Воспитание детей искусством хореографии
статья

Медведева Наталья Викторовна
Воспитание детей искусством хореографии
           Журнал «Дополнительное образование» (танец)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_detey_iskusstvom_horeografii.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»

https://sites.google.com/site/vneklassa/publikacii

Воспитание детей искусством хореографии

           Журнал «Дополнительное образование» (танец)

Медведева Наталья Викторовна,

педагог дополнительного  образования,

МОКУ ДО ДДТ г. Мураши

                   

                   

Хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач. Именно поэтому очевидна актуальность и востребованность выбора данной темы.

Основой занятий в хореографическом коллективе является учебная подготовка, целью которой является тренаж классического и народного танца. На занятиях классического танца закладываются основы хореографической школы. Овладение ими позволяет в дальнейшем успешно осваивать многие жанры, стили, направления.

 Параллельно с классикой ребята изучают народно-сценический танец. Он близок детям и подросткам своей конкретностью, разнообразием ритмов, движениями и характером. На этих уроках учащиеся знакомятся с танцами народов мира, с богатейшим фольклором России. Полноценному изучению народных танцев помогает знакомство с историей народов, с географическими условиями отдельных регионов, оказавшими влияние на формирование самобытного танцевального творчества. Народно-сценический танец способствует развитию у них дополнительных в сравнении с классикой навыков, связанных с ощущением увлекательнейшей стихии танца вместе с яркостью звукообразов, контрастностью темпов, характерностью ритмов. Народные танцы обычно исполняются детьми и подростками с удивительной эмоциональной непосредственностью. Народно-сценический тренаж составлен из упражнений и средств, которые обогащают танцевальную технику, подводят к исполнению сценических народных танцев. Упражнения классического и народно-сценических тренажей используются у станка и на середине зала.

Среди разделов, включенных в программу обучения хореографии, есть и историко-бытовой (бальный) танец. Знакомясь с ним, дети разучивают отдельные танцевальные элементы, несложные композиции, а потом составляют из них развернутые композиции. Поэтому первый уровень воспитания ребенка в хореографическом коллективе - это образование и обучение его как исполнителя. Но вместе с разучиванием танцевальных «па» усваиваются также сведения о нормах поведения, о культуре общения, принятых в различные эпохи. Таким образом, вторым уровнем воспитания является формирование ребенка как личности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей культуры.

Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование - процесс длительный, требующий многих качеств от детей.

Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества годами воспитываются и определяют успех во многих делах.

Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать.

Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды.

Хореографический коллектив в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих проблем у детей: снимает отрицательные факторы (закомплексованность в движении, в походке, поведении на дискотеках и т.д.); убирает тенденцию «исключительности» некоторых детей (это отрицательно влияет на весь коллектив); бережет ребенка от нездорового соперничества, злорадства, «звездной болезни», что является важной задачей в воспитании детей.

Дети, посещающие хореографический коллектив «Задумка», как правило, в своих школах являются активными участниками художественной самодеятельности, сами ставят танцевальные номера, разучивают их с другими детьми.

В работе я использую различные формы и методы воспитательной работы, которые зависят от характера и направленности творческой деятельности коллектива.

  1. Приступая к постановочной работе, рассказываю детям об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий и т.д. с использованием наглядного материала.
  2. Просмотр специальных фильмов, прослушивание музыки.
  3. Встречи с интересными людьми, посещение концертов.
  4. Совместный просмотр и совместное обсуждение концертных программ  как профессиональных, так и любительских коллективов.
  5. Анализ концертных выступлений самого коллектива. Вовремя сказанное доброе слово, проявление поддержки, одобрения во многом помогут раскрыться способностям детей.
  6. Творческие отчеты и концертная деятельность (общие репетиции и выступления сближают моих воспитанников, между членами коллектива устанавливаются дружественные, товарищеские отношения).
  7. Проведение вечеров отдыха с участием детей и родителей (Осенний праздник, Новый год, 8 Марта, 23 февраля, выпускной для воспитанников ДДТ и т.д.).
  8. Полная занятость детей в репертуаре коллектива. Это является стимулом для занятий, так как дети знают, что никто из них не останется в стороне.
  9. Участие в городских и районных мероприятиях.
  10. Участие в районных, областных, всероссийских и международных конкурсах хореографического искусства.
  11. Сотворчество (необходимо поощрять творческую инициативу детей, таким образом, дети, столь активно включившись в творческую хореографическую атмосферу, выбирают профессию хореографа).

Воспитательный процесс и активность детей обогащаются присутствием традиций в коллективе -  празднования дня рождения, участие в совместных праздниках воспитанников ДДТ, новогодних спектаклей, выпускного вечера, проведения отчётных концертов коллектива, сохранность репертуара. Эти традиции делают перспективной жизнь коллектива, помогают сплотить детей. У каждого ребенка появляется чувство причастности к важной деятельности, которая поощряется окружающими.

Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что занятия детей в хореографическом коллективе «Задумка» являются прекрасным средством их воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание детей через приобщение к искусству. Из опыта работы школы искусств п. Агалатово

Статья опубликована в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции "Система совершенствования патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей" (26...

Духовно-нравственное воспитание детей и подростков средствами хореографии и ритмопластики

Духовно-нравственное воспитание детей и подростков средствами хореографии и ритмопластики...

Воспитание детей искусством хореографии

Статья о роли хореографического искусства в воспитании культуры детей. Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей искусству хореографии....

Реферат «Воспитание детей искусством хореографии»

Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах. Хореографические отделения в школах иску...

Особенности формирования эстетического воспитания детей средствами хореографии

Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах....