Доклады по самообразованию.Обобщение педагогического опыта.
материал

Мишина Ольга Николаевна

Доклады по самообразованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Декоративное творчество одна из форм развития творческих                                    способностей.

Педагог доп. образования Мишина О.Н.

В результате динамично меняющихся условий жизни, проводимых социально-экономических преобразований, изменения типа познавательного отношения к миру, качественных изменений ценностей и потребностей общества на современном этапе резко возросло значение творческой созидательной деятельности. Такая деятельность невозможна без определенных творческих способностей, заложенных в человеке природой и нуждающихся в постоянном совершенствовании и развитии. Для того чтобы быть востребованным на рынке труда, представителям молодого поколения необходимо обладать креативностью, самостоятельностью и оригинальностью мышления.

Творческие способности человека характеризуются готовностью к порождению новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных схем мышления, умением решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности».

Способности — это индивидуально- психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками. Благодаря способностям в той или иной сфере ребёнок может быстро и сравнительно легко овладеть необходимыми знаниями. Способности, как и другие свойства личности, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней.

Творческое применение знаний — деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.

Это позволяет определить понятие «творческая деятельность» как продуктивную форму деятельности детей, направленную на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, организованной в сотрудничестве с педагогом.

С целью воспитания творчески мыслящего человека, готового к решению нестандартных проблем, необходимо активное включение детей в деятельность творческого характера. Это могут быть кружки по интересам различной направленности. В условиях работы кружка возможно целенаправленное и планомерное развитие творческой инициативы и самостоятельности ребят. На эту особенность кружковой работы указывал советский педагог В. Сухомлинский: «Целостность кружковой работы состоит в том, что каждый может в течение длительного времени испытывать свои задатки, способности, выражать в конкретном деле свои склонности, находить любимую работу».

Большую роль в развитии творческих способностей детей занимают занятия по декоративно-прикладному творчеству.  В процессе таких занятий у детей развивается образное мышление, творческое воображение, эстетическое восприятие, наблюдательность, точность, организованность и пр. Участие в творческом процессе изготовления художественных изделий не только дает ребенку знания технологического процесса и навыки работы с материалом, но и позволяет чувствовать себя художником, ощущать радость от того, что он научился делать красивые и полезные вещи.

Задача руководителя – направлять процесс отбора возможных композиций для перевода в материал. Дети должны усвоить, что и как можно сделать в той или иной технике. Для этого необходимы наглядные пособия – образцы. Работа по образцам позволяет на начальном этапе освоить технологию, познать декоративные и технологические возможности того или иного материала. Психолог Н.Д. Левитов пишет: «Если даже замечательные люди из области искусства в начале своей творческой деятельности не могли обойтись без следования образца, то учащиеся… нуждаются в помощи учителя, в противном случае их самостоятельность превратится в бесплодное оригинальничание или в непосильное «творчество» без знания путей и средств выполнения творческих замыслов».

Руководитель кружка должен иметь в виду, что на задания общего характера, выполняемые воспитанниками по одному и тому же образцу, у каждого из них потребуется разное время. Пока один едва завершит первое изделие, другой успеет сделать две – три работы. В этом специфика индивидуально-творческой деятельности в кружке.

С самого начала надо приучать кружковцев к самостоятельной работе. Использование образцов возможно на стадии общего знакомства со спецификой того или иного вида декоративно-прикладного искусства. В дальнейшем главной становится самостоятельная творческая работа детей.

Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку. Даже самое скромное и малозаметное проявление творческих способностей – есть творческий процесс. И развить данные способности может только практический опыт исследования при содействии и под руководством квалифицированного педагога, который, чтобы передать свой творческий опыт, конструирует специальные ситуации, требующие творческого решения и создающие для этого условия.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

 Такими условиями являются:

 * Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.

* Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

 *  Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.

 *  Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.

 *  Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

 *  Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Подростки в подавляющем большинстве не создают новых ценностей для общества. Они воспроизводят (репродуцируют) ценности уже известные обществу и только в отдельных случаях, на определённом уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности педагога, могут создавать новые ценности и для общества. В основе творческой (продуктивной) деятельности лежат творческие способности.

Проявлению творческих способностей детей мешают определенные барьеры – внутренние и внешние.

                  К внутренним барьерам относятся:

                                        стереотипы;

                                   излишняя ориентация на одобрение;

                                       заниженная самооценка;

                                  недостаточный уровень саморегуляции.

К внешним барьерам, которые мешают детям проявлять творческие способности, относятся:

                                                     критика;

                                     стресс;

                         дефицит времени.

Преодолеть эти барьеры детям может помочь педагог, который старается снять угрозу внешнего оценивания и критических суждений, который стремится создать на занятии благоприятную психологическую атмосферу.

