Совершенствование урока как основной формы организации учебного процесса
статья по теме

Деева Наталия Николаевна

Что такое современный урок? Каким должен быть современный урок?

Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо быть полноправным действующим лицом. Подчас на уроке солирует педагог, а необходимо, чтобы говорил не только учитель, но и ученик. Монологическое объяснение и требование воспроизвести сказанное учителем не должно являться основным методом в обучении.

Современный урок – это урок, насыщенный многообразием учебных ситуаций, и каждая из них вызывает у учащихся вопросы и удивление. Это урок, на котором ученика не унижают за то, что он чего-то не знает, не понимает, не умеет, а поправляют и учат. Современный урок – это педагогическое произведение, учитель вносит в него свое творчество, свой методический почерк.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совершенствование урока как основной формы организации учебного процесса

Урок как форма обучения возникла в середине XVI века. Она была обоснована Я.А. Каменским как «полезная коллективная форма» обучения детей одного возраста и одного уровня готовности в количестве 30 – 50 человек. В России форма обучения в виде урока закрепилась в 1786 году, уставом Екатерины II. В дальнейшем о важности именно такой формы обучения убедительно писал К.Д. Ушинский, и именно она оказалась самой живучей. Последние годы в современной педагогике стали появляться критичные замечания в адрес урока как формы обучения. Главный недостаток – это стандартность построения урока, ведущая к формализму знаний.

Конечно, говорить о смене формы обучения не стоит, а вот обратить внимание на форму проведения урока смысл есть. Ведь как писал К.Д. Ушинский: «Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Эту цитату можно перефразировать и в адрес школы.

Что такое современный урок? Каким должен быть современный урок?

Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо быть полноправным действующим лицом. Подчас на уроке солирует педагог, а необходимо, чтобы говорил не только учитель, но и ученик. Монологическое объяснение и требование воспроизвести сказанное учителем не должно являться основным методом в обучении.

Современный урок – это урок, насыщенный многообразием учебных ситуаций, и каждая из них вызывает у учащихся вопросы и удивление. Это урок, на котором ученика не унижают за то, что он чего-то не знает, не понимает, не умеет, а поправляют и учат. Современный урок – это педагогическое произведение, учитель вносит в него свое творчество, свой методический почерк.


Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида

1. Общедидактические требования:

  1. Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.
  2. Урок должен быть воспитывающим и развивающим.
  3. На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.
  4. Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.
  5. На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к обучающимся.
  6. На уроке должны осуществляться межпредметные связи.
  7. Урок должен быть оснащен:
  1. техническими средствами обучения;
  2. дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмами рассуждений, перфокарты, перфоконверты и т.п.);
  3. весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.
  1. На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:
  1. проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);
  2. соответствие дидактического материала по размеру и цвету;
  3. соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
  4. соблюдение санитарно-гигиенических требований.
  1. Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой

2. Специальные требования:

  1. Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;
  2. Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;
  3. Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;
  4. Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;
  5. Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;
  6. Опора на более развитые способности ребенка;
  7. Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий обучающихся членением целостной  деятельности на отдельные части, операции и др.

Оптимальные условия для организации деятельности обучающихся на уроке заключается в следующем:

 - рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;

 - выбор цели и средств ее достижения;

 - регулирование действий учеников;

 - побуждение  обучающихся к деятельности на уроке;

 - развитие интереса к уроку;

 - чередование труда и отдыха.

Качество урока во многом зависит от того, насколько хорошо он подготовлен. Готовиться необходимо к каждому уроку, сколько времени на это уйдет, зависит от опыта и мастерства педагога.

При подготовке к уроку следует помнить:

  1. Тема урока.
  2. Тип урока.
  3. Основная цель урока.
  4. Задачи урока (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные).
  5. Как все этапы урока будут работать на достижение главной цели урока.
  6. Формы и методы обучения.
  7. Оценка учащихся.
  8. Анализ урока.

      Типы уроков

             Готовясь к уроку, зная тему урока, учитель определяется с типом урока.

             Тип урока - это совокупность существенных признаков, свойственных определенной группе уроков, имеющих в своей основе четко фиксируемую временную характеристику как средств информации, так и чередовании их по времени, а также различающихся по своей целевой направленности. В практике специальных школ 8-го вида различают уроки

  1. Изучение нового материала
  2. Формирование и закрепление знаний
  3. Обобщение и систематизация знаний
  4. Проверка и оценка знаний
  5. Комбинированный урок

               В практике работы специальной  школы 8-го вида чаще всего используется комбинированный урок, совмещающий в себе виды работ и задач нескольких типов уроков. Этот тип урока пользуется большой популярностью из-за малых порций новых знаний, наличием времени для решения дидактических задач, закрепления, повторения, уточнения знаний, разнообразия приемов учебного процесса.

