Урок – основная форма организации учебного процесса в основной школе
методическая разработка по психологии

Урок – основная форма организации учебного процесса в основной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 1.zip78.53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – основная форма организации учебного процесса в основной школе

Выпускная квалификационная работа

                                                         


 ПЛАН

Введение

Глава  I. Урок – как основная форма организации обучения

        1.1. Отечественные педагоги об уроке

        1.2. Общие требования и пути совершенствования современного урока

        1.3. Организация процесса обучения иностранному языку в основной

               общеобразовательной школе

Выводы по I главе

Глава II. Нестандартные уроки и их использование в учебном процессе

    2.1. Понятие нестандартных уроков

    2.2. Основные группы необычных уроков

    2.3. Условия организации проведения нестандартных уроков

Выводы по II главе

     

Заключение

Приложения

Введение

         Тема моей дипломной работы "Урок – основная форма организации учебного процесса в основной школе" является актуальной и практически значимой, т. к. современные подходы к организации учебно-воспитательного процесса в школе требуют совершенствования форм, методов и средств обучения, повышения качества образования и воспитания. И в первую очередь эти требования относятся к уроку - основной форме учебного процесса, от организации которого зависит научный уровень преподавания каждого предмета, прочность овладения основами наук, трудового и нравственного воспитания, эстетическое и физическое, развитие школьников.

         Педагогической наукой и практикой сделано немало по усовершенствованию уроков. В современных условиях одной из актуальных задач является повышение эффективности урока, для этого необходимо использовать различные методы и способы по его организации. В современных условиях все большее внимание уделяется характеру мыслительной деятельности учащихся, следовательно, познавательная активность определяет успешное овладение материалом. Поэтому необходимо на уроке использовать различные методы для его результативности.

         Объектом   моей   выпускной   квалификационной   работы   является современный урок.

         Предметом эксперимента – вариативность подходов к его совершенствованию.

         Гипотеза   -   мы предполагаем, что процесс обучения   будет происходить успешнее если использовать различные типы и формы уроков.

         Цель - выявить методы и приёмы работы на уроке иностранного языка, которые обеспечат эффективность формирования у учащихся языковой культуры.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.

 2. Выявить  условия  повышения  эффективности  урока  иностранного
языка на практике.

  1. В    ходе    преддипломной    практике    проверить    степень   усвоения
    материала при изучении данной темы.
  2. Сформулировать основные условия повышения эффективности урока
    иностранного языка.

5. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу, рассматривающую вопросы касающиеся уроков;

6. Выявить преимущества и недостатки традиционных уроков иностранного языка;

7. Показать перспективы нетрадиционных форм обучения иностранному языку.

         Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы из 26 источников.

Глава I. Урок – как основная форма организации обучения

1.1. Отечественные педагоги об уроке

         Ломка старых традиций в обучении и воспитании подрастающего поколения вызвала среди передовых учителей творческий подъем. Начались поиски новых, наиболее соответствующих современной школе форм и методов обучения. Исходными в этих поисках были положения о необходимости формирования у учащихся активности, самодеятельности и творчества, об усилении связи школы с жизнью, учет интересов детей. Эти задачи решались главным образом на уроке, структура и методика которого изменялась в соответствии с развитием производительных сил и социального прогресса в нашей стране. По мере развития страны общество ставит перед школой все новые задачи, выполнение которых требует совершенствования урока.

         В начале XVII в. в некоторых школах Украины стали формироваться постоянные возрастные группы учащихся, в которых организация обучения регламентировалась определенными параметрами.

         Я.А. Коменский обобщил эти прогрессивные формы организации учебных занятий и впервые в истории педагогики научно обосновал высшую форму группового обучения - классно - урочную систему [1,с.48]. Основные признаки этой системы в более глубоком и совершенном виде сохраняются и сейчас: определенное время для учебных занятий в год и каждый день, т. е. определяется начало и конец учебного года и деление его на части. Отводится регулярное время для каждодневных занятий, для каждого урока - 45 минут. Отсюда название - урочная система, т, е. деление учебного времени на уроки, причем каждый урок, как правило, отводится на изучение определенной дисциплины; определенный возрастной состав учебной группы, т. е. класса, который сохраняется в течение всех лет обучения, отсюда название - классно - урочная система; ведущая роль учителя в учебном процессе. Он передает знания, руководит процессом их усвоения, проверят, контролирует действия учащихся. Эти признаки придают уроку определенную структуру и последовательность [2, с. 129.]

         Что такое урок? Ответ на этот вопрос весьма затруднителен на сегодняшний день. Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятия по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.

         Урок - это педагогическое произведение и поэтому он должен отличаться целостностью внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащегося.

         Когда у Софьи Николаевны Лысенковой спросили, что такое настоящий урок, она ответила: "Прежде всего, такой на котором на все и на всех хватает времени." Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения - это урок. По образному выражению Н.М.Верзилина, "урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий".

         Второй аспект понятия "урок", согласно концепции М.И.Махмутова, - это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения" [3, с.4].

         Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи. Практика многих педагогов показывает, что в малочисленных сельских классах учитель иностранного языка только тогда может добиться лучших результатов в своей работе, если он реализует дифференци-руемый подход и учитывает индивидуальные особенности каждого школьника.

1.2. Общие требования и пути совершенствования современного урока

         Ключевым   компонентом   классно-урочной   системы   организации   обучения является урок.

         Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса - от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения данного состава учащихся. Дать хороший (качественный) урок - дело непростое даже для опытного учителя. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.

Среди    общих    требований,     которым    должен    отвечать    качественный современный урок, выделяются следующие:

- использование новейших достижений науки, передовой педагогической
практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного
процесса;

- реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических
принципов и правил;

- обеспечение   надлежащих  условий  для   продуктивной   познавательной
деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей;

- установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

- связь   с   ранее   изученными   знаниями   и   умениями,   опора   на достигнутый уровень развития учащихся;

- мотивация и активизация развития всех сфер личности.

- логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной
деятельности;

- эффективное использование педагогических средств;

- связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом
учащихся.

- формирование практически необходимых знаний, умений, навыков,
рациональных приемов мышления и деятельности;

- формирование  умения  учиться,  потребности  постоянно  пополнять
объем знаний;

- тщательная     диагностика,     прогнозирование,     проектирование     и
планирование каждого урока [13, с.123].

         Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях. К дидактическим (или образовательным) требованиям относятся:

- четкое определение образовательных задач каждого урока;

- рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных  потребностей;

- внедрение новейших технологий познавательной деятельности;

- рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;

- творческий подход к формированию структуры урока;

- сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;

- обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;

- научный расчет и мастерство проведения урока.

         Воспитательные требования к уроку включают:

- определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;

- постановку только тех воспитательных задач, которые органически
вытекают из целей и содержания учебной работы;

- воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование
жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности,
исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности,
честности, коллективизма и др.;

- внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

         К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся:

- формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-
познавательной    деятельности,    интересов,    творческой    инициативы    и
активности;

- изучение  и  учет  уровня  развития  и  психологических  особенностей
учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»;

- проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование
наступления новых качественных изменений в развитии;

- прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном,
социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с
учетом наступающих перемен.

         Кроме перечисленных требований к уроку выделяются и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и т.д.

         Изучение нового материала, повторение его с учащимися предполагает и объективную проверку, диагностику состояния обученности детей, эффективности работы учителя и учащихся, получения обратной информации. Это осуществляется на специальных контрольных уроках.

         Структура урока:

а) вводная объяснительная часть и постановка цели и задач урока (будь то решение задач, творческая работа, сочинение, диктант, изложение теоретического материала), посвящаемая учителем инструктажу и психологической подготовке школьников;

б) основная часть, собственно самостоятельная работа учащихся;

в) заключительная часть, которая отводится для ориентировки детей в предстоящем изучении нового материала и домашнего задания.

         Наиболее распространенным типом занятия является комбинированный урок. В его структуре в той или иной комбинации присутствуют все основные структурные элементы. За короткий отрезок времени на таком уроке совершается полноценный завершенный цикл педагогической переработки и усвоения школьниками учебного материала. Диалектика обучающего взаимодействия учителя и учащихся требует, чтобы структура комбинированного урока была гибкой, подвижной. Он дает наибольшую педагогическую отдачу, когда в зависимости от характера учебной ситуации, степени активности детей и творческого подхода педагога к организации познавательного процесса его структурные компоненты взаимодействуют, переходят друг в друга. Так, например, отдельные элементы урока совмещаются: усвоение новых знаний происходит в процессе выполнения самостоятельной работы, проверка знаний вплетается в организацию занятий одновременно как диагностика и учет активности школьников в комментировании хода своей работы. Деятельность учителя и учащихся на таком уроке характеризуется активным взаимодействием и разнообразием видов учебной деятельности.

         Структура   уроков   по   дидактической   цели   является   лишь   общей схемой. Думающий и творчески работающий учитель каждый этап урока может сделать интересным, продуктивным, обучающим и развивающим. Последовательность элементов не является жестко закрепленной. У традиционного урока есть ряд положительных сторон:

- организационная четкость педагогического процесса;

- систематический характер обучения;

- эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся;

- разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности, технических средств обучения.

         К слабым сторонам типового урока можно отнести:

- ограничение деятельности учителя и учеников временными рамками;

- трудная сочетаемость с технологиями активного обучения;

- сложность реализации индивидуального подхода при большой наполняемости класса;

- сильный акцент на передачу и усвоение  знаний, выработку умений и навыков при меньшем внимании к развитию познавательной сферы учащихся.

         Но, в конце концов, все зависит от мастерства и профессионализма учителя. Уроки, проводимые по многим современным образовательным технологиям,  могут быть по структуре совсем непохожими на традиционный урок, а идеи этой технологии могут решаться и в рамках традиционного построения урока. Кроме того, становятся популярными нестандартные (нетрадиционные) уроки: турнир, версия, бенефис, парад парадоксов, урок синтеза, эссе, межпредметные уроки, межвозрастные и т. п., но они проводятся эпизодически.

         Структурное построение урока зависит от конкретных учебно-воспитательных задач, характера предполагаемой на уроке деятельности и обучающего взаимодействия учителя с детьми.

         Это особенно ярко проявляется в опыте известных учителей С.Н. Лысенковой, Е.Н. Ильина, И.П. Волкова, В.Ф. Шаталова. Содержание деятельности, виды учебных работ, специально подобранные эффективные методы и приемы диктуют творческий подход к формированию структуры, определению типа урока.

         Применение того или иного типа урока в учебном процессе обусловлено возрастными особенностями детей. Младший школьный возраст требует мобильности формы, частой смены видов деятельности, чему больше соответствует комбинированная структура урока. Старшие школьники способны к длительному трудовому усилию и систематической работе на уроках, посвященных упражнениям или сообщению - усвоению новых знаний, поэтому для них практикуют сдвоенные уроки, которые позволяют использовать школьную лекцию или строить их как практические или семинарские занятия.

         Пути совершенствования урока:

1) создание свободной, творческой, максимально продуктивной психологической атмосферы в классе, основанной на уважении и доверии к школьникам;

2) формирование высокого уровня мотивации учебной деятельности;

3) вооружение детей умениями и навыками учиться, формирование учебной деятельности;

4) практическая направленность обучения, обеспечивающая овладение прочными умениями и навыками, облегчающими учение и дающими школьникам уверенность в своих силах;

5) организация на уроках условий для творческой деятельности как учащихся, так и учителя.

         Четко организованный урок как форма учебных занятий имеет самоценное обучающее, развивающее, воспитательное значение.

1.3. Организация процесса обучения иностранному языку в основной общеобразовательной школе

         Для того чтобы выявить общее в огромном многообразии уроков, их необходимо классифицировать. По каким же общим признакам группировать учебные занятия, если на каждом из них ставятся свои цели и задачи, изучается неодинаковый материал, применяются разнообразные технологии и методики? Проблема эта очень сложная и не вполне сегодня разрешенная ни в мировой, ни в отечественной дидактике, вследствие чего существуют различные подходы к классификации уроков. В зависимости от того, какие признаки (стороны) уроков берутся за основу, выделяются различные типы учебных занятий. Количество известных ныне классификаций исчисляется десятками.

         Одна из первых наиболее обоснованных классификаций уроков принадлежит советскому дидакту И.Н. Казанцеву, предложившему группировать уроки по двум критериям: 1) содержанию и  2) способу проведения. По первому критерию, например, уроки математики расчленяются по своему содержанию на уроки арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии, а внутри них - в зависимости от содержания преподаваемых тем. По способу проведения учебных занятий уроки делятся на уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы и т.д.

         По логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности различаются следующие типы уроков:

1) вводный;

2) урок первичного ознакомления с материалом;

3) усвоения новых знаний;

4) применения полученных знаний на практике;

5) урок навыков;

6) закрепления, повторения и обобщения;

7) контрольный;

8) смешанный, или комбинированный [9,с. 97].

         Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам – дидактическим целям и месту уроков в общей системе:

1) комбинированные, или смешанные уроки;

2) уроки ознакомления учащихся с новым материалом;

3) уроки закрепления знаний;

4) имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного;

5) имеющие основной целью выработку и закрепление умений и навыков;

6) имеющие основной целью проверку знаний.

         В рамках перечисленных типов выделяются еще и подтипы.

Уточненный перечень главных типов уроков следующий:

1) комбинированные (смешанные);

2) уроки изучения новых знаний;

3) уроки формирования новых умений;

4) уроки обобщения и систематизации изученного;

5) уроки контроля и коррекции знаний, умений;

6) уроки практического применения знаний, умений (Г. И. Щукина, В.А. Онишук, Н.А. Сорокин, М.И. Махмутов и др.).

         Введем понятие структуры урока, под которой будем подразумевать его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей.

         Урок сегодня зачастую рассматривается не столько с точки зрения формального сочетания и последовательности его этапов, сколько с позиций постановки и достижения целей, эффективности познавательной деятельности. Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она обеспечивала высокую результативность обучения и воспитания. Важность этого нововведения можно понять, лишь сопоставляя прежние жесткие требования обязательного соблюдения формальных ступеней урока с нынешними идеями свободного конструирования учебных занятий. Однако отношение теоретиков и практиков к «бесструктурному» уроку неоднозначное: раскрепощение учителя, безусловно, прогрессивный шаг, но нарушения закономерностей познавательной деятельности, возникающие в условиях произвольного, необоснованного сочетания этапов урока, - крупный недостаток. Важным современным положением является и то, что целесообразность тех или иных типов и структур урока предлагается оценивать по эффективности всего учебно-воспитательного процесса (конечному результату), а не по структурному совершенству и завершенности отдельных уроков.

         От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени (уровни) обучения: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике. Соответствующий ей тип урока носит название комбинированного (смешанного). Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, выглядят так  ( см. приложение 1).

         Нетрудно понять, почему такой тип урока назван комбинированным - на нем учитель имеет возможность достижения нескольких целей. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспитательных задач. Этим, в частности, и объясняется широкое распространение комбинированного урока в массовой практике; по некоторым данным, доля комбинированных уроков занимает 75-80% от общего числа всех проводимых уроков.

         Жизнестойкость классического комбинированного урока определило и то, что он лучше других типов согласуется с закономерностями учебно-воспитательного процесса, динамикой умственной работоспособности и предоставляет педагогам больше возможности приспособления к конкретным условиям.

