Главные вкладки

    Выступление к семинару: «Учебное занятие - основная форма организации учебного процесса»
    учебно-методический материал ( класс) на тему

    Собка Наталья Алексеевна

    Данный материал адресован педагогам дополнительного образования. Учебное занятие – это сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляется ряд различных требований. Для тог, чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия. Планирование занятия начинается с определения целей и задач учебного занятия. Этот момент часто бывает проблемным для педагогов. Данный материал может помочь педагогам в организации учебного занятия.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_k_seminaru_uchebnoe_zanyatie_-_osnovnaya.docx25.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБУ ДО Мальчевский ДДиЮ

    Выступление к семинару:

    «Учебное занятие - основная форма организации учебного процесса»

    Подготовила: Собка Н.А., методист

                                                Мальчевского ДДиЮ

    Ст. Мальчевская, 2015 г

    Учебное занятие - основная форма организации учебного процесса.

           Основной формой организации учебного процесса в дополнительном образовании является учебное занятие.

           Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков;

    - время, в течение которого учащиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.

          Учебное занятие – это сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляется ряд различных требований.

          Для тог, чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия.                          Планирование занятия начинается с определения целей и задач учебного занятия. Этот момент часто бывает проблемным для педагогов. Необходимо исходить из самого понятия цель - это предполагаемый результат действий или деятельности человека, на осуществление которых они направлены.

    Как правило, определяется не более 1-2 целей занятия. Они должны быть достаточно конкретны и достижимы за одно занятие. Одна из традиционных ошибок педагога при формулировании целей занятий становится абстрактность или излишняя масштабность: например, не может быть за одно занятие достигнута цель воспитания у детей любви к предмету, природе или формирование комплекса ЗУНов.

           В зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий:

    - собственно обучающие;

    - общеразвивающие;

    - воспитательные.

        Собственно обучающие занятия преследуют сугубо обучающие цели: научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету. Это учебные занятия:

    - по передаче знаний;

    - по осмыслению знаний и их закреплению;

    - по закреплению знаний;

    - по формированию умений и применения знаний на практике;

    - тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков);

    - по обобщению и систематизации знаний.

        Общеразвивающие занятия ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. К таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела.

          Воспитательные занятия ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. Например, традиционные праздники: «Посвящение в кружковцы», «Дни именинников», «Конкурсы мастерства», и т.д.

          Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так  и воспитательные задачи в комплексе.

         Учебное занятие, являясь ограниченным по времени процессом, представляет собой модель деятельности педагога и детского коллектива. В связи с этим учебное занятие необходимо рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения.

            Цели занятия достигают через решение задач. Задачи должны раскрывать цели, конкретизировать их. При планировании задач занятия необходимо ставить задачи с учетом возрастных особенностей обучающихся данной группы, их учебной подготовленности, воспитанности, развития.

           Традиционно к занятиям ставятся три задачи: образовательная, развивающая и воспитательная.

             Образовательные задачи конкретизируют, какие знания, умения и навыки возможно формировать на учебном материале занятия.

            Задачи развития обучающихся определяют, какие познавательные способности обучающихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов и т. д.

           Воспитательные задачи описывают, к какому мировоззренческому выводу возможно подвести обучающихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале занятия.

     Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:

    - изучение нового материала;

    - применение знаний на практике, формирование практических умений;

    - контроль знаний.

    В соответствии с этим различаются типы учебных занятий:

    • изучение и усвоение нового материала (лекции, объяснение, демонстрация и т.д.);
    • закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, лабораторные работы и др.);
    • обобщение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.);
    • комбинированное (учебное занятие со всеми элементами процесса обучения);
    • контрольное (итоговое).

         К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но существуют и общие требования.

     Общие требования к занятиям в учреждении дополнительного образования таковы:

    1. создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;
    2. целесообразное расходование времени занятия;
    3. применение разнообразных методов и средств обучения;
    4. высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;
    5. практическая значимость полученных знаний и умений.

    В дополнительном образовании в зависимости от решаемых задач с обучающимися педагог работает фронтально, в малых группах, индивидуально.  

    Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе:

    - Лекция - устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся.

    - Семинар- форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений.

    - Дискуссия - всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.

    - Конференция - собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности.

    - Экскурсия - коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления.

    - Экспедиция - поездка группы со специальным заданием: решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий.

    - Туристический поход - передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития.

    - Учебная игра - занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.

    Нетрадиционные формы организации деятельности детей:

    - Презентация предмета, явления, события, факта - описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.

    - Социодрама - сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.

    - Защита проекта - способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

    - Круглый стол - коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни -“Свобода и долг”, “Человек и природа” и т.п.

    - Чаепитие - обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.

    - “Крепкий орешек” - решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.

    - День добрых сюрпризов - упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.

    - Конверт вопросов - свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.

    - Выпускной ринг - отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми.

    Формы учебных занятий также можно разделить на две группы:

    а) занятия в учебном кабинете:

    — тематические (изучение и повторение одной учебной темы);

    — комплексные или интегрированные (изучение одной темы  с использованием 2 – 3 видов творческой деятельности);

    — игровые (изучение учебного материала в ходе игры);

    — итоговые или контрольные (проверка уровня подготовки детей);

    б) «выездные» занятия (вне кабинета):

    — учебные экскурсии;

    — походы;

    — экспедиции;

    — практические занятия «на местности» (т.е. в естественных условиях для данного вида деятельности условиях);

    — полевые практики.

    Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным будет такое сочетание различных форм учебных занятий, при котором каждая из них вносит новые элементы в теоретическую и практическую подготовку детей.

    Условия достижения эффективности занятия:

    -Комплексность целей (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи);

    - Адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива;

    - Соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;

    - Наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;

    - Четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;

    - Наличие благоприятной психологической атмосферы;

    - Активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);

    - Полное методическое обеспечение  и материально-техническое оснащение занятия.

       Постоянный перевод обучающегося  из зоны его актуального в зону ближайшего развития является основным показателем эффективности учебного занятия.

       Завершение речи - тоже важный момент. Это будут помнить дольше всего. Не заканчивайте фразами: «Вот приблизительно и все, что хотел сказать». Или: «Пожалуй, на этом закончу». Лучше всего: призвать к действию; сделать слушателям подходящий комплимент; вызвать смех; привести цитату; повторить кратко основные положения. Педагоги должны всегда помнить, что наши воспитанники - это зрители, которые «заражаются игрой актера». Если он сможет стать интересными детям, тогда его можно поздравить - он тот педагог, который им необходим!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Совершенствование урока как основной формы организации учебного процесса

    Что такое современный урок? Каким должен быть современный урок?Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо бы...

    Презентация "Совершенствование урока как основной формы организации учебного процесса"

    Презентация к статье "Совершенствование урока как основной формы организации учебного процесса"...

    Практико-ориентированное обучение учащихся. Учебный магазин как форма организации учебного процесса в режиме реально действующего предприятия.

    В современном  российском обществе, переживающем глубокие социальные  преобразования, молодые люди после получения профессионального образования зачастую не могут найти для себя рабочее мест...

    Современный урок - основная форма организации учебного процесса

    В статье рассматриваются различные аспекты современного урока...

    Урок, как основная форма организации учебного процесса в условиях дифференцированного подхода к обучению.

    Урок, как основная форма организации учебного процесса в условиях дифференцированного подхода к обучению....

    Урок – основная форма организации учебного процесса по природоведению в условиях ФГОС ОО с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Урок является основной формой организации учебного по природоведению в условиях ФГОС ОО с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), так как при этой форме задействованы все обучающиеся к...