8. Нетрадиционные уроки.

  Помимо традиционных (стандартных) типов уроков существует более 30 видов различных нетрадиционных форм проведения урока: урок-семинар, урок-диспут, урок-дискуссия, урок-лекция и т.п. Большинство из них не подходит для коррекционных школ. Как правило, педагоги знают, но нечасто применяют на практике такие типы нестандартных уроков, как урок-игра, урок-сказка, урок-путешествие. Ряд нестандартных типов уроков лучше использовать не как целый урок, а как этап урока. Дозированность связана с психофизическими и интеллектуальными особенностями учащихся.

Хотелось бы заметить, что не стоит слишком увлекаться нестандартными формами проведения уроков. Игровая подача материала не всегда уместна. Есть темы, при изучении которых игровая форма подачи материала не только не способствует активизации мыслительной деятельности, но и тормозит ее.

Наиболее приемлем Урок–экскурсия - это выход к месту объекта познания. Обучение на этом уроке осуществляется в виде наблюдения, беседы, действия. Экскурсия разделяется по содержанию на тематическую и комплексную и проводится на разных этапах обучения.

Неважно, проводит педагог стандартный урок или нестандартный, у урока должен быть стержень, урок должен быть рабочим и интересным, а на интересном уроке работает каждый и работают все.

Определившись с темой и типом урока, учитель формулирует цель (одну - две) и задачи (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитывающие). Сформулированных к уроку задач должно быть столько, сколько действительно реально выполнить в течение урока. Формулировка задачи типа «научить писать слова с безударными гласными в корне слова» или «скорригировать память» звучат слишком самоуверенно. Вряд ли педагог по окончании урока сможет сказать, что эти задачи решены и абсолютно все обучающиеся научились писать слова на данное правило, а память у всех скорригировалась.

Как правило, готовясь к уроку, учитель формулирует три блока задач: образовательные, коррекционно-развивающие и воспитывающие. Последнее время стало актуально писать задачи для учителя и задачи, которые должны выполнить на уроке дети. Записывать задачи для учителя или для учителя и обучающихся – это на усмотрение педагога. Главное, чтобы педагог четко понимал, какие задачи он ставит перед собой, а какие перед детьми.

Формулируя образовательные задачи, педагогу необходимо помнить о том, чему нужно учить на уроке и что для этого нужно сделать. Во первых - это рассказать о …, познакомить с … , дать понятие о …. . Во вторых - учить решать …, учить писать …, вычислять, измерять, изготавливать, пользоваться, составлять и т.п. С одной стороны, в образовательные задачи закладываются и впоследствии реализуются на уроке теоретические знания, с другой – практические умения. Ведь самое главное - чему ребенок научиться на уроке.

Наибольшая проблема заключается в формулировке коррекционных задач. В конспекте урока педагоги нередко пишут: коррекция и развитие памяти, внимания, мышления или ВПФ. Это неверно. Ведь все эти понятия являются очень обширными. Например, мышление включает в себя:

Виды: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое;

Операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

Формы: понятие, суждение, умозаключение.

             Коррекционно-развивающие задачи нужно конкретизировать. Что мы корригируем и как, с помощью чего, посредством чего. Например, корригировать и развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе работы с предложениями деформированного текста.

             Говоря о формулировке воспитывающих задач, хотелось бы отметить, что очень часто педагоги ставят «высокие» нравственные задачи, которые на уроке достаточно сложно реализовать. Бывает, что воспитывающие задачи просто «притянуты» к теме урока. Если материал урока не позволяет сформулировать воспитывающую задачу типа: показать школьникам важность правильного поведения в лесу, то можно ограничиться задачей, прививать интерес к предмету и процессу обучения.

             Определившись с темой, типом урока, поставив цель и сформулировав задачи, учитель выбирает ту форму работы, которую он будет использовать на уроке. Независимо от выбранной формы работы, на уроке должна быть создана атмосфера доброжелательности и общей заинтересованности. Необходимо формирование правильной самооценки ребенка через оценку его работы товарищами и учителем.

Конечно, если учитель на уроке умело сочетает групповую, индивидуальную и парную работу, то такой урок, безусловно, является выигрышным во всех отношениях.

              Для педагога очень важно определиться, с помощью каких методов предстоит достигать поставленные задачи. Метод от греческого «methodos» – «путь к чему-то». Проблема выбора метода обучения непроста. Все попытки найти какие-то универсальные методы окончились неудачей. Использовать один метод изолированно невозможно, как правило, при работе комбинируется несколько методов, и используются они одновременно. Методы – это как бусы. Каждая бусина в бусах может существовать и использоваться сама по себе, но все вместе бусины составляют единое целое. Главным является то, что учитель должен умело комбинировать разные методы и четко понимать, что использование того или иного метода зависит от этапа и цели этапа.

  1.             Как правило, учителя используют классическую классификацию методов по источнику знаний.
  1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.
  2. Наглядные методы: демонстрация натуральных объектов, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций и т.п.
  3. Практические методы: работа с книгой, учебником, наблюдение, лабораторно-практическая работа, игра, упражнение, программированное обучение, проблемное обучение.

            Существует классификация методов по характеру познавательной деятельности:

  1. Объяснительно-иллюстративный метод (учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти).
  2. Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации).
  3. Метод проблемного изложения (учитель ставит проблему и показывает путь ее решения).
  4. Частично-поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы).
  5. Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).

            В данной классификации в методы изначально заложено больше возможностей. Ведь наиболее продуктивным и интересным всегда было и будет создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.

             Например, на уроке естествознания при изучении темы «Птицы» педагог может задать школьникам следующие вопросы:

- Ухо каждой птицы лучше всего «настроено» на какие-то определенные звуки. На какие звуки лучше всего «настроено» ухо совы?

- Все ли птицы поют? Например, не поет дятел. А как же они общаются друг с другом? (с помощью звуков стука об дерево).

- Страус - это птица или зверь? Если это птица, то почему он не летает?


               Применяя на уроке различное сочетание методов, педагог использует разнообразные приемы. Прием – это часть метода. Прием не имеет самостоятельной задачи, а подчиняется той задаче, которая выполняется с помощью метода. Одинаковые приемы могут быть использованы в разных методах и наоборот. Например, применяя практический метод упражнений можно использовать такие приемы, как запись условия в виде схемы, контроль выполнения при помощи сигнальных карточек и т.п.


               Выстраивая урок, учитель четко структурирует его, деля на этапы.

Этапы урока могут быть следующими:

  1. Организация начала урока.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Подготовка к усвоению новых знаний.
  4. Изучение нового материала.
  5. Первичная проверка знаний.
  6. Закрепление знаний.
  7. Обобщение и систематизация знаний.
  8. Контроль и проверка знаний.
  9. Подведение итогов урока.

Наличие того или иного этапа зависит от типа урока. Каждый этап должен быть интересным и продуктивным. Для этого необходимо использовать разнообразные методические приемы, постоянно изменять формы и виды деятельности.

Цель первого этапа, этапа организации начала урока - настроить школьников на работу, заинтересовать их. Этот этап задает тон всему уроку. Начать урок можно со стихотворения типа:

Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее, 

Начнем скорей урок.

Интересным является прием, когда на доске учитель пишет слово ТРУД. Затем учитель расшифровывает каждую букву: Т – тетрадь, Р – ручка, У – учебник, Д – дневник. Ребята проверяют наличие этих предметов на рабочем столе. В итоге учитель акцентирует внимание на том, что на уроке надо трудиться.

Начать урок можно просто с приветственных слов. Ни в коем случае нельзя начинать урок со слов: Я жду. Я буду ждать, пока наступит тишина. Не все глаза на меня смотрят. Урок не начнется, пока все на меня не будут смотреть и т.п.

Этап проверки домашнего задания не является обязательным этапом. Если же он проводиться на уроке, то формы проведения следует периодически менять (использование сигнальных карточек, ТСО, программированный контроль и т.п.).

Этап повторения пройденного материала и актуализации знаний является обязательным, именно на нем будет базироваться новый материал.

На этапе изучения нового материала важно показать практическую значимость материала. Интересным и продуктивным для учащихся является тот урок, на котором учитель использует для изложения нового материала метод проблемного обучения, частично-поисковый метод или исследовательский.

Для отработки полученных знаний используют разные приемы. Например, «Дразнящий собеседник» - это высказывание учителем ошибочной точки зрения, это провокация, создание противоречия. Или прием «Ловушка» - педагог нарушает способ действия, предлагает задание с недостающими данными.

Говоря о последнем этапе урока, хотелось бы обратить внимание педагога на форму задаваемых учащимся вопросов. Если спрашиваем детей, что мы делали сегодня на уроке, то получаем типичные ответы, читали, писали, считали. Вопрос, что нового мы узнали на уроке, подчас является весьма затруднительным для учащихся коррекционной школы. Целесообразней задавание вопросов типа:

- Какое задание было самым интересным (сложным, легким)?

- Кто сегодня на уроке работал у доски? Какое задание выполнял? Как справился (самооценка, оценка класса)?

Что касается устного счета, словарной работы, речевой разминки, пальчиковой или артикуляционной гимнастики, то они не являются отдельным этапом, эти виды работ - часть какого-либо этапа. Выделение физминутки как отдельного этапа вполне возможно.

Очень многое на уроке зависит от умения учителя правильно задавать вопрос учащемуся. Вопросы должны заставлять думать и будить мысль. Педагогу всегда нужно помнить: каков вопрос, таков и ответ. Каждый вопрос следует очень тщательно продумывать, пытаться предположить, как на него ответят дети. Здесь уместно вспомнить, разработанную М.Ф. Гнездиловым классификацию вопросов.

  1. Вопросы, требующие называния (Кто это? Что это?).
  2. Вопросы, требующие воспроизведения фактов (Что делает? Как делает?).
  3. Вопросы, требующие сопоставления предметов или явлений (Как делает, медленно или быстро? Чем отличается круг от квадрата?).
  4. Вопросы, требующие выяснения причинно-следственных отношений (Почему? зачем?).
  5. Вопросы, требующие обсуждения и приведения доводов (Нужно ли беречь природу? Докажите, почему вы так считаете.).

Весьма продуктивным является прием проговаривания алгоритмов действия. Проговаривание алгоритма – это начало думания. На уроке ребенок должен говорить. Если педагог запрещает ему это, постоянно делая замечания: «Замолчи, закрой рот, тишина в классе и т.п.», то как развивать речь ученика? Порой педагог своими вопросами подталкивает ребенка к шаблонным высказываниям. На вопросы типа: «Какой рассказ вы читали дома?» ученик дает ответ «Акула». «Ты сказал не полностью», - возмущается учитель. Ученик исправляется: «Дома мы читали рассказ Л.Н. Толстого «Акула». Ответы подобного рода не свойственны живому диалогическому общению, это варианты для письменной речи. Идет смешение понятий устная речь и письменная речь. Более внимательно нужно подходить к задаванию вопросов школьникам. Если педагог хочет получить не односложный ответ, а развернутый, то нужно и спрашивать соответствующим образом. Например, вопрос «Какое сейчас время года?» подразумевает односложный ответ, или же дети отвечают «Сейчас время года зима». Такой ответ, как ни странно, удовлетворяет учителя. А если мы просим ученика: «Расскажи о зиме, какая она, чем тебе нравиться зима и т.п.», то подобного рода задания заставляет ребенка думать, рассуждать, говорить. При таком общении на уроке учитель становиться для ученика партнером и собеседником.

Существует несколько классификаций характера обучения.

  1. Характер обучения инструктивно-авторитарный:
  1. Рассказ учителя.
  2. Чтение текста в учебнике.
  3. Ответы на вопросы учителя (вопросы из учебника).
  4. Рассматривание иллюстрации.
  5. Повторение рассказа учителя (текста учебника).

К сожалению, данный характер обучения является наиболее распространенным в школе. Например, на уроке чтения учитель задает вопросы по прочитанному дома тексту, затем читает новое произведение, проверяет восприятие, после чего читают дети, далее учитель задает вопросы, потом дети читают опять и так далее до конца урока. Если это урок русского языка, то: проверили домашнее задание, прочитали правило в учебнике, выполняем упражнения. Проведение урока в таком стиле не способствует ни познавательной активности школьников, ни формированию положительной мотивации к процессу обучения. Как правило, на таком уроке начинает «хромать» дисциплина, дети утомляются от однообразных видов деятельности, от неинтересных заданий.

Характер обучения личностно-значимый

  1. Постановка предположений.
  2. Выдвижение проблемы.
  3. Обсуждение гипотезы.
  4. Сравнение полученных выводов с текстом учебника (рассказом учителя).
  5. Поиск эмоциональных опор (иллюстрация, ТСО).
  6. Составление графического плана-опоры.