         Для учащихся начальной школы его длительность несколько сокращается с учетом объема произвольного внимания учащихся. Целесообразность 45-минутной длительности урока, интуитивно установленной нашими предшественниками, сегодня подкрепляется психофизиологическими исследованиями. Если уроки становятся короче, то приходится форсировать процесс «втягивания» в работу, соответственно сокращается время продуктивной деятельности. При более длительных уроках нарастает необходимость волевой регуляции произвольного внимания. Кроме своего важного преимущества - возможности достигать на одном уроке нескольких целей комбинированный урок имеет и недостатки. Они проявляются в том, что практически недостает времени не только на усвоение новых знаний, но и на все другие виды познавательной' деятельности. С того времени, когда был предложен комбинированный урок, произошли радикальные перемены: значительно возрос объем знаний, изучаемых на уроке, во многих школах переполнены классы, что затрудняет управление познавательными процессами, ухудшилось отношение учащихся к обучению, а поэтому продуктивность всех этапов урока снизилась. С целью повышения результативности учебных занятий возникли и практикуются другие типы уроков, на которых учащиеся занимаются преимущественно каким-либо одним видом деятельности. Это уроки усвоения новых знаний; формирования новых умений; обобщения и систематизации знаний, умений; контроля и коррекции знаний, умений; применения знаний, умений на практике. Нетрудно заметить, что все названные типы представляют собой «укороченный» комбинированный урок. Структура выделенных типов урока состоит обычно из трех частей:

1) организации работы (1—3 мин);

2) главной части (формирование, усвоение, повторение, закрепление, контроль, применение и т.д.) (35 - 40 мин);

3) подведения итогов и задания на дом (2-3 мин).

         Всякий урок имеет своеобразие, отличается от другого по своим конкретным задачам и содержанию. Однако существуют общие черты в преподавательской и учебной деятельности на уроках. Процесс обучения распадается на ряд этапов: сообщение нового материала, закрепление, повторение, проверка и контроль, учебные домашние задачи, обобщение и подведение итогов и др. Дидактическая задача на уроке является основанием для выделения следующих типов учебных занятий:

1. Комбинированный  урок,  на  котором  сочетаются  различные  виды
работы - объяснение, закрепление, проверка, подведение итогов и др.;

2. Урок сообщения новых знаний, на котором основное внимание
уделяется изучению нового материала;

3. Урок формирования и закрепления умений и навыков, где основное
внимание уделяется практической деятельности, преимущественно
упражнениям;

4. Обобщающий   урок,  на   котором    систематизируется    изученный
материал по определенным темам и разделам;

5. Контрольный урок, на котором учащиеся выполняют различного рода    проверочные и  контрольные,  устные и письменные работы;

6. Уроки внеклассного чтения, целью которых является воспитание у детей интереса и любви к чтению, к литературе. Эти уроки имеют специфические формы проведения, основанные на непосредственном интересе к литературному произведению.

         По своей организации отличаются от традиционных форм проведения урока практические занятия в учебных мастерских и на пришкольных участках и т. д.

         Экскурсия - особая организационная форма обучения, связанная с непосредственным наблюдением, знакомством, изучением реальных процессов, событий окружающей действительности. Под структурой урока понимается соотношение и последовательность проведения частей, моментов, этапов урока, способствующих выполнению учебных задач.

         В теории и практике обучения в зависимости от типа учебного занятия сложилась его определенная структура. Общими элементами являются: организация начала урока, проверка усвоения изученного материала, подготовительная работа к изучению нового, постановка цели и задач урока, объяснение нового материала, закрепление, повторение, подведение итогов урока, учебное домашнее задание.

         Каждый из этих структурных элементов урока преследует свои задачи. Организация начала урока занимает обычно от одной до нескольких минут и проводится как его самостоятельная часть. В других частях урока организация учебной деятельности является сопровождающей стороной и заключается в соблюдении последовательности запланированных звеньев учебно-воспитательного процесса на уроке.

         Очень важно начало урока. Тот, кто умело и правильно предъявляет требования к действиям учащихся в начале урока, обеспечивает успех всего учебного занятия.

         С первых минут учащиеся должны почувствовать в учителе лидера, который не отступит от своих требований и добьется выполнения детьми учебных задач. Здесь все имеет значение: как входит учитель в класс, его уверенность в себе, тон, манера поведения, умелое предъявление требований и искреннее уважение к ученикам.
        Уважающий себя учитель, войдя в класс, не позволит, чтобы дети
разговаривали, даже пока он идет к учительскому столу. Каждому
ученику будет казаться, что внимательный взгляд учителя обращен
на него. Учитель проверяет готовность к уроку: все ли имеют тетрадь,
учебник, ручку, карандаш и все необходимое для данного занятия, удобно
ли расположены на ученическом столе эти принадлежности, сосредоточены
ли дети, нет ли отвлекающих моментов. Это приучает учащихся к
дисциплине и умению организовывать свой учебный труд. Учителю нужно
специально тренировать себя в проведении начала урока. Проверка
усвоения изученного материала (обычно домашнего задания) - традиционно  сложившаяся часть урока,  смысл  которой  состоит как в проверке и контроле, так и в подготовке к изучению нового материала.

         Прежде всего учитель сосредоточивает внимание учащихся на основных идеях, правилах, которые легли в основу выполнения домашнего задания. Проверяет, все ли выполнили задание, какие были трудности. Учителю важно понять типичные ошибки, а также индивидуальные особенности процесса выполнения задания каждым учеником, особенно формирования учебных навыков. Главное не допустить механического характера работы.

         Если  нет домашнего задания, то все учащиеся по серии специально подготовленных вопросов воспроизводят знания, которые будет использовать учитель в процессе объяснения.

         Познавательная активность и интерес на уроке существенно зависят от проведения этой части урока.

         Постановка цели и задач урока. Уяснение конкретных задач урока и путей их реализации обеспечивает определенность, систематичность и последовательность действий учителя и учащихся на уроке. Каждый момент урока должен соответствовать поставленным образовательным и воспитательным целям урока.

         Большое    значение    для    сосредоточения    мысли    и    формирования первоначального интереса имеет форма   постановки цели и задач урока. Здесь   важно   сочетание   общей   цели   и   конкретных   задач.   Допустим, учащиеся на уроке русского языка изучают новую для них часть речи. Полезно напомнить о значении русского языка, прочитав высказывания В. В. Маяковского или М. В. Ломоносова, или самому подготовить образные выражения. В словах, учителя учащиеся должны почувствовать красоту речи и искреннее желание научить их любить родной язык. Затем уже следует назвать конкретные задачи при изучении нового: знать существенные признаки и определения изучаемой части речи, уметь найти эти слова среди других, подобрать свои примеры.

         Формы постановки учебных задач различны, но всегда следует помнить о сочетании общих идей с конкретными условиями, не ограничиваться только общими соображениями. Постановка целей и задач занимает обычно мало времени, но создает направленность учебной деятельности и имеет большое воспитательное воздействие.

         Объяснение. Научное изложение содержания учебного материала - важная часть в структуре урока. Доступная логика научных доказательств, опирающихся на имеющиеся у школьников знания, простая и убедительная форма изложения, ясность мысли учителя являются основами хорошего понимании, и усвоения учащимися нового материала. Поведение учителя в этой части урока должно быть строгим. Его сосредоточенность отражается на детях, особенно если он в процессе объяснения внимательно смотрит на них.

         Объяснение может включаться в другие части урока, например в процесс закрепления, когда возникает необходимость повторения какого-либо доказательства, правила.

         Закрепление. Закрепление как система упражнений, самостоятельных работ, специальных заданий проводится после объяснения учителем нового материала как часть урока или как самостоятельный урок. В процессе закрепления сосредоточивается внимание на главных, опорных пунктах материала, связи теоретических положений с практической учебной деятельностью, на процессе формирования определенных учебных умений и навыков. Учитель здесь получает обратную связь, информацию о том, насколько успешно поняли учащиеся объяснение. Такой анализ помогает подобрать соответствующие виды упражнений и самостоятельных работ для овладения учебным материалом.

         Повторение. Это систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам, разделам, курсам. Сложность здесь в выделении основных идей и подборе упражнений и заданий [23,с. 76].

         Учитель заранее намечает план повторения; какие вопросы будут заданы учащимся, какой материал они будут воспроизводить по памяти, каким пользуются учебником, какие тренировочные или творческие упражнения будут даны.

         Учащимся бывает трудно держать в сознании главные идеи. Часто школьники при повторении лишь упражняются - в отдельных умениях, навыках и не получают обобщенных идей.

         Значительно активизируется деятельность учащихся при повторении в процессе выполнения творческих заданий - решение проблемных задач и ситуаций.

         Подведение итогов урока. Это относительно самостоятельная часть урока, которая заключается в напоминании главных идей изученного и сосредоточении внимания на связи теоретических положений с упражнениями.

         Нельзя недооценивать этой части урока. За 1-3 минуты учитель воспроизводит основное содержание урока. Он выделяет положительные моменты и говорит о недостатках работы учащихся, называет наиболее активных.

         Домашнее учебное задание. Учитель сообщает задание на дом, разъясняет основные идеи и способы его выполнения. Главная задача в том, чтобы помочь ученикам организовать свой домашний учебный труд. Учитель, особенно в начальных классах, должен быть уверен, что каждый ученик записал задание в дневник, знает, как нужно его выполнять, умеет пользоваться учебной книгой, имеет в семье необходимые условия для самостоятельной работы.

         В последние минуты урока учащиеся ожидают звонка, менее внимательны, и некоторые из них могут не успеть записать задание, другие не понимают, как его выполнять. Иногда бывают недопустимые случаи, когда учитель после звонка продолжает давать инструктивные указания, которые дети уже не могут воспринимать сосредоточенно и ответственно.

         Инструкция о выполнении домашнего задания должна даваться четко, кратко, последовательно. Полезно спросить нескольких учеников о том, как они поняли задание, или дать образец.

Выводы по первой главе:

         Я.А. Коменский обобщил формы организации учебных занятий и
впервые в истории педагогики научно обосновал высшую форму
группового обучения - классно - урочную систему.

         Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного
возраста, постоянного состава, занятия по твердому расписанию и с
единой для всех программой обучения.

         Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить,
воспитать, развить.

         Пути совершенствования урока:

- создание свободной, творческой, максимально продуктивной психологической атмосферы в классе, основанной на уважении и доверии к школьникам;

- формирование высокого уровня мотивации учебной деятельности;

- вооружение детей умениями и навыками учиться, формирование учебной деятельности;

- практическая направленность обучения, обеспечивающая овладение прочными умениями и навыками, облегчающими учение и дающими школьникам уверенность в своих силах;

- организация на уроках условий для творческой деятельности как учащихся, так и учителя.

         Четко организованный урок как форма учебных занятий имеет
самоценное обучающее, развивающее, воспитательное значение.

         По  логическому   содержанию  работы  и  характеру  познавательной
деятельности различаются следующие типы уроков:

1) вводный,

2) урок первичного ознакомления с материалом,

3) усвоения новых знаний,

4) применения полученных знаний  на практике,

5) урок навыков,

6) закрепления, повторения и обобщения,

7) контрольный,

8) смешанный или комбинированный.

         Классификация уроков осуществляется по двум существенным признакам - дидактическим целям и месту уроков в общей системе:

1) комбинированные или смешанные, уроки;

2) уроки ознакомления учащихся с новым материалом;

3) уроки закрепления знаний;

4) уроки, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного;

5) уроки, имеющие основной целью выработку и закрепление умений и навыков;

6) уроки, имеющие основной целью проверку знаний.

Глава II. Нестандартные уроки и их использование в учебном процессе

         

2.1. Понятие нестандартных уроков

         Об уроке написано множество книг, статей, защищено несметное количество диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы и модернизации, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

         Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи.

         Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех учеников, повышающих интерес к знаниям и вместе с тем, обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материла с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.

         Многие творчески работающие учителя стали использовать необычные разновидности урока, новые построения учебных занятий, в корне отличающиеся от так называемых стандартных уроков классического образца. Нужно сказать, что хотя это авторские уроки, отражающие оригинальность мышления и творческие способности отдельных талантливых учителей, их формы, методы, приемы могут успешно применять и преподаватели других школьных дисциплин. Копировать нельзя. Использовать опыт можно и полезно.

         К таким урокам нужно тщательно готовиться; давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия - карты, дидактический материал. Продумывать ход занятий с учетом уровня и особенностей как класса в целом, так и отдельных школьников, характера и способностей учеников, поручивших конкретное задание, последовательность операций.

         В общей классификации необычные уроки занимают место между традиционными и личностно ориентированными, являясь как бы переходом от одной парадигмы к другой. В таком варианте они восполняют пробелы репродуктивного обучения: недостаточность дифференциации, мобильность структуры, формирования субъект-субъектных отношений за счет увеличения деятельности учащихся не только на уроке, но и в период его подготовки, изменение эмоционального фона урока, оценивание знаний учащихся на всех этапах урока и активное комментирование ответов и т.д. Соответственно, меняется и подготовительная работа к данному уроку, его методика и анализ. Это уже другой урок.

         Как показывает практика, не совсем обычные уроки предполагают:

использование коллективных способов работы:

обязанности распределяются между   членами коллектива с учетом их индивидуальных особенностей и интересов. В процессе коллективной работы ведется поиск оптимальных способов взаимосвязи членов группы, коррекция
деятельности  отдельных учащихся, если   их действия не согласуются с общим планом коллективного труда;

развитие  умений   и   навыков  самостоятельной работы, стремление к творческому поиску:

материал, преподнесенный в новой форме, воспринимается как информация, заставляющая задуматься, понять и запомнить.

заинтересованное отношение к учебному материалу;

при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал, находят удивительные факты, вопросы, сочиняют стихи, песни на определенную тематику.

активизация деятельности учащихся:

это уже не простые ученики, а активные участники учебного воспитательного процесса.

овладение способами управления коллективной деятельностью:

уроки учат слушать, анализировать учиться спорить, убеждать, отстаивать свое мнение, прислушиваться к мнению товарищей, находить быстрый выход в сложившейся ситуации, решать проблемные вопросы.

становление новых отношений между учителем и учащимися:

учащийся становится партнером педагога по творчеству в атмосфере сотрудничества, коллективного труда. По-иному воспринимают учащиеся своего педагога как  интересного, грамотного, эрудированного человека, который стремится внести разнообразие в сложный процесс обучения и воспитания. Этот момент повышает интерес учащихся к учебной деятельности, способствует совершенствованию профессионализма педагога, его энтузиазму и  творческому подходу к работе.

оценка деятельности учащихся их друзьями, товарищами по учебе:

эта оценка для них подчас более значима, чем оценка педагога.

 

2.2. Основные группы необычных уроков

1. Уроки с измененными способами организации

         Урок - лекция «Парадокс». Лекция - обзор. Защита знаний. Защита идей. Урок вдвоем. Урок встреча. Урок взаимоконтроля. Урок творческого применения.

2. Уроки, опирающиеся на фантазию        

        Урок-инструктаж. Урок сказка. Урок творчества. Урок -творческий отчет. Урок сочинение. Урок - осмотр выставки. Урок вернисаж. Театрализованный урок (спектакль, салон, сказка, студия, сюрприз). Урок - психодрама. Урок имитационного моделирования. Урок диалога культур.

3. Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ.

         Урок-экскурсия.        

         Виды: по содержанию учебного материала (тематические, комплексные); по месту проведения; по основной дидактической цели и месту данной экскурсии в изучении темы. По времени проведения относительно изучаемых тем: вводные, предварительные, текущие, сопровождающие, итоговые или заключительные; комплексные.

         Формы: исторические экскурсии по изучаемому предмету, кино,   телеэкскурсии. Уроки обобщающего повторения по теме, разделу, курсу в форме экскурсии. Урок - заочная экскурсия. Урок - комплексная экскурсия. Урок - экспедиция. Урок - защита туристических проектов.

Урок - выпуск «живой» газеты. Путешествие в прошлое (в будущее). Заочное путешествие по стране.

4. Уроки с игровой состязательной основой

Урок - игровая технология. Урок с дидактической игрой. Виды: обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

Урок - ролевая игра. Виды: имитационные (направлены на имитацию определенного профессионального действия), ситуационные (связаны с решением какой-либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации), условные (решение, например, учебных или производственных конфликтов).

         Формы: воображаемые путешествия. Дискуссии на основе распределения ролей. Пресс-конференции. Урок-игра «Придумай проект». Урок - проверочный кроссворд. Урок в форме «Лото». Обобщающие уроки «Лото». Урок «Домино». Урок-соревнование. Урок-игра (обсуждение). Урок-турнир. Урок-блиц-турнир. Урок типа «Следствие ведут знатоки». Урок-игра «Клуб знатоков» (приложение 1)

         Урок - деловая игра. Виды: производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.

         Урок КВН. Игра-обобщение. «Что? Где? Когда?». Урок «Что? Где? Как?». Урок-эстафета. Урок-путешествие (виды: обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры). Урок изобретательства или защиты ученических проектов. Урок «Погоня за пятерками». Урок «Час воспоминаний или встреча с прошлым».

         Урок - игра «Морской бой». Урок – учебный бой. Урок - игра «Кто лучше знает и помнит». Урок-игра «Восхождение». Урок «Счастливый промысел». Урок-игра «Крестики - нолики». Обобщающий урок - викторина. Урок-состязание. Урок-конкурс. Урок «Погружения в древность». Игры-тренинги. «Звездный час». Обобщающий урок - защита. «Поле чудес».

        

5. Уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации

         Урок - общественный смотр знаний. Урок-семинар. Урок-семинар в игровой форме. Итоговое собеседование. Урок зачет. Урок - групповой зачет. Урок-беседа. Урок - консультация (виды: тематические и целевые (уроки работы над ошибками, уроки анализа результатов контрольной работы или зачета и т. д). Урок-практикум. Урок моделирования.

        

6. Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала.

         Урок взаимообучения. Уроки, которые ведут ученики. Урок «Эврика». Урок-размышление. Урок-обозрение. Урок- решение. Урок-аннотация. Урок-монолог. Урок памяти. Урок открытых мыслей.  Урок «Линия самореализации. Урок «Мой поэт». Урок осмысления жанра эссе. Урок-панорама. Урок открытого письма. Урок - устный журнал. Философский  урок.  Урок жизни.  Урок-заказ. Урок-диалог. Урок отрицания. Урок портрет (виды: «урок –монтаж», «урок- представление»). Урок любви.

7. Уроки по аналогии с организованными событиями.

         Урок-аукцион. Урок-ярмарка. Урок-конференция. Урок пресс-конференция. Урок - защита диссертации. Урок-юбилей. Урок-суд. Тематический урок. Урок-«редакция». Конференция - диспут. Урок-конференция с целью профориентаций. Урок - «бенефис». Урок-посвящение. Урок - медицинский консилиум. Урок-концерт (приложение 2).

8. Уроки по аналогии с известными формами и методами деятельности.

Урок-исследование.  Урок - исследовательское занятие. Урок-интервью. Урок-диспут: Урок-дискуссия (виды: диалоги,  групповые,   массовые дискуссии). Урок-структурированная дискуссия. Урок - проблемно-проектная дискуссия. Урок-экспертиза. Урок - регламентированная  дискуссия. Дискуссия с элементами игрового моделирования. Урок -командная дискуссия (дебаты). Урок - парная дискуссия («вертушка»). Дискуссия - «круглый   стол». Урок - киностудия. Урок - «мозговая атака». Урок - «мозговая атака 66» (по Д. Филипсу). Урок - «мозговой штурм». Урок - «Двойное кольцо Сократа».

        

2.3. Условия организации проведения нетрадиционных уроков

         Уроку, как авторскому произведению, должны быть присущи системность и целостность, единая логика совместной деятельности учителя и учеников, подчиненная общим целям и дидактическим задачам, определяющим содержание, учебного материала, выбор средств и методов обучения. Только при этих условиях процесс познавательной деятельности и поведение школьников становятся развивающими.

         Особенно «недостойными» учительского внимания оказываются принципы. Эта категория, по светлой памяти вузовской педагогической подготовки, воспринимается учителями как нечто абстрактное, к практической деятельности отношения не имеющее.

         Вместе с тем, если рассматривать принципы как руководство к совершенно конкретной деятельности, обнаруживается, что их бесполезность – это плод нашего ленивого воображения. Свидетельством тому все тот же опыт учителей-новаторов, которые для обобщения своей деятельности, для более понятного ее представления прибегнув к помощи принципов педагогики сотрудничества.

         В общем виде это принципы: отношения взаимопонимания с учениками; учения без принуждения; трудной цели; принцип опоры для ученика, в качестве которой может быть путеводная нить рассказа, правила, способа решения задачи; принцип оценки, как уважительного отношения не только к детскому знанию, но и незнанию, поощрения чувства долга и ответственности; принципы самоанализа, соответствующей формы, интеллектуального фона класса и личностного подхода.

         Несколько иначе представляют творческие принципы нестандартных уроков Воронежские педагоги:

1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.

2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.

3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.

4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.

5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания,  побуждения  к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.

6. «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.

7. Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).

         Как первая, так и вторая группы принципов задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируя на весьма конкретную деятельность обучения.

         Помимо принципов, исследователи относят к весьма значимым периоды подготовки и проведения нестандартных уроков. Выделяются 3 периода: подготовительный, собственно урок, и его анализ.

1. Подготовительный этап

         В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т. п.), то во втором случае в отдельной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока;  подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического, материала и т.д.

         Подготовка урока в любой необычной форме включает в себя замысел, определение временных рамок: отдельный урок, спаренный или серия уроков, проходящих в течение нескольких дней; определение темы урока; определение типа урока; выбор класса; выбор нетрадиционной формы урока с учетом специфики предмета и класса, характеристики темы (материала), возрастных особенностей учащихся; выбор форм учебной работы (индивидуальная, коллективная, фронтальная) и саму организацию подготовки.

        Организация подготовки необычного урока состоит из подэтапов: распределение обязанностей (между учителем и учащимися); написание сценария урока (с указанием конкретных целей, инструкций по проведению каждого этапа урока; списка ролей участников  и реквизита); подборку заданий, вопросов, упражнений, задач   с решением;   методов урока и средств обучения, разработки критериев оценки деятельности учащихся.

         Подбор заданий.

         Подбор заданий для необычного урока (если выбранная форма урока предусматривает их выполнение) может производить учитель самостоятельно или совместно с учащимися (например, когда они готовят задания друг для друга).

        Задания должны быть занимательными (по форме, содержанию, сюжету и т.д.; по способу решения или неожиданному результату); они должны развивать логику, смекалку; образное мышление, сообразительность и т.д.

         Задания должны отличаться уровнем сложности, иметь практическую значимость и межпредметное содержание.

         Задания должны быть сформулированы так, чтобы их выполнение было невозможным без хорошего знания теоретического материала.

         Задания должны быть непосредственно связаны с изучаемой темой, способствовать усвоению, закреплению, совершенствованию полученных при ее изучении умений и навыков.

         При   групповой работе на уроке учащиеся могут выполнять: одинаковое задание (если группа одноуровневых), задания, одинаковые по уровню сложности, но разные по формулировке, способам решения, исходным данным (для одноуровневые групп), задания, отличающиеся уровнем сложности (для разноуровневых групп), другие варианты. Объем заданий, уровень их сложности, количество заданий для каждого учащегося (или группы) – все это зависит от времени проведения урока, характеристик класса и (например, темпа работы) индивидуальных особенностей учащихся и других факторов.

2. Собственно урок (выделяется 3 основных этапа):

         Первый этап. Он является предпосылкой формирования к развитию мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.

         Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведен подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности.

         Второй этап. Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.

         Третий этап. Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.

3. Аналитический этап

         В период анализа данных уроков целесообразна оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения – эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также в отдельных рабочих группах.

         Проводить анализ можно в разных формах: устно «солнышко», т.е. когда учащиеся садятся кругом и поочередно высказывают свои впечатления, пожелания, замечания и т.д.; устно выборочно (например, один из членов группы высказывает мнение группы о прошедшем уроке); письменно (например, в форме анкетирования или используя графические схемы анализа).

         Анализ урока можно проводить либо сразу после урока «по горячим следам», либо некоторое время спустя несколько дней или через месяц, чтобы проверить, что осталось в памяти. Возможно проведение двойного анализа (в разное время).

4. Подготовительный этап.

- наличие основных этапов подготовки: замысел (определение временных рамок); определение темы урока; определение формы урока;

- занятость учителя и учащихся (подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т. д);

- распределение обязанностей (между учителем и учащимися);

- разработка сценария (подробный план урока с указанием целей урока); инструкции по проведению каждого этапа урока; список ролей участников (роли распределяются сразу между учащимися) и реквизита; подборка заданий, вопросов, упражнений, задач и т. п. с решением и критерии их оценки; критерии оценки деятельности учащихся; вопросы для анализа урока.

5. Основная часть урока.

         1. Наличие этапов урока в соответствии с избранной формой проведения.

         А) Первый этап – постановка проблем, выяснение степени готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока, определение ситуаций, участие в которых, позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.

         Б) Второй этап – сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.

         В) Третий этап – формирование умений и навыков.

         2. Наличие творческих принципов урока: отсутствие формализма в  проведении,     максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке, эмоциональный тон урока,   множественность мнений, педагогически целесообразная дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.

         3. Оценивание итогов обучения, воспитания, развития учащихся. Все ученики или только некоторые из них, критерии оценки при разных видах и формах учебной работы, наличие или отсутствие итоговой оценки (оценка
за подготовительный этап и работу на уроке), методика выставления оценки (учитель; учитель и капитан (при групповой работе); сами учащиеся (при индивидуальной форме работы, когда учащиеся анализируют выступления одноклассников; или при групповой работе – после обсуждения работы каждого члена группы); по ходу урока, в конце, после урока. Критерии оценки устных выступлений и письменных работ.

6. Критерии оценивания работы учащихся

         Критерии оценки на необычном уроке разрабатываются учителем (возможно, вместе с учениками) заранее и объявляются последним до или в начале урока. Оцениваться могут все ученики или только некоторые из них-
это зависит от активности на уроке, целей урока, специфики выбранной нетрадиционной формы.

         Критерии оценки могут быть различны при разных видах и формах учебной работы. Групповая работа оценивается по-разному: может оцениваться каждый член группы, работа всей группы (учащиеся получают одинаковые оценки) или же на группу «выделяется» определенное число «5», «4», «3» и ученики сами распределяют их между собой (обсуждение в группах). Итоговая оценка обычно складывается из оценки за работу на подготовительном этапе (если таковая проводилась) и оценки, «заработанной» непосредственно на уроке.

         Оценка может выставляться учителем; учителем и капитаном (при групповой работе); учащимися (при индивидуальной форме работы, когда учащиеся анализируют выступления одноклассников; или при групповой работе – после обсуждения работы каждого члена группы). Оценка может выставляться по ходу урока (например, после доклада учащегося), в конце урока (если оценивается устная работа), после урока (в случае, когда необходимо оценить письменную работу). Критерии оценки устных выступлений и письменных работ различны и могут выражаться в баллах, очках, жетонах и т. п.

Выводы по II главе

         Нестандартные  формы проведения уроков привлекают внимание учащихся, повышают их интерес к предмету и, как следствие, способствуют лучшему усвоению учебного материала.

         Разработаны группы необычных уроков.

         Определены условия организации нетрадиционных уроков.

         Разработаны критерии оценивания работы учащихся.

Заключение

         Организация эффективного обучения возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса.

         Понятие «форма организации обучения», или, как еще говорят, организационная форма обучения, имеет иной смысл. Слово forma в переводе с латинского означает наружный вид, внешнее очертание. Таким образом, форма в обучении обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса и отражает характер взаимосвязи участников педагогического процесса.

         Форма обучения органически связана внутренней, содержательной стороной учебного процесса. Одна и та же форма может применяться в различных методах обучения, и наоборот.

         Организационных форм обучения множество, но, говоря о них, выделяют следующие группы:

- формы обучения в целом (их еще называют системами обучения или педагогическими технологиями);

  • формы учебной деятельности учащегося;

- формы   организации  текущей   учебной  работы   класса, группы.

         Конечно же, каждая из этих групп является, по сути, самостоятельным и отличным от других явлением. Однако педагогика пока не нашла для них отдельных названий и не определила их точный состав.

         На современном этапе развития нашего общества в разных учебных заведениях используются различные формы обучения.

         Учитель может заниматься с ребенком один на один (индивидуальная форма обучения); учащихся можно объединить в большую группу (класс), где они будут последовательно и  системно под руководством учителя осваивать учебный материал. При этом учащиеся обучаются самостоятельно, разобщенно и. независимо друг от друга (классно-урочная форма обучения); учитель, разбив класс на отдельные группы, может каждой поставить определенную задачу и после необходимых объяснений дать возможность учащимся работать вместе (бригадная форма обучения). При этом учащиеся имеют возможность обсуждать пути, ход и результаты выполнения задания, советоваться, принимать совместные решения и т.д.

         Как мы видим, в каждой из этих форм обучения количество и характер взаимосвязей участников обучения различны.

Список литературы

1. Аракин В. Д. Практический курс английского языка.- М., Владос, 2002.

  1. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований.- М., Педагогика, 1982.
  2. Баранов С. П. Педагогика: Учебное пособие для учащихся пед. уч-щ.- М, Просвещение, 1987.
  3. Верзилин Н. М. Проблемы методики преподавания биологии.- М., 1974.
  4. Голуб Б. А. Основы общей дидактики.- М., Владос, 1999.
  5. Данилов М. А. Процесс обучения в советской школе.- М., Просвещение, 1975.
  6. Дьяченко В. Н. ОПН.- М., Просвещение, 1989.
  7. Казанцев И. Н. Урок в советской школе.- М., Просвещение, 1951.

9. Казанский Н. Г. Дидактика.- М., Просвещение, 1978.

10. Климентенко А. Д. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе.- М., Педагогика, 1983.

11. Колкер Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку.- М., Академия, 2001.

12. Кульневич С. В. Анализ современного урока.- М., Учитель, 2002.

13. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть I, II, III, IV, V, VI: Научно-практич. Пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед.учеб.заведений, слушателей ИПК. – Ростов – н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. – 208 с.

14. Лихачев Б. Т. Педагогика.- М., Прометей, 1992.

15. Махмутов М. И. Современный урок.- М., Просвещение, 1990.

16. Оконь К. А. Дидактика.- М., Просвещение, 1986.

17. Основы дидактики / Под ред. Б. П. Есипова. - М., 1967.

18.Пидкасистый П. И. Педагогика.- М., Педагогическое общество Росси, 1988.

19.Подласый И. П. Педагогика.- М., Владос, 2003.

20. Проблемное обучение в школах / Под ред. М. И. Махмутова. - Казань, 1973.