По результатам исследования американского психолога Торренса, дети, работающие в условиях неоцениваемой деятельности и поощряемые свободно экспериментировать, в дальнейшем показывают более высокий уровень творчества, чем дети, которые работают в условиях оцениваемой деятельности. Основная цель принципа неоцениваемой деятельности – это освобождение ребят от страха делать ошибки. Из собственного опыта могу сказать, что на занятиях кружка время от времени приходилось сталкиваться со страхом ребенка, когда он делал что-то неправильно. И только тогда, когда я успокаивала его, говоря о том, что бояться нечего, я не ставлю оценок, и все можно исправить, ребенок успокаивался. При выполнении заданий нужно оценивать только стремление к работе, к созиданию.

На занятиях кружка  при подаче познавательного материала, при отработке каждого навыка соблюдается принцип «от простого к сложному», что дает возможность воспитанникам быстрее и легче усвоить знания по предложенным темам.

В работе над выполнением художественного изделия предполагаются следующие ступени:

Запомнив порядок этих действий, дети сосредотачиваются лишь на творческой деятельности. Многим интересен именно ход работы, они не задумываются о результате. Уже в процессе изготовления изделия ребенок может изменить цвет и фактуру какого-либо ранее выбранного материала, высказать, что он хотел бы видеть на этом месте картины или, например, каким должен быть шарфик у мягкой игрушки, или вопреки задумке автора идеи изменить форму определенной детали выкройки изделия, или изгиб вылепленной из соленого теста фигуры.  И уже это можно отнести к движению вперед, к проявлению и развитию творческих способностей.

Важнейшим фактором, влияющим на развитие творческих способностей детей, является творческий подход самого преподавателя. Педагог должен обладать конструктивными, поддерживающими  творчество детей личностными ориентациями.

Вот некоторые из них:

поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют вреда окружающим

не мешать желанию ребенка изобразить, сделать что-то по-своему

уважать точку зрения воспитанника – не подавлять её своим «правильным» отношением и мнением

безоценочность к детскому творчеству – т.е. не применять явной системы оценок продуктов творчества ребенка, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлым опытом

не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, т.к. это может вызвать обиду, страх ошибиться сделать что-то «не так» и подавит в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать

творить и играть иногда вместе с детьми в качестве рядового участника процесса

не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, а наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка

развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия элементы гимнастики – это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление

поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и возможности, дружелюбную интонацию голоса

использовать психологические творческие методики и задания, творческие игры.

Декоративно-прикладное творчество играет большую роль в творческом развитии детей, особенно доступно  для восприятия ребенком;  красота и естественность пробуждают любовь к природе, интерес к истории и культуре своей Родины.

К.Э.Циолковский сказал когда-то: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.

 Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.



Предварительный просмотр:

Доклад по самообразованию

Обобщение педагогического опыта.

Тема: «Народное декоративно-прикладное творчество»

«Приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству»

                                                           Педагог доп. обр. Мишина О.Н.

Цель:

 Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Задачи:

  1. Актуализация знаний педагогов по проблемам педагогического общения;
  2. Содействовать развитию у педагогов стремления к совершенствованию и обогащению своего опыта взаимодействия в образовательной среде;
  3. Активизировать усилия педагогов, направленные на развитие своей социальной компетентности в процессе педагогического взаимодействия;
  4. Создавать условия для  создания педагогами своих профессиональных ценностей, а также собственного стиля педагогического общения.

     

Во все времена мастера народов мира отводили декоративно- прикладному искусству особое место, так как оно является основополагающей базой, источником национальной культуры, связующей  нитью всех видов художественной деятельности человека. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный потенциал, обладает
огромными воспитательными возможностями.

    Занятия по декоративному творчеству я тесно связываю с ознакомлением с народным творчеством. Дети при этом видят богатство народной фантазии, мастерство, что способствует не только их эстетическому, но и нравственному воспитанию.

   В прошлом сохранение и развитие народной художественной традиции происходило естественным путем, теперь же это делается сознательно,  с раннего детства. (например: ведутся занятия в д.саду).

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

С  уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомы, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали , как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи ? Чем украшали свой быт?  Такие же вопросы можно задать и о народной культуре бурятского народа.

Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времени, вернуть утраченную ценность.

Моя цель – донести до сознания моих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях, а так как мы проживаем в Республике Бурятия, то должны знать и уважать традиции бурятского народа.

Народное искусство- Национальное по содержанию . Способно активно воздействовать на духовное развитие детей, на формирование патриотических чувств. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение  - это традиции,  обычаи, особенности жизни.

Каждый образ в народном творчестве имеет свое значение, символы, например, птица – это символ счастья, радости. Мы встречаем на полотенцах, на досках, в посуде, игрушках, в одежде и т.д.

Издавна предметы быта расписывали различными узорами, орнаментом, что  тоже является своеобразной символикой. Все это я стараюсь донести до детей. В нашей студии создана целая коллекция изделий, где мы используем в росписи гжель, хохлому и т.д. (действующая выставка, которая постоянно пополняется)

В нашей студии особое место занимают куклы.

Куклы особенно нравятся детям, за ее простоту и красочность. При изготовлении куклы каждый передает не только характер, но и традиции. (русская кукла, буряточка)  При расписывании готового изделия элементы росписи в младших группах просты, в старших группах расширяется их содержание, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, своеобразие композиции. Тщательно изучая материалы, касающиеся истории развития различных народных промыслов. Я уточняла методы и приемы, используемые при росписи. Разработала алгоритмы с элементами народных росписей, создаю условия для самостоятельной деятельности детей. ( доступность материалов:  литература, образцы ит.д.)

В старшем возрасте дети уже могут самостоятельно выбирать вид росписи, ее элементы, колорит, композицию. Творческое применение полученных знаний, умений и навыков по декоративному рисованию, аппликации и лепке при создании предметных, сюжетных композиций, показывает насколько дети понимают принципы, закономерности в декоративном искусстве. В процессе развития декоративного творчества  школьников используются разные методы и приемы.

 

 Учу  детей видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков. Показываю, что сложный узор состоит из простейших, знакомых частей: точки, кружочки, волнистые линии. Объясняю, как правильно нарисовать не сложный узор, а затем предлагаю посмотреть с элементами и композиции их в узоре.

Многообразие видов деятельности и форм работы позволяет избежать потери интереса к занятиям по декоративно-прикладному творчеству, стимулирует творческую активность что является необходимым условием формирования личности ребёнка. Чередование разных видов    деятельности : лепка, конструирование, декоративная работа, особое значение имеет  проведение интегрированных занятий.  Например : проводились занятия совместно с кружком «Волшебный клубок», «Сибирячок»  это  позволяет избежать потери интереса к  прикладному творчеству, сохраняет эффект новизны, стимулирует творческую активность и в то же время даёт возможность систематически работать над овладением художественными материалами и техниками.

Детям очень нравится совместная работа. Здесь каждый чувствует себя причастным к полученному общему результату, что очень радует детей, и как результат —поделка, созданная вместе, — получается наиболее впечатляющая, эмоционально гораздо сильнее затрагивающая детей. Коллективная форма не снижает значение деятельности каждого ребенка, не оставляет без внимания его собственные усилия и от качества работы каждого воспитанника зависит общий результат: ведь чем лучше ребенок выполнит свою часть изображения, тем красивее, интереснее будет общая композиция. И самое главное то, что дети понимают, что все вместе могут получить более значительную поделку, чем каждый в отдельности. В процессе коллективной работы создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и педагогом по поводу того, что они создают, и как это лучше сделать, а по завершении поделки все вместе радуются результатам совместной деятельности, радостные чувства объединяют их.
    Важным обстоятельством является-  поощрения, которую я часто использую –  участие в выставках, которые проводятся регулярно, для детей, для родителей,  на праздничные  мероприятия. Периодическая организация выставок дает возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на занятиях работы обучающихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяться в оформлении.    

 Подводя итог педагогической деятельности в рамках данного опыта, могу с уверенностью сказать, что при использовании разнообразных  методов, приёмов и форм работы с учетом индивидуальных способностей детей на  занятиях объединения по интересам у обучающихся наблюдаются положительные результаты: формирование устойчивого интереса к творческой познавательной деятельности, развитие положительных личностных качеств. В итоге дети учатся  самостоятельно  работать, не боятся  нестандартных ситуаций, а напротив с интересом находят пути их решения. Дети учатся с  удовольствием,  у них вырабатывается  адекватная  самооценка  и  положительная  учебная  мотивация.



Предварительный просмотр:

«Лепка из солёного теста как средство развития  творчества у детей».

                                                                                       Сообщение  из опыта работы     Мишина О. Н.

Творчество – это  деятельность  человека, преобразующая природный и  социальный мир в соответствии с целями и  потребностями человека. Творческое  созидание – это проявление  продуктивной  активности  человеческого сознания.

      Ребёнок, со школьных лет научившийся любить и ценить творчество, гарантировано вырастет человеком созидающим, построить, создать, сотворить, поделиться, будет для него приоритетнее, чем разрушить или сломать.

Ни для кого не секрет, что более половины всех первоклассников, приходя в школу, имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. С каждым годом таких детей становится все больше. Низкий уровень развития мелкой моторики проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое. Это не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, оно важно для полноценного формирования устной речи.

  Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие.

Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко — с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в «момент» созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться.

   И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творчества.

С психологической точки зрения школьное детство является благоприятным периодом для развития творчества потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний — это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление школьников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.

Творчество — деятельность, результатом которой является создание условных материальных и духовных ценностей. (Г.А. Урунтаева).

Если рассматривать детскую деятельность с позиции объективной новизны и значимости, то, конечно, её нельзя назвать творчеством. Рисунки, поделки детей — это не произведение искусства, они не имеют художественной ценности.

Ребёнок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. Поэтому применительно к деятельности ребёнка правомерно использовать термин творчество, ограничивая его словом детское.

Все выше изложенное позволяет сказать, что в широком смысле процесс творческого саморазвития человека беспрерывен. Однако для полноценной реализации потенций к такому развитию важно создать условия. Для этого необходимо знать содержание творчества, конкретные пути, методы влияния на успешность их формирования.

Лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.

Работая с детьми младшего школьного возраста, пришла к  выводу, чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками, развивается мелкая моторика рук.  А когда ребенок начинает понимать, что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов, каждый раз находить новые варианты и способы — лепка становится любимым занятием.

Именно занятия лепкой имеют уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребенка.  Если в других видах ручного труда чаще всего основную работу осуществляет ведущая рука, то во время лепки одинаково работают обе руки. Ребенок, начавший лепить, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки.

Второй год использую технологии лепки из солёного теста. Само по себе тесто является тёплым, экологическим и доступным материалом. В процессе  лепки хорошо развивается сенсорная чувствительность,  восприятие цвета, формы, фактора и т.д.  Лепка из солёного теста процесс очень увлекательный для детей, но несколько трудоёмкий для преподавателя. Для того чтобы получить желаемый результат, надо пройти несколько этапов.                                                                                                                                                        

 1. Заранее приготовить солёное тесто. В различных источниках предлагается множество вариантов, но я в своей практике использовала следующий состав: 2 части муки, 2 части соли (лучше использовать соль «Экстра»), 1 часть воды. Очень важно, чтобы мука была без добавок, а вода обязательно холодная. Готовое тесто длительное время сохраняет свои свойства при хранении в полиэтиленовом пакете в холодильнике.

 2. Подготовить дополнительные материалы и инструменты: скалки для раскатывания теста; необходимые трафареты; стеки для обрезания лишнего теста; различные формочки для печенья; зубочистки и многое другое, что найдётся под рукой. Для склеивания деталей изделий потребуется кисточка и холодная вода или клей ПВА и салфетки.

 Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка, так же  способствует развитию зрительного восприятия, памяти,  привитию ручных умений и навыков, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.

При  работе с солёным тестом, заметила, что детям  интереснее  работать с тестом, чем с пластилином.  

На первых занятиях рассказывала детям об истории тестопластики, знакомила с материалами: мука, соль, вода и масло.  Замешивала тесто в присутствии детей – это приводит детей в восторг. Давала возможность детям  потрогать, понюхать, помять, оторвать кусочек,  высказать свое впечатление о тесте.  Предлагала детям отпечатать на поверхности теста предметы с интересной фактурой - пуговицы, колпачки от фломастеров, пробки, болтики, стеки и другие предметы.

 Одна тема рассчитана на несколько занятия. На первом занятии дети лепят поделку, потом даём возможность высохнуть ей, а на втором занятии раскрашиваем её.  Для раскрашивания используем  краски (гуашь, акварель), фломастеры. Сначала у детей не очень хорошо получалось раскрашивать уже готовые формы - то краска была слишком жидкая, то цвет был подобран неудачно. Постепенно дети привыкли и научились использовать в работе краски,  кисточки разного размера и жесткости. Работы стали получаться интересные, выразительные.

Тесто делала  цветным, добавляла  краски в воду при замешивании.     После  сушки такие изделия затвердевают и могут долго храниться. С ними можно играть,  дарить сувениры.  

Проведённая  работа  позволила добиться следующих результатов:

- Появился  интерес родителей заниматься с детьми  солёным тестом.

 

По содержанию лепка бывает - предметная, сюжетная, декоративная, комплексная.

В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения - фрукты, овощи, игрушки, фигуры людей и животных, бытовые предметы, транспорт, фантазийные существа. Изображение отдельных предметов для ребёнка является более простым, чем, например, в рисовании, т.к. он имеет дело с реальным объемом, и ему нет надобности, прибегать к условным средствам изображения. Дети быстрее овладевают изображением предметов конструктивной, нежели пластической формы. Исследования показывают, что в результате обучения детей можно подвести к правильному изображению человека и животного сначала конструктивным, а затем пластическим способом (барышня, ежик).

В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы связаны между собой: по смыслу (герои одной сказки), размещению в пространстве (объединяются в сюжет на общей основе), по пропорциям (одинакового или разного размера в соответствии с сюжетом), по динамике (герои держатся за руки, бегут, смотрят в одну сторону или друг на друга) и т.д. Сюжетная лепка требует большого объёма работы, времени, поэтому планируется не на один урок («Ежики на прогулке»).

В декоративной лепке дети создают декоративные или декорированные изделия - вазы, маски, панно, лепные орнаменты, изделия по мотивам мелкой декоративной пластики народных умельцев. Эти изделия связаны с жизнью, поэтому имеют больше смысла для ребёнка.

В школьной практике бывает так, что само знакомство с изобразительным искусством начинается с произведений большого искусства, а их понимание требует некоторой специальной подготовки. Декоративные же изделия, народная пластика - «это образы, близкие мировосприятию и мироощущению ребёнка, это художественный язык, доступный для понимания и усвоения даже совсем маленькими детьми, это техника, виртуозно отточенная временем и руками сотен мастеров». Родство детского изобразительного творчества и народного искусства проявляется в настроении, жизнерадостности, добром восприятии мира. «Праздничность» мировосприятия у народного художника близка к образному строю детских работ, где наивность, непосредственность, жизнерадостность восприятия окружающего проявляется в соответствующих формах и приемах выражения.

Лепка по мотивам народной пластики знакомит детей с уникальными образами и обогащает их рациональными способами лепки; подводит детей к ясному пониманию такой художественной особенности, как обобщённый образ. На примере изделий ДПИ проще продемонстрировать детям единство формы и содержания, особенности композиции, так как при их рассмотрении дети не отвлекаются на сюжетные стороны работы. Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета, красивому декоративному заполнению пространства. Работа над лепным орнаментом учит ребенка работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными к форме.

Хорошо проходят занятия когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельностью, играми.

Можно выделить основные приемы формообразования такие, как раскатывание, скатывание, сплющивание, сгибание, вытягивание, вдавливание, оттягивание, скручивание, прищипывание (оттягивание с моделированием), защипывание (края), отгибание краев. Также существуют дополнительные приемы - это вырезание, выдавливание, отпечатывание, просекание, насечка, надрез (разрез), строгание.

Приёмами соединения деталей являются - прижатие, примазывание, вдавливание, насадка на каркас, соединение с помощью жгута, врезание.

Приёмами отделки формы можно назвать - заглаживание, декорирование: различными приспособлениями и инструментами, пластилином и другими материалами, приёмы передачи фактуры.

Основным источником создания орнамента всегда была природа.  На берегу уникального озера Байкал, богатейшая природа.  Рассматривая гусениц, зверей, крыльях птиц и бабочек,  растения и плодах природа "нарисовала" чудесные узоры, открыв человеку бесконечное множество орнаментальных форм, цветовых оттенков, красоту и богатство их сочетаний, цельность и строгую соподчиненность всех элементов. Мы, очарованные красотой и сказочным разнообразием природы, наслаждаемся, внимательно изучаем эту красоту, стремимся использовать закономерности, лежащие в ее основе, и создавать новые орнаментальные формы, чтобы ими украсить вещи и свой быт.

Нужно поощрять  любознательность, сообща давать  детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствовать расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний — это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.



Предварительный просмотр:

Доклад по самообразованию

 Тема:  «Технология индивидуальной работы с обучающимися.»

     Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей.   Жизнь требует от дополнительного образования подготовки выпускника, способного адаптироваться  к меняющимся условиям. Именно это имея ввиду психолог и писатель Г.Томпсон, говорил: «способности- объяснение вашего успеха»

      В дополнительном образовании ничего не должно формироваться насильно; напротив, оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены, прежде всего, на раскрытие и использование познавательной деятельности.

Мы не заставляем ребенка учиться, а создаём условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Подросток приходит в свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога. Задача педагога – пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную деятельность.

 Ребенок – центральная фигура в любом образовательном учреждении. От его духовных, морально-нравственных, деловых качеств зависит его дальнейшая жизнь. В связи с этим возрастает значение и необходимость активной, действенной, целенаправленной и систематической воспитательной работы

    Одной из составляющих в воспитательном процессе является индивидуальная работа. В этом важном деле каждый педагог должен определить степень своего участия в воспитательном процессе, в работе с подростками.

    Индивидуальная работа – это самостоятельная деятельность отдельных обучающихся, направленная на самовоспитание, на выполнение заданий учителя и поручений коллектива, выходящих за рамки учебных программ .

Индивидуальная деятельность не ограничивает потребности детей и подростков в общении, но позволяет каждому найти свое место в общем деле. Целенаправленная индивидуальная работа обучающихся необходима для того, чтобы каждый из них мог в полной мере раскрыть и развить свои способности, выразить свою индивидуальность.

Эта деятельность требует от учителей знания индивидуальных особенностей обучающихся, изучения путем бесед, наблюдений, анкетирования их интересов и стремлений, положения в коллективе сверстников, среды, окружающей ребенка.

Педагог должен обратить внимание:

      Проявляет ли интерес к занятиям, любознательность, творческий подход .

  • Уровень развития познавательных способностей.
  • Способность работать самостоятельно
  • Причины плохой успеваемости: запущенность материала, нежелание, отсутствие силы воли, лень.
  • Работоспособность на занятии.
  • Устойчивость познавательных интересов.
  • Самооценка.
  • Самокритичность
  • Стремление к успеху.
  • Самоконтроль

В этой связи индивидуальная работа с детьми, с одаренными детьми являются крайне необходимой.

 В настоящее время существует две точки зрения: «все дети являются одаренными»-«одаренные дети встречаются крайне редко». Одни полагают, что до уровня одаренного можно развивать практически любого здорового

ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других

«одаренность»-уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется полету одаренных детей.

      Какое  же должно быть основание, чтобы ребенок считался одаренным?

Одаренные дети- это дети, которые признаны образовательной системой: превосходящими уровень интеллектуального развития детей определенного  

возраста. На сегодняшний день большинство психологов признает, качественное своеобразие и характер развития одаренности- это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

    Проблема  работы с учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества, ведь одна древняя мудрость гласит: «Каковы сегодня дети, такими станут завтра министры и президенты». Поэтому остро встает вопрос о разработке системы работы с такими детьми, которая бы включая в себя разные уровни, такие как:

  • выявление одаренных детей и развитие творческих способностей на занятиях;
  • развитие способностей в дополнительном образовании ( конкурсы, индивидуальная, проектная работа);
  • создание условий успешности по работе с одаренными детьми.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Необходимо принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться. Поэтому одаренным ребенком можно считать ребенка, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

     Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения.

  В своей работе я использую разные методы, позволяющие мне выявить одаренных детей. Самым простым из них является обычное наблюдение за детьми во время занятия. Это позволяет определить первые признаки одаренности среди обучающихся. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают вопросы, склонны к размышлению, отличаются хорошей памятью, придумывают различные сюжеты и т.д.

Проблема выявления одаренных детей сложна и  следует иметь ввиду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированы они могут меняться.

Индивидуальный подход в  работе – это не простое общение с детьми, это педагогической искусство, педагогическое мастерство. Выполнение этой задачи во многом зависит от умения педагога организовать и вести индивидуальную работу, терпения и желания достичь конкретного результата. Знание индивидуальных особенностей подростков помогают качественно решить поставленные задачи. Успех в  работе зависит во многом от того, сумеет ли педагог помочь ребенку раскрыть и реализовать свои возможности.

Цель и задачи индивидуальной  работы формируются:

  • на основе всестороннего знания и учета индивидуальных особенностей воспитанников, изучения его личностных качеств, его сильных и слабых сторон (наблюдение, беседы с учеником, родителями);
  • осуществляется выбор оптимальных форм, методов, приемов в достижении  цели оказания помощи;
  • систематический анализ достигнутых результатов.

Основные принципы индивидуальной работы:

  • Повседневное внимание каждому подростку, сочетаемое с высокой требовательностью. Все требования должны быть конкретными, понятными и определенными.
  • Органически сочетаться с уважением к воспитанникам
  • Соблюдение чувства меры в критике недостатков воспитанника и опора на его положительные качества. Критика должна быть принципиальной, доброжелательной. Критиковать можно действия, но не личность.
  • Подход к подростку должен быть с  глубокой верой в него.
  • Оперативно реагировать на поведение каждого воспитанника.
  • Оперативно изменять формы и методы воздействия  при необходимости;
  • Планомерность в деле.

У каждого педагога свои цели.

Индивидуальная работа ведется планово. Это позволяет систематизировать работу с воспитанниками, не упустить из поля индивидуального воздействия ни одного подростка. Индивидуальная работа ведется в соответствии  с определенными маршрутами для каждого воспитанника, графиком индивидуальной работы.

Методы индивидуальной  деятельности: творческое задание, проектный метод, создание проблемной ситуации, упражнения, решение технологических задач, самостоятельные практические работы.

Методы контроля: тестирование, самоконтроль, взаимоконтроль. Применяю формы работы, направленные на развитие креативности обучающихся:  различные конкурсы (международные, всероссийские, муниципальные конкурсы).

Хочу отметить, если деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе  возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выгодский назвал

«зоной потенциального развития».

 Мною накоплен опыт при обучении детей по декоративно прикладному направлению показал: выполнение заданий учащимися, отражаются не только содержание изучаемого ими программного материала, но и  индивидуальные интересы и возможности школьников.  Они носят исследовательский, познавательный, обучающийся характер. Например: «Корзина с цветами»  «Осенняя полянка», «Кукла» работа из бересты, настенное панно «Лебеди»; « Цветы » тестопластика ,  и др.  

   Среди форм и методов  работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся  обладают дополнительные  задания, а также привлечение школьников к участию в конкурсах разного уровня, к которым присуще элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества. («Радуга талантов»  п. Селенга)

Таким образом , можно сделать вывод, что занятия декоративно прикладного творчества в дополнительном образовании являются одним из самых важных этапов в развитии способностей одаренных детей, так как позволяет работать индивидуально с каждым ребенком. Кроме того, такие занятия посещают дети, проявляющие повышенный интерес к декоративно-прикладному виду деятельности. Именно они, впоследствии, и становятся основными участниками  творческих групп.

Современная  материально-техническая база компьютеризации образовательного процесса дает мне возможность расширить диапазон индивидуального образования.

 Целостную картину результатов обучающихся  дает система портфолио.

  Итак :

Технология индивидуального обучения (адаптивная) – индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения является приоритетными. В нашей студии применяются следующие варианты учета индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся:

  • Комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности;
  • Создана учебная программа по направлениям.

Главное достоинство индивидуального обучения выражается в том, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого учащегося, следить за продвижением в обучении и корректировать. В результате учащейся работает экономно, контролирует свои затраты, что гарантирует успешное обучение.

http://images.myshared.ru/4/229337/slide_10.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1073/000826c2-38ee60b4/img6.jpg



Предварительный просмотр:

        

МАОУ Д О «Дом детского творчества с. Выдрино»

Доклад по самообразованию

                                           Обобщение педагогического опыта.

Тема: «Учебное занятие в дополнительном образовании с точки зрения личностно-ориентированного обучения» 

                                                           Педагог доп. обр. Мишина О.Н.

Цель:

 Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Задачи:

  1. Актуализация знаний педагогов;
  2. Содействовать развитию у педагогов стремления к совершенствованию и обогащению своего опыта взаимодействия в образовательной среде;
  3. Активизировать усилия педагогов, направленные на развитие своей социальной компетентности в процессе педагогического взаимодействия;
  4. Создавать условия для  создания педагогами своих профессиональных ценностей, а также собственного стиля педагогического общения.

     

       

«Учебное занятие в дополнительном образовании с точки зрения личностно-ориентированного обучения» 

В течение многих столетий в учебных заведениях было характерно одинаковое для всех по содержанию и методике обучение, предполагающее твердую дисциплину, безоговорочное подчинение требованиям учителя со стороны ученика. Таким образом, ребенок подвергался либо мягкому, либо жесткому давлению. Такой стиль отношений «учитель - ученик» в последнее время получил название авторитарной педагогики. И этот стиль отношений многие педагоги, к сожалению, используют до сих пор. В наше время - в век научно технического прогресса, высоких технологий жизнь выдвигает новые требования по воспитанию и обучению детей. Во взрослую жизнь должен выходить всесторонне развитый, социально адаптированный молодой человек, способный к самоанализу, к корректировке своей собственной судьбы, умеющий взаимодействовать с современным миром. Поэтому сегодня ведущим стратегическим направлением развития системы дополнительного  образования в мире, является личностно – ориентированное образование..

(3)Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования .

(4)Цель личностного ориентированного занятия---- создание условий для проявления познавательной активности обучающихся.

(6)Это обучение выполняет две важнейшие функции в личностном развитии ребенка

Первая функция состоит в том, чтобы «учить детей учиться», развивать в их личности механизмы самосознания, саморегуляции и в широком смысле слова означает способность преодолеть собственную ограниченность не только в учебном процессе, но и в любой человеческой деятельности. Вторая функция предполагает развитие в ребенке «умения думать и действовать творчески», формирование в личности ребенка творческого начала через творчески-продуктивную деятельность. Здесь ребенок имеет право на поиск, ошибку и маленькие творческие открытия. В этом процессе поиска истины происходит переход от отчужденного знания, через личные открытия к личному знанию.

(8)Принципы личностно -ориентированного подхода. 

 (9)Средства достижения этой цели.

Учебное занятие было и остается основным элементом образовательного процесса в дополнительном образовании , но в системе личностно – ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае занятие подчиняется не сообщению и проверке знаний, а выявлению опыта детей по отношению к изучаемому материалу. Чем разнообразнее субъектный опыт, тем больше у педагога возможности его использовать в обучении, но для этого он должен предоставлять обучающимся возможность пользоваться этим опытом через выбор вида и формы учебного материала. Каждое задание, предлагаемое педагогом (там, где это возможно) должно иметь словесное, графическое, предметно – иллюстрированное решение. Ребёнок вправе выбрать какое-либо одно и может рассчитывать на успех, что будет усиливать его учебную мотивацию. Большое значение для организации личностно – ориентированного образовательного процесса имеет работа с первоисточниками. Например, изучение исторических фактов, событий может вестись по различным документам: летопись, былины, мемуары, описание очевидцев, художественные произведения, различные справочные материалы и т.п.       Педагогу важно предоставить ученику право работать с той литературой, которая ему интересна, эмоционально