Данный характер обучения является наиболее продуктивным для работы школьников. При таком подходе ребятам хочется учиться, потому что каждый раз учитель предлагает что-то новое и интересное. Учитель является партнером и собеседником. Создаются ситуации живого общения, проблемные ситуации, задаются проблемные вопросы, используется частично-поисковый метод обучения и т.п. Такой характер обучения более уместен и с точки зрения коммуникативной направленности процесса обучения, о которой так много говорят в последнее время.

Творческий подход к проведению каждого урока, подбор интересного материала, использование нестандартных типов урока, создание на уроке ситуаций речевого общения, безусловно, будет способствовать более успешному обучению школьников.

Такой подход, несомненно, заинтересует ребят, да и учителю будет интересней проводить урок. «Горящие» глаза учеников, их заинтересованность предметом будет только в том случае, если у самого учителя «горят» глаза и ему интересно то, что он делает.


Самоанализ урока учителем

  1. Краткая характеристика класса (интеллектуальные и психологические особенности). Осуществление на уроке индивидуально-дифференцированного подхода в зависимости от этих особенностей.
  2. Цель и задачи урока (образовательные, коррекционные, воспитывающие). Какой урок по счету по данной теме. Тип урока.
  3. Этапы урока. Используемые методы, приемы и виды работ на каждом этапе; обоснованность выбора именно этих приемов. Как используемые методы и приемы работали на решение главной цели урока и поставленных к ней задач. Межпредметная связь и связь материала урока с жизнью.
  4. Достижение поставленной цели и задач (что удалось, что не удалось и почему).

Выступление учителя с анализом только что проведенного урока демонстрирует и способность педагога к рефлексии собственных действий, собственного творчества и является показателем его эрудиции. Учитель говорит о степени достижения поставленных целей, разъясняет причины и обосновывает необходимость всех отклонений от намеченного плана, объективно (а при необходимости критично) оценивает собственные действия, и что особенно важно, разъясняет и комментирует те нюансы, которые гости могли не увидеть, не понять, не оценить, так как не видели глаза и лица детей.

Специальное внимание следует уделить элементам особого удовлетворения учителя тем или иным учеником: нередко какой-то ответ ребенка кажется гостям верным, естественным, обычным, в то время как для конкретного ребенка (если учесть его возможности) такой ответ символизирует преодоление, подъем на новую ступень в развитии. Специальный комментарий учителя необходим и в том случае, если выставление оценки тем или иным детям не вполне соответствует реальному ответу. Учитель должен аргументировать свои действия, оппонировать гостям, если это необходимо, а ни в коем случае не «проглатывать» возможно, несправедливые, ошибочные оценки.

Учитель должен быть готов к тому, что конспект урока может заинтересовать кого-то из гостей, и хорошо бы иметь несколько экземпляров конспекта урока, дабы раздать гостям.

При подготовке и проведении открытого урока учителю следует избегать ряда ошибок:

  1. ничем не обоснованное отклонение от конспекта урока и наоборот, не способность сориентироваться по ходу урока и перестроиться, заменив одно задание на другое, исключив какой-то вид работы;
  2. отсутствие взаимосвязи между этапами урока;
  3. перегруженность урока дидактическими играми, наглядным материалом, техническими средствами обучения, объемом и количеством различных заданий;
  4. забывание об учениках и демонстрация своей эрудиции;
  5. при проведении урока в необычной форме (урок – КВН, урок – викторина, «Поле чудес» и т.п.) следует не забывать о том, что этот урок не только должен восхищать, изумлять и потрясать всех присутствующих, а, прежде всего, обучать;
  6. появления «леса» рук в то время, когда учитель еще не договорил вопроса до конца, что свидетельствует о явной «репетиции» урока;
  7. недопустимость в адрес детей, не ответивших на вопрос, либо ответивших неверно высказываний типа: «Ты меня подвел», «А я на тебя так рассчитывала и надеялась» и т.п.














слайд 2







Слайд 3









Слайд 4









Слайд 5









Слайд 6













Слайд 7











Слайд 8












Слайд 9








Слайд 10



















Слайд 11

















Слайд 12















Слайд 13









Слайд 14















Слайд 15










Слайд 16







Слайд 17









Слайд 18














Слайд 28








Слайд 29










Слайд 30













Слайд 31










Слайд 32




























Слайд 33











Слайд 34






Слайд 35













































































Слайд 36











Слайд 37


























Слайд 38





















Слайд 39































Слайд 40