21.Савин Н. В. Педагогика.- М., Просвещение, 1976.

22.Селиванов В. С. Основы общей педагогики; теория и методика воспитания.- М., Академия, 2000.

23.Симонов В. П. О требованиях к уроку и его анализу. – Советская педагогика, 1980, №1.

24.Скаткин М. П., Лернер И. Я. Требования к современному уроку: (Методические указания). - М., 1969.

25.Смирнов С. А. Педагогика.- М., Просвещение, 2001.

26.Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям.- Киев, Радяньска школа, 1974.

                                                                                         Приложение 1

Урок-обобщение по теме «Прилагательные.

 Степени сравнения прилагательных»

Тема урока: Прилагательные. Степени сравнения прилагательных.

Задачи урока: обобщить грамматический материал: степени сравнения прилагательных; практиковать учащихся в устной речи; стимулировать их желание общаться, высказывать свои мысли на английском языке

Оснащение урока: Starkid (рисунок), плакаты с изображением планет и надписями на них: «Adjectives», «Proverbs», «Good Manners», «Geography», «Red Planet»; звездочки с заданиями по географии, кассета с записью упражнения «Talk to Starkid»; запись мелодии из телевизионной передачи «Счастливый случай»; плакат с прилагательными; кроссворд; картинки к пословицам.

План урока

I. Введение в сюжет урока.

Приветствие.

Teacher: Good afternoon, children. Today we shall fly to the Red Planet to visit Starkid.

II. Подготовка к путешествию.

Teacher: But first we must train our tongues. Repeat after me: [t], [d], [n], [1] - planet, system, biggest, smallest, Atlantic, Jupiter, London;

[θ] - Earth, South, North;

[  ] - than, the;

[a:] - Mars, fast, large.

Teacher: I think we should go to the department store to buy a camera and some films to take photos of the Red Planet. Let's go to the department store.

         Here is the department "Cameras and Electrical Goods".

Учащиеся инсценируют разговор между покупателем и продавцом, покупают фотоаппарат, пленку.

Teacher: Now we should go to the toy department to buy a present for Starkid.

         Инсценируется диалог между покупателем и продавцом.

Teacher: Before we fly Id  like to know how good you are at astronomy. Lets  do exercise 21 on page 172.

III. Начало лета. Полет.

Teacher: So, we are ready. Lets  start our flight.

Звучит музыка. Я прикрепляю в левом нижнем углу доски плакат планеты «Good Manners». Остальные плакаты прикрепляются по ходу урока выше предыдущего плаката.

Teacher: Lets recite «Whole Duty of Children».

а) A child should always say whats true.

    And speak when he is spoken to.

    And behave mannerly at table.

    At least as far as he is able.

b) Hearts like doors will open with ease

    To very, very little keys.

    And dont forget that two of these

    Are «I thank you» and « If you please».

Teacher: Lets fly to another planet. (Звучит музыка. На доске плакат «Adjectives».) We are on the planet of Adjectives.

а) Teacher: Переведи эти слова на английский язык и заполни клеточки кроссворда.

1) медленный, 2) плохой, 3) холодный, 4) хороший, 5) молодой, 6) красивый, 7) высокий, 8) приятный, 9) новый, 10) маленький, 11) старый, 12) некрасивый, 13) непослушный, 14) большой, 15) быстрый, 16) горячий

         Key: 1) slow, 2) bad, 3) cold, 4) good, 5) young, 6) beautiful, 7) high, 8) nice, 9) new, 10) small, 11) old, 12) ugly, 13) naughty, 14) big, 15) fast, 16) hot.

b)        На доске плакат: в левой колонке прилагательные, в правой – прилагательные-антонимы.

Teacher: The next task is to read these adjectives and find their antonyms in the second column.

c)        Give the degrees of comparison of these adjectives.

(Работаем с той же таблицей)

d)        Teacher: Do you know that ...?

Учащиеся делают сообщения по теме «Самый, самый…». (Это домашнее задание.)

Teacher: I see you know adjectives very well. We leave this planet and fly to the planet of Proverbs.

Звучит музыка. На доске плакат "Proverbs".

Teacher: We are on the planet of Proverbs.

a) Finish the following proverbs:
   Better late ... (than never).

    Two heads ... (are better than one).

    East or West ... (home is best).

b) Teacher: Give English equivalents of the following proverbs.

    Ум хорошо, а два лучше.

    Лучше поздно, чем никогда.

    В гостях хорошо, а дома лучше.

c) Ha доске картинки

Teacher: Look at the pictures and tell the stories using one of these proverbs.

         Звучит музыка. На доске плакат «Geography», на котором прикреплены «звездочки» с заданиями на обратной стороне.

Teacher: We are on the planet of Geography. There are some small stars with the questions on them. Take a star and answer its question, please.

   

     Примерный вопросы:

1. Which river is longer?

a) the Mississippi, b) the Volga.

2.        Which city is older?

a) London,  b) New York.

3. Which is the biggest ocean on our planet?

a) the Indian, b) the Atlantic, c) the Pacific, d) the Arctic.

         Key: 1 a, 2 a, 3 c.

Teacher: We can fly further.

         Звучит музыка. На доске плакат с изображением Звездного мальчика.

Teacher: At last we have reached the Red Planet. Look, Starkid is meeting us. Let's talk to Starkid.

         Выполняется упражнение «Разговор со Звездным мальчиком, при этом я использую кассету с записью упражнения, где Звездный мальчик говорит с учащимися.

IV. Завершение полета.

Teacher: Now we say «Good-bye» to Starkid and come back to our Planet the Earth.

                                                                                       Приложение 2

Итоговый урок по теме «Семья»

         Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Семья», тренировать детей в умении вести общение на английском языке в предлагаемых ситуациях и ролевых играх.

         Задачи урока: тренировать учащихся в употреблении знакомых лексических единиц и грамматических структур, а также разговорных выражений в монологической и диалогической речи; воспитывать чувство любви и уважения к самым близким и дорогим людям.

         Оборудование урока: игрушки, бандероль, магнитофонная запись, портрет Незнайки. 

Ход урока

I. Приветствие

T: Good morning, children! I'm glad to see you. How are you, children? Sit down, please.

Речевая разминка (проводится в форме Т  Р1, Р2, Р3).

Примерные вопросы учителя: Children, what's the date today?, What day of the week is today?, What's the weather like today?  и т.д.

II. T: You know, kids, I've got a parcel from  London.  This parcel  is from  Mike
Brown. What is in the parcel? Let's see. Look!  It's  a cassette. Let's  listen to  it.
What does Mike tell us about in his letter?

        Школьники прослушивают звуковое письмо от Майка Брауна, в котором он рассказывает о своей семье и приглашает ребят в гости.

T: You see, Mike welcomes us to London. But can you tell Mike about your family?

         Школьники отвечают: Yes, we can./Yes, I can.

         Достаю приготовленную заранее бандероль.

         Называю цель урока: ''So, at the lesson today we'll prepare for our trip to London. We'll speak about our families".

III. Фонетическая зарядка.

T: What poems about a family do you know? Let's recite them.

         Учащиеся читают наизусть стихотворения по теме «Семья». Приводим некоторые из них.

                                     Do You Know Mary?

Do you know Mary?

Mary who?

Mary McDonald.

Of course, I do.

Do you know her parents?

Yes, of course, I do.

I know her father and her mother too. Do you know her grandparents?

Yes, of course, I do.

I know her Grandpa and her Granny too. Do you know her cousins?

Yes, of course, I do.

I know her nieces and nephews too.

*    *    *

Mother, father, sister, brother.

Hand in hand with one another.

*    *    *

Good night, Father!

Good night, Mother!

Kiss your little son!

Good night, sister!

Good night, brother!

Good night, everyone.

                                                Mother and Father

Mother is the dearest

Of all the friends I know.

She helps me work and helps me play.

That's why 1 love her so.