привлекательна, особенно в тех случаях, когда она выступает объектом информации, а не специальным объектом изучения. Единообразие, шаблон здесь просто недопустимы. Работа на занятии с субъектным опытом ребенка требует от педагога специальной подготовки: не просто изложения материала, а анализа того содержания, которым располагают ученики по теме занятия, раздела программы. В таких условиях меняется ход занятия. Воспитанники не просто слушают рассказ педагога, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают другие ребята, отбирают с помощью педагога то содержание, которое закреплено  знаниями.  В ходе такой беседы нет правильных (неправильных) ответов, просто есть разные позиции, взгляды, точки зрения, выделив которые педагог затем начинает «отрабатывать» их с позиции дидактических целей занятия. Он должен не принуждать, а убеждать обучающихся принять то содержание, которое он предлагает с позиции научного знания. Происходит своеобразный обмен знанием, коллективный отбор его содержания. Ребёнок при этом есть «творец» этого знания, участник его порождения. Именно такое занятие мы называем личностно – ориентированным. В ходе его педагог вместе с детьми осуществляет равноправную работу по поиску и отбору научного содержания знания, которое подлежит усвоению. Взаимодействуя с учениками в ходе занятия, педагог не опасается неправильных ответов привлекает к работе всех обучающихся (а не только хорошо успевающих), обсуждает все высказывания.

 Итак, цель личностно-ориентированного занятия – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения этой цели: использование разнообразных форм и методов организации учебной и творческой деятельности, (7)позволяющих раскрыть субъектный опыт обучающихся;

*создание атмосферы заинтересованности каждого ребёнка в работе учебной группы;

*стимулирование детей к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

*использование в ходе занятия дидактического материала, позволяющего обучающемуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

*оценка деятельности обучающегося не только по конечному результату (правильно – неправильно), но и во время процесса его достижения; поощрение стремления ребёнка находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других в ходе занятия, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

* создание педагогических ситуаций общения на занятии, позволяющих каждому обучающемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы,

Выделенные общие цели и средства организации личностно – ориентированного занятия должны быть конкретизированы педагогом в зависимости от назначения занятия, его тематического содержания. Поэтому в зависимости от типа занятия должны существовать различные критерии эффективности(10) его проведения.

*мотивация обучающихся к целеполаганию;

*использование проблемных творческих заданий;

*применение заданий, позволяющих ребёнку самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно – символическую);

*создание положительного эмоционального настроя на работу всех обучающихся в ходе занятия; сообщение в начале занятия не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе занятия; обсуждение с детьми в конце занятия не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому;

*стимулирование обучающихся к выбору и самостоятельному исполь-зованию разных способов выполнения заданий;

* оценка (поощрение) при опросе на занятии не только правильного ответа ребёнка, но и анализа того, как он рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибка;

*оценивание обучающегося в конце занятия должно аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности; при задании на дом (если таковое имеется) подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Исходя из своего опыта работы с детьми в студии «Гармония», я считаю, что одна из основных целей занятий: формирование эстетической культуры ребенка, т.е. искусство должно постигаться неспешно: оно не только изучается, но и проживается. Поэтому, любой изучаемый материал на занятиях я стараюсь связать с жизнью детей, найти смысл, понятный им. Для этого используется форма учебного диалога. Учебный диалог я применяю не просто как метод обучения, но и как важный компонент личностно ориентированного подхода. В диалоге определяется личный опыт детей, который важно учитывать в работе. Личностно – ориентированный подход в обучении на занятиях в объединении способствует раскрытию индивидуальности ребенка. Во многом это зависит от уровня развития обучающегося, его индивидуальных, возрастных особенностей, а так же и от его способностей к саморазвитию.  Детям школьного  возраста очень свойственна открытость и потребность в общении, а также природное любопытство. Эти качества как нельзя лучше помогают пробудить фантазию ребенка, что часто является двигательной силой для дальнейшего саморазвития и самопознания. Именно поэтому даже самые простейшие навыки мы нарабатываем через какой-либо образ. В результате возрастает творческая активность обучающихся, качественно меняется восприятие различных жизненных проблем, рождаются новые приоритеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО. Распространение педагогического опыта. Доклад 03.2016г. Формирование интереса учащихся к урокам трудового обучения

Выступление на МО. Распространение педагогического опыта.Формирование интереса учащихся к урокам трудового обучения...

Выступление на МО. Распространение педагогического опыта.доклад 03.2017г Развитие потенциальных и компенсаторных возможностей школьников

Выступление на МО. Распространение педагогического опыта.доклад 03.2017г Развитие потенциальных и компенсаторных возможностей школьников....

Выступление на МО. Распространение педагогического опыта.03. 2018г доклад Индивидуальный и дифференцированный подход к детям с отклонением в развитии на уроках швейного дела.

Выступление на МО. Распространение педагогического опыта.03. 2018г доклад Индивидуальный и дифференцированный подход к детям с отклонением в развитии на уроках швейного дела....