических ценностей, которые являются важной составляющей воспитания культуры человека – культуры общения, поведения, визуальной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика на уроках литературы

Опыт использования школьного музея на уроках литературы в старших классах. Урок внеклассного чтения по книге Константина  Воробьёва  "Убиты под Москвой" в школьном музее Боевой славы....

Использование элементов музейной педагогики на уроках химии.

В наше время учителя все чаще задумываются о новых формах обучения, таких, которые не просто дают готовые знания и требуют отчета о выученном, а позволяют детям проявлять инициативу, сделать выбор вид...

Использование элементов музейной педагогики на уроках химии.

В наше время учителя все чаще задумываются о новых формах обучения, таких, которые не просто дают готовые знания и требуют отчета о выученном, а позволяют детям проявлять инициативу, сделать выбор вид...

Музейная педагогика на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Статья о роли музейной педагогики в преподавании биологии в средней школе....

Музейный урок по курсу внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры» «Сказочный музей» ( знакомство с историческими источниками микрорайона Кучур-Да. Региональный компонент )

Музейный урок по курсу внеурочной деятельности«Основы духовно-нравственной культуры»«Сказочный музей»( знакомство с историческими источниками микрорайона Кучур-Дарегиональный к...

Музейная педагогика как средство воспитания во внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС

Учитель обществознания и руководитель школьного музея дает оценку работе музейной педагогике как средству воспитанию обучающихся во внеурочной деятельности. Значительное место отводит личностно-деятел...

Статья Особенности применения метода проектов на уроках физики и внеурочной деятельности

Метод проектов – это один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС.Однако возможно ли его действительно в полной мере реализовать в современной школе? Например,...