Father is the kindest

Of all the friends I know.

He likes to take me out with him.

That's why I love him so.

IV. Речевая зарядка по теме.

T: So, Mike Brown has got one brother and one sister. And what about you?

Дети отвечают на мои вопросы в режиме T P1, P2, P3

T: Have you got a family? Is your family big or small? What's your father's name? What is your mother? Have you got any sisters or brothers? How many sisters have you got? Have you got grandparents? Have you got any pets?

V. Развитие диалогического умения.

1. Обращаю внимание учащихся на доску. На ней портрет Незнайки и ответы на вопросы. Детям предлагается восстановить вопросы.

T: Children, Neznaika wants to go to London, too. He wants to ask his British friend about his family. But he can't ask questions. Let's help Neznaika. Let's teach him to ask questions.

         Пятиклассники работают в режиме T P1, P2, P3

Примерные вопросы и ответы.

- Have you got a family?

- Yes, I've got a family.

- Is your family big?

- Yes, my family is big.

- Have you got grandparents?

- Oh, yes! I've got two grandmothers and two grandfathers.

- What's your mother's name?

- Her name is Anna Petrovna.

- What is your father?

- He is a driver.

- Have you got any brothers or sisters?

- I've got brothers but I haven't got sisters.

- How many brothers have you got?

- I've got two brothers.

- How many aunts and uncles have you got?

- I've got two aunts and one uncle.

T: Thank you, children. Neznaika thanks you too. Now he can ask questions and he can go with us to London.

2. T: And now, talk to one another about your families. Work in pairs. You may use Neznaika's questions.

         Учащиеся работают в режиме Р1Р2. Во время работы я контролирую работу некоторых пар. Затем все вместе прослушиваем одну-две пары.

VI. Развитие монологического умения.
1. На столе учителя находятся различные предметы: клубок (ниток, шерсти), игрушечная машина, кукла, газета, передник и т.д. Дети говорят о том, кому принадлежит тот или иной предмет. Отвечая на вопрос «Кому …?», ребята рассказывают об этом человек (о маме, папе, бабушке и т.п.)

T: Children, you see, there are some things on my desk. Whose things are these?

Примерные высказывания учащихся: «This one is my mother's. My mother's name is Anna Petrovna. She is a worker. She is 38. She likes cooking. Her hobby is knitting. I like my mother».

2. T: Now tell your friend about your family. Work in pairs.

Контролирую работу детей.

3. T: I know you have got many friends. Have you got a friend, Sasha? And you?
Then, let's speak about your friend's family. Work in groups.

Школьники получают задание: You meet a friend. He/she tells you about his/ her family. Then you tell your mother about your friend's family.

         Учащиеся заранее разделены на группы. Слабый ученик рассказывает о своей семье от 1-го лица. Затем сильный ученик повторяет его рассказ в 3-ем лице единственного числа. Средний школьник рассказывает классу о своем друге в 3-м лице единственного числа.

4. T: Children, have you got a pet?

Пятиклассники рассказывают о своем любимце.

T: British children like cats, dogs and other pets, too. Look! What a beautiful picture gallery! Let's go to this gallery. Who wants to be a guide?

5. На доске несколько картинок, на которых изображены различные животные. Отрабатываются речевые образцы:

It's a family of 4 monkeys.

The parents have got 2 babies.

VII. Развитие диалогического умения с использованием ролевой игры.

T: Now we are ready to go to London.

(Используется языковой материал из раздела 2 «Nice to Meet You» и раздела 3 «Meet the Family».)

T: Children, imagine you are in London. Meet the English family.

         Придумываем вместе с детьми легенду английской семьи. Распределяем роли. Оказываю ребятам необходимую помощь. Роли гостя из России и его английского друга играют сильные ученики. Даю советы слабому учащемуся. Он получает такую примерную карточку.

Расскажи, какие домашние животные есть в твоей семье?

Начни так: I have got … .

Расспроси мальчика/девочку из России, есть ли у него/нее домашние животные.

Начни вопрос так: Have you got ... ?

         Итак, мальчика из России встречает в аэропорту в Лондоне английская семья (the Browns).

The Browns: mother (39), father (40), Mike (10), his brother John (9), his sister Ann (12).

The family has got a hamster and a kitten.

   The Russian boy, Alexander.

На доске табличка: Airport.

Mike: Excuse me. Are you from Russia?

Alexander: Yes, I am.

Mike: My name is Mike.

Alexander: My name is Alexander.

Mike: Nice to meet you.

Alexander: Nice to meet you.

Mike: Welcome to London.

(У всех членов семьи, встречающих гостя из России, приколоты карточки с именами).

Mike: Mum, Dad, this is Alexander.

Alexander: How do you do, Mrs Brown. How do you do, Mr Brown.

Mother: Nice to meet you.

Father: Hello, Alexander. Nice to meet you.

Mike: This is my sister Ann and my brother John.

Ann: Nice to meet you.

John: Nice to meet you.

Alexander: Nice to meet you. I've got some presents from my parents for you. Here they are. (Отдает подарки)

Mother: Thank you. Have you got a family, Alexander? Is your family big?

Alexander: Yes, I've got a family. My family is big.

Mother: What's your mother?

Alexander: My mother is a teacher.

Ann: Have you got a grandmother?

Alexander: Yes. I've got a grandmother and a grandfather.

Father: What is your father's name?

Alexander: My father's name is Vladimir Sergeevicn.

Father: What's his hobby?

Alexander: His hobby is fishing.

Ann: Have you got any sisters or brothers?

Alexander: I've got a sister.

Ann: My hobby is music. What's your sister's hobby?

Alexander: My sister likes reading books.

John: I've got a hamster and a kitten. Have you got a kitten?

Alexander: Yes, I've got a kitten. It's funny. I like my kitten.

Mike: I've got a computer. My hobby is playing computer games. How about you?

Alexander: I like playing computer games too.

Mike: What is your favourite sport?

Alexander: Football.

         Учащиеся проигрывают сценку, затем они могут меняться ролями.

VIII. Подведение итогов урока.

T: So, today we've prepared for visiting London. I think you can tell your British friend about your family, your friend's family and your pets.

I'm pleased with your work. Thank you. Good-bye.

                                                       СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                             3

Глава  I. Урок – как основная форма организации обучения

        1.1. Отечественные педагоги об уроке                                                    5

        1.2. Общие требования и пути совершенствования современного

               урока                                                                                                     7

        1.3. Организация процесса обучения иностранному языку в

               основной общеобразовательной школе                                           13

Выводы по I главе                                                                                             22

Глава II. Нестандартные уроки и их использование в учебном процессе

    2.1. Понятие нестандартных уроков                                                       24

    2.2. Основные группы необычных уроков                                                 27

    2.3. Условия организации проведения нестандартных уроков                30

Выводы по II главе                                                                                           37

     

Заключение                                                                                                       38

Список литературы                                                                                          40

Приложения                                                                                                      42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование урока как основной формы организации учебного процесса

Что такое современный урок? Каким должен быть современный урок?Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо бы...

Презентация "Совершенствование урока как основной формы организации учебного процесса"

Презентация к статье "Совершенствование урока как основной формы организации учебного процесса"...

Современный урок - основная форма организации учебного процесса

В статье рассматриваются различные аспекты современного урока...

Урок, как основная форма организации учебного процесса в условиях дифференцированного подхода к обучению.

Урок, как основная форма организации учебного процесса в условиях дифференцированного подхода к обучению....

Выступление к семинару: «Учебное занятие - основная форма организации учебного процесса»

Данный материал адресован педагогам дополнительного образования. Учебное занятие – это сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляется ряд различных требований. Для тог, чтобы за...

Урок – основная форма организации учебного процесса по природоведению в условиях ФГОС ОО с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Урок является основной формой организации учебного по природоведению в условиях ФГОС ОО с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), так как при этой форме задействованы все обучающиеся к...